Алалия. Коррекционно-логопедическая работа по формированию компонентов речевой деятельности при системном недоразвитии речи Практическое задание 3, Модуль 3



Скачать 127,22 Kb.
страница1/4
Дата15.06.2022
Размер127,22 Kb.
#186152
ТипПрограмма
  1   2   3   4
Связанные:
Практическое задание №3 Сапрунова С.Н.


Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения


Программа профессиональной переподготовки
Логопедия. Содержание и организация коррекционно-педагогической работы по устранению различных нарушений речевой деятельности с дополнительной специализацией в области дошкольной дефектологии (1340)_new
Дисциплина: Алалия. Коррекционно-логопедическая работа по формированию компонентов речевой деятельности при системном недоразвитии речи
Практическое задание 3, Модуль 3. Сенсорная алалия


Выполнил:
слушатель Сапрунова Светлана Николаевна
Преподаватель:
Шацкова Виктория Николаевна
г. Москва – 2022
Задание 1. 
Составьте вопросы, которые в беседе логопеда с родителями «безречевого ребенка» при сборе анамнестических сведений позволят дифференцировать моторную алалию от задержки речевого развития.
Ответ:
В настоящее время специалисты реабилитационных, медико -психолого-педагогических центров, других социальных, медицинских и образовательных учреждений всё чаще сталкиваются с безречевыми детьми, т.е. с детьми, у которых отсутствует речь.
Тот уровень речи, который есть у этих детей – вокализации, звукоподражания и звукокомплексы, эмоциональные восклицания, даже отдельные нечётко произносимые обиходные слова – не может служить для полноценного общения. Та «речь», которая есть у ребёнка, не выступает «регулятором поведения», т.к. выработка условных связей на слова значительно затруднена.
Группа безречевых детей неоднородна. В неё входят дети с моторной и сенсорной алалией, анартрией (тяжёлой степенью дизартрии), ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью, нарушением слуха. Что же является общим для всех детей?
-Отсутствие мотивации к общению;
-Неумение ориентироваться в ситуации;
-Разлаженность поведения;
- Негибкость в контактах;
- Повышенная эмоциональная истощаемость.
Всё это мешает полноценному взаимодействию ребёнка с окружающим миром. Но при наличии общности проявлений, основные симптомы различаются по качеству протекания и степени выраженности.
Дифференциальная диагностика безречевых детей, особенно, в дошкольном возрасте, представляет значительные трудности. Это обусловлено сходством внешних проявлений и вероятной общностью других патогенетических механизмов. 
Как показывает практика, в последнее время участились ситуации, когда у ребёнка отмечается сочетанное расстройство, например, незначительное снижение слуха, задержка психоречевого развития и нарушение центральных слуховых процессов; детский церебральный паралич, дизартрия и моторная алалия, вторичная аутизация при детском церебральном параличе и др.
Дифференциальную диагностику безречевых детей затрудняет наличие неврологической симптоматики - минимальной мозговой дисфункции, синдромов гипо- и гипервозбудимости, гипертензионно-гидроцефального и церебрастенического синдромов. При всём разнообразии неврологической симптоматики, для безречевых детей характерно снижение психической активности, внимания, памяти, отмечается недостаточность целенаправленной деятельности. Кроме того, симптомы поражения нервной системы могут иметь регредиентный характер. Отмечаются периодические кризы, которые проявляются в приступах плача, рвотном рефлексе, беспокойном поведении, аффективно-респираторных приступах. Даже при лёгком и доброкачественном течении без очаговых неврологических симптомов общий потенциал ребёнка снижен.
Диагностику безречевых детей необходимо проводить с учётом ряда принципов:

  • принцип комплексного подхода, что важно для прогнозирования коммуникативного и речевого, вербального развития;

  • принцип системного структурно-динамического изучения психического развития, что позволяет повысить эффективность психолого-педагогического изучения в целом;

  • принцип качественного анализа структуры дефекта, который даёт материал для оценки деятельности;

  • принцип целостного анализа психического развития ребёнка, позволяющий вскрыть соотношения между первичным и вторичным дефектом и др.

Предъявление материала должно быть организовано так, чтобы каждый безречевой ребёнок мог реагировать на том уровне и такими средствами, которые ему доступны. Формы общения между специалистом, проводящим обследование, и ребёнком должны предполагать учёт его минимальной реакции (улыбка, жест, знак отрицания, фиксация взгляда на предмете и т.д.).
При знакомстве с медико-педагогической документацией и в беседах с родителями специалистов должны интересовать следующие вопросы:
- Каковы индивидуально-типологические особенности ребёнка;
- Когда появилась реакция на близких и чужих лиц;
-Насколько ребёнок проявляет инициативу и стремится к общению;
-Какие отмечаются особенности поведения;
-Какие именно ситуации влияют на изменение поведения ребёнка.


Скачать 127,22 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница