Аксайского района д/ с №34 «Ромашка» третьей категории



Скачать 139.56 Kb.
Дата22.02.2016
Размер139.56 Kb.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Аксайского района д/ с № 34 « Ромашка» третьей категории

«Духовно-нравственное воспитание как ключевое требование ФГОС».

«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею,

пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся

образы, в которых воплощается Родина».

В.А.Сухомлинский.

Актуальность проекта.

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в кризисе экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе.  

Смещение акцентов в развитии маленьких детей в сторону ранней интеллектуализации, не способствуют духовному развитию, в погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Семейное воспитание находится в стадии кризиса. Причинами кризиса современной семьи и семейного воспитания является рекламирование СМИ образцов низкопробной культуры, разгул бескультурья, распущенности, эгоизма и насилия; материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о милосердии, великодушии, доброте, справедливости, патриотизме, гражданственности. Опыт показывает: работа с родителями должна рассматриваться как неотъемлемая часть всестороннего развития ребенка. Только в тесном сотрудничестве с семьей, при создании благоприятного микроклимата во взаимоотношениях педагогов и родителей можно достичь желаемой цели в формировании у дошкольников духовно – нравственных качеств. Одним из эффективных способов знакомства родителей с особенностями развития их детей, новыми формами и приемами этого развития является их участие в проектной деятельности. В процессе этой деятельности родители совместно с детьми «овладевают» всеми видами, и включаются в образовательный процесс.



Гипотеза. Если при планировании воспитательного процесса обращаться к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания, то это значительно повысит эффективность воспитательной работы по духовно-нравственному развитию обучающихся, повысит компетентность педагогов, обучающихся, родителей, расширит воспитательное пространство и обеспечит активный выход на социум.

Проект разработан на основе общеобразовательной программы дошкольного образования «Добры мир», автора Шевченко Л.Л. Также я черпала информацию и интересный материал из парциальных программ по духовно – нравственному воспитанию: «Приобщение детей к истокам народной культуры» О. А. Князевой.



Участники проекта: дети дошкольного возраста, специалисты: воспитатель, музыкальный руководитель, старший воспитатель, родители воспитанников.
Отрадно, что в настоящее время, когда начинается процесс духовного возрождения России, с 1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО, который закрепляет приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Так в Общих положениях отмечено, что одним из основных принципов ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Из числа многих обозначенных задач Стандарт направлен на решение следующей задачи: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Рассмотрим положения, касающиеся духовно-нравственного воспитания дошкольников.



Целью духовно-нравственного воспитания является формирование и развитие социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма, содействие обретения дошкольниками нравственно востребованного духовного опыта, основанного на традициях русского Православия.

Наш проект - это поиск новых подходов, нового содержания, новых форм и новых решений в воспитании у детей духовности и нравственности.



А задачами духовно-нравственного воспитания, является

●приобщение детей к традиционным для России духовно-нравственным ценостям;

● формирование представлений ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости и патриотизме;

● воспитание нравственности и эстетических чувств;

● Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричасности:

- к родному дому, семье, детскому саду, стране

- к культурному наследию своего народа

- к природе родного края

● создание условий обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребёнка;

● обеспечение художественно-эстетического, познавательного развития, выявление ранней одарённости.



Планируемые результаты:

Результатами работы являются позитивные сдвиги в поведении детей, в том числе осознание своих поступков, развитие самооценки. В ходе обучения дети приобретают устойчивые представления о мо­рально-этических нормах поведения, учатся относить свои поступки к хорошим или плохим, усваивают оценки поступков, которые дают взрослые или другие дети, и сами начинают правильно оценивать их и правильно поступать. Дети переживают, совершив тот или иной проступок, помнят о нем и стремятся быть лучше.


Этапы работы над проектом:


Этапы

Ответственность и активность педагогов

1.Организационный



Выявление проблемы, систематизация материала, планирование деятельности, создание методической базы, определение задач, практическая деятельность участников.

2. Содержательный


Совместная деятельность детей, педагогов, родителей по реализации проекта.

3. Результативный

Анализ проведённой работы.

нности.

Реализация поставленных задач осуществляется в нескольких

направлениях:

  1. Создание предметно-развивающей среды для воспитательно-образовательного процесса;

  2. Обеспечение программно-методической и художественной литературой;

  3. Взаимодействие участников проекта.

Для ознакомления детей и закрепления изученного материала в группах оформлены православные и патриотические уголки, созданы информационные стенды для родителей, в которых размещена информация духовно-нравственного содержания.

В Требованиях к структуре образовательной программы ДО и ее объему раскрывается содержание программы. Оно должно обеспечивать развитие личности и охватывать определенные направления развития и образования детей, так называемые, образовательные области.

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОО; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Развитие речи включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; знакомство с книжной культурой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

Конкретное содержание образовательных областей в сфере духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста (от 3 до 8 лет) зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализовывается в различных видах деятельности: игровой, коммуникативной, восприятии художественной литературы и фольклора, конструировании из различного материала, изобразительной, музыкальной.

Обучающиеся имеют представления:

 о семейных традициях, об особенностях семейных отношений;

 о духовных и нравственных ценностях;

 о ценностном отношении к здоровому образу жизни, к окружающему их миру;

 знакомы с историей и культурой своей страны;

 умеют беречь и поддерживать красоту;

 проявляют сострадание, сочувствие, сопереживание;

 верят в свои силы, имеют желание самоотверженного служения на благо Родины;

 стремятся к добру и неприятию зла.

Родители:

  сотрудничают в тесном контакте с ДОУ и другими учреждениями по формированию духовно-нравственных ценностей у обучающихся, воспитанию чувства благоговения к святыням;

  воспитывают любовь и почтение к дому, семье, близким, и окружающим, бережное отношение к окружающему миру;

  являются примером в стремлении к духовному росту, к высшим духовным ценностям, реализующимся в служении ближним, обществу, Отечеству;

 понимают, что только семья, как первый наставник ребёнка, может воспитать в детях духовные и нравственные ценности.

Содержание проекта и система мероприятий по его реализации.


Для реализации проекта мы предлагаем следующие методы: наглядный, словесный, практический.

Наглядный метод используется вовремя

 чтения педагогом рассказов;

 наблюдений;

 показа сказок (педагогом, детьми);

 рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;

 проведения дидактических игр;

 экскурсий, целевых прогулок;

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе

 чтения литературных произведений воспитателем;

 чтения стихотворений детьми, воспитателем;

 бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;

 ответов на вопросы педагога, детей;

 проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);

 сообщения дополнительного материала воспитателем;

 загадывания загадок;

 рассматривания наглядного материала;

 разбора житейских ситуаций;

 проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;

 чтения литературных произведений родителями.

Практический метод используется, когда необходимо

 организовывать продуктивную деятельность;

 провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);

 оформить коллекцию семян для занятия; организовать постановку сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;

 провести экскурсии различной направленности;

 организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;

 изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

Формы работы с детьми.

1. НОД, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.

2. Выставка рисунков – плакатов, фоторабот, детских рисунков.

3. Конкурс рисунков на асфальте

4. Слушание и разучивание музыкальных произведений, песен.

5. Проведение совместных праздников.

6. Просмотр слайд - фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.

7. Экскурсии, целевые прогулки

8. Постановка музыкальных сказок духовно - нравственного содержания.

9. Творческие вечера.

10. Организация совместного проживания событий взрослыми и детьми.

Таким образом, в программе прослеживается несколько направлений работы.

1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).

2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии)

3. Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр диафильмов).

4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).

5. Гражданское и патриотическое воспитание.

6. Социальное развитие.

7. Приобщение к истокам русской культуры.

Основное внимание в реализации проекта уделяется работе с семьей.

Формы работы с родителями:

 родительские собрания на духовно-нравственные темы;

 лекторий для родителей;

 открытые показы воспитательно-образовательного процесса;

 вечера вопросов и ответов;

 анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;

 индивидуальные консультации специалистов;

 наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;

 экскурсии;

 совместные с родителями праздники, именины детей;

 помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, хозяйственные работы).

Продукт проектной деятельности:

 Выставки рисунков: «Моя мама», «Моя семья», «Рождественское чудо», «Пасхальные яички» и др.

 Коллективное детское творчество «Будем в армии служить», «Праздничная корзина с цветами к Дню Матери», «Рождественская елка».

 Выставка семейных фотографий «Моя мама – самая лучшая».

 Конкурсы поделок и рисунков детей и родителей (сотворчество): «У осени в корзинке», «Рождественское чудо».

 Конкурс рисунка на асфальте «Мы рисуем мир».

 Праздничные утренники : «Осенины», «День матери», «Святки», «День защитников Отечества», «Масленица», «Пасхальная радость», «9 мая»;

 Мультимедийная презентация для педагогов «Духовно – нравственное воспитание в ДОУ».


Методическая литература.


  1. О.А. Князева «Приобщение детей к истокам народной

культуры»- парциальная программа по духовно – нравственному воспитанию

2. Шевченко Л. Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие. – М.: Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2012

3. Шевченко Л. Л. Хрестоматия «Добрый мир» в 4 книгах (для детей) с методическими комментариями для воспитателей. – М.: Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2012

4. http://festival.1september.ru/articles/510377/    Сунгурова Е.А. Духовно-нравственное воспитание в современном мире. Православные праздники на святой Руси.



5.http://www.detsadclub.ru/zametki-dlya-vospitatelya/1013-prezentaciya-nravstvenno-patrioticheskoe-vospitanie-doshkolnikov Медведева Л. Г. Презентация "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников."



Оборудование для реализации проекта

1. Изобразительные материалы.

2. Репродукции картин известных художников.

3. Мольберты для творческой работы.

4. Аудиомагнитофон.

5. Развивающие игры по теме.

6. Оборудование для показа презентаций.

7. Диски с записью песен и музыки.

8. Фотографии родного края.

9. Памятки для родителей.

10. Компьютер и видеотехника с экраном.

11. Фотокомпозиции по темам праздников.


4. Результативность использования проекта.

В период с октября 2014 года по май 2015 года в МБДОУ N34 был активизирован проект по духовно - нравственному воспитанию детей в тесном взаимодействии педагогов с семьями воспитанников. В это время были проведены разнообразные мероприятия, НОД по приобщению наших воспитанников к культурно-историческому наследию страны и формированию духовно-нравственных качеств личности дошкольников.



Мы получили возможность «погружения» детей в информативную, новую для них предметную среду, возможность сопереживания общих впечатлений с родителями, другими детьми и взрослыми, возможность продуктивного отражения полученных впечатлений, переживаний в детской и совместной с родителями, воспитателями творческой деятельности (изобразительной, интеллектуальной, речевой – накоплен достаточно богатый словарный запас, развивается связная речь, ручная умелость, мышление и т.д.).

Таким образом, сопоставив педагогические наблюдения от общения с детьми, родителями за год, я убедились в том, что в результате улучшения партнёрских отношений с родителями наблюдается рост духовно-нравственного воспитания детей.
Каталог: download -> version
version -> Пояснительная записка 4 1 Цели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования 4
version -> Старший воспитатель
version -> Федерико Феллини Делать фильм
version -> 2011 год решением ООН был объявлен Всемирным годом молодёжи. Это год 65-летия Детского фонда ООН
version -> Обзор основных теорий
version -> Тема введение в клиническую психологию тема основные разделы клинической психологии
version -> Закономерности гуманизации образования Литература: Антология гуманной педагогики
version -> Издание осуществлено при поддержке Министерства иностранных дел Франции и Французского Культурного Центра в Москве Москва Центр психологии и психотерапии 1998 ббк 88. 2
version -> Рабочая программа по русскому языку, 5 класс


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница