  Введение Актуальность программы
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года предусматривает введение профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы. Профильное обучение рассматривается как средство дифференциации и индивидуализации образовательного процесса, позволяющее более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса, существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуального образовательного маршрута. В связи с этим значительно возрастает ответственность ученика за свою учебную деятельность.
В условиях профильного обучения старшекласснику необходимо сделать жизненно важный выбор, который во многом определит его дальнейшее образование, будущую профессиональную карьеру. В связи с этим особенно актуальным становится подготовить учащихся к самостоятельному и продуманному выбору.
« Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?»- пожалуй, этот вопрос входит в пятерку самых популярных вопросов, которые взрослые и дети любят задавать. И чем взрослее становится ребенок, это сакраментальное - « Кем быть?» все сильнее тревожит душу и разум и подросшего ребенка и его родителей. Вот тогда-то и возникает вопрос, какую профессию выбрать для себя и так, чтобы еще не ошибиться с выбором.
Многочисленные исследования показали, что одной из серьезных проблем перехода на профильное обучение является неспособность учащихся к планированию учебной и профессиональной карьеры и проектированию собственного жизненного пути. В реальной образовательной практике выбор профиля обучения осуществляется на основе показателей успешности обучения, а также на основе пожеланий родителей. В тех случаях, когда выбор профиля осуществляется самим учащимся, оказывается, что его выбор определяется такими факторами как: выборы референтных лиц, престижность профессии, внешняя привлекательность профессии, мнение и материальные возможности родителей, легкость усвоения знаний определенного типа, отношение к педагогам по профильным предметам, степень удаленности высших учебных заведений.
Целью психологического сопровождения профильного обучения является помощь подростку в профессиональном самоопределении. Сущность профессионального самоопределения заключается в нахождении личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности. Следует отметить, что в настоящее время смысл выбираемой профессии зачастую находится не в самой трудовой деятельности, а в благах получаемых за эту деятельность (уровень зарплаты, престижность и т.д.), что, к сожалению, может в будущем привести к отсутствию интереса в профессиональной деятельности и психологическому кризису.
Программа психологического сопровождения профильного обучения включает в себя два подраздела:
-
Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки (8 – 9 классы)
-
Психологическое сопровождение профильного обучения (10 – 11 классы)
Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки
Цели и задачи:
-
Формирование у учащихся способности к сознательному ответственному выбору (развитие самостоятельности, внутренней свободы, адекватного восприятия действительности, независимости от внешнего окружения);
-
Профинформация;
-
Профдиагностика
Психологическое сопровождение профильного обучения
Цели и задачи:
-
Профессиональное самоопределение;
-
Развитие внутренней свободы и самостоятельности личности учащегося;
-
Профдиагностика - оценка соответствия (тестирование и самотестирование) возможностей (способностей) и выбранного профиля;
-
Развитие коммуникативных навыков;
-
Развитие навыков самопрезентации.
Следует подчеркнуть тот аспект профильного обучения, который состоит в ориентации на развитие способности к самостоятельному построению образовательного маршрута, на развитии качеств субъектности ученика. Важно, как ответит на вопросы: чего хочу, чего могу, чего от меня ждет общество сам ученик. Профильное обучение и выбор индивидуального маршрута образования предполагает акцент на самостоятельности, правовой культуре, способности к сотрудничеству, толерантности. Конец основной, старшая школа – возраст, когда формируются жизненные планы, перспективы. В том числе – представления о будущей профессии, уровне образовательного роста и т.п. Это возраст активного формирования ценностных ориентаций и установок. Очень важна в этот период помощь растущему человеку в осознании жизненных перспектив, в том числе образовательных. В этом смысле профильная подготовка, предлагаемая концепцией профильного обучения, психологически вполне обоснованна.
Задачу оказания помощи старшеклассникам в профессиональном самоопределении реализуется в форме:
– диагностики профессиональной направленности;
– выступлений на родительских собраниях;
– индивидуальных и групповых консультаций по запросам учащихся:
- проведения тренинговых занятий.
Блок «Профинформация»
Профинформация включает в себя ознакомление учащихся с рынком труда в регионе, с современными видами производства, с разнообразием работ и профессий, их содержанием и значимостью, а также ознакомление учащихся с требованиями предъявляемыми данными профессиями к человеку. Эти занятия строятся на принципах создания проекта, обучающиеся сами исследуют ситуацию на рынке труда, рассказывают о профессиях своих родителей, о возможностях продолжения образования вне гимназии.
Блок «Профдиагностика»
Формирование внутренней готовности учащихся к осознанному и самостоятельному выбору профессии предполагает самопознание и самодиагностику учащихся. Основной целью данного блока является помощь учащимся в самопознании. Мониторинг предпрофильного и профильного обучения ведется с 8 по 11 класс. В 8 классе основная направленность диагностики – выявление интересов и склонностей личности подростка для обеспечения успешного выбора профиля образования. В 9 классе эта направленность несколько меняется – целью диагностики становится определение типа будущей профессии и построение необходимой образовательной траектории. В 10-11 классах производится оценка мотивации выбора профиля, удовлетворенности выбором и эмоционального состояния подростка в связи с выбором профиля.
Поделитесь с Вашими друзьями: |