Актуальность проблемы в условиях модернизации школы и реализации фгос



страница1/2
Дата22.02.2016
Размер0.49 Mb.
ТипЗакон
  1   2
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ШКОЛЫ И РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Магина Н. В.,

1. История вопроса.

К настоящему времени российская школа накопила немалый опыт по профильному обучению учащихся, и наш лицей, основанный в 1992 году как профильная школа, был одним из первых образовательных учреждений, которые создавались в начале 90-х годов и были ориентированы на углубленное обучение школьников по избираемым ими образовательным областям с целью дальнейшего обучения в вузе. Таким образом, лицей начал развиваться именно по тому пути, который в дальнейшем и был определён государством для российского образования.

Развитие нормативно-правовой базы профильного обучения:


  • Закон Российской Федерации 1992 года “Об образовании” закрепил вариативность и многообразие типов и видов образовательных учреждений и образовательных программ.

  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. на старшей ступени общеобразовательного школы, 2002 г.: поставлены задачи создания системы профильного обучения

  • Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, 2002 г.: определены цели профильного обучения, возможные направления профилизации и структуры профилей, определены типы учебных предметов: базовые, профильные, элективные, формы организации профильного обучения, предпрофильной подготовки (курсы по выбору). Были названы возможные профили обучения: естественно-математический, социально-экономический, гуманитарный, технологический.

  • Государственный стандарт образования, 2004: федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования представлен на базовом и профильном уровнях.

На основе перечисленных документов в лицее была создана стройная система профильного обучения, способствующая высокому качеству предлагаемых образовательных услуг

2. Однако сейчас, с внедрением нового ФГОС, актуальность вопроса о профильном обучении вновь возросла.

ФГОС – принципиально новый для отечественной школы документ, ключевой элемент модернизации российской школы.

Нормативная база ФГОС:


  • Закон Российской Федерации “Об образовании”

  • Постановление Правительства Российской Федерации N 142 от 24 февраля 2009 г. (Правила разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов.)

  • Положение о Совете Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам.

Отличительной особенностью нового Стандарта является его направленность на обеспечение перехода в образовании к стратегии социального проектирования и конструирования, от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся, раскрытию своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно-деятельностного подхода и придания образовательному процессу воспитательной функции.

Стандартом предусматривается обеспечение профессиональной ориентации обучающихся, направленной на оказание психолого-педагогической и информационной поддержки обучающихся в выборе ими направления дальнейшего обучения на ступени среднего (полного) общего образования, учреждениях профессионального образования, а также в социальном, профессиональном самоопределении.

Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение – ключевые понятия ФГОС, проходящие через все элементы его структуры. Профильное обучение имеет системный характер, поэтому во ФГОС основного общего и среднего (полного) общего образования ему уделено внимание во всех разделах.


В Общих положениях ФГОС ООО дан портрет выпускника, который включает в себя следующую характеристику: «ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы».

В Требованиях к результатам освоения ООП (основной образовательной программы) особенное внимание уделено личностным результатам, которые должны отражать формирование готовности и способности обучающихся к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде. Предметные результаты освоения основной образовательной программы также должны обеспечивать возможность дальнейшего успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности.

В Требованиях к структуре ООП определены следующие разделы основной образовательной программы:


  • целевой

  • содержательный

  • организационный

В целевой раздел включены такие задачи, как:

- выявление и развитие способностей обучающихся, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков;

- профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы.

К ведущим целевым установкам и основным ожидаемым результатам относится формирование готовности и способности к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного образования.



В данном разделе стандарта определены и более конкретные результаты, связанные с готовностью к выбору профессии:

• целенаправленное формирование интереса к изучаемым областям знания и видам деятельности, педагогическая поддержка любознательности и избирательности интересов;

• реализация уровневого подхода как в преподавании, так и в оценочных процедурах;

• формирование навыков взаимо- и самооценки, навыков рефлексии на основе использования критериальной системы оценки;

• организация системы проб подростками своих возможностей (в том числе предпрофессиональных проб) за счёт использования дополнительных возможностей образовательного процесса;

• целенаправленное формирование в курсе технологии представлений о рынке труда и требованиях, предъявляемых различными массовыми востребованными профессиями к подготовке и личным качествам будущего труженика;

• приобретение практического опыта пробного проектирования жизненной и профессиональной карьеры на основе соотнесения своих интересов, склонностей, личностных качеств, уровня подготовки с требованиями профессиональной деятельности.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП также связана с профилизацией образования. Так, овладение базовым уровнем является достаточным для продолжения обучения на следующей ступени образования, но не по профильному направлению. Напротив, индивидуальные траектории обучения обучающихся, демонстрирующих повышенный и высокий уровни достижений, целесообразно формировать с учётом интересов этих обучающихся и их планов на будущее. При наличии устойчивых интересов к учебному предмету и основательной подготовки по нему такие обучающиеся могут быть вовлечены в проектную деятельность по предмету и сориентированы на продолжение обучения в старших классах по данному профилю.



Содержательный раздел основной образовательной программы включает в себя:

  • программу развития универсальных учебных действий (программа формирования общеучебных умений и навыков);

  • программы отдельных учебных предметов, курсов, в том числе интегрированных;

  • программу воспитания и социализации обучающихся.

Все перечисленные программы направлены на расширение возможностей профессиональной ориентации обучающихся, в том числе программы дополнительных учебных предметов, курсов по выбору, которые должны обеспечить: совершенствование имеющегося и приобретение нового опыта познавательной деятельности, профессионального самоопределения обучающихся.

Особенного внимания требует программа воспитания и социализации, одним из напрпвлений которой является воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии (ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремленность и настойчивость, бережливость, выбор профессии).


Программа должна обеспечить:


  • формирование у обучающихся мотивации к труду, потребности к приобретению профессии;

  • овладение способами и приёмами поиска информации, связанной с профессиональным образованием и профессиональной деятельностью, поиском вакансий на рынке труда и работой служб занятости населения;

  • развитие собственных представлений о перспективах своего профессионального образования и будущей профессиональной деятельности;

  • приобретение практического опыта, соответствующего интересам и способностям обучающихся;

  • создание условий для профессиональной ориентации обучающихся через систему работы педагогов, психологов, социальных педагогов; сотрудничество с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профориентационной работы; совместную деятельность обучающихся с родителями (законными представителями);

  • информирование обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности, социальных и финансовых составляющих различных профессий, особенностях местного, регионального, российского и международного спроса на различные виды трудовой деятельности;

  • использование средств психолого-педагогической поддержки обучающихся и развитие консультационной помощи в их профессиональной ориентации, включающей диагностику профессиональных склонностей и профессионального потенциала обучающихся, их способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования и выбора профессии (в том числе компьютерного профессионального тестирования и тренинга в специализированных центрах).

Планируемые результаты по данному направлению воспитания и социализации обучающихся – это знания о разных профессиях и их требованиях к здоровью, морально-психологическим качествам, знаниям и умениям человека; сформированность первоначальных профессиональных намерений и интересов.

Требования к условиям реализации ООП

Условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать для участников образовательного процесса возможность овладения обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования  и ориентации в мире профессий; формирования социальных ценностей обучающихся, основ  их гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций.

Большое внимание уделено психолого-педагогическим условиям, которые должны обеспечивать вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса, в т.ч. обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной сферы деятельности.
Таким образом, профильное обучение, обеспечивающее индивидуализацию процесса образования и способствующее социализации обучающихся, становится одним из приоритетных направлений ФГОС. Осознанный выбор профиля, а в дальнейшем и профессии, - один из важнейших результатов образования, для достижения которого требуется скоординированная работа всех участников образовательного процесса.

ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССОВ:

ИЗМЕНЕНИЯ ПРИ ПЕРЕХОДЕ НА ФГОС ООО.

Волкова Е.А., заместитель директора по УР
Предпрофильная подготовка — это система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующая самоопределению учащихся старших классов основной школы относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения и широкой сферы последующей профессиональной деятельности (в том числе в отношении выбора профиля и конкретного места обучения на старшей ступени школы или иных путей продолжения образования).

В лицее с 2004 года предпрофильная подготовка осуществляется в соответствии с созданной в период эксперимента модели ПП:


В результате предпрофильной подготовки выпускники основной школы определяются с выбором профиля:



2009-2010 учебный год




Гуманитарный

Экономико-математический

Химико-биологический

Подали заявление

29

28

17

Рекомендованы и зачислены

19

19

14

Зачислены после собеседования

3

4

2

Из других профилей

-

-

6

Перешли в другой профиль

5

1

-

Всего зачислены

22

23

22

Ушли другое ОУ

2

4

1

Количество отличников

-

1

1

Количество хорошистов

16

17

12

С 1-2 «3»

2

2

3

> 2 «3»

4

4

6

2010-2011 учебный год




Гуманитарный

Экономико-математический

Химико-биологический

Подали заявление

23

48

21

Рекомендованы и зачислены

17

24

11

Зачислены после собеседования

4

1

3

Из других профилей

4

-

7

Перешли в другой профиль

-

10

1

Всего зачислены

25

25

21

Ушли другое ОУ

2

13

6

Количество отличников

1

5

-

Количество хорошистов

15

19

15

С 1-2 «3»

4

1

3

> 2 «3»

5

-

3


2011-2012 учебный год




Гуманитарный

Экономико-математический

Химико-биологический

Подали заявление

24

33

18

Рекомендованы и зачислены

12

18

10

Зачислены после собеседования

4

7

4

Из других профилей

2

-

3

Перешли в другой профиль

-

5

-

Всего зачислены

18

25

17

Ушли другое ОУ

8

3

4

Количество отличников

-

2

2

Количество хорошистов

8

19

8

С 1-2 «3»

3

4

4

> 2 «3»

7

-

3

Как видно из данных таблиц,



  • преобладающее большинство выпускников 9 классов (от 38 до 52%) выбирают экономико-математический профиль; от 25 до 39% - гуманитарный профиль и в среднем 23% - химико-биологический профиль;

  • больше всего обучающихся, перешедших из другого профиля, в химико-биологическом классе (от 4 до 7%);

  • самый высокий качественный показатель обучения отмечается в классах экономико-математического профиля (от 78 до 96%).

В целом сложившаяся в лицее система предпрофильной подготовки даёт стабильные результаты, о чём, в том числе, свидетельствуют результаты анкетирования обучающихся об удовлетворённости курсами по выбору, предпрофильной практикой.

Вместе с тем, преобразования в предпрофильной подготовке необходимы. Учащиеся, оканчивающие 9-й класс, должны быть готовы не только к профильному обучению, но и к дальнейшему жизненному, профессиональному и социальному самоопределению.



Кроме того, роль предпрофильной подготовки, обозначенная во ФГОС изменилась. Если в Концепции профильного обучения роль предпрофильной подготовки обозначалась как содействие в определении выбора профиля на старшей ступени, то в новых условиях пре5дпрофильная подготовка, как важная часть основной общеобразовательной программы, позволяет решать и более широкие задачи, сформулированные во ФГОС:

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

  • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Кроме того, предпрофильная подготовка позволит сформировать важные качества выпускника основной школы, обозначенные во ФГОС как «Портрет выпускника основной школы»:

  • активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;

  • способный применять полученные знания на практике;

  • ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

На этапе перехода на ФГОС ООО необходимо предусмотреть следующие изменения в ПП:

Содержательные

  • Введение интегрированных курсов

  • Введение курсов, ориентирующих на востребованные профессии

Методологические

  • Системное использование деятельностного подхода на курсах по выбору

  • Завершение курсов по выбору индивидуальным или коллективным проектом (Метод проектов)

Кроме того, повышается роль воспитательной работы
с учащимися в рамках предпрофильной подготовки
(классные руководители, педагог-психолог)

Направления психолого-педагогической работы:

  • предоставление информации об особенностях выбора профиля обучения в старшей школе, а также обо всех возможных путях продолжения своего образования и обучения выбранной профессии после окончания основной школы;

  • подготовка учащихся к составлению первичного профессионального плана (старта);

  • формирование оптимистического отношения к своему профессиональному будущему;

  • воспитание уважительного отношения к разным видам профессионального труда как социально равноценным;

  • позитивное влияние на целостное становление личности учащихся, а именно на формирование таких качеств и умений, как способность к самопознанию и самоизменению, независимость, доверие к себе, умение делать выбор и нести за него ответственность, целенаправленность, самокритичность, компетентность, коммуникабельность, самостоятельность, эмоциональная (поведенческая) гибкость, мобильность, сила воли;

  • предоставление учащимся возможностей для глубокого самопознания своего темперамента, интересов, способностей, склонностей, типа мышления, потребностей, ценностных ориентаций и т.п.;

Психолого-педагогическая работа, нацеленная на помощь старшим подросткам в профессиональном самоопределении, становится главным механизмом становления их личности в целом, а также помогает удовлетворить актуальные потребности, возникновение которых обусловлено возрастным развитием подростков.

http://xn---3-6kc3bfr2e.xn--p1ai/attachments/image/7777.jpg?template=generic


СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ С УЧЕТОМ ФГОС.

Носова С.Г., зам.директора по УР

Профильное обучение является логическим продолжением предпрофильной подготовки. Лицей занимается профильной подготовкой уже 20 лет.



  1. Из истории лицея:

  • На основании решения коллегии Министерства образования Республики Коми «Об открытии экспериментальных инновационных учебных заведений в 1992/93 учебном году» № 01-24/4-2 от 24 июня 1992 г., Постановлением администрации города Ухты № 162 § 90 от 02 апреля 1992 г. на базе средней школы № 1 открыта Гуманитарно-педагогическая школа - лицей № 1 с 01 сентября 1992 года.

1 сентября 1992 г. – школа-лицей встречает первых лицеистов, выдержавших конкурсные вступительные экзамены:

  • в гуманитарный класс - 21 человек,

  • в психолого-педагогический класс - 24 человека,

физико-математический класс - 23 человека.

1992-93 учебный год - утвержден экспериментальный учебный план. Введены предметы культура речи, психология, педагогика, библиотечное дело, современная русская литература, история Российского государства, основы экономики и права.



  • На основании приказа директора школы-лицея №1 г. Ухты № 01-02/106 от 23 июня 1997 года Школа - лицей № 1 реорганизована:

  • в Муниципальную основную общеобразовательную школу № 1 г. Ухты с 01 июня 1997 года.

  • в Муниципальный гуманитарно-педагогический лицей г. Ухты с 01 июня 1997 года.

  • Муниципальная основная общеобразовательная школа № 1 прекратила свою деятельность с 31 августа 1998 года на основании приказа № 01-01/263 от 13 июля 1998 года по Управлению народного образования администрации г.Ухты.

Было решено присоединить с 31 августа 1998 года к Муниципальному гуманитарно-педагогическому лицею 2-ю ступень (5-9кл.) основной общеобразовательной школы.

  • С 1997 года по настоящее время в лицее три профиля: гуманитарный, экономико-математический и химико-биологический.

  • До 2007 г. на углубленном уровне изучается литература и иностранный язык, математика, химия. На расширенном уровне история, физика, биология. Дополнительные предметы: основы риторики, культура речи, МХК; экономика; экология.

  • 2007 – 2012 г.. Углубленный уровень по литературе, алгебре и математическому анализу, химии. Расширенный (профильный с 2010) по русскому языку, иностранному языку, истории России; физике, геометрии; биологии, экологии.

  • 2012-2013 уч. год. В учебном плане базовый уровень, профильный уровень и углубленное изучение (литература, алгебра и начала анализа, химия).

Учебные предметы

Профильная подготовка по направлениям

(III ступень)



Гуманитарное

Экономико -математическое

Химико-биологическое

10 кл


11 кл


10 кл


11кл


10 кл


11 кл


Русский язык

3(п)

3(п)

1(б)

1(б)

1(б)

1(б)

Литература

5(у)

5 (у)

3(б)

3(б)

3(б)

3(б)

Иностранный язык (английский/немецкий)

6(п)

6(п)

3(б)

3(б)

3(б)

3(б)

Всеобщая история

1(п)

1(п)

0,5(б)

0,5(б)

0,5(б)

0,5(б)

История России

3(п)

3(п)

1,5(б)

1,5(б)

1,5(б)

1,5(б)

Обществознание

2(б)

2(б)

2(б)

2(б)

2(б)

2(б)

Экономика







2(п)

0,5(б)







География

1(б)

1(б)

1(б)

1(б)

1(б)

1(б)

Алгебра и начала анализа

2,5(б)

3(б)

6(у)

6 (у)

4(п)

4(п)

Геометрия

1,5(б)

1,5(б)

1,5(б)

1,5(б)

1,5(б)

1,5(б)

Физика

2(б)

2(б)

5(п)

5(п)

2(б)

2(б)

Химия

1(б)

1(б)

1(б)

1(б)

5 (у)

5 (у)

Биология

1(б)

1(б)

1(б)

1(б)

3(п)

3(п)

Экология













1(б)



Физическая культура

3(б)

3(б)

3(б)

3(б)

3(б)

3(б)

Основы безопасности жизнедеятельности

1(б)

1(б)

1(б)

1(б)

1(б)

1(б)

Информатика и ИКТ

1

1

1

1

1

1

Профильная практика

(по выбору)



1

1

1

1

1

1

Элективные курсы

2

1,5

2

2

2

2

Индивидуальные и групповые занятия





0,5

2

0,5

1,5

ВСЕГО:

37

37

37

37

37

37

  1. Результаты качественной успеваемости профильных классов показывают, что в гуманитарном и экономико-математическом классах стабильная успеваемость 60 – 75%, несколько ниже в химико-биологических классах. Если говорить об углубленном изучении предметов, то отмечаются высокие показатели по литературе (81 – 87 %), выше среднего по алгебре (67 – 78%) и химии (54 – 67%).

Одной из причин того, что в химико-биологическом профиле успеваемость ниже, чем в гуманитарном и экономико-математическом является следующее: часть обучающихся попадают в химико-биологический класс, не пройдя конкурсный отбор в экономико-математический профиль. Отсюда и низкая мотивация, и не готовность к изучению химии на углубленном уровне и профильных предметов. Одним из важных путей решения обозначенной проблемы является сотрудничество лицея с вузами: ведение абитуриентских курсов, дистанционного обучения.

Изучение предметов на профильном и углубленном уровне способствует качественной подготовке к сдаче ЕГЭ. Русский язык: 69 – 71 ср.б., английский язык: 60 – 65 ср.б., математика: 52 – 55 ср.б., биология: 73 – 75 ср.б., химия: 57 – 60 ср.б., литература: 2012 г – 100 б.

Обществознание, физику, информатику сдают обучающиеся всех профилей. Остальные предметы чаще всего ученики соответствующего профиля.

Безусловно, выбор предметов обусловлен выбором будущей профессии, вуза. Профильное обучение способствует правильному, осознанному выбору будущей специальности. Подавляющее большинство выпускников лицея выбирают профессии, связанные с профилем обучения (гуманитарный: 75 – 92%, экономико-математический: 92 – 96%, химико-биологический: 68 – 72%).


Ежегодно пользуются спросом у выпускников всех профилей специальности, связанные с экономикой. Более половины учеников экономико-математического класса выбирают факультеты, связанные с информационными технологиями, инженерные специальности. Увеличивается количество обучающихся, поступивших в УГТУ (в 2009-10: 8 чел, в 2010-11: 18 чел., в 2011-12: 23 чел.).

Анализ представленных данных свидетельствует о необходимости рассмотрения вопроса о введении нового профиля обучения, например информационно-технологического. Данный вопрос актуален в связи с введением ФГОС.


  1. Особенности ФГОС старшей школы.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования был утвержден 17 мая 2012 года приказом Минобрнауки России и 7 июня 2012 года зарегистрирован Минюстом России.

ФГОС среднего (полного) общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы среднего (полного) общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.


Стандарт включает в себя требования:

  • к результатам освоения основной образовательной программы;

  • к структуре основной образовательной программы, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

  • к условиям реализации основной образовательной программы, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.




    1. Стандарт определяет 6 предметных областей:

Предметная область «Филология»

  • «Русский язык и литература» (базовый и углубленный уровни);

  • «Родной (нерусский) язык и литература» (базовый и углубленный уровни).

Предметная область «Иностранные языки»

  • «Иностранный язык» (базовый и углубленный уровни);

  • «Второй иностранный язык» (базовый и углубленный уровни).

Предметная область «Общественные науки»

  • «История» (базовый и углубленный уровни);

  • «География» (базовый и углубленный уровни);

  • «Экономика» (базовый и углубленный уровни);

  • «Право» (базовый и углубленный уровни);

  • «Обществознание» (базовый уровень);

  • «Россия в мире» (базовый уровень).

Предметная область «Математика и информатика»

  • «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия» (базовый и углубленный уровни);

  • «Информатика» (базовый и углубленный уровни).

Предметная область «Естественные науки»

  • «Физика» (базовый и углубленный уровни);

  • «Химия» (базовый и углубленный уровни);

  • «Биология» (базовый и углубленный уровни);

  • «Естествознание» (базовый уровень).

Предметная область «Физическая культура, экология и ОБЖ»

  • «Физическая культура» (базовый уровень);

  • «Экология» (базовый уровень);

  • «ОБЖ» (базовый уровень).




    1. Новыми ФГОС для 10-11 классов определены 5 профилей обучения:

  • естественно-научный (математика, химия, физика, биология)

  • гуманитарный (русский язык, обществознание, история, иностранный язык)

  • социально-экономический (русский язык, обществознание, иностранный язык, экономика)

  • технологический (математика, информатика, физика, химия)

  • универсальный




    1. Учебный план профиля обучения и (или) индивидуальный учебный план должны содержать 9(10) учебных предметов и предусматривать изучение не менее одного учебного предмета из каждой предметной области, в том числе общие для включения во все учебные планы учебные предметы.

Общими для включения во все учебные планы являются учебные предметы:

• «Русский язык и литература»;


• «Иностранный язык»;
• «Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия»;
• «История» (или «Россия в мире»);
• «Физическая культура»;
• «Основы безопасности жизнедеятельности».

Учебный план профиля обучения (кроме универсального) должен содержать не менее 3(4) учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения предметной области и (или) смежной с ней предметной области.




    1. В новом ФГОС ставится акцент на развитие индивидуального образовательного маршрута каждого школьника. Общеобразовательное учреждение предоставляет ученикам возможность формирования индивидуальных учебных планов, включающих обязательные учебные предметы, учебные предметы по выбору из обязательных предметных областей (на базовом или углубленном уровне), в том числе интегрированные учебные курсы «Естествознание», «Обществознание», «Россия в мире», «Экология», дополнительные учебные предметы, курсы по выбору ( «Астрономия», «Искусство», «Психология», «Технология», «Дизайн», «История родного края», «Экология моего края» и др.) и общие предметы для включения во все учебные планы.

В учебном плане также должно быть обязательно предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального проекта.

Таким образом, формирование учебного плана строится на следующих компонентах:



1.Общие предметы

  • Русский язык и литература;
    • Иностранный язык;
    • Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия;
    • История (или Россия в мире);
    • Физическая культура;
    • Основы безопасности жизнедеятельности.

2. Предметы по выбору из числа обязательных предметных областей

  • Филология

  • Иностранные языки

  • Общественные науки

  • Математика и информатика

  • Естественные науки

  • Физическая культура, экология, ОБЖ

3.Дополнительные предметы, элективные курсы и т.д.

4. Индивидуальный проект

Всего не более 37 ч

    1. Освоение обучающимися основной образовательной программы завершается обязательной государственной (итоговой) аттестацией выпускников. Государственная (итоговая) аттестация обучающихся проводится по всем изучавшимся учебным предметам.

Государственная (итоговая) аттестация обучающихся, освоивших основную образовательную программу, проводится в форме единого государственного экзамена по окончании 11 класса в обязательном порядке по учебным предметам:

«Русский язык и литература»;

«Математика: алгебра и начала анализа, геометрия»;

«Иностранный язык».

Обучающийся может самостоятельно выбрать уровень (базовый или углубленный), в соответствии с которым будет проводиться государственная (итоговая) аттестация в форме единого государственного экзамена.

Допускается прохождение обучающимися государственной (итоговой) аттестации по завершению изучения отдельных учебных предметов на базовом уровне после 10 класса.

Таким образом, принятие новых ФГОС ставит задачи перед лицеем, в т.ч. и перед другими общеобразовательными учреждениями, реализующими предпрофильную и профильную подготовку, о внесении изменений и дополнений в систему данной работы.



http://59209s006.edusite.ru/images/logo2.gif

ОБНОВЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ И МЕТОДОВ РАБОТЫ НА ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСАХ

Владимирова Н.А., зав.кафедрой иностранных языков
Элективные курсы – неотъемлемая часть профильного обучения на старшей ступени. Их изучение должно обеспечивать профессиональное самоопределение обучающихся. В современной школе элективные курсы должны разрабатываться в соответствии с определенными принципами.

В основу деятельности педагогов должен быть положен Стандарт (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования). При разработке программ элективных курсов важно учитывать то, что



  1. в его основе лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

  2. при итоговом оценивании результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования должны учитывать сформированность умений выполнения проектной деятельности.

В МОУ «ГПЛ» со 2 полугодия планируется переход на элективные курсы, которые будут основаны на системно-деятельностном подходе с выходом на проектно-исследовательскую деятельность. Новые ФГОСы требуют этого и от педагогов, и от обучающихся.

В ГПЛ создана творческая проблемная группа при научно-методическом совете. Перед членами ТПГ по вопросам профильного обучения была поставлена задача изучить программы действующих элективных курсов с точки зрения их выхода на проектно-исследовательскую деятельность обучающихся и насколько они готовят обучающихся к профильным специальностям. В настоящее время в 10-11 классах работают 11 элективных курсов. Главный вопрос, стоящий перед ТПГ: соответствуют ли программы новым ФГОСам и что необходимо в них изменить..

Анализ программ дал следующие результаты.


  1. Элективный курс «Культурные ценности и отношения». Тема актуальна, соответствует требованиям стандарта. В качестве предметных требований к ИЯ, на первое место Стандарт выдвигает формирование толерантного отношения к ценностям иных культур и формирование иноязычной коммуникативной компетенции.

В гуманитарном профиле изучение иностранного языка (ИЯ) на профильном уровне не должно носить исключительно «академический» характер и при этом готовить только к продолжению языкового образования в лингвистических вузах. Курс построен с учетом межпредметных связей между ИЯ и другими предметами гуманитарного цикла (историей, обществознанием, МХК, литературой). Работа на курсе поможет обучающимся понять специфику профессий, ориентированных на связи с общественностью, развивает у обучающихся толерантное отношение к представителям иной лингвоэтнокультуры. Специфика курса проявляется не только в содержании уроков, но и в отборе методов обучения. Ведущим дидактическим приемом подачи нового материала становится проблемная беседа. Предусмотрена работа обучающихся над проектами с выходом на исследовательскую работу. Его можно оставить на 2 полугодие, дополнив пояснительную записку.

  1. «Теоретическая грамматика немецкого языка». Тема актуальна. Проектная и исследовательская деятельность предусмотрены, можно оставить на 2 полугодие.

  2. Элективные курсы «Слово-образ-смысл» и «Малые жанры современной прозы».

Программы должны быть построены на системно-деятельностном подходе. Эти элективные курсы основаны на компетентностном подходе и способствуют формированию долитературоведческой компетенции и ориентируют обучающихся на профессию литературоведа. Программы перспективны, но должны быть изменены методы обучения, программы должна быть перестроены под учебное исследование.

  1. «Мастер функций в электронных таблицах MS Excel»., 11 класс. Электронные таблицы изучаются в рамках школьного курса информатики, но в малом объеме. Предусмотрена проектная деятельность. Итоговый проект-«Расчет заработной платы сотрудникам организации». Ориентирует на профессию бухгалтера. Можно оставить, но проект должен быть представлен публично.

  2. «Химические средства гигиены и косметики», 10 класс. Красной нитью проходит тема исследования. Программа предполагает экспериментальную практическую деятельность обучающихся и отвечает требованиям ФГОС.

Анализ программ элективных курсов показал, что большинство из них нуждается в корректировке при переходе на новые ФГОС из-за отсутствия в методике преподавания активных методов обучения. Преподавателями-членами творческой проблемной группы по организации профильного обучения в лицее был собран и систематизирован материал по обновлению программ элективных курсов с точки зрения содержания и методов обучения (см.таблица 1, таблица 2).


Таблица 1. Примеры программ курсов по выбору и элективных курсов, ориентированных на проектно-исследовательскую деятельность

Название

Есть ли готовая программа

Аннотация

Ссылка

По немецкому языку

«Немецкая и российская молодежь:

проблемы, интересы, мечты».



+

Решая задачу повышения предметной компетентности, курс знакомит учащихся с такими видами профессиональной деятельности, как референт -переводчик, культуролог, специалист в области межкультурной коммуникации, журналист, социолог, специализирующийся по опросу общественного мнения, редактор. Таким образом, курс обеспечивает межпредметные связи дисциплин филологического цикла с социологией и психологией.

http://mordovoobraz.68edu.ru/index.php/metodichka/45-in-yaz/221-elektkyrsnemeckyrub

«По странам немецкого языка»

+

Учащиеся не только знакомятся со специфичными языковыми явлениями каждой страны и страноведческой информацией, но и выстраивают свои суждения по интеркультурным проблемам.

http://marinasakratova.ucoz.ru/load/ehlektivnye_kursy/ehlektivnyj_kurs_po_stranam_nemeckogo_jazyka/6-1-0-27

"Национальные особенности речевого этикета"

+

Изучение национальных особенностей речевого этикета, коммуникативного поведения как части национальной культуры является составной частью иноязычной коммуникативной компе-тенции. Социокультурная компетен-ция формируется в условиях междис-циплинарной интеграции и коммуни-кативно – деятельностного подхода. Данный курс предполагает межпред-метную интеграцию (русский и немец-кий языки, история, география, миро-вая художественная культура, музыка)

http://festival.1september.ru/articles/550576/

«Межкультурная коммуникация»

+

Развитие способности школьников к межкультурной коммуникации, т.е. способности к пониманию чужой культуры, критического анализа обоснований собственного поведения, признания чужой культурной самобытности, умения строить диалогические отношения и идти на разумный компромисс – это задача межкультурного аспекта школьного образования.

http://www.zavuch.info/methodlib/232/67573/

Введение в журналистику

+

Курс „Einführung in die Journalistik“ («Введение в журналистику») является прикладным профориентационным элективным курсом для филологичес-кого профиля (со специализацией в области иностранных языков), знакомящим средствами немецкого языка с элементарными основами деятельности журналиста.

http://scipeople.ru/publication/99938/

По истории

История в лицах. Реформы и реформаторы.

+

Изучение истории развития российской цивилизации, роли в ней реформаторской деятельности позволяет по – новому поставить и решить проблемы обучения и воспитания, сформировать у учащихся высокие гражданские и патриотические чувства, ощущения своей принадлежности к великой и сложной культуре, занимающей большое место в мировой истории. Особенно это актуально в современное время: время возрождения России. На примере исторических деятелей учащиеся могут формировать в себе необходимые качества личности.

http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/elektivnyy-kurs-istoriya-v-licah-reformy-i-reformatory

История политических и правовых учений

+

Данный элективный курс позволяет не только расширить кругозор учащихся, но и формирует правовую позицию гражданина, необходимую современ-ному человеку. Элективный курс строится преимущественно на материалах истории России и стран Западной Европы.

http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/programma-elektivnogo-kursa-po-istorii

История государственных праздников России

+

Данный элективный курс является предметно-ориентированным, входит в образовательную область «История», сопровождает учебный предмет «Обществознание».

http://www.zavuch.info/methodlib/257/29884/

В поисках исторических сокровищ

+

Предназначен для углубленного изучения исторического содержания

http://www.zavuch.info/methodlib/257/39858/

История в жизнеописаниях великих людей

+

Данная программа может использо-ваться, как элективный или модуль-ный курс, в классах с углубленным изучением истории, гуманитарного профиля.

http://www.zavuch.info/methodlib/257/39541/

Русская Православная церковь в борьбе с врагом

+

Данный элективный курс способствует духовно-нравственному воспитанию молодежи, воспитанию чувства уваже-ния к трагическим страницам истории нашей страны. Курс может изучаться учащимися как предпрофильных, так и профильных классов

http://www.zavuch.info/methodlib/257/51165/

По обществознанию

Основы уголовного права

+

Практико-ориентированный характер обучения направлен на осознание приоритета прав личности, развитие умений школьников строить конструктивные отношения с окружающими.

http://festival.1september.ru/articles/520551/

Введение в социологию

+

рекомендуется для преподавания в профильных социально-экономических классах

http://www.zavuch.info/methodlib/169/33438/

Основные направления в мировой геополитике и изменения на политической карте мира

+

В данном элективном курсе рассматриваются вопросы, связаные с изменениями на политической карте мира и причины этих изменений. Данный элективый курс проводится в 10 классе с цель углубления знаний по экономической и социальной географии мира.

http://www.zavuch.info/methodlib/169/40669/

Основы политологии

+

Данный курс является средством углубленного изучения обществоведческих дисциплин, взаимосвязан с такими предметами, как история, обществоведение, право.

http://www.zavuch.info/methodlib/169/46631/


Таблица 2. Примеры программ элективных курсов по математике и информатике:

Название

Есть ли готовая программа

Аннотация

Математика

1. Двухуровневый курс по теории графов

9кл. – «Основы теории графов»

10-11кл.: в каждом из профилей курсы, решающие прикладные задачи по теории графов

Математический: «Теория графов как раздел дискретной математики»

Информационно-технологический: «Графовые модели и алгоритмы в программировании»

Экономический: «Решение задач дискретной оптимизации и сетевого планирования»



+

В основе курса лежит идея преемственности в элективном обучении

2. «Математика в экономике»

+

Элективный курс по математике для экономического профиля, возможна организация учебно-исследовательской деятельности

Информатика

1. «Социальная информатика»

«Информационные системы и модели» (компьютерное математическое моделирование)



+

В основе организации курсов лежит принцип интеграции дисциплин

2.

–«Информационные технологии в управлении, проектировании и производстве»

- «Основы нанотехнологий»

- «Основы информационной безопасности при работе в телекоммуникационных сетях»



+

Курсы, отвечающие требованиям времени и запросам общества и государства

3.

-«Исследование информационных моделей с использованием систем объектно-ориентированного программирования и электронных таблиц»

-«Технология создания сайтов»


+

Реализация программ данных элективных курсов требует использования активных методов обучения (проектный, эксперимент, учебное исследование)


http://graivoron.edu.ru/foto/profob.jpg


ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ МОУ «ГПЛ»

Вахнина А.Е., педагог-психолог

Ежегодно в рамках адаптационного периода для обучающихся 10-х классов проводится анкетирования с целью выявления их степени удовлетворенности выбранным профилем. Данная анкета проводится в начале года (октябрь) и в конце (март). Одним из главных, является вопрос о степени удовлетворенности обучающимися выбранным профилем и причинах неудовлетворенности.



Вы уверены, что сделали правильный выбор, подав заявление в данный класс?

А) Да

Б) Нет (почему?)

В) Точно ответить не могу (почему?)

В 2010-2011 году результаты выглядят следующим образом:






Октябрь 2010 года

Март 2011 года

10 «а»

(24 чел.)



10 «б»

(26 чел.)



10 «в»

(22 чел.)



10 «а»

(16 чел.)



10 «б»

(22 чел.)



10 «в»

(22 чел.)



а) да

18 (75%)

22(85%)

15(68%)

14(88%)

22 (100%)

16 (73%)

б) нет (почему?)

-

1(4%)

7 (32%)

1(6%)

_

5(22,5%)

в) точно ответить не могу (почему?)

6(25%)

3(11%)

-

1 (6%)

_

1 (4,5%)

В 2011-2012 году результаты выглядят следующим образом:






Октябрь 2011 года

Март 2012 года

10 «а»

(22 чел.)



10 «б»

(24 чел.)



10 «в»

(22 чел.)



10 «а»

(24 чел.)



10 «б»

(22 чел.)



10 «в»

(21 чел.)



а) да

19 (86,5%)

22 (92%)

13 (59%)

20 (83,5%)

20 (91%)

14 (67%)

б) нет (почему?)

1 (4,5%)

1 (4%)

7 (32%)

3 (12,5%)

1(4,5%)

7 (33%)

в) точно ответить не могу (почему?)

2 (9%)

1 (4%)

2 (9%)

1 (4%)

1 (4,5%)

-

В 2012-2013 году результаты выглядят следующим образом:






Октябрь 2012




10 «а» (17 чел.)

10 «б» (23 чел.)

10 «в» (18 чел.)

а) да

14 (82%)

21(91%)

14 (78%)

б) нет (почему?)

1 (6%)

-

3 (16,5%)

в) точно ответить не могу (почему?)

2 (12%)

2 (9%)

1 (5,5%)

Причинами неудовлетворённости выбранным профилем обучающиеся называют:

  • отсутствие уверенности в выборе ВУЗа:

  • несамостоятельность выбора (выбор «за компанию»);

  • неосознанность выбора (выбор по принципу «куда легче поступить»);

  • выбор «по остаточному принципу» (не смог поступить в класс другого профиля).

Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что класс химико-биологического профиля является наименее популярным, хотя в нынешнем учебном году процент лицеистов, стремящихся учиться в данном профильном классе, выше, чем в предыдущие годы. Это связано с тем, что многие десятиклассники определились с выбором ВУЗа и своей будущей профессиональной деятельностью, в частности это такие сферы, как медицина, биоинженерные технологии, косметология. Вместе с тем значительная часть обучающихся по-прежнему поступают в химико-биологический профиль по «остаточному принципу», так как не смогли поступить в другие профильные классы, но при этом хотели продолжить образование именно в МОУ «ГПЛ».

В лицее химико-биологический профиль представляет естественно-научные знания, тогда как в соответствии с новыми ФГОСами данную научную область представляет не только химия и биология, но и физика и естествознание.



В связи с необходимостью перехода на новые образовательные стандарты, а также опираясь на результаты анкетирования обучающихся, возможно, стоит пересмотреть систему профильного обучения в лицее, и заменить химико-биологический профиль на «естественно-научный» и «информационно-технологический». Данные профильные классы будут не только отвечать ФГОСам, но и давать качественно новые знания, в соответствии с запросами обучающихся и их родителей.

СЛОВАРЬ

Каталог: FGOS -> metod kopilka -> posobiya
FGOS -> 2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
FGOS -> М. В. Ломоносова проект примерная основная образовательная программа
FGOS -> Обоснование необходимости разработки дифференцированного фгос для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
FGOS -> Методические рекомендации по вопросам введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (фгос до)
FGOS -> Закона «Об образовании рф»
FGOS -> Преемственность детского сада и школы в условиях модернизации образования
FGOS -> Методическое сопровождение введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
FGOS -> Переход на новые образовательные стандарты моу сош №12 г. Дербента рд
posobiya -> Сущность контроля


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница