Активизация творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы



Скачать 233.72 Kb.
Дата22.02.2016
Размер233.72 Kb.


АКТИВИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

(из опыта работы)

Сазонова Е.В., учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории
Слово. Все мы, едва научившись говорить, усваиваем удивительные возможности этого чуда: словом можно выразить свое желание обратиться к кому-либо или просто назвать, обозначить один из окружающих нас предметов или явлений. Но не только…

На уроках русского языка и литературы слово является не столько единицей обсуждения ученика и учителя, сколько предметом пристального внимания и изучения с точки зрения художественной ценности и грамматико-морфологической принадлежности.

Сегодня чрезвычайно велико значение развития творческих способностей личности. Важно развитие чувственного восприятия и фантазии, без чего невозможно развитие творческого потенциала ребенка.

Однако для учителя-словесника пробудить внимание учащихся к слову – значит сделать первый шаг на пути раскрытия и развития творческих способностей, задатков детей.

Творчество затрагивает самые глубинные, самые сокровенные стороны человеческой личности. Детское литературное творчество, хотя и носит ученический характер, не является исключением. Если в работах логического типа ребенок учится понимать и словесно выражать заключенные в произведении мысли и чувства, то задания творческого характера призваны прежде всего способствовать тому, чтобы эти мысли и чувства были поняты ребенком и как бы «заново пережиты». В каждом ребенке есть стремление проявить свое индивидуальное, творческое начало. Но чтобы тяга к литературному творчеству не пропала, необходимо педагогическое воздействие на ребенка, работа по выявлению и улучшению его творческого потенциала.

В попытках создать художественные произведения ребенок на практике овладевает выразительными средствами языка, приобретает индивидуальный опыт творческой деятельности. И самое главное – в творческом опыте школьника формируются эстетические ценностные ориентации, и реализуется одна из задач современного воспитания – воспитание творческой личности.

Творческие самостоятельные работы являются венцом системы самостоятельной деятельности школьников. Эта деятельность позволяет учащимся получать принципиально новые для них знания, закрепляет навыки самостоятельного поиска знаний. Психологи считают, что умственная деятельность школьников при решении проблемных, творческих задач во многом аналогична умственной деятельности творческих и научных работников. Задачи такого типа – одно из самых эффективных средств формирования творческой личности.

На своих уроках я использую различные методы и приемы творческой работы:

1.Сочинение сказок, былин, песен, стихотворений (на заданные рифмы и на свободные темы).

2. Сочинение рассказов и сценок.

3. Инсценирование текста.

4. Составление киносценария.

5. Устное словесное рисование.

6. Иллюстрирование произведения.

7. Пересказы с творческими дополнениями:

- продолжить сюжет;

- рассказать, что случилось с героями дальше;

- пересказать произведение от лица одного из персонажей.

8. Лингвистический эксперимент.

9. Изложение с творческими заданиями.

10. Игры и викторины: “Кто это?” (угадай героя, автора, название произведения и т.п.).

11. Лабораторная работа с текстом художественного произведения (на уроках русского языка).

12. Работа с черновыми рукописями произведения.

13. Творческие диктанты.

14. Художественное рассказывание.

Все эти методы и приемы позволяют мне решать следующие задачи: во-первых, выявить учащихся, чей творческий потенциал высок, и строить с ними работу по-особому; во-вторых, создавать ситуации успеха для слабоуспевающих учащихся, творческие работы которых помогают им раскрепоститься, почувствовать себя уверенно; в-третьих, подвести учащихся к мысли о том, что творчество – это удивительная вещь, ведь если человек научится ему в одной области, то сможет творчески относиться ко всему на свете, а творческий человек – интересный человек, к нему тянутся люди, он никогда не скучает и находит увлекательные занятия для всех, он всегда отыщет выход из самых трудных положений.

Я убеждена, что в каждом ребенке заложены творческие способности. Именно нереализованные задатки часто приводят к нравственному, психологическому и социальному искажению личности. Но разбуженное в какой-либо области творческое начало послужит импульсом к более многостороннему развитию ребенка. Я не ставлю цели сделать из своих учеников писателей или художников, а просто учу на уроках русского языка и литературы образному видению и творческому осмыслению увиденного.

1.Приемы активизации творческих способностей учащихся на уроках русского языка

Уроки русского языка, прежде всего, должны быть направлены на формирование и совершенствование навыков грамотного письма, обогащение словарного запаса учащихся, развитие умении строить высказывания на любую тему и четко, логически верно излагать свои мысли. Значительную роль при этом играют не только разнообразные учебные упражнения, но и задания творческого характера.

На уроках русского языка я использую различные виды творческих заданий:

а) творческие диктанты;

б) сочинение по данному началу;

в) изложения творческого характера;

г) решение кроссвордов;

д) составление сказок на грамматическую тему.



1. Творческий диктант – одна из самых распространенных и удобных форм работы, позволяющая не только проверить степень усвоения материала, но и помогающая учащимся проявить свои способности к творческому мышлению. Особенно эффективен этот вид работы в 5 классе, где изучается большое количество орфограмм.

Например, такие диктанты я использую на уроках повторения и обобщения материала.

Тема: “Правописание букв ё - о после шипящих”.

Заменить словосочетания одним словом – синонимом, в котором есть данная орфограмма.

1.Мельничный круг для размола зерна (жернов) 2. Водитель машины (шофер). 3. Место соединения сшитых кусков ткани (шов). 4. Тихая речь (шепот). 5. Плод дуба (желудь). 6. Глухой звук от трения предметов друг о друга (шорох). 7. Тонкая веревка (бечевка). 8. Откидной головной убор, пришитый к воротнику верхней одежды (капюшон). 9. Цвет лепестков подсолнуха (желтый). 10. Трудный день (тяжелый). 11. Вчерашний хлеб (черствый).

2. Сочинение по данному началу или по заданной теме позволяет учащимся проявить творческие способности, ведь сочинения у всех будут разные, а учителю – проанализировать, насколько дети смогли понять основную мысль сочинения и насколько соответствует теме работы самостоятельно подобранный ими материал.

Подобный вид работы я применила на занятиях по развитию речи в 7 классе при повторении темы “Типы речи”: написать сочинение - фантастический рассказ по данному началу.



Продолжая текст, пофантазируйте о помощи, которую могут оказать роботы космонавтам при исследовании других планет. Оформите свое сочинение в виде описания, повествования или рассуждения (на ваше усмотрение).

«Думающие помощники, роботы, пригодятся космонавтам, отправляющимся в далекий рейс. Во время пути интеллектуальные роботы будут следить за исправностью всех агрегатов. Подскажут космонавтам. Что испортилось и как провести ремонт. При посадке они рассчитают наилучшие варианты спуска. В случае необходимости роботы первыми высадятся на поверхность исследуемой планеты, произведут разведку, определят, нет ли какой опасности».

В 5 классе во время закрепления темы "Правописание приставок на з(с) и приставок пре- , при- " я использовала сочинение на заданную тему с использованием опорных слов: «Составьте с данными словами рассказ о вашем путешествии в космос, о высадке на какую-нибудь далекую планету.



Беспредельный, неисследованный, приготовления, приборы, перегрузки, принять горизонтальное положение, преодолеть притяжение Земли, приступить, непрерывно, беспримерный, безвоздушный, приближение, преломление солнечных лучей, причудливая природа, пребывание, приземлиться»

3. Творческие изложения способствуют закреплению знаний учащихся по русскому языку, обогащению словарного запаса и развитию коммуникативно-творческих навыков учащихся. Они могут предполагать изменение формы и содержания текста, преобразование композиции или формы речи, изменение жанра или стиля речи и т.п.

На уроках развития речи я применяла два вида творческих изложений (5 класс):

- творческое изложение с преобразованием стиля текста;

- творческое изложение с воспроизведением основной мысли текста.



4. Использование на уроках русского языка игровых элементов – решение кроссвордов, составление и отгадывание ребусов и загадок и т.п. – также помогает активизировать творческие способности учащихся. Особенно оправдана игра в 5-6 классах, где в силу психологических особенностей дети охотно включаются в игру, не боятся фантазировать и чувствуют себя более уверенно.

Возможность проявить свои творческие способности пятиклассники получили и на уроке развития речи по теме “Описание предмета”:



- составить художественное и научное описание предмета (телефон, расписная ложка);

- придумать загадку, описав предмет, не называя его, чтобы его можно было узнать (зубная щетка, расческа, столовая ложка, половник);

- описать красавицу-матрешку.

Эти задания не только активизировали фантазию учащихся и позволили закрепить изученный на уроке материал, но и помогли детям увидеть интересное, загадочное и красивое в самых обычных вещах.

5. Еще один эффективный способ стимулирования творческого потенциала ребенка и его связи с изучаемым на уроках русского языка материалом – сочинение сказки или рассказа на грамматическую тему. Переосмысляя языковые факты в творческой форме, дети лучше усваивают научную теоретическую информацию, поскольку в такой грамматической сказке очень важно не только рассказать о какой-то орфограмме или части речи, но и отразить основные грамматические признаки этой части речи или условия написания какой-либо орфограммы.

6. Многие упражнения по русскому языку предполагают если не объемную творческую работу, то отдельные элементы детского творчества. Автор книги “Первые встречи с искусством” А.Д. Артоболевская называет это творчеством по заданию” и утверждает, что такая работа необходима как первый, начальный этап, первая ступенька к индивидуальному творчеству. Я вполне с ней согласна и использую “творчество по заданию” при изучении самых разных тем. Например, тема «Причастный оборот» в 7 классе:

«Найдите и исправьте речевые ошибки. В 1, 2 и 3 предложениях поместите причастный оборот до определяемого слова, в 4 и 6 – после.

1. Росшие незабудки у ручья уже зацвели. 2. Показавшееся солнце из-за туч ярко осветило лес и поляну. 3. Появившиеся почки на деревьях говорили о наступившей весне. 4. На пристани толпились ожидающие пассажиры посадки на катер. 5. Молчаливо стоят одетые березы и клены листвой. 6. Широко разливаются наполняемые реки талой водой».

7. В старших классах формы творческих работ, безусловно, должны усложняться. Один из самых плодотворных и целесообразных видов работы – лабораторная работа, позволяющая соединить элементы лингвистического анализа художественного текста с элементами творчества.

В 10 классе результаты показали, что такое сочетание репродуктивных и творческих заданий является оптимальным, так как не все учащиеся способны раскрыть свой творческий потенциал в объемной работе, а в небольшом объеме им это сделать легче. Например, лабораторная работа № 2 «Некоторые особенности изменения лексики современного русского языка».



«Задача работы – определить, какие изменения в обществе влияют на пополнение лексического запаса языка; распределить данные слова по группам в соответствии с причинами их возникновении; дополнить раздел «Новая лексика» своими примерами».

Сферы жизни общества

Новая лексика

  1. Изменение политической структуры государства, совершенствование системы районного, городского и регионального управления.

Губернатор …



  1. Открытое экономическое и культурное сотрудничество с другими странами:

    • совершенствование средств коммуникации;

    • изменение банковской системы;

    • интеграция массовой культуры

ноутбук, …
маклер, …
шоумен,


«Слова для заполнения таблицы: стайер, девальвация, файл, шоу, пользователь, клип, дилер, мэр, дискета, импичмент, мюзикл, пацифизм, бартер, принтер, электорат, брифинг, ваучер, лоббист, телефакс, имидж, кутюрье, префектура, менталитет, пейджер, терминал, муниципалитет, спикер, бизнесмен, монитор, менеджмент, приватизация, рейтинг, триллер, брокер, хит-парад, фаст-фуд».

Таким образом, все используемые на уроках русского языка формы и виды творческих работ эффективны для активизации творческих способностей учащихся, для развития в детях творческого взгляда на окружающий мир, для более осознанного усвоения ими сложного теоретического материала о языке, для развития умения применять те знания и навыки, которые они получают на занятиях по русскому языку.



2.Развитие детского творчества в процессе изучения курса “Русская словесность”.

В 5 и 6 классах учащиеся знакомятся с модульным курсом “Русская словесность”, который является связующим звеном между предметами “Русский язык” и “Литература”. Большое место на занятиях словесностью занимает творчество детей. Школьники учатся создавать свои художественные произведения в прозе, стихах и живописи. Это необходимо для развития творческих возможностей ребенка. Цель не в том, чтобы сделать из учеников писателей и потов, а в том, чтобы пробудить и развить заложенное в ребенке творческое начало, способность к творчеству, которые есть в каждом. А творческое начало, если его реализовать в занятиях словесностью, проявится и в жизни подростка, и в любой его деятельности, и в чтении произведений: попробовав себя в словесном творчестве, человек будет хорошим читателем.

Изучение разных тем по данному курсу предполагает выполнение детьми разных зданий творческого характера.


Например, работа в 5 классе.

Тема “Фразеологизмы”.

Нарисовать картинку, изображающую какой-либо фразеологизм, чтобы его можно было угадать.

Тема “Прямое и переносное значение слова”.

Привести примеры слов, которые могут употребляться и в прямом, и в переносном значении; слов, которые употребляются только в прямом значении. Нарисовать иллюстрации к подобранным словам.

Тема “Тема текста. Основная мысль (идея) текста”.

В детских иллюстрированных журналах детям часто предлагаются задания: “Составьте рассказ по картинкам”. Выполнение такого задания, безусловно, способствует развитию творчества ребенка, помогает ему усвоить логику текста – повествования и пересказ содержания. Можно несколько усложнить это задание, предложив детям самостоятельно нарисовать ряд картинок, а затем сочинить по ним рассказ или сказку. Это творческое упражнение вызвало большой интерес учащихся и позволило им проявить фантазию: кто-то сочинял сказку, кто-то фантастический рассказ, а кто-то рассказывал случай из своей жизни.



Тема “Стихи о природе”.

Разговор о лирических произведениях, особенно о пейзажной лирике, должен строиться на обращении к личным впечатлениям детей. На занятие, посвященное этой теме, можно попросить детей принести краски и карандаши и подготовить выразительное чтение любимых стихотворений о природе. После того, как все желающие прочитали любимые стихи, предложить ребятам перенести свои впечатления от услышанного на бумагу, изобразить ту картину природы, которая рисовалась в их воображении во время чтения того или иного стихотворения.

Таким образом, дети не только получили возможность выразить свои впечатления, но и понять главную особенность лирических произведений о природе – желание, стремление поэта остановить прекрасное мгновение общения с природой, запечатлеть его в словах и донести до читателя свои чувства: радость, восхищение, любовь к красоте природы.

Тема ”Отличие пьесы-сказки от литературной эпической сказки”.

Ученики уже имеют начальные представления об особенностях драматического произведения, поэтому в качестве домашнего задания им предлагается превратить в сценку любую знакомую сказку, например, “Репку” или “Колобок”. При этом оговариваются некоторые условия выполнения задания:



- в начальной сцене указать, где происходит действие, кто и что находится

на сцене;

- все, что будет происходить, выразить в диалогах и ремарках;

- записать диалоги и ремарки так, как это делается в пьесе.

В данном случае творческие работы детей помогут выявить те проблемы в знаниях по этой теме, над которыми стоит поработать в 6 классе.

В 6 классе продолжается изучение этого курса, углубляются понятия учащихся о средствах и возможностях языка и, конечно, ведется и работа по развитию творческих способностей детей.

Тема «Особенности языка эпического произведения».

Самое любимое творческое задание для пяти- и шестиклассников – сочинение сказки. Этот жанр привлекает детей не столько тем, что можно придумать интересный сюжет, но и тем, что сказка дает возможность безграничного полета фантазии: на страницах собственных сказочных произведений дети создают не существующие в действительности страны, ни на кого не похожих героев, сами моделируют сказочные ситуации.

На одном из подобных уроков я использовала прием групповой деятельности.

Каждая группа детей получала задание сочинить сказку, но у каждой группы были свои условия, которые нужно было выполнить при создании произведения.



1 группа

В сказочную страну приезжает неизвестный гость. У него какая-то тайна, раскрытие которой угрожает жителям королевства. Разверните сюжет, опишите героев, их диалоги.

2 группа

Появление богатого гостя. Его подарки для королевской семьи, ухаживание за царевной. Опишите поведение героев.

3 группа

Злой волшебник нарушает мирную жизнь жителей королевства. Появление главного героя, его бой с колдуном. Расскажите, как колдун вредил людям и зачем, придумайте финал сказки.

4 группа

Напишите сказку, в которой бы принимал участие любой «несказочный» предмет (техника: телевизор, компьютер, автомобиль и т.п.).

Такие задания помогли активизировать способности детей и одновременно направить их фантазию в нужное русло: отразить в своем произведении все особенности эпического жанра.

В целом занятия словесностью просто необходимы учителю русского языка и литературы. Они помогают сблизить в сознании учащихся эти предметы, показать, как работают средства языка в литературе, углубить теоретико-литературные понятия учащихся и, самое главное, - привить интерес к творчеству и указать детям пути его дальнейшего развития.

3.Творчество на уроках литературы.

Наиболее широкие возможности для активизации творческих способностей учащихся представляют уроки литературы.

Работая в 5 классах, я пришла к выводу, что наиболее эффективными видами творческой работы для пятиклассников являются иллюстрирование произведения (например, Н.Гоголь «Майская ночь, или Утопленница», В.Жуковский «Спящая царевна», сказы П. Бажова, сказки Г.-Х. Андерсена), позволяющее детям отобразить собственное видение героев, а также придумывание историй со сказочным сюжетом. Причем подобная работа может строиться по нескольким направлениям:


  1. Сказка, условие которой задано учителем (например, о соломенном человечке).

  2. Сказки, от начала и до конца придуманные детьми.

Естественно, эти творческие работы невозможны без предварительной подготовки: анализа сюжета и композиции сказки.

Материал сказок может служить и для внеклассной творческой работы, заинтересовывая ребенка литературой, побуждая прочесть произведение, отрывки из которого были использованы на занятиях, полностью. Кроме того, творческую активность детей можно стимулировать с помощью устного словесного рисования. Этот прием, развивающий речь детей, их воображение, дающий возможность соотнести содержание произведения с личными впечатлениями, точнее – элементы этого приема, я использую на каждом уроке литературы в виде, разных вопросов и заданий. Например,



  • Найдите в тексте эпитеты, метафоры, сравнения.

  • Подберите эпитеты к заданному слову.

  • Опишите в одно предложение ночь, ветер, закат, рассвет.

  • Опишите, каким вы представляете себе героя.

  • Какая картина вам представляется при чтении стихотворения? Какие чувства она вызывает?

  • Устно нарисуйте иллюстрацию к произведению.

Эта работа заставляет ребят вдумываться в смысл читаемого и воочию представлять изображенную картину. «Слово не просто звук, а возбудитель образов… Слушать… означает видеть то, о чем говорят, а говорить – значит рисовать зрительные образы», - писал К.Станиславский.

Также я использую на уроках литературы составление киносценария. Это не только один из вариантов анализа текста, это творческая игра с участием всего класса, развивающая фантазию и помогающая детям глубже всмотреться в текст. Это устное описание кадров воображаемого кинофильма, в форму которого условно воплощается изучаемый текст. В отличие от статики устного рисования устный киномонтаж – это описание динамически отраженного в произведении бытия.



Эта работа включает такие этапы:

  1. Изъятие отрывков, которые невозможно экранизировать.

  2. Перегруппировка абзацев, фраз и расположение их в удобном для экранизации порядке.

  3. Фиксация моментов, требующих дополнения, расширения.

  4. Составление черновой редакции.

  5. Редактирование сценария.

Результатом такой работы стал киносценарий отрывка «Ссора Кирилы Петровича Троекурова с Андреем Гавриловичем Дубровским» по роману А.С. Пушкина «Дубровский», коллективно составленный семиклассниками. Данная творческая работа-игра помогла учащимся ответить на важный вопрос: почему между Троекуровым и Дубровским произошла ссора? Дети сделали вывод: не только потому, что Дубровский человек с обостренным чувством собственного достоинства, дворянин, и не мог стерпеть обиды, нанесенной ему псарем. Причина ссоры еще и в том, что Дубровский позавидовал Троекурову и из-за обиды резко ответил на шутку.

Киносценарий отрывка «Ссора Троекурова и Дубровского-отца» (по повести А.С.Пушкина «Дубровский»).

Эпизоды сценария.

  1. Гости Троекурова на псарне.

  2. Разговор Троекурова с Дубровским.

  3. Псарь оскорбляет Дубровского.

  4. Троекуров со щенками.

  5. Отъезд Дубровского.

  6. Попытки Троекурова вернуть Дубровского.

Кадр 1

На первом плане – собачьи будки, в них – чистота, везде бегают собаки. За кадром слышится собачий лай.

Вопрос (В): Найдите слова, которые передают состояние Троекурова и его гостей.

Ответ (О): «Гордился», «похвастаться», «почитал обязанностью».

В: Каким будет лицо Троекурова, его поведение в кадре?

О: Важным, самодовольным.

В: Как будут вести себя его гости?

О: Льстиво улыбаться, постоянно кивать головами.

В: Что чувствует при этом Дубровский? Найдите слова, подтверждающие ваше мнение.

О: «Молчал», «хмурился», «не мог удержаться от зависти».

Кадр 2

В: С какой интонацией Троекуров будет разговаривать с Дубровским? Как при этом будет вести себя Дубровский?

О: Троекуров говорит снисходительно, насмешливо, с подковыркой. Дубровский снят крупным планом – он хмурится, кусает губы, сжимает кулаки.

В: Какое слово в тексте характеризует ответ Дубровского?

О: «Сурово».

Кадр3

Крупным планом снимает лицо псаря. Оно выражает обиду, он стремится угодить барину, оскорбить человека, который беднее, чем Троекуров.

В: Что еще можно показать крупным планом?

О: Лицо Троекурова.

В: Найдите ключевые слова, показывающие его реакцию на слова псаря.

О: «Громко засмеялся», «гости захохотали».

Кадры 4, 5

Камера с общего плана гостей и Троекурова передвигается на лицо Дубровского. Он побледнел, стиснул зубы, закусил губы, зажмурился.

В: Чем в это время занят Троекуров?

О: (крупный план) Рассматривает щенков. На заднем плане в сторону барского дома уходит Дубровский.

Кадр 6

Крупным планом – богато накрытые столы, суетящиеся слуги. За столом сидит Троекуров. Камера вместе с его взглядом движется по лицам гостей. Затем – лицо Троекурова, который не увидел Дубровского за столом.

В: Что выражает лицо Троекурова?

О: Недоумение, недовольство, гнев.

В: Как повели себя оба героя?

О: Троекуров «осердился», «велел догнать», пригрозил, что навеки рассорится с Дубровским. Дубровский оскорбился и «не хотел воротиться».

В: Чем мы закончим мини-фильм?

О: Услышав, что Дубровский не вернется, Троекуров разгневанно отодвигает стул, буркает гостям: «Веселитесь!», уходит. Камера постепенно отдаляется от стола с пирующими гостями. Изображение гаснет.

В 6 классе, кроме уже указанных выше видов активизации творческого потенциала, я применяю такие формы, как

- написание отзыва на прочитанное произведение;

- составление картинно-эмоционального плана лирического произведения;

- работа с черновыми рукописями произведения.

Составление картинно-эмоционального плана стихотворения помогает учащимся выяснить душевное состояние героя и выразить свои собственные чувства, а также может являться средством обобщения тех впечатлений, которые дети получили в ходе анализа произведения. В целом же это привносит элемент творчества в урок: ребятам интересно «разбивать» стихотворения на отдельные картинки-эпизоды и соотносить свои чувства с переживаниями автора.

Картинно-эмоциональный план стихотворения А.С.Пушкина «Бесы».

Картины природы

Чувства (эмоции) читателя

1 строфа

«Еду, еду в чистом поле…»

страх

тревога

2-4 строфы

«В поле бес нас водит, видно,…»


растерянность

беспокойство

одиночество

5-6 строфы

«… духи собралися средь белеющих равнин…»

удивление

усиление тревоги

нарастание страха

7 строфа

«… визгом жалобным и воем надрывая сердце мне…»

жалость

тоска

уныние


Работа с черновыми рукописями на уроках литературы превращает ученика в исследователя, приобщает к творчеству как к весьма трудоемкому, но интересному процессу.

Например, работа с черновыми рукописями стихотворения М.Ю.Лермонотова «На севере диком…»



  1. Сравните черновые тексты с окончательной редакцией. Какой вариант более выразителен? Почему?

На хладной и голой вершине

Стоит одиноко сосна,

И дремлет … под снегом сыпучим,

Качаяся, дремлет она.

(И дремлет, и снежным покровом,

Метелью одета она).

Ей снится прекрасная пальма

В далекой восточной земле,

Растущая тихо и грустно

На жаркой песчаной скале.



  1. «На севере диком…» - это вольный перевод стихотворения немецкого поэта Г.Гейне. Существует и перевод Ф.И,Тютчева. Отличается ли настроение и главная мысль этого стихотворения от лермонтовского? Чем? Почему?

«С чужой стороны (из Гейне)»

На севере мрачном, на дикой скале

Кедр одинокий под снегом белеет,

И сладко заснул он в инистой мгле,

И сон его вьюга лелеет.

Про юную пальму все снится ему,

Что в дальних пределах Востока,

Под пламенным небом, на знойном холму

Стоит и цветет, одинока…

В 7 классе при изучении былинного эпоса русского народа я считаю целесообразным выделить целый урок на ознакомление учащихся с поэтикой былин:

- особенностями ритмической организации;

- основными художественными средствами былинного изображения

(гипербола, постоянный эпитет);

- принципами создания образцов героев;

- понятием эпического времени.

Цель такого литературоведческого урока – не только сформировать у семиклассников представление о национальном героическом эпосе, но и помочь им в создании собственных былин с учетом всех характерных особенностей этого жанра. Этот опыт оказался очень удачным: ребята сочинили былины не только о традиционных богатырях, в своем творчестве они пошли гораздо дальше, описав даже современные нам события былин – былинным слогом.



Былина о перемене

(автор: ученик 7 класса Зайцев Александр)
Ой, да то не буйны ветры разгулялися,

Не зелены волны раскачалися –

Это в школе кончился урок о сорока минут,

И настало времечко веселое,

Нареченное издревле переменою…

Не зверье в лесах забегало, зарыкало,

Не разбойничков ватага запошаливала:

Выходили из седьмого класса добры молодцы,

«Выходили» - это мягко сказано,

Выбегали, а иные и выпрыгивали!

Будто кони, в стойлах застоявшиеся,

Бегают по коридорам и по лестницам

И сшибают встречного да поперечного,

А боятся одного лишь свет-директора…

Силушку свою девать им некуда:

Друг на друге они ее меряют

И не знают удержу в своем веселии,

Да пеняют на звонок, что на урок зовет…
Однако, возможно, что ряд учащихся по разным причинам не сможет справиться с этим довольно сложным заданием. Поэтому я использую принцип дифференцирования заданий: предлагаю составить словарь постоянных эпитетов, встречающихся в самых разных былинах. Этот творческий поиск и систематизация найденных эпитетов позволили закрепить понятия «постоянный эпитет», помогли ребятам проявить творческие способности, внимательно вчитаться в тексты былин, увидеть их языковые особенности.

Завершая изучение творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина в 7 классе, я сочла необходимым несколько видоизменить запланированный урок развития речи и вместо очередного разговора о жанре сказки попытаться сформировать у учащихся понятие о гротеске на практике. Получив опережающее домашнее задание самостоятельно познакомиться с этим термином, ребята пришли на урок, имея определенное представление о данном сатирическом приеме. Но целью урока была наглядная демонстрация учащимся «работы» гротеска в художественном тексте, чтобы в дальнейшем они могли отличать его от фантастики и гиперболы. Для этого использовался рассказ-клише, в котором было необходимо соединить сказочный мотив (сказка А.С.Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях»), где королевич Елисей отправляется искать невесту, с несвойственными сказке элементами современного мира. При этом семиклассники должны были соблюдать два условия:



  1. Королевич ленив, и его насильно отправили за невестой. Слуга королевича – разгильдяй. (Эти характеристики нужно отразить в речи героев).

  2. На месте многоточий в тексте нужно вставить слова, не обязательно соответствующие жанру сказки и происходящим событиям.

Ребята замечательно справились с заданием, и цель урока была достигнута: учащиеся сами сделали вывод о том, что гротеск – это намеренное искажение реальности, доведенное до абсурда; это сочетание высокого и низкого в рамках одного произведения (эпизода).

Рассказ – клише, использованный на уроке «Понятие о гротеске» в 7 классе.

«По …… дороженьке, мимо лесов ……, мимо полей ……, мимо гор …… едет королевич Елисей со своим слугой Ванькой. Едет он не на …… бой, не на …… пир, едет за невестою своей, которую не то Змей-Горыныч умыкнул, не то она сама сбежала.

- А что, ваше ……, давно невеста ваша пропала? - …… Ванька.

- Ты что, зубы совсем что ли ……? Воняет от тебя, как от ……! - …… королевич.

- Ой, можно подумать, вы у нас цветами ……! – (обиделся, возмутился, надулся, насупился) Ванька. – Сами …… «Орбит» без сахара с чесноком, чтобы запах курева перебить.

- Ладно! Она …… года за …… до того, как бразильцы первый раз чемпионами по футболу стали.

- Так это уже лет …… с тех пор ……! Она у вас, наверное, в пенсионерку превратилась?!

- Ну ты (загнул, заметил, сказанул, сморозил, даешь)! Какая она пенсионерка?!

- Вы арифметику в …… проходили? Ну так вот: 20 лет ей было, когда она сбежала; было это году в 60-м. Прибавьте еще …… лет. Сколько …… ?!

- ……! Ничего себе ……! Да это батя меня заставил, а то, говорит, наследства …….

- Ну, давайте хоть перекусим, а то кишки …….

Слезли молодцы с коней, расстелили на …… травке скатерть - ……, стали ……. Вдруг видят: …… ветер с огромной палкой гонится за перепуганными тучами.

- Стой! Тормози лаптей! – кричит Ванька.

- Чего надо? - …… ветер.

Елисей из помятых брюк …… бумажку …… и начал, запинаясь, читать по слогам: «Ветер, ветер, ты могуч, ты ……»

- Короче, логопед! – рявкнул ветер. – Чего надо?

Елисей ему ……. Ветер:

- Ну, за …… речкой есть ……, в горе …… типа нора, а в норе - …….

- Так я не ……: она …… или спит? - …… жених.

Ванька …… соленый огурец и начал философствовать:

- Все-таки …… быть царем: сейчас тебе, твое величество, мертвую старуху целовать придется. Все-то вам, принцам, ……: то на лягушках, то на трупах женитесь. Ее ж там поди уже черви …….

-Тьфу ты, ……! Что ты понимаешь в большой политике?!

- Где уж нам, ……! А может, в город на дискан ……? Там такие девчонки есть – ни в сказке ……, ни …… описать. А батюшке ……, что ветер брякнул, будто померла она. А чтобы эксгумацию сделать, надо …… справок из прокуратуры да санэпидемстанции ……. Сунулись мы туда, а нас и ……. Да и не царское это дело – трупы из земли выкапывать. Что вы, экскаватор что ли?!

- Ладно, поехали. Только батюшке сам все …… будешь. А то он враз меня …….

И два отважных …… отправились в путь».
Развитие творческих способностей детей в 8 классе я продолжаю, опираясь на тот опыт, который уже приобретен ими в 5-6 классах - сочинение сказки, в 7 классе – сочинение былины. Изучение исторических песен – прекрасная возможность для детей проявить творчество, а для учителя - увидеть, какие события русской истории, в том числе и современной, ребята считают значимыми и важными, отразив их в своих исторических песнях. Подобная деятельность активизирует творчество детей и помогает учителю выяснить, усвоили ли учащиеся особенности исторических песен как жанра, их отличие от былин, сказок и других жанров устного народного творчества.
Песнь о Горькой Звезде

(автор: ученица 8 класса Захарчук Александра)
То ни гром прогремел и ни молнии,

То звезда по небу скатилася…

У звезды той хвост огненный

И Полынь – ее имя горькое…
И упала звезда в земли Малые,

В земли Белые, в земли Русские,

Появилось с ней Горе черное,

Роду людскому завещано…
Как на речке тихой, на Припяти,

Стон стоит на земле Чернобыльской…

Все мы люди – лишь дети глупые

У Природы – матери в бытии…
И не годы пройдут, не месяцы

В заповедном краю печальном…

Пусть Природа простит своих детушек,

Словно «первое замечание»…
В 8 и 9 классах в качестве творческих работ интересны различные виды пересказов, которые, как средство анализа литературного произведения, служат углубленному пониманию его содержания и формы, побуждают ученика вчитываться в текст, приглядываться к художественным деталям, помогают разобраться в композиции произведения, привлекают внимание к языку произведения, способствуют повышению культуры монологической речи, содействуют развитию образной речи, развивают воображение учащихся, поскольку не просто предполагают воспроизведение текста, а «вхождение» в него, проникновение в его события, соприкосновение с его героями.

Например, художественное рассказывание, отражающее особенности стиля изучаемого произведения в искусном исполнении рассказчика. Оно обостряет внимание к стилю произведения, к качеству собственного исполнения и заключает в себе значительную долю творчества детей. Этот прием я использовала при изучении глав поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души», произведений М.Е.Салтыкова-Щедрина. В процессе этой работы учащиеся не только проявляют творчество, но и практически постигают суть искусства стилизации, с которым они теоретически уже знакомы («Песня про купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова).

Кроме того, подобная работа способствует развития монологической речи учащихся, что, безусловно, имеет большое значение для подготовки к написанию экзаменационной работы (изложения и сочинения) в 9 классе.

Основным средством активизации творческих способностей учащихся в 10 и 11 классах является написание разного вида сочинений:

- сочинение-анализ стихотворения;

- сочинение «Мое любимое стихотворение», «Интерпретация поэтического текста»;

- сочинение-характеристика героя;

- сочинение-миниатюра.

Помимо написания сочинений, составления планов (хронологического, тезисного, цитатного) и подготовки индивидуальных сообщений о биографии писателя, об истории создания произведения, о героях, об особенностях поэтики произведения, а также обзора критической литературы по изучаемому произведению, я успешно использовала лингвистический эксперимент при изучении романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», позволяющий внести элемент творчества в работу с поэтическим текстом. Этот прием состоит в замене слов и выражений текста синонимами или в восстановлении авторского текста, в котором намеренно пропущены определенные слова, что наталкивает ребят на размышления по поводу стилистических особенностей произведения. С помощью такого приема читатель выверяет, насколько удачно автором подобрано то или иное слово, можно ли его безболезненно заменить другим, какую смысловую и эмоциональную функцию выполняет данное слово в тексте.

Лингвистический эксперимент над отрывком 5 главы «Сон Татьяны» романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин».


  1. На месте пропусков вставьте подходящие по смыслу эпитеты. Обоснуйте свой выбор.

  2. Сравните ваши эпитеты с оригинальным авторским текстом. Какое настроение создают пушкинские эпитеты?

И снится ……. сон Татьяне.

Ей снится, будто бы она

Идет по ……. поляне,

……. мглой окружена;



В сугробах ……. перед нею

Шумит, клубит волной своею

Кипучий, ……. и седой

Поток, не скованный зимой.

Пред ними лес, недвижны сосны

В своей ……. красе;

Отягчены их ветви все

Клоками снега; сквозь вершины

Осин, берез и лип нагих

Сияет луч светил …….

Конечно, в старших классах большой объем произведений, обилие сложных заданий и обязательных форм работы не всегда позволяют достаточно внимания уделить творческому развитию учащихся. Поэтому, на мой взгляд, элементы творческих работ должны органично вплетаться в материал программных уроков и помогать старшеклассникам проникать в замысел автора, его творческую лабораторию и при этом совершенствовать и развивать свои творческие способности и возможности.

При организации творческой работы на уроках необходимо, чтобы предлагаемая тема или жанр работы увлекали ребят, были актуальными и доступными для данного возрастного коллектива. Таким образом, прослеживается определенная закономерность в выборе форм творческих работ: 5класс – написание сказок, стихотворений и загадок (в основном с фантастическим сюжетом), 6 класс – создание комиксов на различные темы, 7 класс – написание рассказов, 8 класс – составление киносценариев и использование разных видов пересказов, 9 класс – создание текстов – рассуждений о героях или произведениях в целом, 10 и 11 классы – стилистические и лингвистические эксперименты, лабораторные работы, позволяющие вести глубокие наблюдения над ролью слова в художественном тексте.

Таким образом, всю работу по активизации творческого потенциала учащихся, можно систематизировать, объединив уроки в следующие группы:



  1. «В творческой лаборатории писателя»

Это уроки, построенные на наблюдении за тем, как выдающиеся мастера русского слова работают над языком своих произведений, тщательно отбирая слова, языковые конструкции.

    • стилистический эксперимент;

    • лингвистический эксперимент;

    • сопоставительный анализ черновых рукописей и окончательного варианта произведения.

  1. «Глазами режиссера»

Это уроки, на которых идет работа над выразительным чтением произведений, над составлением киносценариев, подготовкой инсценировок произведений или их отрывков.

  1. «Сочиняем сами»

Уроки литературного творчества учащихся. На занятиях ребята пытаются использовать уже изученные языковые и художественные средства для создания собственных текстов в разных жанрах.

Безусловно, задача - стимулировать творчество и общение, воспитывая потребность в познании нового и приобщении к ценностям культуры – не может быть решена в течение нескольких уроков. Это планомерная и кропотливая работа.





Каталог: PDF -> opyt
opyt -> Органическое единство уроков и внеурочной деятельности в географическом образовании учащихся
PDF -> Поликультурная компетентность как социально-педагогический феномен
PDF -> 10 Издание официальное СанПиН 4 10 Москва 2010
PDF -> Базовая часть Аннотация к рабочей программе дисциплины
opyt -> Из опыта работы О. В. Карасева, учитель начальных классов второй квалификационной категории
PDF -> Методическая разработка Формирование представления о здоровом образе жизни среди студентов общежития
opyt -> Первый сайт (курс по выбору)


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница