Актуальность проекта



Скачать 206.11 Kb.
Дата25.05.2016
Размер206.11 Kb.
Проект:

«ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ

УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО  ПРОЦЕССА  ШКОЛЫ

НА СТАРШЕЙ   СТУПЕНИ  ОБУЧЕНИЯ

НА ОСНОВЕ ВВЕДЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ»

АКТУАЛЬНОСТЬ  ПРОЕКТА

Введение в старших классах общеобразовательной школы профильного обучения стало одним из важнейших направлений обновления школьного образования. Профильное обучение является средством дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющим за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности, способности и возможности обучающихся.

Основная идея обновления старшей школы состоит в том, что образование здесь должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. Оно должно работать на обеспечение дальнейшего жизненного пути старшеклассника, его подготовку к профессиональному образованию и освоению различных социальных ролей, развитие индивидуальных особенностей и способностей, становление активной гражданской позиции.

Вместе с тем, проводимый ежегодно проблемный анализ организации профильного обучения в школе показал, что во-первых, около 15% обучающихся профильных классов не удовлетворены существующей системой в полной мере. Одним из факторов неудовлетворенности обучающихся организацией профильного обучения является отсутствие возможности широкого выбора предметов, которые они хотели бы изучать на профильном уровне. Как правило, в школе представлены два профиля – физико-математический и гуманитарный, с определенным фиксированным набором профильных предметов.

Во-вторых, классно-урочная традиционная система преподавания всех предметов учебного плана профильного класса не способствует мотивации старшеклассников к изучению тех предметов, которые не связаны с их дальнейшими жизненными планами. Примерно у 50% учащихся не сформирована потребность изучать такие предметы.
Исследования показывают, что сами старшеклассники отдают предпочтение тому, чтобы «знать основы главных дисциплин, а углубленно изучать только те, которые выбираются, чтобы в них специализироваться». Профилизация обучения в старших классах соответствует структуре образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников.

Традиционную позицию - «как можно глубже и полнее знать все изучаемые в школе дисциплины (химию, физику, литературу, и пр.)» - поддерживают около четверти старшеклассников. Таким образом, эти данные еще раз подчеркивают, что оптимальное решение следует искать во взаимодействии, поиске баланса интересов и возможностей ученика, школы, общества и государства.

В-третьих, анализ данных опроса также позволил сделать вывод, что примерно у 20% старшеклассников не сформированы образовательно-профессиональные интересы, и они неосознанно выбирают профиль обучения под влиянием второстепенных для их жизненного самоопределения факторов, что говорит о слабости системы психолого-педагогического сопровождения выбора образовательного маршрута школьника.

Таким образом, просматривается противоречие между существующими возможностями профильного обучения на старшей ступени образования в школе и реальными потребностями, интересами и возможностями обучающихся.

Тенденция к усилению вариативности в содержании образования проявилась в России в последние десятилетия. Особенно резко возрос интерес к дифференциации содержания общего образования в связи с разработкой и введением Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. В утвержденном в мае 2012 года ФГОС среднего (полного) общего образования закреплена вариативность школьного образования. Участникам образовательного процесса предоставлена возможность формировать треть учебного плана, исходя из своих потребностей.

«Обязательная часть основной образовательной программы определяет содержание образования общенациональной значимости и составляет 2/3, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, - 1/3 от общего объема основной образовательной программы.

В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся в основной образовательной программе предусматриваются:

учебные предметы, курсы, обеспечивающие различные интересы обучающихся…»1

Согласно концептуальным положениям ФГОС среднего (полного) общего образования, целью образования становится создание условий для индивидуальной образовательной деятельности учащегося в процессе становления его способностей к самоопределению, самоорганизации, осмыслению своих образовательных и профессиональных перспектив.

Стандарты предоставляют возможность использования индивидуальных учебных планов обучающихся.

«Учебный план предусматривает изучение обязательных учебных предметов: учебных предметов по выбору из обязательных предметных областей, дополнительных учебных предметов, курсов по выбору и общих для включения во все учебные планы учебных предметов, в том числе на углубленном уровне.

Формирование учебных планов образовательного учреждения, в том числе профилей обучения и индивидуальных учебных планов (ИУП) обучающихся, осуществляется из числа учебных предметов из … обязательных предметных областей».2

Кроме того, нормативно - правовой основой обучения школьников по индивидуальным учебным планам является Федеральный закон об образовании.3

Практика самостоятельного формирования обучающимися ИУП, определения сроков и способов его освоения, прохождения процедур промежуточной и итоговой аттестации общепринята в общеобразовательных учреждениях многих стран мира.

По России доля обучающихся по индивидуальным учебным планам на старшей ступени общего образования составляет 4,5%.4 Опыт работы различных российских школ подтверждает эффективность подобной организации учебно-воспитательного процесса – возрастают уровень удовлетворенности его участников, качество образования, уровень личностного и профессионального самоопределения выпускников. В частности, на базе школы № 354 им. Д.М. Карбышева ЦАО г. Москва проводится эксперимент по отработке внедрения и апробации адаптивной модели школы посредством мультипрофильной организации УВП под научным руководством доктора педагогических наук, профессора, члена корреспондента РАЕН, заслуженного учителя школы РФ Петра Ивановича Третьякова. В школе ежегодно организуется учебный процесс по десятку учебных планов в каждой параллели старшего звена. Модель мультипрофильного обучения под руководством П.И. Третьякова внедряют школы других городов России и многие школы Белоруссии.

Под индивидуальным учебным планом (ИУП) нами понимается совокупность учебных предметов (курсов), выбранных обучающимися из учебного плана, предложенного школой исходя из её ресурсов. Каждый обучающийся самостоятельно определяет предметы для изучения на базовом, повышенном и углубленном уровнях, занимается по индивидуальному учебному плану и расписанию. На основе анализа ИУП формируются межклассовые группы для изучения предметов на выбранном уровне.

Важнейшим вопросом организации мультипрофильного обучения на основе индивидуальных учебных планов является обоснование выбора структуры и направлений профилизации. Поэтому одной из основных задач школы на этом этапе реформирования является передача учащимся основного и старшего звена технологий самоопределения через систему урочной и внеурочной деятельности. Должна реформироваться система по предпрофильной подготовке в основной школе. Основное общее образование должно в качестве одной из задач включать подготовку учащихся к возможно более осознанному выбору (готовности к выбору) направления профильной ориентации в старшей школе.

Учителя в этих условиях берут на себя функции тьютеров, сопровождающих процесс выбора, самоопределения школьников (концепции развития универсальных учебных действий (А.Г.Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А.Володарская, О.А. Карабанова, Н.Г. Салмина, С. В. Молчанов))5.



Поэтому очевидно, что успех реализации проекта не в последнюю очередь зависит от профессионализма учителей. Повышение квалификации педагогов должно быть направлено на овладение ими новых образовательных технологий, реализующих системно-деятельностный и компетентностный подходы, методиками формирования универсальных учебных действий. Также педагоги, реализующие обучение на основе ИУП, должны владеть технологиями тьюторства для сопровождения процесса выбора обучающихся.

Федеральный государственный образовательный стандарт в первую очередь ориентирован на семью. Семья и школа — это партнёры, а не противоборствующие стороны. Как считает А.М. Кондаков, член-корреспондент РАО, необходим трёхсторонний договор о солидарной ответственности всех сторон в обучении школьника: семья— школа — муниципалитет. На данном этапе это пока задача школы - обеспечить правовые отношения с обучающимися и их родителями через локальные акты.


Итак, в результате анализа существующей образовательной ситуации в школе выявлена проблема:

в условиях системы современного образования выйти на дифференциацию и индивидуализацию обучения на основе индивидуальных учебных планов, результатом которой станет оптимальное личностное и профессиональное самоопределение школьников и удовлетворение их образовательных запросов.


Для решения этой проблемы разработан данный проект:

«Дифференциация учебно-воспитательного  процесса  школы на старшей   ступени  обучения через введение индивидуальных учебных планов учащихся»

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: обеспечить оптимальное личностное и профессиональное самоопределение школьников через организацию на старшей ступени мультипрофильного обучения с ориентацией на индивидуальный учебный план обучающегося.

ОБЪЕКТ: организация учебно-воспитательного процесса в профильной школе.

ПРЕДМЕТ: групповая (мультипрофильная) профилизация на основе моделирования и реализации индивидуальных учебных планов.

ЗАДАЧИ:

  1. Создать нормативно-правовую базу мультипрофильного обучения по ИУП, разработать механизмы подготовки учащихся к созданию индивидуального учебного плана.

  2. Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение учащихся в процессе разработки индивидуального учебного плана;

  3. Апробировать технологию обучения старшеклассников по индивидуальным учебным планам.

  4. Организовать целенаправленную исследовательскую работу по выявлению эффективности внедрения дифференциации и индивидуализации УВП.

  5. Совершенствовать информационно-методические, материально-технические условия для обеспечения реализации ИУП.

  6. Организовать научно-методическую поддержку учителям, работающим по мультипрофильной модели УВП для обновления системы преподавания, отбора и внедрения эффективных в условиях реализации ИУП методов, приемов, средств, педагогических технологий.

ГИПОТЕЗА: если в школе организовать мультипрофильное обучение с ориентацией на индивидуальные учебные планы старшеклассников и при этом:

- реализовать диагностический подход к организации системы мультипрофильного обучения - формировать ИУП на основе комплексной психолого-педагогической диагностики;

- осуществлять психолого-педагогическое (тьюторское) сопровождения индивидуальной образовательной траектории школьника;

- осуществить пропедевтику предпрофильной подготовки и сопровождение предпрофильной подготовки;

- создать необходимые кадровые, научно-методические, материально-технические и нормативно-правовые ресурсы для обеспечения реализации ИУП, то


  • заметно повысится уровень достижения:

личностных результатов обучения (обеспечивается оптимальное личностное и профессиональное самоопределение школьников, готовность к осуществлению свободного осознанного выбора; повышение уровня здоровья);

предметных результатов обучения (повысится качество образования каждого выпускника школы, уровень учебной мотивации учащихся);

метапредметных результатов обучения (сформируется умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях);

  • возрастет уровень удовлетворения образовательных запросов участников учебно-воспитательного процесса;

  • возрастет мотивационная готовность педагогов к повышению своего профессионального уровня, произойдет их профессиональный рост;

ЭТАПЫ И ВРЕМЕННЫЕ РАМКИ РЕАЛИЗАЦИИ:

  1. Подготовительный этап. Диагностика и проектирование (январь 2013 года - август 2013 года);

Первая стадия.

п/п


Содержание

Методы, формы

Планируемые результаты

1.

Изучение микросреды школы, потребностей обучающихся и их родителей в аспекте профессионального самоопределения учащихся.

Анкетирование, опрос, собеседование, анализ результатов.

Составление карты индивидуальных запросов обучающихся.

2.

Изучение состояния образовательного процесса в профильных классах и классах предпрофильной подготовки.

Наблюдение, анкетирование, изучение промежуточных результатов обучения, анализ.

Формирование проблемного поля в организации ППП и ПО.

3.

Диагностика профессиональной направленности обучающихся (совместно с МУПК).

Тестирование, анализ результатов.

Использование результатов диагностики при формировании ИУП обучающегося.

4.

Выявление запросов обучающихся на образовательные услуги.

Составление и заполнение анкеты. Обработка и анализ результатов анкетирования

Расширение спектра программ учебных курсов на базовом, повышенном и углубленном уровнях в соответствии с запросами.

5.

Начало создание в школе банка информации "Модель мультипрофильной школы: организация, технология, опыт", "Моделирование и реализация индивидуальных учебных планов".

Изучение литературы по теме проекта, публикаций в сети Интернет.

Формирование банка по обозначенным проблемам.

6.

Определение основных принципов, подходов, идей, правил, приемов, средств и т.д., которые предстоит освоить и проверить в ходе инновационного проекта

Анализ источников по теме инновации.

Формулирование цели, задач, объекта, предмета, гипотезы инновации. Разработка теоретических положений проекта.

7.

Изучение обеспеченности инновации кадровыми, нормативно-правовыми, информационно -методическими, финансовыми, материально-техническими ресурсами.

Анализ имеющихся и необходимых ресурсов.

Оптимизация расстановки кадров. Создание необходимой нормативно-правовой базы, утверждение локальных актов. Программа информационно-методической поддержки учителям. Программы учебных курсов на разных уровнях. Определение основных направлений использования имеющихся финансовых ресурсов.

8.

Проектирование системы психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения старшеклассников.

Проведение научно-методического совета по определению возможных уровней обучения предмету. Анализ проблемного поля в организации ППП и ПО в школе.


Разработка диагностических материалов, новых функциональных обязанностей участников проекта. Циклограмма мероприятий для обучения школьников технологии выбора. Определение направлений переподготовки педкадров.



Вторая стадия.


1.

Самоопределение педагогов в инновационном образовательном процессе.

Инструктивно-методическое совещание с педагогами "Мультипрофильная школа: задачи, анализ опыта работы, проблемы».

Диагностика готовности учителей к инновационной работе.



Составление диагностической карты учителей, привлекаемых к работе по проекту.

Выбор педагогами тем самообразования в соответствии с темой инновации.

Разработка учителями рабочих программ учебных курсов и их внутренняя экспертиза.


2.

Запуск процесса самоопределения обучающихся.

Психологический практикум для обучающихся 9-х классов "Обучение выбору ".

Индивидуальные консультации (учащихся, родителей, учителей). Проведение родительских и ученических собраний (девятые классы) с обсуждением вопросов, связанных с организацией в школе внедрения модели мультипрофильного обучения.



Предоставление учащимся старших классов возможности для изучения предметов на выбранном ими уровне (базовом, повышенном, углубленном), широкий спектр программ учебных курсов.

Составление индивидуальных учебных планов учащимися 9-х классов.



3.

Планирование организации обучения в мультипрофильных классах.

Анализ и обработка индивидуальных учебных планов.

Формирование учебных групп. Составление расписания занятий учебных групп и индивидуальных расписаний обучающихся. Разработка комплексно-целевой программы к проекту.

2. Основной этап. Апробация модели мультипрофильного обучения на основе индивидуальных учебных планов. (Август 2013 – август 2015 года)


п/п


Содержание

Методы

Планируемые результаты

1.

Оценка правильности выбора обучающимися и тьюторами индивидуальной образовательной траектории.

Собеседование по результатам обучения в течение первого месяца, выявление и анализ причин, негативно повлиявших на оценку правильности выбора.

Корректировка ИУП и заключение договоров с обучающимися мультипрофильных классов и их родителями.


2.

Мониторинг эффективности апробации модели мультипрофильной школы.

Анкетирование, промежуточные и итоговые срезы знаний, анализ участия старшеклассников в интеллектуальных конкурсах разного уровня и результативности, анализ поступления выпускников, динамики качества знаний, мотивации, уровня сохранения и развития здоровья, профессионального самоопределения. Проведение психолого-педагогических консилиумов.

Внутренняя оценка процесса и результатов инновации, необходимая корректировка модели.

3.

Апробация системы поддержки профессионального самоопределения старшеклассников.

Проведение системы мероприятий в соответствии с комплексно-целевой программой и оценка их результативности.

Внесение необходимых корректив в программу. Включение следующей параллели в УВП по данной модели.


4.

Информирование о ходе

реализации проекта.



Регулярное информирование учителей и родителей о ходе и резуль­татах инновации. Промежуточные отчеты о ходе инновационной работы на заседаниях педагогического (научно-методического) совета.

Размещение материалов на школьном сайте.



Положительная динамика удовлетворенности всех участников УВП.

Вовлечение родителей в процесс индивидуализированного образования обучающихся;



5.

Оказание информационно-методической поддержки учителей.

Диагностика затруднений учителей при работе по ИУП; изучение уровня преподавания профильных и элективных курсов, системы работы учителей в профильных и базовых группах. Проведение круглых столов для педагогов по обмену опытом работы. Проведение теоретических семинаров, семинаров-практикумов, тренингов для учителей, реализующих проект, в том числе - реализующих педагогическое (тьюторское) сопровождение обучающихся.

Повышение мотивации педагогов к инновационной деятельности.

Рост педагогического мастерства.

Наработка учителями школы учебно-методических материалов.



4. Этап обобщения результатов инновационной деятельности (август 2015 – май 2016 года)


1.

Анализ результатов инновационной работы по апробации модели мультипрофильного обучения с ориентацией на индивидуальные учебные планы.

Сравнение исходного и конечного состояний предмета.

Выявление соответствия результатов целям инновационной деятельности.




Аналитический доклад и комплекс материа­лов по итогам формирующего эксперимента.


2.

Обобщение опыта работы школы и учителей по реализации проекта.

Заседание педагогического совета школы по итогам внедрения модели, проведение практических семинаров, конференции.


Разработка практических рекомендаций по использованию в школе модели мультипрофильного обучения на основе индивидуальных учебных планов.

Завершение создания электронного банка  учебно-методических материалов.




АНАЛИЗ УСЛОВИЙ,

НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЛОЩАДКИ

1) Качественный и количественный анализ педагогических работников в 2012/2013 учебном году, работающих в старших классах.



п/п

Профильные и смежные предметы

Высшая категория

Первая категория

Вторая категория

1

Русский язык и литература




2




2

Математика

1

1




3

Физика

1







4

Химия

1







5

Биология

1







6

География

1







7

Информатика




1




8

История и обществознание




1




9

Иностранный язык




1

3

Кадровый состав учителей обеспечивает необходимые условия организации деятельности площадки.

2) Нормативно-правовая база:

  • Закон об образовании;

  • Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования;

  • ФГОС среднего (полного ) образования;

  • учебные планы;

  • Положение о мультипрофильном обучении;

  • Положение об индивидуальном учебном плане;

  • Договор с обучающимися и родителями;

  • программы базового и профильного уровней изучаемых предметов;

  • требования СанПиН;

  • расписание уроков учебных групп, индивидуальные расписания уроков;

  • расписание факультативов, курсов по выбору, спецкурсов, кружков.

Нормативно-правовая база в основном обеспечивает модель мультипрофильной школы на основе индивидуальных учебных планов. Требует доработки на подготовительном этапе.

3) Финансовое обеспечение.


  1. Финансирование за счет средств бюджета города.

При маленькой наполняемости в параллели 10-х классов необходимо дополнительное финансирование деления учащихся на профильные группы.


4) Обеспечение доступа к получаемым в процессе инновационной деятельности электронным образовательным продуктам.

Размещение материалов на сайте школы school21.sml@yandex.ru .



СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДОСТОВЕРНОСТИ

РЕЗУЛЬТАТОВ
Внутренний мониторинг условий, процесса и результатов работы профильных классов:

  • аналитические справки о результатах работы по итогам ВШК;

  • графики, диаграммы по итогам четвертей, года;

  • результаты диагностики личностных изменений участников УВП;

  • динамика учебных достижений учащихся.

Внешний мониторинг качества образования:

а) удовлетворенность/неудовлетворенность образованием, в частности:



  • уровнем образовательной программы и качеством обучения;

  • условиями обучения – комфортность, личная безопасность;

  • уровнем вариативности образования.

б) обеспечение прозрачности промежуточных и итоговых результатов через их представление на разных уровнях, в том числе на сайте школы school21.sml@yandex.ru
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК ПО ТЕМЕ

ПЛОЩАДКИ

  1. В.С. Пьянин. Теория и технология сопровождения учащихся педагогом-наставником (тьютером) в образовательном учреждении. Методические рекомендации. УЦ «ПЕРСПЕКТИВА», М., 2009

  2. В.Г. Цветкова. Тьюторское сопровождение образовательного процесса. Технология смысло - поисковой деятельности. Изд. «Учитель», Волгоград, 2012.

  3. О.А. Кравцова. Рабочая программа элективного курса «Моделирование процессов планирования и управления в экономике» 11 класс, 34 часа, 2012 г.

  4. О.А. Кравцова. Рабочая программа элективного курса «Основы программирования» 10-11 класс, 68 часов, 2011 г.

  5. Запрудский, Н.И. О двух стратегиях обучения в мультипрофильной школе / Н. И. Запрудский // Кіраванне ў адукацыі. — 2006. — № 2.

  6. А.О. Лёвина. Рабочая программа по физике в 10 классе естественно-математического профиля. 2012 г.

  7. Е.В. Антонова. Рабочая программа элективного курса «Многообразие органического мира» 11 класс, 34 часа, 2012 г.

  8. М.Н. Татьянина. Рабочая программа элективного курса «Особенности современного английского языка. Практика обучающихся в устной речи»10 класс, 34 часа, 2012 г.

8. Электронные ресурсы:

http://profile-edu.ru/formirovanie-individualnogo-uchebnogo-plana-v-licee.html

http://profile-edu.ru/psixologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-profilnogo-obucheniya-page-7.html

http://profile-edu.ru/gotovnost-starsheklassnika-k-professionalnomu-samoopredeleniyu-page-20.html

http://profile-edu.ru/kompleksnaya-model-psixologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-predprofilnoj-podgotovki-page-7.html
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО

ПРОЕКТА ДЛЯ ЕГО УЧАСТНИКОВ.


  • приращение уровня обученности;

  • положительная динамика успешности выступления обучающихся школы на

предметных олимпиадах и научно-практических конференциях;

выбранному профилю обучения;

  • повышение уровня мотивации учащихся;

  • повышение уровня воспитанности, общего и интеллектуального развития;

  • рост внимания родителей к работе школы;

  • улучшение имиджа школы в районе и городе;

  • усиление интереса педагогов к опытно-экспериментальной деятельности,

приобретение навыков исследовательской работы;

  • более глубокое внедрение инновационных технологий в УВП;

  • рост творческой активности педагогов в обобщении и распространении опыта по

реализации модели мультипрофильного обучения на основе ИУП.

ПРАКТИЧЕСКАЯ  ЗНАЧИМОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ

ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА ДЛЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНЕ.

Федеральный образовательный стандарт общего (полного) образования предусматривает обучение старшеклассников по индивидуальным учебным планам. При введении и реализации ФГОС на старшей ступени понадобится опыт подобного обучения: нормативно-правовая база школы, технология выбора обучающимися профильных и базовых предметов, механизм формирования индивидуальных учебных планов, организация процесса обучения по ИУП, работа с родителями и учителями.

Подобный опыт может быть получен в результате реализации предлагаемого проекта и предложен для распространения в школах региона.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАСПРОСТРАНЕНИЮ И ВНЕДРЕНИЮ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЛОЩАДКИ ВЫБРАННОГО ВИДА В МАССОВУЮ ПРАКТИКУ

1. Разработка и публикация практических рекомендаций по использованию в школе модели мультипрофильного обучения на основе индивидуальных учебных планов.

2. Проведение семинаров-практикумов для учителей и администрации школ региона.

3. Оказание консультационной и практической помощи администрации школ, внедряющим представленную модель обучения.





1 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, утвержден 17.05.2012, приказ № 413 Минобрнауки РФ.

2 Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, утвержден 17.05.2012, приказ № 413 Минобрнауки РФ.

3 Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании", ст.50, п.4.

4 Ю.Ю. Власова. Индивидуальные учебные планы. Опыт регионов. М., Просвещение, 2012.

5 Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Ред.А.Г. Асмолов, М., просвещение, 2010





База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница