Актуальные проблемы информационно-компьютерной грамотности педагогов доу



Скачать 59.73 Kb.
Дата15.02.2016
Размер59.73 Kb.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОУ

Ахтырская Юлия Викторовна

Воспитатель

ГБДОУ детский сад №62 Приморского района г. Санкт-Петербурга

jull2000@mail.ru

Термин «информационная компетентность» относится к ключевым терминам образовательных стандартов второго поколения и определяется как «способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий», что является инновационной деятельностью педагога дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).

Готовность педагога к инновационной деятельности в сфере информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) является внутренним условием его профессиональной творческой самореализации. Сегодня, когда заработали механизмы внедрения инноваций в образовательные учреждения (использование ИК технологий, использование метода проектов, портфолио педагога, современные образовательные программы), педагогическая наука пришла к идее об органичном сосуществовании режимов функционирования и развития традиционного и инновационного обучения. Феномен инновации и творчества превращается в естественную составляющую учебно-воспитательного процесса развивающегося образовательного учреждения.

Проведя беседу с воспитателями ДОУ можно сделать вывод (Рисунок №2), что в учреждении работает трудоспособный, высокопрофессиональный коллектив воспитателей и специалистов, готовых к инновационным преобразованиям, исследовательской деятельности, обладающие умением проектировать и достигать запланированного результата.

Очень важно, чтобы педагоги умели и, самое главное, имели возможность и желание использовать ИКТ в своей работе. Одно из главнейших условий успеха информатизации учебного и воспитательного процессов – овладение педагогами новыми для них формами работы.

При анализе результатов анкетирования и собеседования были выявлены недостатки в использовании ИКТ в работе педагогов ДОУ:

1. Компьютер и Интернет чаще используется в личных целях для хранения информации (фотографий, курсовых работ и пр.), для общения в Контакте с друзьями, реже для поиска научно-методической информации (См. Приложение №3).

2. Компьютер и принтер используются для создания и печати списков детей, таблиц, подготовки раздаточного материала.

3. Цифровой фотоаппарат используют все педагоги для фотографирования детей в режимных моментах, а стенгазеты, стенды не оформляют.

4. Имея дома цветной принтер и компьютер не все педагоги создают папки-передвижки, консультации для родителей, оформляют родительский уголок.

5. У большинства опрошенных воспитателей нет сканера и поэтому отсутствует возможность сохранения детских работ.

6. Не все педагоги в своей работе используют TV и DVD плеер, так как не знакомы с формами проведения подобных мероприятий.

7. Мультимидийный проектор имеется только в музыкальном зале, что препятствует его широкому использованию.

8. Не часто, но используется видеокамера и некоторые педагоги создают фильмы о детях в качестве подарка на выпускной.

9.  Недостаточная методическая подготовленность педагога.

10. Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях.

11. Бесплановость, случайность применения ИКТ.

И самое важное, что удалось выявить:

– педагоги испытывают затруднения в использовании компьютера в воспитательно-образовательном процессе вследствие того, что имеют разный уровень информационно-компьютерной компетентности.

Анализ данной ситуации позволил выявить ряд противоречий между:

– потребностью быстрого получения научно-методической информации и инертностью ее переработки и передачи в образовательном учреждении;

– желанием педагогов и их неумением организации научно-методической деятельности на базе информационных технологий;

– неподготовленностью педагогов и актуальной необходимостью использования информационных технологий в процессе деятельности;

– возрастающими требованиями к уровню профессиональной деятельности педагога и неготовностью его к созданию педагогического пространства;

– потребностью образовательной практики в высоком уровне информационной компетентности современных педагогов и невысокой эффективностью процесса их повышения квалификации в данном направлении;

– существующими моделями повышения квалификации, направленными на формирование преимущественно компьютерной грамотности, и необходимостью организации непрерывного образования педагогов, ориентированного на применение информационно-компьютерной технологии в их практической деятельности.

Проведенное исследование показало, что информационные технологии являются стратегически важной отраслью, влияющей на все стороны жизнедеятельности любого современного общества. Они создают широкие возможности экономического роста и социального развития людей в отдельности и общества в целом, но многие педагоги не готовы к переменам. Пока сохраняется низкий уровень знаний о возможностях ИКТ и невысокая мотивация («А зачем?») использования в своей работе информационно-коммуникативных технологий.

Формы и методы повышения ИКТ-компетентности педагогического коллектива:

1.Дистанционные постоянно действующие курсы или система экспресс-консультаций по ИКТ-грамотности;

2.Организация и постоянное пополнение единого банка ЦОР (информационных образовательных ресурсов) ДОУ, в котором педагоги могут почерпнуть необходимые сведения о методике использования возможностей ИКТ в учебно-воспитательном процессе, и увидеть все возможности ИКТ.

3.В рамках методической работы организация методических конкурсов (фестивалей) разработок занятий с использованием ЦОР, а также проведение различных семинаров и мастер-классов.

4.Активное включение педагогов в разработку учебных материалов с применением ИКТ, участие в конкурсах.

5.Мероприятия по информированию педагогического коллектива о новинках в области ИКТ.

6. Формирование проекта по повышению качества образования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий.

7. Систематизация, обновление и пополнение информационных ресурсов образовательного процесса;

8. Разработка и апробация технологий мультимедийного сопровождения воспитательно-образовательного процесса;

9. Расширение использования информационно-компьютерных технологий в воспитательно-образовательном процессе;

10. Разработка системы организации консультативной методической поддержки в области повышения информационной компетентности педагогов;

11 Создание банка компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ;

12. Создание комплексной интегрированной модели информационно-методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса ДОУ.

В практику работы старшего воспитателя рекомендуется включить такие формы работы с педагогами, которые направленные на повышение их квалификации, мастерства и повышения ИКТ-компетентности педагогов:

недели педагогического мастерства;

мастер-классы;

педагогические мастерские и наставничество;

обучающие семинары;

работа в паре;

тематические семинары.

В информационном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека – определяющим фактором их профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования, происходит существенное повышение статуса образования.



Информатизация сферы образования должна опережать информатизацию других отраслей человеческой деятельности, поскольку знания и навыки, полученные в процессе образования, лежат в основе всех видов деятельности, определяют их направленность, темпы развития и полезность. Хочется верить в то, что скоро по степени информатизации образования можно будет судить о масштабах информатизации всего общества, но пока сохраняется низкая материально-техническая база во многих ДОУ.

Подводя итог, можно сказать, что работа педагога в I ступени не может обойтись сегодня без применения информационно-коммуникативных технологий.
Каталог: articles
articles -> Мотивы выбора специальности и вуза как фактор профессионального становления специалиста
articles -> Инновационное образование: вызовы и решения
articles -> Информационно-аналитическое сопровождение в системе факторов эффективности инновационной образовательной деятельности вуза
articles -> Использование инноваций, как составляющих компонентов инфраструктуры рынка образовательных услуг
articles -> Печатается по решению кафедры
articles -> Повышение квалификации педагогов
articles -> Этап Время Деятельность учителя
articles -> Приложение №4 Ответы на вопросы
articles -> Кобаидзе Нина Иванована


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница