Алена Владимировна Либина Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации



страница1/24
Дата14.02.2016
Размер1,43 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24

Алена Владимировна Либина

Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации



Аннотация



Данная книга является первым изданием в мировой психологии, интегрирующим в рамках одного концептуального подхода основные теоретические и экспериментальные направления совладания человека со стрессом, жизненными кризисами и сложными ситуациями. Предлагаемая многомерная модель совладания, названная автором Совладающий Интеллект, описывает универсальную систему диагностики и анализа эффективных и неэффективных способов разрешения жизненных проблем. Построенная на научных принципах единая классификация совладающего и защитного поведения помогает каждому читателю освоить эффективные способы разрешения жизненных проблем.

Издание предназначено для профессиональных психологов, консультантов, студентов и преподавателей гуманитарных и медицинских вузов. Книга будет интересна и очень полезна широкому кругу читателей, которые хотят научиться справляться со стрессовыми ситуациями.

Алена Владимировна Либина

Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации



Введение Человек в сложной жизненной ситуации

Жизнь современного человека изобилует сложными ситуациями, связанными с выбором адекватного способа разрешения различных жизненных затруднений, психологических проблем и конфликтов с окружающими, а также с урегулированием всевозможных кризисов – от личностных до экономических. Каждый человек неизбежно сталкивается с необходимостью разрешать сложные психологические проблемы в течение всей своей жизни. При этом мы всегда стремимся к тому, чтобы справиться с трудностями наиболее эффективным образом. Но что отличает эффективные стратегии поведения от неэффективных? Какие стратегии приводят человека к желаемым результатам, а какие ведут к психологическому неблагополучию? Каким образом психологическая наука может помочь «обыденному психологу», которым согласно Келли ( Н. Kelley, 1992 ) является каждый из нас, справляться с жизненными трудностями наиболее успешным образом? Именно с поиском ответов на эти вопросы связана разрабатываемая автором концепция Совладающего Интеллекта , направленная на систематическое изучение эффективных и неэффективных способов разрешения жизненных затруднений, а также применение полученных знаний в клинической и прикладной психологии, в управленческой, медицинской и консультативной практике и в повседневной жизни.

В настоящее время изучение поведения человека в сложных повседневных ситуациях стало как никогда актуальным именно благодаря развитию дифференциальной психологии. И это далеко не случайно. От индивидуального предпочтения способов разрешения неблагоприятных жизненных ситуаций и создания благоприятных зависит психологическое, психосоматическое и социальное благополучие как отдельного человека, так и общества в целом. От того, насколько эффективно человек справляется с задачами, выдвигаемыми жизнью, зависит, насколько успешно он осваивает мир, насколько гармонично развивается его личность, насколько полно раскрывается его индивидуальность. Следовательно, оптимально ли складывается его образ жизни, удовлетворен ли человек собой и жизнью, своим местом среди других и достигнутыми результатами.

Овладение успешными способами совладания с трудностями, неизбежно возникающими на жизненном пути человека, является чрезвычайно актуальным для каждого из нас. Осознание же неуспешных способов взаимодействия с повседневными трудностями, традиционно называемых психологической защитой, важно вдвойне. Однако, несмотря на несомненную значимость, проблемы как совладания ( coping) , так и защиты ( psychological defense) в современной психологии относятся к числу наиболее противоречивых и малоизученных. Традиционно эти феномены не сопоставляются друг с другом. Их изучение ведется в непересекающихся областях психологии. Концепция Совладающего Интеллекта разрешает это противоречие за счет разработки универсального подхода к анализу, диагностике и применению совладающего и защитного поведения в психологической теории и практике, а также в повседневной жизни.

Под Совладающим Интеллектом мы понимаем как личностные, так и психические процессы, характеризующие взаимодействие человека с конкретными жизненными ситуациями с точки зрения успешности или неуспешности результата этого взаимодействия.

Совладающий Интеллект как психологический феномен тесно связан с личностной компетентностью, совершенствованием мастерства жизни и позитивным психологическим опытом в целом.

Термин СОВЛАДАЮЩИЙ ИНТЕЛЛЕКТ (COPING INTELLIGENCE) объединяет в себе такие понятия, как совладание ( сорing) , психологическая защита ( psychological defense) и интеллект ( intelligence) личности, рассматриваемые с позиций дифференциальной психологии, изучающей индивидуальное своеобразие каждого человека.

Концептуально идея Совладающего Интеллекта связана с представлением об интеллекте Вильгельма Штерна ( Stern, 1900, 1925 ), создателя всемирно известной концепции «Intelligence Quotation» и термина «IQ», переводимого на русский язык как « коэффициент интеллектуального развития» . В понятие интеллекта Штерн включал не столько развитие конкретных способностей человека, сколько способность человека к развитию, к освоению знаний самой жизни и совершенствованию умений в разрешении выдвигаемых ею задач ( Stern, 1909 ).

В данном учебном пособии:

> Дается описание основных теоретических и практических подходов к изучению феноменов защитного и совладающего поведения человека.

> Анализируются современные концепции совладания человека со сложными жизненными ситуациями и повседневными трудностями.

> Описывается разработанная автором оригинальная классификация стратегий совладания и защиты, построенная на единых общепсихологических основаниях. Универсальный характер классификации послужил отправной точкой создания целостной концепции Совладающего Интеллекта.

> Прослеживается эмпирическая взаимосвязь между сформированностью Совладающего Интеллекта, проявляющейся в широте-узости репертуара совладающего поведения, и индивидуальной успешностью в предметной, социальной и личностной сферах.

> Приводятся результаты экспериментального изучения связи между совладающими и защитными стратегиями, формальными характеристиками индивидуальности человека (темпераментом) и такими содержательными факторами, как субъективная удовлетворенность человека жизнью, собой, а также взаимоотношениями с ближайшим и отдаленным окружением.

> Описывается методика проведения индивидуальных консультаций и психологического тренинга, направленного на развитие Совладающего Интеллекта и на освоение знаний и навыков психологической компетентности в различных сферах жизни и деятельности.

> Приводятся примеры использования теории и практики нового подхода в клинической психологии и консультативной практике.

> Предлагаются практические рекомендации по выявлению и развитию Совладающего Интеллекта человека в повседневной жизни.

Создание единой концепции Совладающего Интеллекта, объединяющей совладающее и защитное поведения с точки зрения общепсихологических оснований, открывает широкие возможности для сравнительного анализа традиционных классификаций успешных и неуспешных способов поведения, выполненных на основе различных теорий и подходов. Универсальный характер предложенной концепции делает возможным интеграцию огромного множества разрозненных и ранее несопоставимых друг с другом данных об эффективных и неэффективных способах взаимодействия человека с жизненными трудностями, полученных в рамках различных подходов. В данном случае речь идет о психодинамическом подходе, теории стресса и адаптации, концепции личностных черт и стиля человека, анализе жизненного пути, феноменологии повседневной жизни и научного исследования взаимодействия личности и ситуации.



Совладающий Интеллект служит своеобразным мостом между психологической наукой и практикой, а также самой жизнью. Жизненные события и научные открытия находятся в постоянной и тесной взаимосвязи. Задачей любого психолога является поддержание живой связи и обмена между психологической наукой и повседневностью. Как неоднократно подчеркивалось создателем школы дифференциальной психофизиологии, выдающимся психологом Борисом Михайловичем Тепловым ( 1940, 1941, 1943, 1957–1966 ), психологическая мысль должна развиваться в контексте широких явлений самой жизни и ее актуальных моментов. Исследование Совладающего Интеллекта связано с актуальнейшей жизненной и научной проблемой – изучением способов разрешения повседневных трудностей.

ЧАСТЬ I СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТРАДИЦИОННЫХ ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ СОВЛАДАНИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ


...

Прежде чем перейти к подробному анализу феномена Совладающего Интеллекта , рассмотрим основные определения феноменов совладания и психологической защиты , а также традиционные подходы к изучению совладающих и защитных способов взаимодействия человека с миром. Так как феномены совладания и защиты возникли в рамках эго -ориентированной теории, а когнитивная теория стресса и совладания относится к наиболее распространенной, проанализируем их более детально.


Каталог: book -> social psychology
social psychology -> Уроки соционики, или Самое главное, чему нас не учили в школе
social psychology -> Шпаргалка Наталия Александровна Богачкина Социальная психология. Шпаргалка
social psychology -> Густав Лебон Психология народов и масс
social psychology -> Учебное пособие Челябинск Издательство юургу 1999 ббк я7 + Ю95. я7
social psychology -> Анцупов А. Я. А74 Профилактика конфликтов в школьном коллективе
social psychology -> Издательство благодарит Юлию Робертовну Кричевскую за большую помощь в подготовке данного издания
social psychology -> Книга менеджера по персоналу
social psychology -> Электронное оглавление
social psychology -> Константин Леонардович Банников


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   24


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница