Актуальность программы



страница1/4
Дата10.02.2016
Размер0,82 Mb.
  1   2   3   4

Введение

Актуальность программы


Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года предусматривает введение профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы. Профильное обучение рассматривается как средство дифференциации и индивидуализации образовательного процесса, позволяющее более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса, существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуального образовательного маршрута. В связи с этим значительно возрастает ответственность ученика за свою учебную деятельность.

В условиях профильного обучения старшекласснику необходимо сделать жизненно важный выбор, который во многом определит его дальнейшее образование, будущую профессиональную карьеру. В связи с этим особенно актуальным становится подготовить учащихся к самостоятельному и продуманному выбору.

« Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?»- пожалуй, этот вопрос входит в пятерку самых популярных вопросов, которые взрослые и дети любят задавать. И чем взрослее становится ребенок, это сакраментальное - « Кем быть?» все сильнее тревожит душу и разум и подросшего ребенка и его родителей. Вот тогда-то и возникает вопрос, какую профессию выбрать для себя и так, чтобы еще не ошибиться с выбором.

Многочисленные исследования показали, что одной из серьезных проблем перехода на профильное обучение является неспособность учащихся к планированию учебной и профессиональной карьеры и проектированию собственного жизненного пути. В реальной образовательной практике выбор профиля обучения осуществляется на основе показателей успешности обучения, а также на основе пожеланий родителей. В тех случаях, когда выбор профиля осуществляется самим учащимся, оказывается, что его выбор определяется такими факторами как: выборы референтных лиц, престижность профессии, внешняя привлекательность профессии, мнение и материальные возможности родителей, легкость усвоения знаний определенного типа, отношение к педагогам по профильным предметам, степень удаленности высших учебных заведений.

Целью психологического сопровождения профильного обучения является помощь подростку в профессиональном самоопределении. Сущность профессионального самоопределения заключается в нахождении личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности. Следует отметить, что в настоящее время смысл выбираемой профессии зачастую находится не в самой трудовой деятельности, а в благах получаемых за эту деятельность (уровень зарплаты, престижность и т.д.), что, к сожалению, может в будущем привести к отсутствию интереса в профессиональной деятельности и психологическому кризису.

Программа психологического сопровождения профильного обучения включает в себя два подраздела:



  • Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки (8 – 9 классы)

  • Психологическое сопровождение профильного обучения (10 – 11 классы)

Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки


Цели и задачи:

  1. Формирование у учащихся способности к сознательному ответственному выбору (развитие самостоятельности, внутренней свободы, адекватного восприятия действительности, независимости от внешнего окружения);

  2. Профинформация;

  3. Профдиагностика



Психологическое сопровождение профильного обучения


Цели и задачи:

  1. Профессиональное самоопределение;

  2. Развитие внутренней свободы и самостоятельности личности учащегося;

  3. Профдиагностика - оценка соответствия (тестирование и самотестирование) возможностей (способностей) и выбранного профиля;

  4. Развитие коммуникативных навыков;

  5. Развитие навыков самопрезентации.

Следует подчеркнуть тот аспект профильного обучения, который состоит в ориентации на развитие способности к самостоятельному построению образовательного маршрута, на развитии качеств субъектности ученика. Важно, как ответит на вопросы: чего хочу, чего могу, чего от меня ждет общество сам ученик. Профильное обучение и выбор индивидуального маршрута образования предполагает акцент на самостоятельности, правовой культуре, способности к сотрудничеству, толерантности. Конец основной, старшая школа – возраст, когда формируются жизненные планы, перспективы. В том числе – представления о будущей профессии, уровне образовательного роста и т.п. Это возраст активного формирования ценностных ориентаций и установок. Очень важна в этот период помощь растущему человеку в осознании жизненных перспектив, в том числе образовательных. В этом смысле профильная подготовка, предлагаемая концепцией профильного обучения, психологически вполне обоснованна.

Задачу оказания помощи старшеклассникам в профессиональном самоопределении реализуется в форме:

– диагностики профессиональной направленности;

– выступлений на родительских собраниях;

– индивидуальных и групповых консультаций по запросам учащихся:

- проведения тренинговых занятий.


Блок «Профинформация»


Профинформация включает в себя ознакомление учащихся с рынком труда в регионе, с современными видами производства, с разнообразием работ и профессий, их содержанием и значимостью, а также ознакомление учащихся с требованиями предъявляемыми данными профессиями к человеку. Эти занятия строятся на принципах создания проекта, обучающиеся сами исследуют ситуацию на рынке труда, рассказывают о профессиях своих родителей, о возможностях продолжения образования вне гимназии.

Блок «Профдиагностика»


Формирование внутренней готовности учащихся к осознанному и самостоятельному выбору профессии предполагает самопознание и самодиагностику учащихся. Основной целью данного блока является помощь учащимся в самопознании. Мониторинг предпрофильного и профильного обучения ведется с 8 по 11 класс. В 8 классе основная направленность диагностики – выявление интересов и склонностей личности подростка для обеспечения успешного выбора профиля образования. В 9 классе эта направленность несколько меняется – целью диагностики становится определение типа будущей профессии и построение необходимой образовательной траектории. В 10-11 классах производится оценка мотивации выбора профиля, удовлетворенности выбором и эмоционального состояния подростка в связи с выбором профиля.

Каталог: doc -> konkurs2013
doc -> Органах местного самоуправления
doc -> Программы
doc -> Информация об опыте 2
doc -> Работы с одаренной молодежью
doc -> Общие положения Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование»
doc -> Образовательная программа основного общего образования гоу спо яо борисоглебского политехнического техникума
doc -> Пояснительная записка Содержание и контекст Методы обучения


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница