Актуальность организации взаимодействия образовательного учреждения с семьей



Скачать 200.79 Kb.
Дата23.05.2016
Размер200.79 Kb.
c:\users\виктор\desktop\сайт документы\сайт 03.04\программа семья и школа0001.jpg
Актуальность организации взаимодействия образовательного учреждения с семьей

С принятием Закона Российской Федерации "ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (ОТ 29 ДЕКАБРЯ 2012 г. № 273-ФЗ)возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательных учреждений. Современная семья развивается в условиях качественно новой противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, с другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Именно семья в наибольшей мере подвержена влиянию реформаторских социальных изменений, поскольку их результаты непосредственно отражаются на ее экономическом благосостоянии, стабильности в воспитательном потенциале. В условиях колоссальных изменений во всех сферах жизни общества семья должна изменить свою традиционную функциональную стратегию, и прежде всего, в воспитании. Но исторический опыт показывает, что в периоды социальных перемен именно институт семьи проявляет консерватизм, инертность в принятии новых парадигм и тем самым в условиях всеобщих изменений сохраняет стабильность, преемственность старых представлений, образцов, норм.

Таким образом, семья в силу своей традиционности не может гибко перестроить свою воспитательную среду. Поэтому ей требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе сотрудничества педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника. Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно – воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами. Наиболее действенным в содержании взаимодействия педагогов с родителями его воспитанников является проявляемая забота о развитии ребенка: его самочувствие, состояние души, физическом и психологическом здоровье, успешности деятельности, положении в группе и групповом статусе, самооценке и притязаниях, способностях и перспективах их развития, особенностях характера и др., о счастье подрастающей личности, входящей в контекст современной культурной жизни.

Практическая работа школы с родителями детей реализуется через коллективные и индивидуальные формы взаимодействия:

- психолого – педагогическое просвещение;

- родительско – педагогический анализ;

- родительское осмысление воспитания детей;

- родительское соучастие в работе педагога;

- родительское сотворчество;

- родительское научение, тренинг.

Однако, существует ряд проблем во взаимодействии школы и семьи. Во – первых, весьма сложными на сегодняшний день оказались отношения социума с семьей и школой. Многие проблемы семьи и школы становятся социальными, а не только воспитательными, педагогическими, что означает необходимость совместной деятельности многих общественных институтов в воспитательном процессе.

Во – вторых, в настоящее время часто наблюдаются деформации внутрисемейных отношений, происходит отчуждение детей от родителей. Такой эмоциональный разрыв ведет к психолого-педагогическому дисбалансу в семье между старшим и младшим поколениями, что требует пристального внимания и своевременной помощи со стороны опытных педагогов и психолога школы. Ответственность семьи перед обществом за воспитание подрастающих поколений в силу многих социальных факторов сегодня оставляет желать лучшего. Причина невысокого качества семейного воспитания – в системном, всеохватывающем кризисе современной семьи.

В – третьих, в обществе происходит обострение не только социально – экономических, экологических, демографических, но и социально – психологических проблем. Оно связано с углублением межличностных, межгрупповых конфликтов, межнационального противостояния. Перед школой и семьей возникает необходимость в совместной подготовке молодежи к жизни в поликультурной среде. Важно привить подрастающему поколению чувства взаимопонимания, взаимоуважения, взаимной терпимости.

Совместная деятельность семьи и школы позволяют обеспечить эффективность психического и социального развития учащихся, вывести ребенка из группы «трудных», нормализовать условия его развития, сформировать необходимые психотехнические навыки взаимодействия взрослых и детей, обеспечить социальную адаптацию школьников. Качество семейного воспитания, расширение воспитательных возможностей, повышение ответственности родителей за воспитание своих детей важнейшие проблемы современной педагогической практики. Их решение возможно при условии всесторонней психолого-педагогической подготовки семьи, родителей к выполнению своих воспитательных функций. Именно этими обстоятельствами диктуется необходимость постоянного повышения уровня педагогической компетентности родителей, необходимость и актуальность организации для них различных форм образования. Взаимодействие с родителями – совершенно особый вид педагогической деятельности, требующий специальных психологических знаний, такта, терпимости.

Цели родительского образования в школе могут быть значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль родителей как главных союзников школы в ряду других субъектов воспитательного процесса.

Как одна из форм целостного образовательного процесса занятия с родительской аудиторией предполагают постижение родителями азов воспитательного процесса, овладения навыками воспитания и общения с детьми, что невозможно без знакомства с основными законами социологии, психологии и педагогики.

Данная программа предполагает изучение психических особенностей личности ребенка как объекта и субъекта воспитательного процесса в семье и школе, что дает возможность установить принципы педагогического взаимодействия между родителями и детьми, родителями и учителями, учителями и обучающимися, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов.

На основании нормативных правовых документов педагогический коллектив школы стремится к своему становлению как открытой социально-педагогической системы, готовой к укреплению и расширению взаимодействия со всеми социальными институтами и прежде всего с семьей. Актуальными оказываются анализ, обобщение и проектирование взаимодействия семьи и школы в интересах личностного развития детей.



Педагоги и родители должны стремиться к тому, чтобы ученик -подросток, заканчивающий основную школу, мог найти себя, формировать его ролевую идентичность через предоставление подростку возможности попробовать себя в различных видах деятельности, постепенно вводить его в огромное пространство общечеловеческой культуры, а также развивать ответственность за собственные поступки. В результате реализации такой педагогической позиции взрослых подросток становится способным:

  • осознавать себя как личность и индивидуальность, понимать себя в сравнении с другими людьми, позитивно строить свои взаимоотношения с окружающим миром;

  • уметь осознанно делать жизненный выбор, осуществлять свои духовные потребности на основе гуманистических принципов, управлять своим поведением;

  • стремиться к самосовершенствованию, осознавая необходимости волевого самопринуждения ради достижения идеала и жизненных целей, обладать сознательностью и высоким уровнем самоорганизации.

Принятие и реализация Программы будет способствовать развитию взаимоотношений школы и семьи, а также развитию творческого потенциала и повышению активности педагогической общественности в организации деятельности с семьей.
Цель и задачи программы «Семья и школа»
Цель: взаимодействие с семьей в целях всестороннего развития и воспитания здоровой личности.
Задачи:

  • формировать у родителей восприятие феномена воспитания в семье и школе как социального, психологического и педагогического явления;

  • содействовать выработке у родителей представлений о единстве и целостности воспитательного процесса в семье и школе;

  • содействовать формированию у родителей представлений об этапах развития личности ребенка, помочь родителям научиться понимать внутренние законы этого развития, применять полученные знания в процессе воспитания детей в семье, отличать подлинно значимые в воспитании явления от проходящих и незначительных;

  • содействовать освоению родителей навыками анализа детских поступков, понимания их мотивации;

  • определить роль и значение родительского воспитания в формировании личности ребенка;

  • выявить характер и принципы взаимодействия между родителями и детьми, родителями и учениками и общие закономерности развития ребенка в процессе такого взаимодействия.

Ожидаемые результаты:

  1. Привлечение родителей к делам и проблемам школы.

  2. Оказание семье разнообразной специальной помощи.

  3. Повышение педагогической культуры родителей.

  4. Профилактика негативного семейного воспитания.

  5. Творческое развитие личности ребенка на основе свободы выбора занятий.

Участники программы:

  • члены педагогического коллектива;

  • педагог-психолог;

  • социальный педагог;

  • медицинские работники;

  • родители.


Сроки реализации программы:

2015-2016 учебный год



Законодательная база для разработки программы:

1. Конвенция о правах ребенка

2. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»

3. Закон РФ « Об образовании»

4. Устав школы

5. Программа развития школы


Основные направления организации работы школы с семьей:

  1. Составление характеристик семей обучающихся.

  2. Организация диагностической работы по изучению семей.

  3. Использование оптимальных форм и методов в дифференцированной групповой и индивидуальной работе с семьей.

  4. Организация психолого-педагогического просвещения родителей.

  5. Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся.

  6. Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в профилактике и диагностике наркомании, в предупреждении негативных проявлений у детей и подростков.

  7. Использование различных форм сотрудничества с родителями - отцами.

  8. Активное включение в работу с семьей педагога - психолога, социального педагога, библиотекаря.

9. Оказание помощи родителям в развитии у детей социального опыта, коммуникативных навыков и умений, подготовке старшеклассников к семейной жизни.

11. Расширение сферы дополнительных образовательных и досуговых услуг.


Формы взаимодействия педагогов и родителей:

  • родительское собрание;

  • родительский лекторий;

  • тематические конференции по обмену опытом воспитания детей;

  • дни творчества детей и их родителей;

  • открытые уроки и внеклассные мероприятия;

  • вечера вопросов и ответов;

  • диспут, дискуссия;

  • индивидуальная работа, групповые формы взаимодействия педагогов и родителей;

  • совместные праздники, подготовка концертов;

  • семейные праздники и фестивали;

  • помощь в укреплении материально-технической базы школы;

  • участие родителей в работе совета профилактики правонарушений школы;

  • работа родительского комитета


Организация совместной деятельности родителей и детей

Цель: сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализация планов по организации совместных дел родителей и детей.

Формы познавательной деятельности:

    • общественные форумы знаний,

    • творческие отчеты по предметам,

    • дни открытых уроков,

    • праздники знаний и творчества,

    • турниры знатоков,

    • совместные олимпиады,

    • выпуск предметных газет,

    • заседания, отчеты научного обществ учащихся.


Формы трудовой деятельности:

  • оформление кабинетов,

  • благоустройство и озеленение школьного двора,

  • посадка аллей,

  • создание классной библиотеки,

  • выставки «Мир наших увлечений»


Формы досуга:

  • совместные праздники,

  • подготовка концертов, спектаклей,

  • просмотр и обсуждение фильмов и спектаклей,

  • соревнования, конкурсы, КВНы, туристические походы и слеты,

  • экскурсионные поездки, семейные праздники и фестивали: День матери, День отца, День бабушек и дедушек, День моего ребенка, День взаимного благодарения; игровые семейные конкурсы: «Спортивная семья», «Музыкальная семья», конкурс семейных альбомов, конкурс хозяек, конкурс «Мужчины на поверке» (соревнования между отцами и сыновьями).

  • Совместная деятельность в творческих объединениях различной направленности, музеях.


План реализации программы


Направления в работе

Содержание

Срок

Ответственные

1. Привлечение родителей, семей к делам и проблемам ОУ

1. Организация участия в мероприятиях школьных месячников:

- Молодежь против наркотиков;

- Итоги года;

- Всероссийский день матери;

- Международный день семьи.

2. Использование возможностей активных, полезных школе родителей.

5. Изучение отношения к уровню деятельности ОУ и предложений по ее улучшению.


По плану

Ноябрь
Май

29 ноября

15 мая


В течение года по необходимости

Май


Администрация, классные руководители

Администрация



2. Оказание различной помощи семье

1. Оказание материальной помощи детям из малообеспеченных семей.

2.Организация психологической помощи.

3.Оказание помощи в оздоровлении обучающихся


По возможности


В течение года



администрация

социальный педагог




3. Повышение педагогической культуры родителей

1.Классные тематические родительские собрания.

2. Всеобуч родителей (общешкольные родительские собрания, «круглые столы») с привлечением различных специалистов.

3. Информационно-иллюстрированные стенды.

4. Памятки, рекомендации по воспитанию детей.

5. Использование видеоматериалов в пед.просвещении родителей.


По плану

Кл. руководители
Администрация

Администрация





4. Профилактика негативного семейного воспитания

1. Индивидуальные встречи, беседы.


  1. Рейды в семьи «трудных» учащихся и неблагополучных родителей.

  2. Консультационные дни специалистов.

4.Вызов на Совет по профилактике, КДН.

5. Подготовка и передача материалов на лишение родительских и опекунских прав.

6. Собеседование по организации летнего отдыха


В течение года по необходимости
В течение года

По необходимости

По необходимости
По необходимости

Май


Администрация, кл.руководители
Администрация, кл.рук., инспектор ПДН

Администрация, ПДН, психолог

Администрация
Администрация

Администрация, кл.руководители






1. ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ.

  1. Повышение педагогической культуры родителей (индивидуальные беседы классных руководителей, учителей-предметников, заместителей директора по УВР и ВР, директора, психолога, социолога).

  1. Организация дежурства родителей при проведении вечеров отдыха

  2. Вовлечение родителей в работу с детьми во внеурочное время.

  3. Изучение опыта семейного воспитания.

  4. Работа по предупреждению детской безнадзорности и правонарушений.

  5. Беседы с родителями по вопросам комплектования 1-го класса (январь-июнь).

  6. Анализ успеваемости и посещаемости учащихся (систематически).


2. ПЛАН РАБОТЫ РОДИТЕЛЬСКОГО КОМИТЕТА.

Содержание работы

Сроки

Ответственные

Заседание 1

1. Ознакомление членов комитета с Типовым


положением о родительском комитете
общеобразовательной школы.

2. Распределение обязанностей между членами


родительского комитета.

3. Утверждение плана работы на год.



октябрь

Социальный педагог

Заседание 2

1. Обеспечение оптимальных условий для организации


образовательного процесса

2. Организация качества питания обучающихся

3. Обсуждение локальных актов общеобразовательного
учреждения.


ноябрь




Заседание 3

1. Об участие в организации безопасных условий


осуществления образовательного процесса,
выполнения санитарно-гигиенических правил и норм.

2. Итоги проверки состояния режима питания учащихся


школы

3. Организация проведения новогодних мероприятий


( вызываются родители учащихся с низкой
успеваемостью и плохо посещающих школу)

декабрь


Заседание 4

1. Профилактика правонарушений, безнадзорности и


беспризорности среди несовершеннолетних
обучающихся.

2. Итоги рейда членов родительского комитета по


проверке соблюдения режима дня учащихся из
трудных семей.


февраль




Заседание 5

1. Участие членов родительского комитета в подготовке


школы к новому учебному году.

2. Консультативная работа среди родителей (законных


представителей) обучающихся об их правах и
обязанностях.

3. Обсуждение итогов проверки посещаемости и


успеваемости учащихся 9-11 классов

( с приглашением родителей и учащихся).



апрель




Заседание 6

1. Участие в разработке мероприятий по созданию


условий для сохранности здоровья и жизни детей в
весенне-летний период.

2. Обсуждение плана проведения экскурсий и походов


учащихся в весенне-летний период.

3. Оказание помощи в организации и проведении


ремонта школы на новый учебный год.

май





3. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ (тематика родительских собраний)

Класс

Содержание

Сроки

1 класс

1. Физическое и психическое развитие ребенка 7-9 лет. Режим для первоклассника.

Сентябрь



2. Взаимоотношения в семье и нравственное воспитание ребенка.

Ноябрь



3. Поведение ребенка 7-9 лет и воспитание. Хочу, можно, нельзя, надо.

Февраль

2 класс

1. Психическое и физическое развитие ребенка.

Сентябрь



2. Духовная жизнь семьи и развитие ребенка в этом возрасте.

Октябрь



3. Алкоголизм и дети.

Декабрь



4. Книга в семье и духовное развитие ребенка. Семейная библиотека.

март

3, 4 класс

1. Физическое и психическое развитие ребенка. Режим дня.

Сентябрь



2. Алкоголизм, брак, дети, семья.

Декабрь



3. Компьютер, телевизор и воспитание ребенка.

Февраль



4. Воспитание гражданина.

Май

5 класс

1. Анатомо-физическое и психическое развитие младших подростков.

Сентябрь



2. Половое воспитание. Единство полового и нравственного воспитания.

Ноябрь



3. Добро, ласка, поощрение, требовательность, твердость, ограничение желаний в воспитании детей.

Январь



4. Дети и ПАВ (психоактивные вещества)

Март

6 класс

1. Авторитет родителей, его источники, прочность, умение пользоваться родительской властью.

Октябрь



2. Умственное воспитание подростков и задачи семьи.

Декабрь



3. Самовоспитание подростков.

Март



4. Эстетическое воспитание подростков.

Май

7 класс

1. Анатомо-физическое и психическое развитие подростков.

сентябрь



2. Потребности и желания подростков. Ограничение и дисциплина желаний - важное условие правильного воспитания. Воспитание умения управлять желаниями.

Ноябрь



3. Развитие индивидуальных наклонностей и способностей |







детей.






4. Патриотическое воспитание подростков.

Март

8 класс

1. Половое созревание.

Ноябрь



2. Воспитание человечности у подростков.

Январь



3. Семья как коллектив.

Март



4. Предупреждение нервных заболеваний в годы отрочества.

Апрель

9 класс

1. Анатомо-физическое и психологическое развитие старших подростков.

Сентябрь



2. Единство физической, нравственной и половой зрелости.

Октябрь



3. Духовные потребности юношества и их развитие.

Декабрь



4. Правовое сознание юношества ( с приглашением специалиста).

Февраль



5. Профессиональная ориентация и выбор специальности.

Апрель

10 класс

1. Педагогический такт в воспитании юношества.

ноябрь



2. Как говорить с юношами и девушками о любви, семье и браке.

Декабрь



3. Воспитание гражданского долга у юношей и девушек.

Февраль



4. Самовоспитание в годы ранней юности.

Март

11 класс

1. Поиск смысла жизни юношества.

Октябрь



2. Интимно-личностное самоопределение юношества.

Ноябрь



3. Мировоззренческое самоопределение юношей и девушек.

Декабрь



4. Профессиональное самоопределение юношей и девушек.

Январь



5. Поддержка профессионального юношества: объединение усилий семьи и школы.

Март


Ожидаемый результат:

1.Возрождение традиций семейного воспитания, улучшение микроклимата в семье.

2.Повышение педагогической культуры родителей во взаимоотношении с ребенком

3. Устойчивость в поведении детей, уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению психоактивными веществами в детской среде, сокращение числа неблагополучных семей.

4. Привлечение к активному участию родителей в общешкольных мероприятиях.

5.Отсутствие конфликтности, “мирное” разрешение проблем между учащимися и их родителями.



6.Повышение степени удовлетворённости родителей результатами работы школы.
Каталог: files
files -> Методические рекомендации «Организация исследовательской деятельности учащихся»
files -> Актуальность исследования
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Программа курса предназначена для учащихся 9-11 класса и рассчитана на 128 часов. Периодичность занятий 1 раз в неделю по 4 учебных часа
files -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
files -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
files -> Программы
files -> Выпускных квалификационных работ


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница