Акт развития в теориях Ж. Пиаже и З. Фрейда



Скачать 80,05 Kb.
Дата21.04.2016
Размер80,05 Kb.
Акт развития в теориях Ж. Пиаже и З. Фрейда

Создателем глубокой и влиятельной теории развития интеллекта стал швейцарец Жан Пиаже (1896-1980). Он преобразовал основные понятия других школ: бихевиоризма (взамен понятия реакции он выдвинул понятие операции), гештальтизма (гештальт уступил место понятию структуры) и Жане (переняв у него принцип интериоризации, восходящий к Сеченову).


Свои новые теоретические представления Пиаже строил на прочном эмпирическом фундаменте на материале развития мышления и речи у ребенка. В работах начала 20-х голов 'Речь и мышление ребенка', 'Суждение и умозаключение у ребенка' и др. Пиаже на основе примененного им метода беседы (детям задавались вопросы, например, отчего движутся облака, вода, ветер? Откуда происходят сны? Почему плавает лодка? и т. п.), сделал любопытный вывод: если взрослый размышляет социально (мысленно обращаясь к другим людям) даже наедине с самим собой, то ребенок размышляет или говорит эгоцентрично ни к кому не обращаясь, и в присутствии других люден.
Принцип эгоцентризма (от лат. 'эго' - я и 'центрум' - центр круга) царит над мыслью дошкольника, который сосредоточен на своей позиции (интересах. влечениях) и не способен стать на место другого ('децентрироваться'), критически оценить своп суждения со стороны. Его суждениями правит 'логика мечты', уносящая от реальности..
Пиаже выделил несколько стадий в эволюции детской мысли: например, своеобразную магию, когда ребенок надеется с помощью слова или жеста изменить внешний предмет; или же своеобразный анимизм, когда предмет наделяется волей или жизнью ('солнце движется, потому что оно живое'). Будучи неспособен мыслить абстрактными понятиями, соотносить их, ребенок опираются в своих объяснениях на конкретные случаи.
В дальнейшем Пиаже свел все эти стадии к четырем возрастным периодам. Первоначально (до двух лет) детская мысль содержится в предметных действиях; затем (от двух до семи лет) они интериоризируются (переходит из внешних во внутренние), становятся предоперациями (действиями) ума; на третьей стадии (от 7 до 11 лет) возникают конкретные операции; на четвертой (от 11 до 15 лет)-формальные операции, когда мысль ребенка способна строить логически обоснованные гипотезы, из которых делаются дедуктивные (от общего к частному) умозаключения.
Операции не совершаются изолированно: будучи взаимосвязаны, они создают устойчивые и в то же время подвижные структуры. Стабильность структур возможна только благодаря активности организма, его напряженной борьбе с разрушающими ее силами.
Для детского мышления характерны черты, отличающие его от взрослого мышления:

1) Специфический эгоцентризм как особенность допонятийного мышления. Ребенок не попадает в сферу собственного отражения, не видит себя со стороны. Так происходит до 5 лет. Например, если ребенка просят перечислить членов семьи, то себя он не называет.


2) Нечувствительность к противоречиям .. Например, такой диалог: "Все примулы цветы?" "Да." "Все цветы примулы?" "Нет. Есть розы и гвоздики." "А в этом букете больше примул или цветов?" "Примул." Подобные казусы случаются и со взрослыми, особенно при дефиците времени.
3)Трансдукция вместо индукции и дедукции. Пример: Ребенка спрашивают, живое ли солнце. "Да." "Почему?" "Оно двигается."
4) Синкретизм, т.е. связывание всего со всем. Например, ребенка спрашивают: "Почему листочки в воде плавают?" "Потому что маленькие и легкие." "Почему пароход плавает?" "Потому что большой."

Процесс познавательной адаптации складывается из двух разнонаправленных процессов — ассимиляции и аккомодации. Ассимиляция и аккомодация — противоположно направленные, но неразрывно связанные и взаимодополняющие тенденции в поведении.



Основные положения теории Пиаже:

Центральная идея концепции – идея трансформации. Пиаже изучал связи между мыслью ребенка и реальностью, кот. он познает. Чтобы познать независимо существующие от него объекты, субъект должен осуществлять действия с ними, то есть – трансформировать их: перемещать, связывать, комбинировать, удалять и вновь возвращать. Только тогда происходит познание вещей.

Ребенок приобретает знания, производя различные действия, в частности, с вещами или взаимодействуя с ними. В результате этих действий происходит первое разделение предметов: на те, которые можно толкать, те, которые можно сосать, те которые можно трясти. Именно так появляются первые "понятия." (вспомните материал первого курса) Скорость умственного развития ребенка определяется богатством накопленного им опыта в предметной деятельности.

Вторая идея концепции Пиаже – идея конструкции. Развитие осуществляется благодаря активному конструированию и саморегуляции структур организма. Поясним, эту идею. Каждый человек наделен определенными структурами, позволяющими ему действовать в окружающем мире. Пример – сенсомоторные структуры позволяют нам ориентироваться в пространстве и двигаться, целесообразно распоряжаться своим телом. Интеллект представляет собой такую же структуру (черный ящик). Структура интеллекта позволяет нам целесообразно и рационально познавать мир и себя. Эти структуры совершенствуются в течение жизни т.е. они не даны нам в совершенном виде изначально.

Пиаже открыл стадии формирования интеллекта. По теории Пиаже интеллект в своем развития проходит 3 больших периода, в течение кот. происходит зарождение и становление 3 основных структур интеллекта.


  1. Сначала формируются сенсомоторные структуры, то есть системы действий, выполняемых материально и последовательно.

  2. затем возникают и достигают соответствующего уровня структуры конкретных операций – это системы действий выполняемых в уме, но с опорой на внешние, наглядные данные.

  3. После этого открывается возможность для формирования формальных операций. Это период становления формальной логики, гипотетико-дедуктивного рассуждения.

Предыдущая стадия всегда подготавливает последующую. В развитии происходит не простое замещение одной стадии другой, а интеграция ранее сформированных структур. Предшествующая стадия перестраивается на более высоком уровне.

По теории Пиаже ребенок проходит 4 больших периода в развитии интеллекта :

  1. сенсомоторный интеллект (от рождения до 2 лет),

  2. дооператорный интеллект (от 2 до 7 лет),

  3. конкретные операции (с 7-9 до 10-11 лет),

  4. формальные операции (с 11-12 лет до 18 лет и далее).

Развитие, по Пиаже, это переход от низшей стадии к высшей.

По 3. Фрейду, всякий человек рождается с врожденными сексуальными влечениями. Они первичны и обнаруживают себя с первого дня жизни. Эта внутренняя психическая инстанция -- "Оно" -- существует уже на начальной, оральной, стадии развития, в течение которой психическая жизнь ребенка связана, в основном, с удовлетворением потребности в пище. В реальной жизни способы удовлетворения индивидуальных влечений наталкиваются на запреты. Под их влиянием "Оно" выделяет из себя маленький кусочек "Я". За оральной стадией следует анальная стадия. Акты дефекации составляют ту деятельность, в которой инстинктивные влечения должны быть удовлетворены. Здесь запреты родителей становятся еще больше, и "Я" все больше дифференцируется. Наступает такой период в жизни человека, когда удовлетворение сексуальных потребностей начинает связываться со взрослым человеком. Возникает Эдипов комплекс. Появляются не только физические запреты, но и моральные сентенции. Ребенок вынужден ограничивать свои сексуальные влечения новой инстанцией -- инстанцией "Сверх-Я", которая ограничивает наши влечения до самой старости. На "Я" давит "Оно" и "Сверх-Я". Это типичная схема двух факторов развития, но она интересна тем, что здесь средовые влияния вытесняют сексуальные влечения -- они находятся с ними в антагонистических, противоречивых отношениях.

В понимании отношений "ребенок -- взрослый", "ребенок -- общество" 3. Фрейд наметил основные ориентиры. По 3. Фрейду, общество – источник всевозможных травм (рождения, отнятия от груди и т.п.). На этой основе возникла теория развития как теория детских травм. По 3. Фрейду, отношения "ребенок -- взрослый", "ребенок -- общество" с самого начала антагонистические. Отсюда и возникает проблема включения ребенка в общество -- проблема социализации личности.

Психическое развитие ребенка в концепции психоанализа отождествляется с процессом развития либидо.

Фрейд полагал также, что дети проходят 5 стадий психосексуального развития, а характер протекания каждой из них оказывает определенное воздействие на формирование личностных качеств. На каждой стадии интересы ребенка и окружающих его людей сосредоточены вокруг какой-то определенной части тела, служащей источником получения удовольствия.

1.Оральная стадия (от рождения до 2 лет). Мир ребенка сосредоточен вокруг рта. Высшая степень удовлетворения на стадии грудного вскармливания может привести к тому, что, став взрослым, ребенок будет предельно самостоятельным без видимых на то оснований. И наоборот, неудовлетворенность, неприятные ощущения в этот период могут обусловить формирование очень зависимого взрослого.

2.Анальная стадия (от двух до трех лет). На этой стадии ребенку прививаются навыки туалета. Его внимание сосредотачивается на анальной области, на выделениях и испражнениях. Дети, успешно прошедшие данную стадию, отличаются гибкостью мышления, великодушием, аккуратностью - чертами, которые сохраняются на всю жизнь.

Быстрое и сопряженное с насилием приучение к горшку может обернуться тем, что ребенок "зациклится" на постоянных требованиях чистоты, на излишней приверженности правилам гигиены, чрезмерной опрятности. И наоборот, если родители не обращают внимания на то, как и куда ребенок отправляет свои естественные потребности, делает ли он это в горшок, в ползунки или на пол, то в результате может сформироваться взрослый, склонный к негативизму, анархичности в поведении, к желанию лидерства.



3.Фаллическая стадия (от 4 до 5 лет). На этой стадии дети внимательно изучают свои половые органы (нередки мастурбации). У них впервые появляется симпатия к родителям противоположного пола и чувство неприязни к родителям одного с ними пола. (Эдипов комплекс ) Фрейд полагал, что мальчики, испытывавшие трудности на фаллической стадии, становятся робкими, застенчивыми, пассивными мужчинами.

4.Латентная стадия (от6 до 12 лет). В этом возрасте либидо не концентрируется в какой-то определенной части тела или органе, а сексуальные потенции как бы дремлют в состоянии бездействия, покоя. Дети, успешно идентифицировавшие себя с представителями того же поля, начинают не только копировать, но и быстро усваивать нормы поведения, соответствующие их полу и одобряемые обществом.

5.Генитальная стадия (от 12 до 18 лет). Внимание детей вновь сосредотачивается на своих половых органах, потом появляется интерес к противоположному полу.

Последним двум стадиям Фрейд уделил мало внимания. Он утверждал, что основные личностные характерстики закладываются в возрасте 5-6 лет. Согласно теории психоанализа, если ребенок на одной из трех первых стадий переживает событие, травмирующее его психику, получает предельно полное удовлетворение естественных потребностей или испытывает полную неудовлетворенность, то он начинает сосредотачивать на них излишне много внимания, отчего различные моменты этого периода детства откладываются в личностном мире человека и сопровождают его в течение всей его жизни.



В последние годы своей жизни З.Фрейд рассматривал содержание стадий психического развития ребенка в культурологическом плане. При этом он использовал большой материал из религии, этнографии, мифологии и философии. Последовательность стадий рассматривалась Фрейдом в тесной связи с произвольно реконструированной им картиной развития психики в ходе эволюции человечества.

Фрейд также распространил на объяснение психического развития ребенка биогенетический закон. Применительно к ребенку, это означало, что переходя от одного возраста к другому, он следует за теми основными этапами, которые прошел человеческий род в своей истории. Историю человеческой психики З.Фрейд рассматривал как историю обуздания либидо и направления этой энергии в конструктивное русло.
Каталог: doc -> groups -> 242 -> 887
887 -> Неволько С. А. Проблемы периодизации психического развития
groups -> Семинар Занятие Основные проблемы специальной педагогики и специального образования в меняющемся мире
groups -> Занятие Основные проблемы специальной педагогики и специального образования в меняющемся мире
groups -> Раева Дарья пс-шпм-11 Ориентировочная карта понятий Гуманистический подход
groups -> 3 Глава Умственное развитие и его связь с учебной деятельностью
242 -> Тема Психологический возраст, возрастные кризисы, психологические новообразования
242 -> Прямухина Маргарита пс-шпм-21
242 -> Прямухина Маргарита пс-шпм-2
242 -> Когда говорят о психологии, что под этим подразумевают, что такое психология как наука? Единой психологии как науки, есть множество различных психологий. У фрейда своя психология, у Роджерса своя, а у Выготского своя


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница