Актуальность



Скачать 119.15 Kb.
Дата22.04.2016
Размер119.15 Kb.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КОМБАЙНОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
c:\documents and settings\гл\рабочий стол\сайт-13\методика\методика 2012-2013\направления\титульные листы\жирова м.к..jpg

















































АКТУАЛЬНОСТЬ


Личностно-ориентированное обучение — обучение, при котором цели и содержание обучения, сформулированные в государственном образовательном стандарте, программах обучения, приобретают для учащегося личностный смысл, развивают мотивацию к обучению. С другой стороны, такое обучение позволяет учащемуся в соответствии со своими индивидуальными способностями и коммуникативными потребностями, возможностями модифицировать цели и результаты обучения. Личностно-ориентированный (личностно-деятельностный) подход основывается на учёте индивидуальных особенностей обучаемых, которые рассматриваются как личности, имеющие свои характерные черты, склонности и интересы. Отмечается, что для каждого учащегося типичен тот или иной способ осуществления деятельности по овладению иностранным языком.

При организации личностно-ориентированного урока профессиональная позиция учителя должна состоять в том, чтобы знать и уважительно относиться к любому высказыванию ученика по содержанию обсуждаемой темы. Педагог должен продумать не только, какой материал он будет сообщать, но и какие содержательные характеристики по поводу этого материала возможны в субъектном опыте учащихся (как результат их предшествующего обучения у разных учителей и собственной жизнедеятельности). Надо продумать, что следует сделать, дабы обсудить детские “версии” не в жестко-оценочной ситуации (правильно-неправильно), а в равноправном диалоге. Как обобщить эти “версии”, выделить и поддержать те из них, которые наиболее адекватны научному содержанию, соответствуют теме урока, задачам и целям обучения.

В этих условиях ученики будут стремиться быть “услышанными”, станут высказываться по затронутой теме, предлагать, не боясь ошибиться, свои варианты ее содержательного обсуждения. Учителю нужно быть готовым к тому, чтобы инициировать учащихся к такому разговору,  активно способствовать выражению учениками их индивидуальных “семантик” (пусть несовершенных поначалу с позиции научного знания). Обсуждая их на уроке, учитель и формирует “коллективное” знание, как результат “окультуривания” индивидуальных “семантик”, а не просто добивается от класса воспроизведения готовых образцов, подготовленных им для усвоения».

ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННЫЙ УРОК

Решить эти проблемы позволяет личностно - ориентированное обучение.

Основная форма обучения - урок. «Все самое главное происходит с учеником на уроке», - писал Ю. А. Конаржевский. Урок – это часть жизни ребенка, и каждый урок должен стать уроком жизни для ученика.

Кто-то подсчитал, что учитель за свою жизнь проводит порядка 25 000 уроков, а ученик за 11 лет посещает их около 11, 5 тысяч, поэтому, урок недооценивать нельзя! Всего 45 минут отводится учителю для обучения, развития субъектности учеников и формирования системы их ценностей на уроке!

…Звенит звонок, я беру классный журнал и иду на урок. Каким ему быть? Каким он должен быть? Эти вопросы всегда волнуют меня, ведь мой день состоит из уроков. Урок – дело серьезное. Он требует не только научного подхода, но и творческого поиска. А поиск – долг учителя! Да, учительская работа не из простых, так как учитель не может работать «от сих до сих». Только и тем, кого мы учим, тоже порой бывает нелегко: детям в школе не только нужно приобрести знания, умения и навыки, но и стать личностями. Поэтому мы – учителя - призваны не только приоткрыть детям дверь в храм науки, показать Ариаднины нити – паутинки и пожелать счастливого пути, но и должны помочь ученикам самореализоваться в современном обществе, должны найти приемы, которые позволят найти каждому свой путь, чтоб свобода мысли вылилась в свободу творчества и свободу личности! И все это только за 11,5 тысяч уроков по 40 минут…

Существует множество разных типов и форм уроков, а личностно ориентированный урок – особый! Именно он позволяет реализовать принцип «обучать не всех, а каждого», именно он позволяет за 40 минут создать условия и для обучения учащихся, и для развития каждого ученика, и для формирования системы ценностей школьников – каждого в отдельности, именно он позволяет помочь каждому ученику стать субъектом!

Я считаю, что урок был и остается основным элементом образовательного процесса, но в системе личностно- ориентированного обучения существенно меняется его функция, форма организации. В этом случае урок подчиняется не сообщению и проверке знаний, а выявлению опыта учеников по отношению к излагаемому учителем материалу. Взаимодействуя с учеником в ходе урока, учитель не опасается неправильных ответов, а привлекает к работе всех учеников, обсуждает все высказывания, отбирая из них наиболее соответствующие научному содержанию знаний.

Целью личностно - ориентированного урока является создание условий для развития личности ученика как индивидуальности и проявление познавательной активности учеников.

Реализация личностно- ориентированного обучения предполагает создание особых психолого-педагогических условий.

Каковы особенности построения личностно- ориентированного обучения в начальной школе?

На уроках в начальной школе личностно-ориентированное обучение строится следующим образом.

Составляется личностно-ориентированный план по предмету, в котором указываются׃

- наименование тем или разделов курса;

- временные рамки тем или разделов;

- понятия, термины, правила, которыми ученик должен оперировать;

- индивидуальные дополнительные задания ученику с учетом зоны его ближайшего развития;

-учебные результаты, полученные учеником.

Каждый учащийся в зависимости от его способностей, желаний, самочувствия продвигается по учебному плану, проходя каждый уровень заданий, определяя свой темп усвоения учебного материала по предмету, согласно плану.

При данной системе обучения значительная доля учебного времени отводится самостоятельной работе учащихся, поэтому весь учебный процесс делится на два блока - лекционный и практический.

На уроках - лекциях ведется объяснение нового материала учителем. В начальных классах лекция носит проблемный развивающий характер. По ходу лекции ставятся проблемы, задачи и задания, в результате которых ученики приходят к нужному выводу. Лекция строится на основе взаимодействия учителя и ученика. В конце лекции составляется обобщающая таблица по теме, в которой собраны все имеющиеся знания учащихся.

После первых лекционных занятий ученик приступает к реализации своего личностно-ориентированного учебного плана.

В технологии личностно-ориентированного обучения предусматривается три уровня заданий׃

- репродуктивного характера;

- алгоритмического;

- творческого.

Одним из важнейших показателей качества образования в настоящий момент является не только уровень образованности человека, но и его жизненная успешность – социальная адаптация, которая во многом зависит от способности человека к саморазвитию.

Сейчас перед нашим государством, школой, учителями и родителями встает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы вырастить детей не только крепкими и здоровыми, но и – обязательно! – инициативными, думающими людьми, способными на творческий подход к любому делу.

Важной особенностью системы личностно-ориентированного обучения является то, что процесс обучения мыслится как развитие личности ребенка, то есть обучение должно быть ориентировано не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика. Другими словами, обучение имеет личностно ориентированную направленность.

Нередко под личностно-ориентированным уроком понимают гуманное, уважительное отношение к ученику, задача учителя при этом заключается, прежде всего, в том, чтобы создать эмоционально положительный настрой класса на работу. Бывает, учитель не ставит плохой отметки, даже если ответ ученика того заслуживает, стараясь помочь слабым учащимся. Учитель закрывает глаза на проявление недисциплинированности, использует разнообразные развлекающие моменты. Широко используются уроки с увлечением, развлечением, насыщенные самостоятельными творческими заданиями. Все это, безусловно, делает урок более интересным, привлекательным, более результативным, но еще не дает основания считать его личностно-ориентированным. Сущность последнего – не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъектному опыту школьников, то есть к опыту их собственной жизнедеятельности.

Я считаю, что основные особенности личностно-ориентированного обучения, разработанные И.С. Якиманской, создают благоприятные условия для формирования творческих способностей младших школьников. Поэтому в процессе планирования и организации уроков родного языка я опираюсь на некоторые из них:

Продумывание возможностей для самопроявления учеников;

Использование разнообразного дидактического материала, позволяющего ученику проявлять личностную избирательность к типу, виду и форме учебного задания, характеру его выполнения;

Предоставление ученикам возможности задавать вопросы, не сдерживая их активности и инициативы;

Поощрение высказанных учащимися оригинальных идей и гипотез;

Организация обмена мыслями, мнениями, оценками;

Стимулирование учащихся к активным действиям по усвоению знаний, к дополнению и анализу ответов товарищей (рецензированию ответа);

Стремление к созданию ситуации успеха для каждого ученика;

Активизация субъектного опыта ученика, его использование в процессе урока;

Применение трудных ситуаций, возникающих по ходу урока, как область приложения знаний;

Стимулирование учеников к выбору различных способов выполнения заданий.

Хочу показать, как на разных уроках применяю задания разного уровня сложности.

1. Русский язык


При изучении словарных слов учитываю особенности организма ребёнка 7-8-летнего возраста: у них преобладает наглядно-образное мышление, хотя есть дети, способные запомнить и на слух с первого раза и не способные какое-то время запомнить.

Родина


ракета

ресницы


Пока с одними учащимся идёт работа по запоминанию букв в словарных словах, другие придумывают задания с новыми словарными словами себе или классу или соседу по парте (разбить слова на группы по какому-то принципу, составить словосочетания сущ+прилаг, причём прилагательное должно обозначать цвет, размер, качество, синоним или антоним). Иногда дети предлагают самим придумать рисунок к букве, и это они с удовольствием делают на интерактивной доске.

На минутке чистописания с первого класса использую цепочки букв разного уровня сложности, дети сами выбирают себе одну из цепочек и продолжают её. И всегда найдётся ученик, спросивший: «А можно свою придумать?» или: «А можно просто написать Рр?»

1) Рра Рре Ррё… (продолжить Рри Рро Рру Рры Ррэ Ррю Рря)

2) Ра рб рв рг… (продолжить рд ре рё рж рз и т.д.)

3) Рр Ррр Рррр… (продолжить Ррррр Рррррр и т.д.)

Индивидуальные разноуровневые задания для осуществления контроля за усвоением изученного.



У-1 (с низким уровнем развития)

Выпиши глаголы в неопределенной форме, определи их спряжение.

Бежал, поет, пить, гуляет, ходить, думает, слетать, выучить, смеяться, говорим, брать.

У-2 (со средним уровнем развития)

В первый столбик выпиши глаголы, обозначающие, как передвигаются люди. Во второй - глаголы, обозначающие, как передвигаются животные. В третий - глаголы, относящиеся к учению. Определи их спряжение.

Ходить, бегать, ползать, плавать, порхать, летать, учить, считать, писать, читать.

У-3 (с высоким уровнем развития)

К устойчивым сочетаниям подберите близкий по значению глагол, напишите его в неопределенной форме, определите спряжение.

Гладить по головке -..., повесить голову -..., зарубить на носу -..., бить баклуши -... класть зубы на полку -... .

(Если ребёнок не справится, то предложить сделать дома со взрослыми).



Работа над сочинением

У-1 (с низким уровнем развития)

Составить рассказ с помощью опорных слов - не обязательно использовать все слова, при желании добавить свои (Зимушка, ветки, пришла, рассыпала, укрыла, хлопья, голые, хруст, снеговые, снежинки, танцуют, свежий, чистый, прохладная, белая).



У-2 (со средним уровнем развития)

Прочитать рассказ, вставить пропущенные буквы и озаглавить рассказ.

Наступила кр_савица з_ма. Ст_ят м_розные деньки. (С) ни_кого неба на землю л_тят пуш_стые сн_жинки. Д_рев_я закуталис_ (в) белые снежные п_крывала.

У-3 (с высоким уровнем развития)

Пишут сочинение по плану. 1-2 предложения – ответа на каждый вопрос плана.

Прочитай план. Запиши 1-2 предложения на каждый вопрос, чтобы получился связный текст.

План.


1. Какое время года наступило?

2. Какая погода зимой?

3. Какие стоят деревья?

4. Как живут зимой звери и птицы?

5. Какие любимые игры детей в зимнее время?

6. Нравится ли тебе зима?


2. Литературное чтение


В первом классе на уроках обучения грамоте знакомлю учащихся с рифмой, учимся подбирать рифму, играем в различные игры: “Складно – Нескладно”, “Отгадка в рифму”, “Подскажи рифму”. На уроках чтения обсуждаем, зачем писатель пишет стихи, какими секретами он пользуется, как научиться самому открывать эти секреты и как научить этому товарищей.

1. “От порога до порога нас ведет с тобой … (дорога)”, “Ша – ша – ша – мама моет … (малыша)”. Подбирается слово в рифму, подходящее по смыслу, выделяется изучаемый звук.

2. Из данных слов, состоящих из двух – трех слогов, найти созвучные слова:

ка – ток


то - пот ту – ман

мо - ток Ан – тон

ста - кан ше – пот

хло - пок

Задания такого вида развивают наблюдательность, формируют умение сравнивать.

Задания на выбор слов, подходящих по смыслу:

Например: “Хороша у Тани строчка,

А в конце большая … (бочка, точка, почка)”.

“Прыгал птенчик по дорожке,

И клевал большие … (мошки, крошки)”.

Во втором, третьем классах на уроках русского языка и литературного чтения продолжается работа, и задания усложняются. Дети не только учатся находить рифмованные слова, но и устанавливают логическую структуру небольшого текста по смыслу. Например, в задании “Собери четверостишие”, предложения даны вразброску. Это могут быть загадки, считалки и так далее.

Например:

Лягушки все ее боятся

На одной ноге стоит

Стараются не попадаться

И имеет важный вид (цапля).

Такие упражнения развивают логическое мышление, память. Дети понимают, что нужно не только быть внимательным к содержанию, но и к его логическому построению. Формируется стихотворчество.

Дополнительно выполнялись задания дома. Я давала рифмованные слова, с использованием которых нужно было сочинить свои двустишия и четверостишия. Например: “опушка – кукушка”, “скворец – дворец”, “мыло – чернила”. Далее работала детская фантазия, и ребята сами выдумывали слова. С заданиями справились хорошо. Вот что получилось:

Лена Б.: “Есть в лесу одна опушка,

Любит там сидеть кукушка”.

Олеся В.: “Прилетел весной скворец,

Быстро занял свой дворец”.


3. Математика


Особенно ярко принципы личностно ориентированного обучения лежат в основе уроков математики. Урок математики носит развивающий характер, формирует умение сравнивать, анализировать, выделять главное. Организуя познавательную деятельность, учитель не сообщает знания, а помогает детям в процессе исследований, наблюдений, практической работы отвечать на проблемные вопросы, делать выводы. Опираясь на субъективный опыт, дети познают новое, делают «открытия». На уроке применяются активные методы и формы организации процесса обучения: тест, кроссворд, арифметический диктант, игра, свобода выбора (вариативность классных и домашних заданий), парная работа, являющаяся особенно актуальной и продуктивной для изучения нового материала, развития речи, умения общаться. Во время совместной деятельности формируются ключевые компетенции и развиваются личностные качества: мотивация достижения успеха, способность к самоопределению и самооценке деятельности.

Радуют успехи детей, их непосредственность, умение высказывать и отстаивать свою точку зрения, уважать мнение других.

Конечно, хотелось бы сказать о преимуществах технологии личностно-ориентированного обучения.

Во-первых, данная технология является адаптационной к возможностям каждого ученика.

Во-вторых, она универсальна, т.к. учитель параллельно может использовать игровые технологии, проблемное обучение, технологию укрупненных дидактических единиц.

В-третьих, каждый учитель автоматически становится в позицию исследователя.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Я применяю данную технологию на уроках русского языка и математики, окружающего мира, литературного чтения, технологии. Особенно эффективно, на мой взгляд, применение данной технологии на уроках закрепления и повторения учебного материала, где большая часть учебного времени отводится самостоятельной работе.

Моя позиция, как педагога: стимулирования саморазвития учащихся; инициирование личностного опыта каждого ученика; развитие индивидуальности; признание самобытности, неповторимости, самооценке каждого учащегося в коллективе.

При разработке и проведении уроков я стараюсь обеспечить права каждого школьника на индивидуальное развитие, которое не противоречит его психологическому статусу (возможностям, склонностям, интересам).



c:\documents and settings\гл\рабочий стол\сайт-13\методика\методика 2012-2013\направления\применение и распространение опыта\жирова м.к..jpg
Каталог: images -> metodika
images -> Секция «Психология труда и эргономика» 3
images -> Методическое пособие «Программа психологической поддержки подростков с девиантным поведением в условиях среднего общеобразовательного учреждения»
images -> Психолого-педагогические условия развития автономии личности в процессе подготовки студентов-психологов 19. 00. 13 психология развития, акмеология
images -> Московский городской
images -> Рабочая Программа учебной дисциплины м 01. Научные исследования в профессиональной деятельности психолого-педагогического направления
images -> Самопонимание как фактор развития мотивации достижения в процессе подготовки будущих государственных служащих 19. 00. 13 психология развития, акмеология
metodika -> Моу комбайновская оош в помощь классному руководителю.
metodika -> «Использование компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы с целью повышения качества знаний учащихся»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница