Актуальные проблемы бизнес-образования



Скачать 38.93 Kb.
Дата19.04.2016
Размер38.93 Kb.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БИЗНЕС-ОБРАЗОВАНИЯ
Гончерёнок Диана Георгиевна

Белорусский государственный экономический университет


Проблемы бизнес-образования, особенно обучение по программам МВА, остаются актуальными с тех пор, как в США появилась первая школа в сфере делового администрирования. В настоящей статье рассматриваются наиболее существенные с точки зрения западных аналитиков и экспертов проблемы обучения по программам МВА. Среди них можно выделить, такие как концепция образовательного процесса; влияние обучения на деловой успех слушателей; эффективность и роль бизнес-образования в современном мире; факторы, влияющие на развитие бизнес-образования, и др. Следует заметить, что в течение всего времени существования программ МВА эти проблемы не теряли своей значимости и остаются актуальными темами для современных исследований.

Постоянные изменения во внешней среде требовали и требуют определенной трансформации института бизнес-образования, включая пересмотр существующих образовательных концепций. Бизнес-школы часто подвергаются критике за то, что не воспроизводят полезные навыки, не могут развить лидерские качества, привить нормы этического поведения и подготовить своих выпускников к работе в корпорациях. В бизнес-школах слушателей учат выполнять достаточно узкие функции в процессе ведения бизнеса, но не обучают практической стороне управления. Слушателям преподаются отдельные, подчас не взаимосвязанные, дисциплины по менеджменту. Для того же, чтобы стать эффективным управленцем, надо научиться интегрировать эти знания в единое целое и использовать их на практике. По этой причине управление – это, скорее, искусство, нежели профессия или наука. Знания важны, но ключевой момент в управлении – умение извлекать нужную информацию из различных источников и использовать ее в нужном направлении. Причина проблемы, по всей видимости, в том, что многие бизнес-школы избрали путь научных исследований, адаптировали модель абстрактного финансового и экономического анализа и академической психологии.

Многие западные исследователи считают такую научно-ориентированную модель бизнес-образования основанной на ошибочном предположении, что бизнес – это такая же академическая дисциплина, как химия или география. Эти же исследователи утверждают, что бизнес – это профессия такая же, как право или медицина, а бизнес-школы – прежде всего профессиональные школы. И никакие реформы не принесут результатов, пока научно-ориентированная модель не будет заменена на модель, более отвечающую требованиям профессии, то есть научным исследованиям в процессе обучения будет отведено второе место. Кроме того, по их мнению, бизнес-школы должны уделять больше внимания гуманитарным наукам как способу развития социального воображения.

Результаты исследования программ МВА, входящих в топ-рейтинг бизнес-школ США, под руководством Питера Наварро подтверждают сказанное выше. По результатам исследования Наварро выделил следующие важнейшие характеристики идеальной программы МВА: междисциплинарная интеграция; практическая ориентированность; развитие таких навыков, как коммуникабельность, лидерство, предприимчивость, умение работать в команде; фокусирование на глобальных перспективах и информационных технологиях; акцентирование вопросов бизнес-этики и корпоративной социальной ответственности. При этом исследователь отмечает, что идеальная программа МВА еще далека от воплощения в реальность.

Другая группа ученых разработала концепцию международной магистерской программы по практическому управлению, которая основывается на следующих принципах: бизнес-образование строится на практической деятельности; обучение вырабатывает у менеджера способность к самостоятельному мышлению, свободному от клише и штампов; занятия проходят в форме взаимодействия как между слушателями, так и между слушателями и преподавателями, что является важным ресурсом обмена опытом; используются активные методы обучения с целью не только усвоения материала, но и вовлечения слушателей в процесс взаимодействия друг с другом, что способствует развитию коммуникативных навыков.

Исследователи отмечают, что преподаватели не прилагают сознательных усилий, способствующих социализации слушателей МВА-программ. Ведь процесс социализации в бизнес-школе должен носить направленный характер, потому что так или иначе слушатели меняются, попадая в новую среду и взаимодействуя с новыми людьми. По этой причине важно создать внутреннюю организационную культуру, которая способствовала бы этому. Следует обратить внимание и на возраст и опыт слушателей, так как молодые и малоопытные слушатели более подвержены влиянию, чем их зрелые коллеги.

Существует ряд предложений, касающихся изменения концепции обучения МВА, которые пока не нашли практического применения. При изменении института бизнес-образования следует учитывать, что бизнес – это профессия, которая основывается на определенных этических принципах, нормах и ценностях, воспроизводящихся в процессе обучения и определяющих дальнейшую деятельность менеджеров и предпринимателей.

Анализ проблем в сфере бизнес-образования показывает, что, несмотря на многолетнюю историю становления и развития института бизнес-образования в США и Европе, идеальная модель бизнес-школы до сих пор не сформировалась. Меняются внешние условия, структура спроса, состав участников, что делает актуальными систематические исследования в этой области. Сегодня институт бизнес-образования переживает не лучшие времена. В период экономического кризиса обнажились слабые стороны бизнес-школ и, как следствие, усилилась критика в их адрес, подвергается сомнению ценность института бизнес-образования как такового. В ответ организаторы бизнес-обучения корректируют программы МВА, акцентируя внимание на преподавании основ социально ответственного бизнеса и бизнес-этики, на обучении оценке рисков и стратегиям борьбы с последствиями кризиса.



Изучение и осознание проблем бизнес-образования за рубежом позволит избежать многих ошибок, препятствий, а также использовать тот положительный опыт, благодаря которому американские и европейские бизнес-школы достигли высокого качества обучения и стали конкурентоспособными на глобальном рынке образовательных услуг.
Каталог: bitstream -> 123456789
123456789 -> Лекция Предмет и основные концепции современной философии науки 2
123456789 -> Московский государственный
123456789 -> Особенности регуляции учебной активности у студентов гуманитарных и технических специальностей
123456789 -> Учебное пособие для студ ф-та референт-переводчик / Харков гуманит ин-т «Народная украинская академия»
123456789 -> 1. проблемы бытия в современной философии
123456789 -> Способы защиты компании от хэдхантингов
123456789 -> Диагностика психического развития ребенка
123456789 -> Особенности формирования профессионально-коммуникативной компетенции будущего преподавателя иностранного языка на современном этапе
123456789 -> Учебная программа для специальности 1-23 01 73 Средства массовой информации


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница