Академия образования республики таджикистан шафии нежад роя карим педагогические условия подготовки старшеклассниц общеобразовательных школ ирана



страница1/7
Дата22.02.2016
Размер1,75 Mb.
#10632
ТипДиссертация
  1   2   3   4   5   6   7
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

АКАДЕМИЯ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН




ШАФИИ НЕЖАД РОЯ КАРИМ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПОДГОТОВКИ СТАРШЕКЛАССНИЦ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ ИРАНА К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

13.00.01– общая педагогика , история педагогики и образования

(педагогические науки)

Диссертация

на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Научный руководитель:

доктор педагогических наук,

профессор,

Хуррам Рахимзода

Душанбе –2014

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

ГЛАВА 1 СОЦИАЛЬНО  ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗМЕНЕНИЙ НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ

1.1. Исторические периоды формирования семейных отношений в Иране……………………………………………………...…. …………………….13

1.2. Факторы, влияющие на нравственную подготовку старшеклассниц к семейной жизни…………………………………..………………………………...42

1.3. Нравственно – воспитательные основы подготовки старшеклассниц к семейной жизни в современных условиях Ирана………………………………..58

Выводы по первой главе………………………………… .………………….83



ГЛАВА 2 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ШКОЛЫ В СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДГОТОВКИ СТАРШЕКЛАССНИЦ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ……………………………………………………………88

2.1.Семья – основа подготовки подрастающего поколения к будущей семейной жизни…………………………………………………………………….88

2.2.Взаимодействие школ и семьи важный фактор педагогического просвещения родителей и повышения эффективности подготовки старшеклассниц к семейной жизни……………………………………………...102

2.3.Формы и методы совершенствования подготовки старшеклассниц к семейной жизни…….…………………………......................................................113

Выводы по 2 главе……………………………….…………………..………145

Заключение……………………………………………………….…………146

Список использованной литературы………………………….………...151

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования.

Иран является исламской республикой и мусульманские традиции воспитания, которые существуют более 14 веков, включают в себя «власть, основанную на любви, постепенное усиление самодисциплины и ответственности, родительское руководство, учитывающее интересы ребёнка, уважение к чувству собственного достоинства каждого члена семьи, разумные рамки поведения, и наконец, справедливое использование поощрений и наказаний, когда это необходимо в воспитательных целях» (3,4).

Однако в последние десятилетия кризисное состояние многих сфер жизнедеятельности нашего общества сказывается на состоянии и функционировании семьи, чье тяжелое положение в свою очередь отягощает кризис общества. Кризис семьи – это проблема общемировая. Важным инструментом, посредством которого в разных странах стремятся разрешить названную проблему, является воспитание школьника. Нестабильность нашей жизни проводят к усложнению всех тех проблем, которые стоят перед семьей. В странах, относящихся к благополучных и стабильных, наблюдаются сложные процессы деградации семейного образа жизни, снижение престижа семьи, потребности иметь детей, рост разводов и внутрисемейного насилия, увеличение численности населения, сознательно выбравшего одиночество в качестве приемлемого стиля жизни.

В разные времена воспитание имело различное содержание. В зависимости от потребностей и задач общественного развития на передний план выдвигалось развитие определенных способностей, личностных или профессиональных качеств. Вместе с тем, как показывают социологические и психологические исследования самых различных аспектов жизнедеятельности человека, в последнее время настоятельнее заявляет о себе необходимость подготовки школьников, особенно девушек к будущей семейной жизни. В то же время традиционно этот вопрос в гораздо меньшей степени, нежели того требует социальная практика, занимает внимание педагогов. Можно сказать, что круг проблем, связанных с подготовкой учащихся, особенно девушек старших классов к семейной жизни в новых экономических условия только начинает разрабатываться в отечественной педагогике.

Процесс образования в настоящее время развивается в русле гуманизации признающей человека творцом собственной жизни. В связи с этим на передний план выдвигается проблема формирования готовности девушек – старшеклассниц к браку и семейной жизни.

Брачно–семейные отношения наряду с производственным являются ведущими в человеческих взаимоотношениях. И подготовка молодежи к этим отношениям представляет большой интерес для любого цивилизованного общества. До второй половины 18 века в мировой педагогике вопросы подготовки молодёжи к брако–семейным отношениям даже не ставились. Эта проблема решалась самой семьей в процессе естественной жизни. Проблемам воспитания молодежи и подготовки девушек к семейной жизни большое внимание уделяли И. Г. Песталоци и Ж. Ж. Руссо. Однако прошло еще более сто лет, как этим вопросам стали уделять внимание в теории и практике воспитания. Следует, отметит, что великие мыслители персидской классической литературы, талантливые педагоги, философы, одним словом эрудированные личности персидской истории в течение более тысяча лет в своих сочинениях и научных трудах много писали про семейное воспитание и семейной жизни. Знаменитый литератор, историк, педагог и мыслитель XII века Унсур–ал–маоли Кайковус в своем научно–воспитательном труде «Насихат–нома» (Нравоучение) очень четко отобразил вопросы семейного воспитания молодежи и подготовки их к семейной жизни. Более того, исламская религия и его законы в течение длительной истории человечества представляются не только как вероисповедание, а как образ жизни, всецело определяющий не только как вероисповедание, а как образ жизни, всецело определяющий мировоззрение и повседневное поведение людей. Однако, в учебниках и учебных программах по педагогике и истории педагогики не отведено должное место освещению педагогики ислама, в частности, обучения и воспитания молодёжи к семейной жизни. Противоречия социального и педагогического характера, отсутствие новейших исследований, направленных на изучение традиции обучения и воспитания молодёжи, особенно подготовки девушек – старшеклассниц к семейной жизни, свидетельствуют об актуальности данной темы. Таким образом, теоретическая и практическая значимость названной проблемы, отсутствие специальных исследований, способствующих повышению эффективность использования традиции образования и воспитания девушек и их готовность к семейной жизни в современных условиях, определило тему диссертационной работы.



Степень научной разработки проблемы

Вопросам школьного воспитания молодежи, особенно девушек для подготовки к семейной жизни, как одной из составляющих добрачного воспитания молодежи, посвящены труды иранских исследователей как Абдулкарим Суруш, Али Шариатмадори, Алинажад Масуми, Джахангир Авшидриё, Мансур Абдуллах Мурси, Мехрдад Бахар, Мухаммед Хамадони, Мулла Хусейн Файз Кашани, Наззора Шейхи, Саид Хасан Ислами, Сухи–ал–Салих, Фарахруз Парси, доктор Толикани, таджикские ученые исследователи Сафар Сулаймони, Хуррам Рахимзода, Махмадулло Лутфуллоев, Убайд Зубайдов, Файзулло Шарифзода, а также западные и российские исследователи И. Асямова, Э. Аркина, К. Веселовской, С. Вульфсона и др.

Проблема семьи и добрачного воспитания молодого поколения, особенно девушек нашла отражение в трудах выдающихся мыслителей, поэтов, писателей, философов и педагогов прошлого, как в Иране, так и в мире. Наиболее значимые работы принадлежат Рудаки, Саади Ширази, Восифи, Авиценне, Фороби, Кайковусу, Платону, Аристотелю, Квинтилиану, Цицерону, Плутарху, Л.Н. Толстому и др. Достаточно глубоко эту проблему рассматривали такие известные иранские педагоги, как Али Шариатмадори, Инайат–хан Хазрат, Рамазан Халилободи, Мусави, Хамто Нажад, а также зарубежные исследователи Н. Гудкович, И.В. Гребенников, И.В. Дубровина, С.В. Ковалев, Я.Л. Коломенский и др. Анализируя степень разработанности исследуемой темы ещё раз отметим, что в современной педагогической науке она не изучена достаточно полно.

Особый интерес представляет ряд диссертационных работ в Таджикистане. Это работы Хуррам Рахимзода, Миртурсунова З., Хусейнходжаева И., Ганиева А., Орифи М.



Цель исследования: раскрыть особенности школьного образования и воспитания молодежи, особенно девушек для подготовки к семейной жизни; выявить педагогические условия исламского воспитания девушек для подготовки к семейной жизни в Иране; в конкретизации условий, путей, принципов и методов организации, и осуществления действий по усвоению социального и нравственного опыта, нормативных документов, учебных и воспитательных программ, сформировавшихся на основе требований ислама в Исламской Республике Иран.

Объект исследования: Психолого–педагогические условия подготовки старшеклассниц образовательных школ Ирана к семейной жизни.

Предмет исследования: факторы и механизмы исламского воспитания девушек в условиях Иранских школ, оказывающих решающее влияние на формирование готовности к семейной жизни. В соответствии с целью, объектом и предметом исследования решены следующие задачи:

– раскрыть сущность семьи как социально – ценностного института;

– разработать содержание и структуру готовности к браку и семейной жизни у девушек – старшеклассниц в условиях исламских традиции, воспитания в иранских общеобразовательных школах;

– определить социально – педагогические факторы, влияющие на формирование готовности к браку и семейной жизни у девушек – стершеклассниц;

– проанализировать существующее состояние проблемы подготовки девушек – старшеклассниц к семейной жизни и браку; – Обосновать содержание и технологию формирования готовности девушек – старшеклассниц к браку и семейной жизни на основе мусульманских традициях и разработать научно – методическое рекомендации.

Гипотеза исследования: в основу исследования положения гипотеза о том, что в условиях иранских общеобразовательных школ формирование готовности девушек – старшеклассниц к семейной жизни будет эффективным при соблюдении в образовательном процессе школы ряда условий;

– раскрытие ценностного содержания семьи в различных видах теоретической и практической подготовки старшеклассников в школе;

– учет взаимосвязи современных социально–педагогических факторов в образовательном процессе (семья, общество сверстников, религия, средства массовой информации, школа);

– обеспечение взаимосвязи содержательно–процессуальной подготовки и внутриличностного формирования готовности девушек – старшеклассниц к браку и семейной жизни.



Методологической базой исследования составляет научно – педагогический подход, в рамках которого человек является высшей ценностью общества и самоцелью общественного развития. В качестве методологических основ выступали положения о личности как субъекте собственной жизнедеятельности и отношений; о единстве сознания и деятельности; принцип детерминизма, предполагающий закономерную и необходимую зависимость психических явлений от порождающих их факторов; системно–целостный подход, который ориентирует на целостное изучение и формирование личности.

В исследовании используется принцип историзма в оценке роли семьи как главного фактора социализации, развития и воспитания личности.



Методы и этапы исследования: При определении методических средств, главное внимание уделялось их максимальной надежности и адекватности параметров, которые характеризуют тем или иным аспектом психического развития учащихся в современных условиях обучения. Это обусловило применение в нашем исследовании методик, не только соответствующих конкретным задачам эксперимента, но и многократно апробированных, достаточно надежных. Для получения информации по проблеме исследования нами использованы методы анкетирования, тестирования, наблюдения, беседы, метод обобщения независимых характеристик, метод свободных описаний, метод изучения результатов деятельности и др. Теоретический анализ сопутствовал и завершал разработку проблемы.

Организация исследования предусматривала 3 этапа:

Первый этап – поисково–подготовительный (2008–2010г.г.) – теоретический анализ философской, социологической, психолого–педагогической литературы; разработка программы исследования, определение предмета, задач и научной–гипотезы исследования.

Большое место на этом этапе исследования занимали анализ и обобщение опыта работы современной общеобразовательной школы Ирана по изучаемой проблеме, отраженного в печати и непосредственно в процессе собственной педагогической работы. Проводилось длительное включенное наблюдение за девушками старших классов на различных уроках, так или иначе отражающих интересующую нас проблему. На данном этапе проводился и поисковый эксперимент с целью определения педагогической системы формирования готовности девушек – старшеклассниц к семье и браку в условиях общеобразовательной школы Ирана.

Второй этап – диагностическо–экспериментальный анализ (2010–20011г.г.) проведение констатирующего эксперимента. Исследовательская работа по изучению микроклимата в семьях, воспитывающих девушек среднего и старшего школьного возраста (450 человек родителей); анкетирование, интервьюирование, беседы с целью выявления реального состояния семейно–брачных проблем в Тегеране и уровня подготовки девушек – старшеклассниц к семейной жизни.

Третий этап – экспериментально–теоретический (2011–2013г.г.) –исследование мотивации и ценностных ориентаций девушек старших классов в отношении будущего супружества, выявление степени готовности к семейной жизни. Проведение формирующего эксперимента. В качестве экспериментальной базы были взяты десять общеобразовательных школ города Тегерана. Разработан и апробирован на практике факультативный курс по формированию готовности девушек к семье и браку, обобщение экспериментальной работы и оформление диссертационного исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

– раскрыта сущность семьи как социально–ценностного института в условиях Исламской Республики Иран;

– обоснованы содержание, структура и критерии готовности девушек – старшеклассниц к семейной жизни;

– выявлены социально–педагогические факторы, формирования готовности к браку и семейной жизни у девушек – старшеклассниц в условиях иранских общеобразовательных школ;

– определены и экспериментально обоснованы психолого–педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование готовности девушек – старшеклассниц к браку и семейной жизни в современных условиях развития общества.

Практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в нем теоретические выводы создают предпосылки для научного обеспечения формирования готовности девушек– старшеклассниц к браку и семейной жизни, а учебные программы могут быть использованы в массовой практике общеобразовательной школы, подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей, воспитателей, социальных педагогов, практических психологов, социальных работников.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Семья – социально – ценностный институт, члены которого связаны общностью быта, взаимными обязанностями, эмоциональной близостью. Значимость института семьи для каждого ее члена определяется следующими ценностями: ценности, связанные с самоутверждением личности среди ближайшего окружения; ценности, удовлетворяющие потребность в родительстве, в отцовстве и материнстве; ценности, связанные с удовлетворением потребности в любви и признании; ценности, удовлетворяющие физиологические потребности; ценности, позволяющие чувствовать относительную стабильность и защищенность; ценности, удовлетворяющие потребность в общении и расширяющие его круг; ценности, дающие возможность удовлетворять прагматические потребности.

2. Готовность к семейной жизни – социально–психологическое образование в структуре личности, интегрирующее принятие ценностей семьи как социального института со специальными знаниями и умениями в области психологии семейных отношений, рационального ведения домашнего хозяйства, семейной педагогики, межличностного общения. В структурном отношении такая готовность представлена мотивационно–ценностным, интеллектуально – познавательным, действенно–практическим и эмоционально–волевым компонентами.

3. Подготовка девушек – старшеклассниц к семейной жизни предполагает реализацию в образовательном процессе школы таких условий, как раскрытие ценностного содержания семьи как социального института в различных видах учебной и практической работы школьников; освоение старшеклассницами как будущих матерей своего полоролевого поведения; обеспечение взаимосвязи содержательно–процессуальной подготовки и внутриличностного формирования готовности учащихся старших классов к браку и семейной жизни; осуществление единых усилий семьи и школы в формировании готовности учащихся к семейной жизни.



Достоверность и обоснованность результатов, полученных в процессе исследования, обеспечивается разнообразием источников информации, исследовательских процедур и приемов, использованием комплекса методик, адекватных предмету и задачам исследования, длительным характером и возможностью повторения опытно–экспериментальной работы, позволивших провести детальный качественный и количественный анализ ее хода и результатов, репрезентативностью объема выборок и статистической значимостью экспериментальных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения данного исследования обсуждались и получили одобрение на учебно–методических и педагогических советах некоторых тегеранских школах; на городском совещании учителей – педагогов городских школ; заседаниях кафедры, научных семинарах аспирантов и научных конференциях в городе Тегеране и города Душанбе Республики Таджикистан, на научно–практической конференции АОТ и ТПУ.

Структура диссертации: Работа состоит из введения, двух глав, девяти параграфов, заключения, списка литературы, приложения. Основное содержание работы изложено на 150 странице. В приложение включены отдельные исследовательские и научно–практические материалы.

ГЛАВА 1 СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗМЕНЕНИЙ НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЕ

  1. 1. Исторические периоды формирования семейных отношений в Иране

Положительное значение нравственной функции религии состоит в пропаганде позитивных нравственных норм. Что касается богословов, то, по их мнению, все нравственные нормы, которые пропагандирует религия, являются только позитивными (т.е. полезными для общества и личности).

Основным способом утверждения христианских нравственных норм явилось включение их в текст Библии. Нормы, включенные в Библию, обладают высочайшей значимостью для верующих, ибо их источником является, по мнению христиан, воля Божия.

Нравственное сознание христиан является социально и исторически обусловленным отражением их практического поведения в коллективе и обществе. Оно первоначально возникло как отражение бессилия рабов и порабощенных Римом народов в борьбе за свою свободу и счастье.

Христианская мораль находит свое выражение в своеобразных представлениях и понятиях о нравственном и безнравственном, в совокупности определенных моральных норм (например, заповедях), в специфических религиозно–нравственных чувствах (христианская любовь, совесть и т. п.) и некоторых волевых качествах верующего человека (терпение, покорность и пр.), а также в системах нравственного богословия или теологической этики. Все вместе перечисленные элементы составляют христианское нравственное сознание.

Религиозная мораль представляет собой совокупность нравственных понятий, принципов, этических норм, складывающихся под непосредственным влиянием религиозного мировоззрения. Утверждая, что нравственность имеет сверхъестественное, божественное происхождение, проповедники всех религий провозглашают тем самым вечность и неизменность своих моральных установлений, их вневременной, надклассовый характер.

Нормы нравственности могут быть различными в разных религиозных системах. Это объясняется, прежде всего, тем, что складывались они в разных странах, у разных народов, на разных этапах общественного развития. Но все они формировались в условиях эксплуататорского общества и освятили неравноправные отношения людей, существовавшие в условиях несправедливого социального строя, антагонистических общественно–экономических формаций. Это в первую очередь и обусловило классовую сущность нравственных принципов религии, выражающих интересы эксплуататорских классов.

Для мусульманского народа во все времена свойственно особо почтительное отношение к образованию. Знания, книга для мусульман – это культовое явление. Пророк учит: «Стремление к знаниям является обязанностью каждого мусульманина».

Главная книга мусульман – Коран –это не только источник духовных знаний, она содержит фундаментальные сведения о Вселенной и человеке. По сути, Коран – это энциклопедия знаний, книга об истории, литературе, педагогике, психологии, медицине, экономике, юриспруденции и других областях знаний. В Коране 750 раз встречаются сюжеты, связанные с наукой и образованием. Сказано в Священном Писании:

«…кто получил мудрость – получил огромное благо» (сура «Бакара», аят 269).

С древнейших времён люди, учёные обращались к Корану в поисках знаний, научных открытий, для подтверждения или опровержения своих гипотез. Поныне все новейшие открытия науки подтверждают истины, изложенные 14 веков назад в Писании. Примечательно, что из шести главных сборников хадисов (вторая значимая книга для мусульман, представляющая предания из жизни пророка Мухаммеда) в четырёх помещены специальные разделы, посвященные знанию. В хадисов Пророка есть немало речений, подтверждающих значимость образования:

«Ищите учения от колыбели до могилы»;

«Учёные – наследники пророков».

Назначение ислама – духовно–интеллектуальное становление человека, придание жизни осмысленного созидательного начала. Вера и знание – два основных требования Священного Писания. Вера делает людей праведными и чистыми, а знания, интеллект определяют им достойное место. Примечательно, что слова «илм» (знание) и «иман» (вера) вместе с их производными в Коране употребляются равное количество – 811 раз. И мы с гордостью можем утверждать, что мусульманы всего мира, следуя священным книгам, отличаются относительно высоким уровнем образования. В Священном Коране говорится: «Читай! И Господь твой щедрейший, который научил каламом, научил человека тому, чего он не знал» (сура «Сгусток», аят 3). Образование человека во многом определяет его поведение: «Всякая душа – заложница того что она приобрела» (сура «Завернувшийся», аят 41).

Не было забыто и ремесло о катором Саади говорил: «Любимые дети, учитесь какому– нибудь ремеслу, ибо не заслуживает доверия богатство и мирское добро… Если человек, владеющий ремеслом, лишится власти, – не беда, ибо ремесло в его душе – богатство. Куда бы он ни пошёл, он всюду встретит уважение… а человек, не владеющий ремеслом, всегда нищенствует и терпит лишения».

Общеизвестны имена Ибн–Сина, Улугбека, Аль Фараби и многих других учёных, труды которых вошли в мировую сокровищницу знаний. Они внесли свой вклад и в воспитание, считавшееся важнейшим делом родителей, общества, государства. Недаром во всех низших образовательных заведения первейшее внимание уделялось именно вопросам нравственного воспитания.

«Кто в детстве не получит воспитанья.

Не будет счастья в жизни знать потом;

Сгибай сырую палочку как хочешь–

Сухую выпрямишь одним огнем».

Для человека книга всегда оставалась окном в мир, через который постигаются нравственные, эстетические и духовные ценности. Процесс постижения литературного произведения предполагает активную творческую деятельность, в ходе которой читатель создаёт на основе авторского текста вторичные образы, отражающие его индивидуальное видение. Многообразие вторичных образов (письменных, музыкальных, изобразительных, театральных) позволяет постигать художественный мир с разных сторон, создавая в результате полноценный, многогранный, синтезированный образ. Обучение всегда считалось совместной целенаправленной деятельностью, в ходе которой осуществляется развитие индивида, его образование и воспитание. Что касается самого воспитания, то оно определяется как совокупность всех процессесов, посредством которых человек развивает способности, отношения и другие формы поведения, позитивно и в периоды своего существования получило общее развитие именно через научение, учебу и воспитания. Результаты и эффективность воспитания в условиях современного общества определяются, в том числе, как оно обеспечивает усвоение и воспроизводство человеком культурных ценностей, традиций и опыта, а также готовностью и подготовленностью членов общества к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности, позвоволяющей им ставить и решать масштабные задачи.

В истории духовной и культурной жизни иранских народов понятие «воспитанность» исходило исключительно из понимания самой сути обучения и воспитания (15, с.45). Воспитанность считалась величайшим достоянием человека, его благородным оружием, обеспечивающимся ему уважительную и достойную жизнь и место в обществе.

Воспитанный человек Востока всегда характеризовался вежливостью, учтивостью, знанием правил культуры поведения, этикета. Воспитанность формировалась с раннего детства и обусвливалась развитием традиций и культуры в обществе, социальной средой, системами воспитания в семье, школе и др.

Время своеобразного восточного ренессанса наступило в 9–10 вв. Если обратить взоры на богатое прошлое культуры, то бросаются в глаза уникальные назидания и советы мудрейших людей относительно научения и воспитания подрастающего поколения. Так, известный писатель, историк и ученый Абуали Ахмад ибн Якуби Мискавейх (9-10 век) приводить, что в результате долгих поисков в городе Паре, в одном из храмов, где хранятся сокровища просвещения, им был найден сборник наставленный, написанный на языке пахлави, который считается одним из древнейших сборников наставлений человечества. Остановившись на том, как он перевел найденное произведение со своими дополнениями на арабский язык, Ибн Якуб говорит, что сущность своего труда он видит в следующем: «Соберу полезные советы, чтобы молодежь получила наставления из них и чтобы ученым открылась маленькая дверь в сокровищницу языка и науки предков» (15, с.245). Он так описывает значение этого кладезя мудрости: «Этим трудом я хочу ублажить свою душу и тогда потомки, почерпнут из этой сокровищницы разума мудрые наставления и очистят свои сердца от невежества». (15, с.231)

О высокой грамотности иранцев, стремлении нации к образованию свидетельствует исторический опыт. Еще персы обладали достаточно высокой письменной культурой. До проникновения письменности, основанной на арабском алфавите, в Иране было известно древнее персидское письмо.

Известно, что духовное и светское образование для мусульман всегда были неразрывны. Обучение вменялось в обязанность каждому мусульманину. Как правило, первоначальные знания дети получали в школах при мечети. До нас дошли летописи многих летописцев, где они сообщает, что не только в городах, но и во многих населённых пунктах Ирана еще в VIII веке имелись мектебе и медресе (персидские светские и конфессиональные школы). Психолог Ал – Холли, выясняя ступени развития детей, говорит: «Знай когда Бог создаёт дух человека, он в начале освобождает его от всех знаний. Вместе с этим Он даёт способность человеку по мере его возможности принимать знания, в первую очередь это касается детей. Затем Бог создал инструменты, помогающие познания знаний. Эти инструменты – органы чувства. При рождения у ребенка пробуждается первый орган чувств обоняние. Он начинает дышать. При помощи органа зрения он отделяет себя от родителей, затем он начинает чуствовать разные вкусы и он познаёт мир»

Затем благодаря некоторым органам чувств у ребенка развиваются некоторые потребности, и он становится способным к развитию общих знаний. Другую многостороннюю информацию он может узнать другими органами чувств. В результате ребёнок начинает определять окружающие его предметы. Итак, с помощью нужных знаний ребёнок учится искать истину. Выясняется, что приобретённые знания образуются на основе накопленной информации.

В первую очередь воспитание должно исходить из обучение. Первые знания о поведении ребёнок получает у родителей. Именно с их помощью он набирает опыт в поведении, культуре, нравственности и знакомится с традициями. И домашняя атмосфера имеет огромное влияние на формирование личности. Воспитание приводит к биологической (экологической) чистоте и здоровью общества, способствует экономическому и политическому развитию, а также вкладывает свою долю в развитие науки и культуры. Дети, которые воспитываются ленивыми и непослушными, никогда не могут стать теми, кто дорожит своим временем и силой, развивает свои возможности.

В то время, когда в Европе не было ни одного культурного центра, мусульмане в своих краях строили множество таких культурных центров. Задача была не только в изучении каких–либо наук по первоисточникам, но они также редактировали и распространяли по всему миру эти источники. С точки зрения культурно– просветительского взгляда люди находятся в таких условиях, что их можно разделить на хороших и на плохих, что с давних времен притягивает внимание тех людей, которые взяли на себя обязанность обучать и воспитать, и так было, так и есть. С одной стороны ислам является путеводителем людей по правовернай дороге, которая ведет к культурному процветанию и чтению Божественных ценностей, и с другой стороны человек вкладывает свою лепту в это исходя из своей натуры, духа и физического состояния и он нуждается в наставлениях. Этим же тезисом передовые общества доказывали, что в каждом обществе нужна основа, опираясь на которую люды бы обучались и воспитывались.

Ученые подвергли глубокому изучению философо–педагогическое наследие античности. Выдвигались идеи гуманного, гармоничного развития личности. Мыслители Востока пытались проникнуть в суть природы человека, учесть социальные и биологические детерминанты воспитания. Особое значение придавалось социальной сущности человека. Главная цель воспитания виделась, прежде всего, в стремлении человека обрести высокие духовные и нравственные качества. Мыслители Востока посвятили свои труды разработке программы гармонического развития личности. Они сами были эталоном подобной гармонии и осуждали как образованных негодяев, так и благочестивых невежд.

Известны другие многочисленные факты и свидетельства очевидцев о высоком уровне образованности персов.

Таким образом, обучение нравственности с точки зрения религии имеет особые и положительные характеристики. Поэтому образовательное учреждение может непосредственно взаимодействовать с религиозными и общественными организациями для более полной реализации своих Целевых программ. Формами такого взаимодействия являются культурные и социальные практики, осуществляемые по направлениям: социальная благотворительность, паломническое – трудническое служение, патриотическое воспитание, туристское–краеведческая работа, экологическое воспитание, художественно – эстетическое воспитание и др. Религиозные и общественные организации содействую включению обучающихся в общественно–полезную, нравственно – ориентированную деятельность. Говорят: «Плохой ребенок – это одно из больших бедствий человека». Ребенок, который растёт невоспитанным и упрямым получает негативное отношение со стороны родителей, школы и общества, и не может стат человеком, который будет соблюдать законы и не может обеспечить стойкость политики и безопасности своей родины.

Дети которые растут в неблагоприятных экономических и экологических условиях не получат хорошего воспитания и отрицательные факторы обязательно воздействуют на них. Эти неблагоприятные факторы влияют на его поведение, превращают его в криминального человека, который из–за такого поведения будет всегда страдать. Научные и практические исследования учёных говорят, что воспитание иметь важное влияние для создания позитивной личности в ребенке.

Научные исследования в сфере воспитания ребенка показывает, что ребенок в будущей своей жизни будет действовать так, как он развивался, и какое воспитание он получил.

Если в этот период времени он получил отрицательные понятия о месте семьи в его жизни, он себя почувствует в своей семье ненужным, отвергнутым. Он будет чувствовать, что члены семьи не обращают на него внимания, также и он в свою очередь будет безразличен к ним. В этом случае, ребенок почувствует, что общество в нем не нуждается. Это чувство день за днём будет расти в нем. В результате он будет совершать такие поступки, которые приводят его к насилию, недоверию, необщительности. И наоборот, если ребенок почувствует со стороны семьи заботу, ласку и любовь то он будет смотреть на семью по другому, и его представления о самом себе будут изменяться в лучшую сторону.

Педагогические практики позволяют школьнику получать опыт нравственно значимого поступка, переводя содержание национальных ценностей в план общественно значимой деятельности. В организации и проведении педагогико – психологических практик могут принимать участие не только педагоги и школьники, но и иные субъекты гражданской деятельности: ветераны, священнослужители, деятели культуры и спорта, представители служб социальной помощи и т.д.

С психологической точки зрения нравственная деятельность представляет собой объективную сторону морали. О нравственной деятельности можно говорить тогда, когда поступок, поведение, их мотивы поддаются оценке с позиций разграничения добра и зла, достойного и недостойного и пр. Первичный элемент нравственной деятельности – поступок (или проступок), поскольку в нем воплощаются моральные цели, мотивы или ориентации. Поступок включает: мотив, намерение, цель, деяние, последствия поступка. Моральные последствия поступка – это самооценка его человеком и оценка со стороны окружающих.

Совокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях, принято называть поведением. Поведение человека – единственный объективный показатель его моральных качеств, нравственного облика.

Нравственная деятельность характеризует только действия, нравственно мотивированные и целенаправленные. Решающим здесь являются побуждения, которыми руководствуется человек, их специфически нравственные мотивы: желание совершить добро, реализовать чувство долга, достичь определенного идеала и т.д.

В структуре морали принято различать образующие ее элементы. Мораль включает в себя моральные нормы, моральные принципы, нравственные идеалы, моральные критерии и др.

Моральные нормы – это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обществу и к себе. Их выполнение обеспечивается силой общественного мнения, внутренним убеждением на основе принятых в данном обществе представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, добродетели и пороке, должном и осуждаемом.

Моральные нормы определяют содержание поведения, то, как принято поступать в определенной ситуации, то есть присущие данному обществу, социальной группе нравы. Они отличаются от других норм, действующих в обществе и выполняющих регулятивные функции (экономических, политических, правовых, эстетических), по способу регулирования поступков людей. Нравы повседневно воспроизводятся в жизни общества силой традиции, авторитетом и властью общепризнанной и поддерживаемой всеми дисциплины, общественным мнением, убеждением членов общества о должном поведении при определенных условиях.

В отличие от простых обычаев и привычек, когда люди однотипно поступают в сходных ситуациях (празднование дня рождения, свадьбы, проводы в армию, различные ритуалы, привычка к определенным трудовым действиям и др.), моральные нормы не просто выполняются вследствие заведенного общепринятого порядка, а находят идейное обоснование в представлениях человека о должном или недолжном поведении как вообще, так и в конкретной жизненной ситуации.

В основу формулирования моральных норм как разумных, целесообразных и одобряемых правил поведения положены реальные принципы, идеалы, понятия о добре и зле и т.д., действующие в обществе.

Выполнение нравственных норм обеспечивается авторитетом и силой общественного мнения, сознанием субъекта о достойном или недостойном, нравственном или безнравственном, что определяет и характер нравственных санкций.

Моральная норма в принципе рассчитана на добровольное исполнение. Но ее нарушение влечет за собой моральные санкции, состоящие в отрицательной оценке и осуждении поведения человека, в направленном духовном воздействии. Они означают нравственный запрет совершать подобные поступки в будущем, адресованный как конкретному человеку, так и всем окружающим. Моральная санкция подкрепляет нравственные требования, содержащиеся в моральных нормах и принципах.

Нарушение моральных норм может влечь за собой помимо моральных санкций санкции иного рода (дисциплинарные или предусмотренные нормами общественных организаций).

К числу моральных принципов относятся такие общие начала нравственности, как гуманизм – признание человека высшей ценностью; альтруизм – бескорыстное служение ближнему; милосердие – сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помочь каждому в чем–либо нуждающемуся; коллективизм – сознательное стремление содействовать общему благу; отказ от индивидуализма – противопоставления индивида обществу, всякой социальности, и эгоизма – предпочтения собственных интересов интересам всех других.

Кроме принципов, характеризующих сущность той или иной нравственности, различают так называемые формальные принципы, относящиеся уже к способам выполнения моральных требований. Таковы, например, сознательность и противоположные ей формализм, фетишизм, фатализм, фанатизм, догматизм. Принципы этого рода не определяют содержания конкретных норм поведения, но также характеризуют определенную нравственность, показывая, насколько сознательно выполняются нравственные требования.

Нравственные идеалы – понятия морального сознания, в которых предъявляемые к людям нравственные требования выражаются в виде образа нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе наиболее высокие моральные качества.

Нравственный идеал по–разному понимался в разное время, в различных обществах и учениях. Если Аристотель видел нравственный идеал в личности, которая высшей доблестью считает самодовлеющее, отрешенное от волнений и тревог практической деятельности созерцание истины, то Иммануил Кант (1724–1804) характеризовал нравственный идеал как руководство для наших поступков, «божественного человека внутри нас», с которым мы сравниваем себя и улучшаемся, никогда, однако, не будучи в состоянии стать на один уровень с ним. Нравственный идеал по–своему определяют различные религиозные учения, политические течения, философы. Нравственный идеал, принятый человеком, указывает конечную цель самовоспитания. Нравственный идеал, принятый общественным моральным сознанием, определяет цель воспитания, влияет на содержание моральных принципов и норм.

Можно говорить и об общественном нравственном идеале как об образе совершенного общества, построенного на требованиях высшей справедливости, гуманизма.

Среди множества определений морали следует выделить то, которое имеет непосредственное отношение к рассматриваемому вопросу, а именно: мораль принадлежит миру культуры, входит в природу человека (изменчивую, самосозидаемую) и является общественным (неприродным) отношением между индивидами. Итак, этика есть наука о морали (нравственности). Но поскольку мораль социально–исторически и педагогико–психологически обусловлена, то следует говорить об исторических изменениях предмета этики. Сама этика зарождалась в процессе перехода от первобытного общества к ранним цивилизациям. Следовательно, этические знания являлись не продуктом человеческой цивилизации, а порождением еще более древних, первобытнообщинных отношений. В данном случае имеется в виду, скорее, нормативная этика, а не этика как философская наука. В рассматриваемый период мораль стала обособляться в качестве особой, относительно самостоятельной формы общественного сознания. Индивидуальное моральное сознание выражало рефлексию моральных норм, противостоящих реальным нравам древнегреческого общества. Можно привести некоторые из этих норм, приписываемые семи мудрецам: «Почитай старших» (Хилон), «Спеши угодить родителям» (Фалес), «Предпочитай старые законы, но свежую еду» (Периандр.), «Мера – это лучшее» (Клеобул), «Своеволие следует тушить скорее, чем пожар» (Гераклит) и т.д. Этика зарождается по мере того, как конкретно–историческим ценностным установкам (применительно к той или иной исторической эпохе) придается абстрактная, всеобщая форма, которая выражает потребности функционирования раннеклассовых цивилизаций.

Мораль – это личное, глубокое, интимное измерение, неприкосновенное для общества, контроль которого не может быть тотальным. И все программы воспитания нового человека с новой моралью, сформированной по заказу общества, имеют тоталитарный характер. Можно говорить о том, что произошел перехват морализаторства как традиции консервативных правых сил социальными силами левой оппозиции. Однако, мораль нельзя полностью формализовать, социализировать, она имеет не внешний, а внутренний источник – голос сердца. Социальным же институтом является нравственность, а не мораль. Ценностный статус морали, очевидно, никем не подвергается сомнению. Вместе с тем в ценностном сознании принято выделять целый ряд и других «форм», или видов, кроме морали, например, политическое сознание, правовое, эстетическое, религиозное… Да и без подобных классификаций непосредственно очевидно, что люди «ценят» много самых разных вещей и отличаются друг от друга своими «предпочтениями». Все эти разнообразные ценностные ориентиры – исключая мораль (и, в определенной мере, эстетические ценности) – легко идентифицируются и описываются в терминах обыденной психологии: я хочу или люблю то–то, имею склонность, испытываю добрые чувства или, напротив, питаю отвращение к тому–то… Конечно, объяснение этих склонностей или предпочтений (их истоков, способов формирования и пр.) могло быть и фактически было разным, но описывались они по одной схеме, все они укладывались в идентичные формы субъективно–психологических категорий, отличаясь друг от друга главным образом предметом ценностного отношения.

В этой системе представлений специфика морали, проявляющаяся вовне в особого рода поступках – бескорыстных, самоотверженных и т.п., – не могла быть адекватно схвачена и описана. Истолкование внутренних механизмов подобных поступков через привычные психологические понятия лишало эти поступки их специфики, поскольку их побудительные силы сводились к иным, в неморальным побуждениям: либо к личному интересу, эгоистическому расчету и т.п.

С другой стороны, признание подлинной специфичности движущих сил моральных поступков при невозможности описать их в категориях психологии ведет к депсихологизации внутренних механизмов морали, к замене их императивами «чистого разума» (Кант), понятием добра осознанием «необходимости» тех или иных поступков и пр. Кроме того, кажущаяся необычность – с точки зрения традиционных психологических представлений – моральной мотивации, побуждающей человека действовать против собственных интересов, явилась, пожалуй, главным источником идеи о существовании в человеческой душе особого внепсихического феномена – «свободной воли», без которой подобные поступки представляются невозможными. Антипсихологический рационализм интерпретировал мораль как «научную теорию» (Локк, Лейбниц и др.), как «метафизику нравственности» (Кант). При таком подходе некоторые психологические особенности морали в ее реальном функционировании (например, «категоричность» морального требования) приобретали логический либо спекулятивно–метафизический смысл. Это не значит, что психология морали вообще упразднялась, просто она рассматривалась как низший, «эмпирический» уровень «морального знания», а не как подлинный способ бытия морали.

Депсихологизация морали (в указанном понимании) ведет, таким образом, к тому, что интуитивно схватываемая современным культурным сознанием специфика моральных механизмов не находит общезначимого понятийного воплощения, она представлена большей частью в трактовке той или иной «партикулярной» метафизической концепции. На наш взгляд, для выявления искомой общезначимости нет другого пути, кроме обращения к психологической интуиции «обычного» человека – носителя морали, экспликации этого интуитивного представления в понятиях психологии. Труднее всего поддается такой экспликации специфическое моральное чувство, описываемое обычно в недостаточно специфичных понятиях «долга» и «одобрения». Впрочем, с подобными трудностями мы сталкиваемся при попытке описать любое человеческое переживание. Популярный пример, приводимый в современных трудах по философии сознания для иллюстрации этой проблемы, – невозможность дать адекватное понятийное описание «боли»: можно описать и объяснить физиологические механизмы этого переживания, но действительно понять, что такое «боль», может только тот, кто ее испытывал. Моральное чувство, кроме прямой ссылки на знакомое каждому моральному субъекту переживание, может быть охарактеризовано также косвенно – указанием на его «несхожесть» с другими психическими интенциями (хотение, желание, симпатию и пр.), т.е. несводимость к этим интенциям; на его своеобразную «объективность» – в том смысле, что человек воспринимает его как нечто не совсем «свое», как исходящее от «внешнего» источника.

Процесс формирования представлений о нравственности начался в середине первого тысячелетия до нашей эры в Древней Греции, Индии, Иране, республик Центральной Азии и Китае. Проблемами нравственности, различными проблемами морали активно занимались Сократ (469–399 гг. до н.э.), Платон (428–348 гг. до н.э.), Аристотель (384–322 гг. до н.э.). Словом, в V веке до нашей эры исследования нравственности начинают занимать важное место в духовной культуре. Разумеется, появление интереса к этим исследованиям было не случайно, а явилось следствием социально–экономического, духовного развития человечества. В предшествующий период на протяжении тысячелетий был накоплен первичный мыслительный материал, который закреплялся, главным образом, в устном народном творчестве мифах, сказках, религиозных представлениях первобытных людей. (15, 9)

В народном фольклоре, в пословицах и поговорках делались первые попытки как–то отразить, осмыслить отношения между людьми, отношения человека и природы, как–то представить место человека в мире. Далее, началу процесса способствовала и крутая ломка общественной жизни, которая происходила в середине первого тысячелетия до нашей эры. Все более укреплявшаяся государственная власть вытесняла родоплеменные отношения, старые традиции, обычаи. Возникала потребность в формировании новых ориентиров, идеалов, новых механизмов регулирования отношений между людьми.

Обращение к проблеме происхождения воспитания обусловлено логикой развития научного знания и помогает представить себе и понять характер воспитания в условиях весьма отдаленных исторических реалий.

Описание историко – культурных процессов, происходивших на ранних этапах истории человечества, основывается, прежде всего, на использовании данных археологии и этнографии, которые позволяют сопоставлять факты и явления материальной и духовной культуры различных народов на раннем этапе их развития. (5, 5)

Принимая во внимание вышеизложенное краткое введение, мы коротко исследуем семью и подготовку девушек к семейному браку в доисламском Иране.

Существует множество свидетельств, доказывающих, что семья, по представлениям иранцев, была самым священным социальным институтом. Вероятно, такое выражение, как «хранить огонь семейного очага» (равшан нигах доштани мехвари хонавада), что означает «поддерживать семейной очаг», произошли от обычая хранить семейный очаг и не давать ему погаснуть. (48, 17)

Научные изыскания показывают, что семья была центральным ядром в структуре арийского социума и ее главой был отец семейства.

Муртаза Раванди в книге «Социальная история Ирана» пишет: «Хотя женщины составляли более половины населения Ирана того времени, мы не располагаем достаточной информацией об их общественно–экономической деятельности и рамках их возможностей». (24, 441)

Согласно документам и археологическим изысканиям, женщины и мужчины в сельской местности в то время вместе обрабатывали землю. Источники свидетельствуют, что в сельскохозяйственных и строительных работах были задействованы не только деревенские женщины и мужчины, но и дети (девочки и мальчики).

В иранском эпосе, которому Абулькасим Фирдоуси придал стихотворную форму в ходе своего тридцатилетнего труда, семья описывается как самая устойчивая и мощная составляющая древнеиранской цивилизации. В целом в таких эпических произведениях семья состоит из отца, матери, дочерей, сыновей, слуг и рабынь. По прочтении эпических ривайатов (мифов) становится очевидно, что в структуре семьи женщина и до брака, и после него имеет высокое положение и играет значительную роль. Конечно, такая точка зрения противоречит мнению Теодора Нельдеке, который пишет: «В „Шахнаме“ женщины не обладают значительным статусом». (24, 471)

Это не означает, что мы считаем роль женщин одинаковой и однородной по всему тексту «Шахнаме», поскольку, анализируя содержимое данного эпоса, мы осознаем, что положение женщины меняется в зависимости от каждого из разнообразных видов брачных союзов и состава семьи. Упомянутые в «Шахнаме» браки по большей части принадлежат к внеплановым и считаются экзогамными. Обычно отличительными чертами подобного вида браков являются путешествие мужчины, сопротивление семьи девушки жениху, а иногда и то, что жених остается в семье невесты. Такие браки также объединяет то, что невеста и жених не принадлежат к одной семье. Большинство женщин, упомянутых в Шахнаме и вышедших замуж за иранцев, чужестранки: так, например, жены сыновей Фаридуна — йеменки, Рудаки из Кабула, Фарангис, Манежа, Джарира, Тахмина и мать Сийавуша — туранки, Катайун, жена Гуштаспа — римлянка, а Судаба, порочащая своим поведением женщин–героинь Шахнаме, — дочь царя Хамаварана. Доктор Ваххаб Вали, указывая на некоторые браки в «Шахнаме», когда муж сразу же после свадьбы покидает жену и возвращается в свою страну, делает следующий вывод: «Большинство таких историй происходит между народами, у которых было заведено брать себе жен вне племени; это происходило накануне перехода от власти материнского рода (матриархата) к преобладанию отцовского (патриархату)». (9. 141)

С позиции социологии семьи и брака преобладающая форма брака в «Шахнаме» такова, что иранские богатыри выбирали для себя супругу вне племени, а иранские женщины выходили замуж внутри племени. Исходя из содержания «Шахнаме», получается, что иранки считали для себя брак с неиранцами большим грехом, и нет ничего удивительного в том, что это породило некую реакцию по отношению к бракам иранок с греками в селевкидский период. Основным условием выбора супруги объявлялось согласие и желание девушки, однако и согласие ее отца также было важно. Из дастанов «Шахнаме» следует, что система родства тяготела к родству по отцовской линии, и в некоторых случаях мы даже сталкиваемся с женитьбой на нескольких сестрах. Например, Фаридун после победы над Заххаком получает его жен, дочерей Джамшида, и женится на них, в результате его союза с двумя сестрами на свет рождается трое сыновей: Салм и Тур от Шахрназ и Ирадж от Арнаваз.

В индийском эпосе Махабхарата мы читаем, что Шакунтала способом гандхарва становится женой раджи по имени Душьянта, (64, 23) и ее отец не противится этому тайному браку. В «Шахнаме» женитьба Рустама и Тахмины происходит таким же образом: «Дочь царя Самангана желает Рустама, тайком приходит в спальню богатыря и наедине вступает в связь с желанным ей мужчиной без участия отца или жреца» (18, 223). Упоминание этого эпизода необходимо в связи с тем, что данный способ вступления в брак присущ касте воинов, а в ривайатах (эпосах) «Шахнаме» оба — и Рустам, и Тахмина также происходят из богатырских родов.

Важность создания семьи в исламе настолько очевидна, что нет необходимости это доказывать. С точки зрения ислама семья считается столпом и основой общества и существование здорового и достойного социума без реформы семьи невозможно. Достаточно упомянуть слова милостивейшего Пророка о значении семьи: «Большинство людей, которые попадут в огонь в день Страшного суда — те, кто отказался от брака и создания семьи». Или же еще он произнес: «Худшие из ваших мертвецов — холостяки». (19, 220)

В исламе, согласно различным айатам и ривайатам, в результате брака человек обретает благодать и почет и освобождается от страдания, не погрязает в низменном и избавляется от дьявольских искушений.

Уважаемый Пророк ислама говорит: «Все, кто вступил в брак, приобрел половину веры и счастья». (50, 5) Или же в Священном Коране говорится: «Соединяйте браком сыновей и дочерей, и если они бедны, Аллах щедростью своей сделает так, чтобы они не нуждались». (17, 32)

Необходимо также сказать о том, что ислам не породил многоженства: оно существовало задолго до его появления среди древних арабов, иранцев и евреев. Напротив, следует отметить, что ислам ограничил эту старинную традицию и запретил мужчине иметь более четырех законных постоянных жен одновременно, а также оговорил условия этого.

Пророк ислама говорит: «Тот, кто имеет две жены, и не будет проявлять справедливости к ним в имущественных правах и общении, в день Страшного суда будет закован в кандалы и цепи, и его отволокут в ад» (51, с.84)

В то же время ислам отменил множество древних форм брака, распространенных у арабов еще к начале VIII в. н. э. (I в. х.), таких как патриархальный брак и полиандрия.

Ислам признает женщину независимым владельцем своего имущества и собственности и не дает никакого права отцу, мужу, сыну или брату вмешиваться в ее имущественные дела. Женщина независима и свободна во всех юридических сделках, например договорах (‘укуд) и односторонних актах (ика‘ат), и имеет полное право завещать свое имущество и может сделать это любым способом, каким захочет, соблюдая ограничения и установления шариата.

Не существует никаких документов, четко освещающих пределы свободы и описывающих социальное положение женщин в Иране того времени, однако, также как и в наши дни, социально–экономическое положение женщин во всех мусульманских странах неодинаково, и в прошлом в разных местностях существовали подобные различия, происходившие от их местонахождения (‘урфа) местных обычаев и традиций.

Еще один вид брака в первые столетия распространения ислама осуществлялся путем похищения супруги. Естественно, он был более распространен в тех регионах, где население в основной массе все еще оставалось приверженцем зороастризма. Так, например, в Табаристане похищение женщин было в обычае еще долгое время. Это продолжалось и после прихода в Иран тюркских народов, но не в традиционной форме, а как настоящее насилие, несмотря на то, что в то же самое время посягательство правителя на женщин, девушек или служанок из подданных расценивалось как своего рода преступление и осуждалось. (12, 229) Конечно же, женитьба посредством похищения в ее традиционном виде принимала разные формы в зависимости от культуры регионов. Одну из ее древнейших форм мы снова видим в Дейлеме. Здесь наблюдалось добровольное и вошедшее в традицию похищение женщин на еженедельных состязаниях по борьбе, проводившихся каждую пятницу. Согласно Мукаддаси, в ходе этих соревнований каждому победителю разрешалось выбрать понравившуюся ему девушку и, получив путем демонстрации своих способностей согласие ее отца, жениться на ней. Также следует упомянуть, что, согласно существовавшим традициям, любой предварительный контакт между девушкой и юношей мог иметь для них смертельные последствия.(23, 369) По дошедшим до нас сообщениям, в этой стране женщинам разрешалось покидать жилище только ночью и, естественно, в хиджабе. (23, 369) В повседневной жизни у дейлемитов особое значение и функции имело происхождение семьи лишь по отцовской линии. В этом регионе были сильно развиты и социальные связи между семьями одного ранга, и предпочтение отдавалось родственным бракам.

В населенных шиитами регионах Ирана также был широко распространен временный брак (мут‘а). Некоторые современные исследователи придерживаются того мнения, что причину распространенности временного брака среди иранцев следует искать в его схожести с некоторыми видами брака в сасанидское время. Так считает Бартольд Шпулер. (152, 185)

Ранее мы говорили о положении женщин и девушек в Сасанидском Иране. Мы видим, что в некоторых случаях в этот период были женщины, державшие в руках руководство государством. Вместе с тем, за исключением внутренних районов Сасанидского Ирана, по всей Западной Азии в обществе царили жесткие взгляды относительно положения женщин. Стоит отметить, что с приходом арабов в эти регионы эти взгляды оказали влияние и на менталитет завоевателей–арабов, и последние постепенно тоже обратились к хиджабу для женщин и содержанию их в гаремах. Это особенно заметно в отдаленных районах Ирана. Также из Сафар–наме Насира Хусрава мы имеем сведения о Кавир–и Намак (Табесе), согласно которым в 444 г. х./1052 г. любую женщину, разговаривавшую с мужчиной, не являвшимся ее родственником, приговаривали к смерти. (122, 94)

В любом случае такие строгости настолько отразились в представлениях арабов, что, своекорыстно истолковав Коран, они относились к женщине как к средству, а также позволяли себе плохо обращаться с женщинами–пленницами. Такое поведение было так широко распространено, что некоторые эмиры и правители, например знаменитый брат правителя–Хорезмшаха, даже заставляли своих подданных отдавать им своих красивых жен и дочерей. (41, 3852)

Конечно, подобные представления, как мы уже сказали, были распространены не во всех районах Ирана. Например, в Гиляне женщины пользовались большей свободой и активно участвовали в экономической деятельности семьи, особенно в работах, связанных с обработкой земли. В районе Табаристана в Париме раз в 14 дней проводилась ярмарка, предоставлявшая молодым парням и девушкам возможность познакомиться друг с другом. Упоминание этого факта говорит также о том, что среди сельского населения вышеуказанного региона, которое, естественно, все еще было преимущественно зороастрийским, хиджаб в его последующем значении все еще не был принят. Из текстов отдельных источников следует, что арабы сначала придерживались таких же взглядов на хиджаб. Так, согласно Табари, жена правителя Хорасана прилюдно преподнесла подарок своему двоюродному брату Харису, возвратившемуся из победоносного похода против тюрков. (42, 3852)

К сожалению, в большинстве случаев сообщения историков слишком лаконичны, для того чтобы всесторонне прояснить этот вопрос и дать четкое представление о видах брака, семьи и роли родства в иранском обществе до монгольского нашествия. В связи с этим то, что известно нам об отношениях мужчин и женщин у оседлых, кочевых и полукочевых племен, носит общий характер и ни в коем случае не может быть экстраполировано на представления и образ жизни всех холостых, женатых, знать и членов прочих слоев иранского социума.

На основании имеющихся источников, несмотря на их лаконичность, можно сделать вывод, что женщина на протяжении значительного отрезка иранской истории в исламский период обладала уважаемым статусом, что было предопределено полученным по наследству от древних уважением к матери. Женщины в иранском социуме также умело пользовались создавшимся положением и играли активную роль в экономических, социальных и даже политических делах своего времени. Так, в 342—343 гг. х./953—954 гг. мать пленного марзпана при помощи купцов подготовила освобождение своего сына, или же мать Самсам ал–Даулы Бувайхи в 384 г. х./994 г. утешала сына после поражения в походе на Хузестан. (30, 165–210)

Нам также известно, что мать Маджд ал–Даулы Бувайхи, которая временно правила Реем до него, после бунта другого своего сына, Шамс ал–Даулы, протянула последнему руку помощи и даже посадила его на трон вместо Маджд ал–Даулы. Даже среди низших слоев общества мы находим документированные случаи, когда старухи без всяких опасений лично обращались к правителю и просили наказать провинившихся чиновников, что часто случалось с Махмудом Газнави и его сыном Масудом.

Согласно сохранившимся источникам, женщины и девушки в период правления монголов были гораздо более свободны, чем при иранских и арабских правителях. Корни этого кроются в пастушьей экономике и кочевой жизни монголов, поскольку монгольская женщина ради жизни своего племени всегда трудилась плечом к плечу с мужчиной — как пишет один иранский ученый, в монгольском обществе «никакой вид деятельности, даже руководство племенем, охота и война, не являлся привилегией исключительно мужчины». (8, 2)

Монголки в силу требований пастушьего уклада жизни действительно обладали относительно высоким социальным статусом. Они активно, напрямую участвовали в политике и управлении страной, вместе с мужчинами сражались на поле боя, а в мирное время участвовали в производстве материальных благ наравне с мужчинами. В отсутствие мужа монголка считалась главой семьи. Она имела полную свободу в выборе вероисповедания, и именно поэтому мы видим, что некоторые монгольские женщины выбирали веру, отличную от веры своего мужа; так, супруга Хулагу по имени Докуз–хатун была христианкой, тогда как сам Хулагу был последователем буддизма. Монгольские женщины и девушки по Ширин Байани, «также могли быть равными с мужчинами в отношении имущественных прав, владения капиталом и имуществом, особенно в начальный период создания монгольского государства, их роль в проворачивании колес экономики–кочевого общества была важнее, нежели мужская». (8, 9)

Венецианский путешественник Марко Поло также упоминает в своем путевом дневнике, что среди монголов «весь народ почитает и уважает женщин. Никто не осмеливался посмотреть на женщину со злым умыслом, а те считанные совершившие подобные действия люди становились чрезвычайно презираемы и ненавидимы всеми членами общества». ( Марко Поло, 236)

Таким образом, можно отметит, что положение женщины и девушки в Иране, во всех послеисламских периодах, как институт семьи и брака регулируется нормами шариата.

После Исламской революции Иран вступил в новый этап своей истории, во многом беспрецедентный ранее. На этом этапе основным принципом был возврат к исконным социальным традициям, которым был брошен вызов в ходе принудительной модернизации. Однако помимо вышеупомянутого принудительного процесса произошедшие социальные явления также запустили процесс, делавший неизбежными естественные перемены.

После Исламской революции женщине как основе семьи были посвящены часть Преамбулы и ряд статей Основного закона Исламской Республики, а семья названа одним из наиважнейших социальных явлений и упомянута в Конституции Исламской Республики в качестве «основополагающей единицы»: «Семья является основополагающей единицей общества и главным местом развития и роста человека, главным принципом при образовании семьи, создающей условия для движения человека к совершенству и росту, является идеальное согласие, и создание возможностей для достижения этой цели является обязанностью исламского государства» (16, 13–14)

Женщина же в «семейной единице» должна «перейти… от состояния вещи… на службе распространения культуры потребления и эксплуатации и, вновь обретя достойную уважения материнскую обязанность, состоящую в воспитании передовых образованных личностей, стать плечом к плечу с мужчиной в актуальных сферах жизни». (16. 13–14)

Имам во многих выступлениях подчеркивал поиск женщинами пути, а также их достойные уважения задачи в семье; он говорил, обращаясь к ним: «…Вы свободны в достойных делах, пойти в университет и делать любое правильное дело, и весь народ свободен в этом. Однако если они захотят пойти и сделать нечто противоречащее нравственности (от чего рухнет фундамент семьи)… этому будет поставлен заслон». Он также указывал на участие женщин в общественно–политической жизни: «Женщины, как и мужчины, участвуют в построении завтрашнего исламского общества. Они обладают избирательным правом и могут быть избраны. Они, так же, как и мужчины, тоже участвовали в последних иранских выборах. Мы дадим женщинам все виды свобод. Конечно, мы пресечем разврат, в этом между женщиной и мужчиной более не будет никакого различия». «В исламе женщина как индивид может принимать активное участие в построении исламского общества, однако не в качестве вещи. Она и сама не имеет права опускаться до такой черты, и мужчины не вправе думать о ней такое». (16. 14)

Исламская Республика Иран в русле взглядов своего Лидера и основоположника объявила в своей декларации на Конгрессе, посвященном году семьи, в 1373 г. с. х./1994 г.: Десятая глава Основного закона Исламской Республики Иран признает семью основополагающей единицей общества, и в целом все национальные законы, постановления и программы направлены на облегчение создания семьи и укрепление семейных отношений на основе исламских законов и нравственности. Двадцать первая глава Конституции обязывает государство гарантировать права женщины как одного из столпов семьи с соблюдением норм ислама. Та же глава подчеркивает в этом же отношении определенные моменты: «1. Создание благоприятной почвы для развития личности женщины и возрождения ее имущественных и духовных прав; 2. Создание особого суда для сохранения существования семьи. (16. 15)

В законах фикха и гражданском законодательстве многие пункты посвящены упорядочению семейных отношений, в том числе никаха, опекунства (каймумат), брачных отношений и пр. Конечно, эти правила применялись в нецентрализованных шариатских судах Ирана до 1316 г. с. х./1937 г., а также в некоторых случаях после. В 1346 г. с. х./1967 г. для разрешения семейных дел были созданы особые суды, для которых были составлены особые законы. Основной философией таких судов была законность развода и распятие развода как явления. Эти законы стали применяться вместо гражданского законодательства о семье и сопутствующих вопросах.

В традиционных обществах семья как социальный институт выполняет множество социальных функций, особенно эффективных в процессе социализации людей: образовательные, функции воспроизводства, передача опыта и социокультурного наследия и т. д. В новых условиях семья изменяется, и из–за усложнения социума выполнение данных функций также становится сложнее, возникает потребность в общественных организациях как институтах вне рамок семьи. Эти организации называют общественными потому, что сферой их деятельности охватывается все общество или все отдельное общество внутри него. В Иране подобные организации появились после Конституционной революции в связи с процессом модернизации, постепенно происходившим в обществе в искусственной или естественной форме. Характерным и ярким символом таких организаций в Иране является Суд по защите семьи, трансформировавшийся после Исламской революции в Особый гражданский суд, который старался соответствовать реалиям общества и выполнять функции такой организации. Помимо него, существовали и другие организации, они не только выполняли функции института семьи, но участвовали и участвуют в делах семьи и ее регулировании. В этой главе мы постараемся коротко познакомить вас с некоторыми из них в качестве примеров.

Как на одну из значимых организаций в этой связи можно указать на Общество воспитателей и наставников (Анджуман–и аулийа ва мураббийан), которое было образовано до Исламской революции, в конце 1340–х гг. с. х./1960–х гг. и вело обширную деятельность не только в области образования и воспитания, но и в смежных сферах. Представитель Министерства образования и воспитания так отзывается об этом обществе в своем докладе: «…Основной целью Общества… является попытка укрепления кооперации и единомыслия двух институтов — семьи и школы… и внимание к различным сторонам семейной жизни как необходимой предпосылки для образования и воспитания детей… По представлениям Общества, следствием этого внимания станет создание искомой отправной точки в нравственной и духовной жизни семьи ради обеспечения здоровой атмосферы грядущим поколениям общества. В связи с этим основное внимание уделяется обучению семей в рамках образовательных программ Общества. В настоящее время (михр 1373 г. с. х./сентябрь—октябрь 1994 г.) эта образовательная программа осуществляется по всей стране в форме курсов, включающих обязательных предметов, касающихся обязанностей и задач родителей в семье, для нее также написаны книги и обучающие тексты. Одновременно в центральном офисе Общества приступил к составлению сводных и расширенных программ, охватывающих этапы изменения семейной жизни, а также все необходимые темы, Совет по планированию. Следует отметить, что в настоящее время данные курсы также проводятся для учителей начальной общеобразовательной школы.

Таким образом, иранская семья после Исламской революции оказалась на пути перемен, которые до Революции подавались в принудительной форме, и по отношению к которым переходное общество демонстрировало негативную реакцию. Однако с Исламской революцией и помещением во главу угла исконных традиций общества любые происходившие перемены основывались на необходимости, а не на изменении общественной системы сверху (господствующим классом). Иранское общество, основанное на своих исламских и иранских обычаях, вступило и вступает в некий новый этап процесса, в ходе которого социальная система изменится, для того чтобы соответствовать новым социальным реалиям, которые иногда считаются охватывающими весь мир, и есть надежда, что при помещении во главу угла исконных традиций общества, где семья и институт семьи имеют весьма важное значение, качество жизни в Иране улучшится. В этой связи деятельность общественных, государственных и негосударственных организаций, составляющих и исполняющих необходимые законы, и расширение и качественное изменение участия в социальной жизни женщин, которые составляют половину общества, привели к тому, что иранское общество может оказаться на пути создания и укрепления социальной системы, в которой семья сможет более эффективно исполнять свои меняющиеся функции в зависимости от требований места или времени (например, города и деревни).


Каталог: public -> userfiles -> avtoreferat
avtoreferat -> Системный подход к проблеме повышения квалификации по формированию конкурентоспособной компетентности учителей в условиях реформирования общего образования в Таджикистане 13. 00. 01 общая педагогика
avtoreferat -> Теоретико-процессуальные аспекты подготовки студентов к профессиональной коммуникативной деятельности
avtoreferat -> Академия образования таджикистана
avtoreferat -> Ахуновна педагогические измерения как фактор совершенствования учебного процесса (на материале преподавания русского языкав неязыковом вузе) 13. 00. 02 Теория и методика обучения и воспитания
avtoreferat -> Теоретические предпосылки реализации ценностно-компетентностного подхода в подготовке студента педагогического колледжа будущего учителя 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
avtoreferat -> Карим психолого-педагогические условия подготовки старшеклассниц общеобразовательных школ ирана к семейной жизни 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
avtoreferat -> Совершенствование профессионально-педагогической культуры преподавателей военных вузов республики таджикистан 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
avtoreferat -> Формирование нравственно-профессиональной ориентации курсантов военных вузов таджикистана в учебно-воспитательном процессе 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
avtoreferat -> Компетентностный подход в профессиональной подготовке учителей начальных классов в эстетическом воспитании учащихся
avtoreferat -> Педагогические взгляды рудаки и его современников в контексте современных проблем образования


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница