«Актуальные ценностные конфликты как тематическая база современной американской поэзии»



Скачать 33.29 Kb.
Дата19.04.2016
Размер33.29 Kb.
ТипДиссертация
Рецензия на магистерскую диссертацию Соколова Ивана Антоновича на тему: «Актуальные ценностные конфликты как тематическая база современной американской поэзии».
Предлагаемая диссертация посвящена изучению ценностной природы смысла поэтического текста. Цель заявленного исследования состоит в обработке представительного корпуса современных американских поэтических текстов с помощью аналитического метода, направленного на выявление неразрешимого ценностного конфликта как целостной смысловой единицы, обеспечивающей жанровое своеобразие лирической поэзии. Изучение ценностной основы языкового сознания и роли ценностных суждений в развитии культуры занимает одно из ведущих мест в современных междисциплинарных гуманитарных исследованиях, что, безусловно, свидетельствует об актуальности выполненной работы.

Автор предлагает и детально обосновывает метод анализа смысла поэтического текста, направленный на установление параметров смысловой цельнооформленности поэтического текста, и представляет результаты его применения к внушительному ряду стихотворных произведений американских авторов первого десятилетия XXI века. Это позволяет автору дать общую характеристику зон ценностного напряжения в языковой картине мира современного американского социума. Предложенный автором аналитический метод и результаты анализа текстов составляют научную новизну выполненной работы.

Диссертация общим объемом в 149 с. состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников примеров и библиографии, включающей 80 названий на русском, английском, французском и немецком языках.

Первая глава «Теория ценностей и ее значение для анализа художественных текстов» (с. 11 — 36) посвящена подробному обоснованию ценностной основы человеческого сознания с междисциплинарных позиций и ее роли в процессе смыслопорождения. Автор демонстрирует эрудицию и способность профессионально ориентироваться в положениях современных семиотических и лингвофилософских теорий.

Вторая глава «Природа поэтического текста: функция и структура смысла» (с. 39 — 76) представляет теоретическую основу предлагаемого автором подхода к анализу поэтического смысла. В данной главе следует отметить интересный критический анализ структуралистской традиции в трактовке природы поэтического текста (с. 39 — 53) и обоснование функционально-семиотического метода как более полного и надежного средства выявления полноты смысла текста (с. 60 — 76).

Третья глава «Конфликты современного американского общества в поэтических текстах» (с. 80 — 134) содержит результат авторской обработки текстового материала. Особо удачным по степени последовательности и обоснованности анализа следует признать параграф 3.2.3 «Творчество» (с. 125 — 134), в котором автор диссертации демонстрирует амбивалентность оценки значимости поэтического творчества как источник поэтического смысла в целом ряде произведений. В этом параграфе анализ текстового материала представлен наиболее полно.

Представленный текст свидетельствует о том, что поставленная автором цель успешно достигнута.

Вместе с тем, проведенное исследование вызывает и ряд критических замечаний.

Представляется, что в первых двух главах автор слишком подробно ушел в полемику с некоторыми конкретными теоретическими текстами (с. 12 — 15, 40 — 53), а также в изложение некоторых базовых постулатов лингвистического объективизма (с. 28 — 30). В результате увлечения отдельными деталями теорий в процессе полемики автор парадоксальным образом уделяет больше внимания анализу конкретных текстов русской поэзии начала прошлого века, представляя текстовый материал гораздо более тщательно и убедительно, чем собственно материал, связанный с темой исследования, который изложен в заключительной главе гораздо более лаконично.

Вероятно, именно перегруженность излишней детализацией первых двух глав не позволила автору представить до конца продуманную и убедительную классификацию ценностных конфликтов, составляющих содержание удачно и обоснованно отобранного корпуса поэтических произведений. В авторском изложении очевидно прослеживается общий принцип формирования конкретного смысла как невозможность положительного опыта с опорой на определенный устойчивый ценностный стереотип. Вместе с тем, сама классификация видов подобных переживаний внутренне противоречива. Так, вряд ли однопорядковыми можно считать обозначенные автором параграфы, представленные, с одной стороны формулировками типа невозможность контроля над границами своего опыта (с. 95) и религия, вера, разум (с. 99), с другой. Думается, что более детальная проработка конкретных текстовых структур позволила бы автору представить и более продуманную и законченную классификацию.

Высказанные замечания не снижают общего положительного впечатления от выполненного исследования. Представленная диссертация заслуживает высокой оценки, а ее автор — присвоения звания магистра филологии.

Толочин И.В.



д.ф.н., профессор кафедры английской филологии и лингвокультурологии филологического факультета СПбГУ.
Каталог: ucheba -> zaschity -> zaschita-magisterskih-rabot-v-2014-g
ucheba -> Методы диагностики организационных конфликтов
ucheba -> «Коммуникативная стратегия самопрезентации в современном профессиональном интернет-дискурсе»
ucheba -> 1 глава управление индивидуальной, групповой и организационной результативностью 3
ucheba -> «Ветла» Разработал: Ганзина Марина Евгеньевна методист город Ветлуга, 2014 год Упражнение «Невербальный подарок»
ucheba -> Урок кубановедения, 1 класс. Тема урока: «Школьная дружба». Тип урока: вводный
zaschita-magisterskih-rabot-v-2014-g -> Речевые средства реализации стратегии доминирования
zaschita-magisterskih-rabot-v-2014-g -> На выпускную квалификационную работу на соискание степени магистра лингвистики Ковригиной Ольги Андреевны Абстрактные существительные с семантикой эмоции в повестях Ф. М


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница