Актуальные проблемы коммуникации детей со множественными нарушениями в развитии



Скачать 23.01 Kb.
страница1/2
Дата11.06.2018
Размер23.01 Kb.
  1   2

Актуальные проблемы коммуникации детей со множественными нарушениями в развитии

Способность передавать информацию с помощью слов – отличительная особенность человека. Инструментом передачи информации в таком случае выступает коммуникация.

Коммуникация (от лат. communicatio – сообщение, передача) – обмен информацией между собеседниками или передача сообщения от одного лица другому. Коммуникация – основа существования любой организации в обществе, она тесно связана с социальной сферой жизни человека.

Коммуникация подразделяется на вербальную и невербальную. Вербальная коммуникация – коммуникация с помощью слов (активной речи). При невербальной коммуникации общение происходит с помощью других средств (жесты, мимика, положение тела, эмоциональные проявления и т.п.)

Нарушение коммуникации - серьёзное препятствие в развитии познавательной сферы детей. Обучение устной речи становится приоритетной задачей специалиста, основным запросом родителей. Но результативность из-за уровня нарушения и сформированности последствий этих нарушений остается очень низкой, в итоге в полной мере эта сфера не развивается и развитие познавательной сферы, понимания языка практически останавливается. Очевидно, что специалисту необходим инструмент для развития коммуникативных навыков ребенка с нарушением развития, которые позволят формировать и другие сферы. Таким инструментом может стать альтернативная (аугментативная) коммуникация.

Альтернативная аугментативная коммуникация (от английского слова augmentative — увеличивающий) - это процесс установления через посредство разнообразных знаков связей с людьми, не способными полноценно общаться на вербальном уровне по причине невозможности полноценного воспроизведения или же восприятия речи. К таким относятся лица с серьезными двигательными нарушениями, церебральным параличом, с интеллектуальными и эмоциональными проблемами, ограничивающими механизм усвоения вербальных символов (умственная отсталость, аутизм), с нарушениями слуха [2]. В данном случае под коммуникацией необходимо подразумевать не только слова, но и все дополнительные средства, создающие возможности как можно более полного выражения и понимания мыслей. К таким средствам относятся жестикуляция, письменная речь, символические изображения (картинки, фотографии, значки, рисунки, пиктограммы, систмы символов и т.д.)



Необходимость в альтернативной коммуникации наиболее остро возникает при работе с детьми, имеющими множественные нарушения развития. К множественным нарушениям развития относят сочетание двух или более психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития и др.) у одного ребёнка. Например, сочетание глухоты и слабовидения, сочетание умственной отсталости и слепоты, сочетание опорно-двигательного аппарата и нарушений речи.

В качестве синонимов термина «множественное нарушение» в литературе могут быть использованы и другие термины: «сложный дефект (нарушение)», «сложные аномалии развития», «сочетанные нарушения», «комбинированные нарушения», «сложная структура нарушения».

В работе с такими детьми возникают наиболее серьёзные коммуникативные трудности и проблемы. Причин этому несколько.


  1. К сожалению, на данный момент в нашем специальном образовании практически отсутствуют специалисты-дефектологи, имеющие возможность работать с детьми со сложной патологией. Множественные нарушения развития могут иметь разнообразное сочетание и поэтому каждому ребёнку необходим свой индивидуальный подход, своя индивидуальная программа реабилитации и свои индивидуальные возможности коммуникации.

  2. При этом существует необходимость в единой общепринятой системе альтернативной коммуникации, которая, с одной стороны, максимально позволяла бы решать задачи общения, воспитания и обучения детей с сочетанной патологией, а с другой – была бы универсальна для работы в разных образовательных или реабилитационных центрах разных регионов нашей страны.

Педагогами ведутся разработки единой системы символов и жестов. Например, Штягинова Е.А. в своем методическом сборнике «Альтернативная коммуникация», говоря о символах системы дополнительной коммуникации, называет следующие требования к ним:

- жесты должны быть легко выполняемыми, простыми, чтобы по возможности можно было легко догадаться об их значении;

- картинки должны быть яркими, привлекательными, быть удобными для манипуляций с ними;

- лица и предметы, изображённые на фотографиях должны быть знакомы ребёнку;

- предметы и игрушки должны быть яркими и интересными ребёнку;

- слова должны быть написаны специальным простым шрифтом;

- поза для жестов – напротив, на уровне глаз.

Преимущества жестовой системы для детей с сочетанной патологией Е.А. Штягина видит в следующем:


- руками можно пользоваться всегда, в отличие от других специальных приспособлений;

- язык жестов легче понять и «произнести», чем речь;

- язык жестов нагляднее;

- можно помочь ребёнку своими руками.

При этом существуют важные недостатки жестовой системы для коммуникации с детьми с множественными нарушениями в развитии:

- при всей возможной унификации системы, некоторые жесты всё равно остаются «индивидуальными» - понятными только «посвященным»;

- ребёнку необходимо помнить выученные жесты, при необходимости извлекая их из памяти;

- данный вид общения не подходит (или ограниченно подходит) для детей с нарушением двигательных функций и для слабовидящих/незрячих детей [1].

3. Проблема дополнительной коммуникации у детей с множественной патологией также заключается в постоянной поддержке мотивации. Обучение использованию любой системы альтернативной коммуникации – это долгая, сложная, упорная работа, которая требует постоянного обучения семьи и людей, работающих с ребёнком (педагогов, медиков и др.). Требуется постоянная поддержка мотивации и заинтересованности, так как не всегда система воспринимается легко и быстро.

4. Нельзя не отметить проблему функционального использования альтернативной коммуникации детьми со сложными аномалиями развития. Для них составляет большую трудность вывести использование системы дополнительной коммуникации за пределы занятий и использовать приобретённые навыки в повседневной деятельности, а это и является целью применения данной системы. У таких детей очень ограниченный круг социальных контактов и поэтому они не имеют возможности полноценно реализовать полученные умения.



Таким образом, говоря об альтернативной коммуникации детей с сочетанной патологией, важно отметить, что существует необходимость в специалистах, которые могли бы полноценно обучать таких детей, крайне важна разработка специальной общепринятой методики дополнительной коммуникации, отвечающей всем нюансам работы с ними, необходимы постоянная поддержка мотивации и условия для применения приобретённых ребёнком знаний и умений. При реализации данных условий процесс овладения навыками коммуникации детьми с множественными нарушениями будет намного эффективнее.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница