Актуальность исследования



Скачать 50,72 Kb.
Дата11.02.2016
Размер50,72 Kb.

Оглавление





Введение 2



Введение



Актуальность исследования. Одним из стратегических направлений в модернизации образования является переход к новой образовательной парадигме, обеспечивающей познавательную активность и самостоятельность учащихся. Открытое образовательное пространство способствует более активному включению учащихся в различные виды деятельности, а также развитию их индивидуальности. На первый план выходит не только обучение учащегося, но и развитие личности. При этом воспитание личности заключается, прежде всего, в развитии системы её потребностей и мотивов, а развитая мотивация способствует более успешному выполнению деятельности. Так как основным видом деятельности школьников является учебная, то одна из задач её формирования включает учебно-познавательную мотивацию. Однако у значительной части школьников не развита внутренняя, познавательная мотивация учебной деятельности, что в дальнейшем является препятствием в получении профессионального образования и самообразовании. Актуальность проблемы обусловлена необходимостью формирования учебной мотивации у школьников в связи с резким снижением их интереса к учебной деятельности и внутренней мотивации учения (Н. И. Гуткина, Т. А. Цукерман и др.). Анализ учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях показывает, что в большинстве из них отсутствует целенаправленная деятельность по формированию мотивации школьников. Чаще всего встречаются разрозненные, несистематизированные приемы развития мотивации учащихся при изучении отдельно взятых предметов (И. Н. Осипова, К. Н. Поливанова и др.).

В рамках традиционного, объяснительно-иллюстративного типа обучения возможности формирования познавательной мотивации достаточно ограничены. Технология традиционного обучения выступает, в основном, стимулятором усвоения учебной информации и недостаточно внимания уделяет формированию учебной мотивации с учетом возрастных, индивидуально-типологических и тендерных особенностей учащихся. В центре внимания личностно-ориентированного обучения — уникальная целостная личность растущего человека. Образование как деятельность личности основано на внутренней мотивации, а также на полноценном взаимодействии учителя и учащихся.

Всё усложняющаяся окружающая действительность требует переосмысления, пересмотра школьных программ и стандартов. Школьные стандарты нового поколения и учебные программы выдвигают на первый план личность, её становление и развитие, в частности как субъекта учебной деятельности. Идеи педагогики сотрудничества входят почти во все современные педагогические технологии, она стала основой современных концепций образования в Российской Федерации. Учебный процесс должен стать важнейшим фактором развития устойчивого познавательного интереса, потребности в знаниях учащихся, и задачей учителя является создание условий, способствующих развитию мотивационной сферы учащихся, включая формирование и развитие мотивации учебной деятельности, познавательной активности школьника. Это весьма сложный и долгий процесс, требующий учета многих факторов, среди которых — индивидуальные различия школьников, их возрастные особенности и т. д.

Педагогические средства, имеющиеся в арсенале современного учителя, используются им несистематично и не приносят должного результата. Процесс формирования мотивации учащихся зачастую оказывается малоэффективным, т. к. современные технологии не систематизированы и недостаточно осмыслены их возможности с точки зрения формирования внутренней мотивации учения, не выделены инвариантные составляющие, общие для различных учебных предметов. Следовательно, нужна система в работе учителей, которая обеспечит эффективное формирование мотивации учащихся, определит наиболее ее эффективные формы, методы и средства.

Степень разработанности проблемы. Структура и содержание учебной деятельности рассматривались в трудах В. В. Давыдова, Н. Ф. Талызиной, Д. Б. Эльконина, а также в диссертационных работах как педагогов (С. А. Барамзина, 2004; С. А. Жемулин, 2008; В. Л. Край-ник, 2008 и др.), так и психологов (Т. В. Габай, 2001; И. В. Воронкова, 2005 и др.)

Мотивацию в структуре учебной деятельности изучали: П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин и др. Мотивацию как одно из основополагающих средств развития личности рассматривали: Ш. А. Амона-швили, А. Г. Асмолов, Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько, Л. И. Божович, М. Р. Гинзбург, Н. В. Кузьмина, А. Н. Леонтьев, В. Г. Леонтьев, А. К. Маркова, М. И. Махмутов, Н. Г. Морозова, М. Н. Мясшцев, А. Б. Орлов, А. В. Петровский, Л. М. Фридман, Г. А. Цукерман, М. Г. Ярошевский и др. Мотивация в структуре учебной деятельности исследована в диссертациях А. И. Капичникова (2000), Т. В. Габай (2001), В. Ю. Шегуровой (2001), Е. В. Карповой (2009), Т. А. Тру-фановой (2005) и др.

Л. И. Божович, А. К. Маркова, С. А. Мусатов, Г. И. Щукина отмечают закономерное снижение учебной мотивации у многих школьников, в частности, в связи со сменой ведущей деятельности. В трудах Л. И. Божович, А. К. Марковой, Т. А. Матис, А. Б. Орлова, Г. А. Цукерман раскрыты возрастные особенности мотивации, соотношение возрастных и индивидуальных особенностей мотивации школьников. В работе И. А. Бариляк рассматривались особенности мотивации школьников с различным уровнем учебной успеваемости. Зависимость мотивации от отношения детей к учебной деятельности описаны в работах И. А. Бариляк и Т. В. Рюминой.

Формированию отдельных видов учебной мотивации посвящены работы Е. Н. Бабакиной (мотивация овладения экологической культурой), В. А. Грековой (познавательная, соревновательная мотивация старшеклассников), Л. С. Илюшина, Н. В. Примчук (образовательная мотивация), О. А. Кочеуловой (мотивация достижения учащихся профильной школы) и др.

Важную роль для данного исследования сыграли взгляды зарубежных исследователей (Дж. Аткинсон, К. Левин, Д. Макклеланд, А. Маслоу, Г. Олпорт, X. Хекхаузен и др.), разработавших теории мотивации и расширивших представления об отдельных видах мотивов. Большой вклад в развитие теории мотивации внесли Ш. А. Амонашвили, В. Г. Асеев, Л. И. Божович, В. К. Вилюнас, Т. О. Гордеева, В. В. Давыдов, Е. П. Ильин, В. И. Ковалев, А. К. Маркова, А. Б. Орлов, Т. И. Шамова, Г. И. Щукина, Д. Б. Эльконин, И. С. Якиманская, П. М. Якобсон и др., показавшие многообразие значений понятий «мотивация», «учебная мотивация», разработавшие классификации мотивов, раскрывшие содержательные и динамические характеристики мотивов.

Цель исследования состояла в выявлении особенностей формирования учебной мотивации подростков.

Объект исследования: дети подросткового возраста.

Предмет исследования: структура мотивации учебной деятельности, индивидуально-психологические и личностные характеристики подростков и пути формирования мотивации учебной деятельности.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:



  • рассмотреть мотивацию как психологическую категорию и исследовать основные подходы к исследованию мотивации;

  • дать общую характеристику учебной мотивации и проанализировать ее системную организацию;

  • выявить возрастные особенности учебной мотивации;

  • проанализировать динамику структуры мотивов учебной деятельности подростков;

  • изучить пути формирования мотивации учения у школьников;

  • рассмотреть методику формирования мотивации учения школьников;

  • проанализировать формирование мотивации на отдельных этапах урока.

Теоретической основой данного исследования являются: теория системного подхода в изучении различных сторон психического развития детей младшего, среднего и старшего школьного возраста А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, JI.C. Выготского, теоретические и экспериментальные подходы к изучению развития мотивационной сферы Л.И. Божович.

Методы исследования: анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме, обобщение.
Каталог: upload -> file
file -> Литература 39 Приложение 42 Введение
file -> Две парадигмы в исследовании детского развития
file -> Актуальность исследования
file -> 3 Специфика обмена информацией в коммуникативном процесс
file -> Детство представляет собой особый период, сущностью которого является процесс взросления ребёнка, вхождения его в социальный мир взрослых, что предусматривает приобретение свойств и качеств, зрелой личности
file -> 3. Эффекты межличностного восприятия 9
file -> Теоретические основы исследования ценностных ориентаций сотрудников правоохранительных органов 5
file -> Исследование особенности проявления ответственности в младшем школьном возрасте 52
file -> Теоретико-методологические основы психологической деятельности менеджера 9


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница