Ахмедов Т. Н. Гипноз. Новейший справочник Оформление художника Е. Брынчик



страница1/41
Дата15.02.2016
Размер2,8 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   41

Ахмедов Т.Н.

Гипноз. Новейший справочник

Оформление художника Е. Брынчик



Ахмедов Т.Н.

А 95 Гипноз. Новейший справочник. — М.: Изд-во Эксмо, 2005. — 608 с.



ISBN 5-699-13167-1

В книге приводятся основные сведения об эволюции представлений о гипнозе, данные о моделях особых состояний сознаний.

При описании феноменов гипноза акцент делается на показаниях, противопоказаниях и осложнениях при гипнотерапии. Описаны методы определения внушаемости и восприимчивости к гипнозу, широко представлены методики и техники введения в гипноз, тренинги и упражнения. Особое место отведено энергоинформационной диагностике и лечению, самогипнозу и медитации.

Для врачей-психотерапевтов, врачей общей практики и студентов медицинских учебных заведений.


Подписано в печать 12.08.2005. Формат 84x108 7зг-

Гарнитура «Петербург». Печать офсетная. Бумага тип. Усл. печ. л. 31,92.

Тираж 5000 экз. Заказ № 4502474.

Отпечатано с готовых монтажей

на ФГУИПП «Нижполиграф».

603006, Нижний Новгород, ул. Варварская, 32.

© Ахмедов Т.И., 2005 ISBN 5-699-13167-1 © ООО «Издательство «Эксмо», 2005

СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................................7

ГЛАВА 1. Эволюция представлений о гипнозе (феномене особых

состояний сознания) от древности до наших дней..........................................8

Эволюция представлений о гипнозе........................................................................8



ГЛАВА 2. Модели особых состояний сознания ...............................................36

Психология сознания У. Джеймса .........................................................................36

Нейродинамические теории.....................................................................................40

Экспериментально-психологические теории ....................................................43

Психоаналитические теории....................................................................................53

Структурно-семиотический подход.....................................................................71

Теории экзистенциальной и гуманистической психотерапии .....................92

Трансперсональные теории ....................................................................................100



ГЛАВА 3. Феномены гипноза, понятийный аппарат и основные

навыки при использовании гипноза .....................................................................116

Гипноз, основанный на сотрудничестве.............................................................128

План терапевтической сессии, связанной

с использованием гипноза...................................................'............................130

Экспериментальный гипноз...................................................................................130

Формирование результата......................................................................................133

Метамодель ..................................................................................................................137

Тройное описание реальности ...............................................................................140

Стратегии поведения и метапрограммы............................................................144

Антисуггестивный барьер.......................................................................................148

Милтон-модель...........................................................................................................151

Внушение......................................................................................................................154

Вербальные внушения......................................................................................155

Невербальные внушения.................................................................................162

Показатели гипноза...................................................................................................164

Стадии и степени глубины гипнотического сна

(классификация Е. С. Каткова, 1957).........................................................165

ГЛАВА 4. Показания, противопоказания и возможные осложнения

при гипнотерапии ..........................................................................................................196

Показания к гипнотерапии.....................................................................................196

Противопоказания к гипнотерапии.....................................................................204

ГЛАВА 5. Методы определения внушаемости и восприимчивости

к гипнозу..........................................................................................................................218

Словесное внушение ................................................................................................223

Метафизическое внушение ....................................................................................224

Духовное воздействие.......................................................................................224

Супервзгляд .........................................................................................................225

Приемы испытания внушаемости................................................................225



ГЛАВА 6. Методики и техники введения в гипноз ......................................234

Методы введения в гипноз......................................................................................234



4__________________________________________________Содержание

Усыпление блестящим предметом ..............................................................234

Усыпление по Фогту .........................................................................................236

Индийские методы усыпления......................................................................237

Методики Г. Джексона......................................................................................238

Усыпление по Форелю......................................................................................246

Усыпление по Левенфельду............................................................................247

Усыпление пассами (усыпление руками)..................................................248

Другие методы.....................................................................................................250

ГЛАВА 7. Современные техники, используемые в гипнозе....................278

Тренинги........................................................................................................................278

Упражнение «Круг субличностей» ..............................................................279

Упражнение «Идентификация сигналов конгруэнтности

и инконгруэнтности» ........................................................................................281

Упражнение «Диалог субличностей»..........................................................282

Упражнение «Психодрама субличностей»................................................283

Упражнение «Определение Критика»........................................................284

Упражнение «Встреча с Саботажником»...................................................284

Упражнение «Генератор нового поведения».............................................287

Методика шестишагового рефрейминга....................................................290

Экологическая проверка..................................................................................293

Упражнение по разотождествлению............................................................296

Упражнение по управлению визуализацией ............................................298

Упражнение «Принятие решения» ..............................................................300

Упражнение «Изменение убеждений» (1) ................................................305

Упражнение «Изменение убеждений» (2) ................................................305

Упражнение «Обратная связь из неудачи»...............................................306

Упражнение «Взмах»........................................................................................308

Упражнение «Взрыв»........................................................................................308

Упражнение «Визуально-кинестетическая диссоциация» (1)...........309

Упражнение «Визуально-кинестетическая диссоциация» (2)...........310

Упражнение «Мать - дитя»............................................................................326

Упражнение «Прохождение родового канала»........................................327

Упражнение «Колыбель».................................................................................329

Упражнение «Значимый Другой»................................................................331

Упражнение «Уровень Счастья» (1)............................................................332

Упражнение «Уровень Счастья» (2)............................................................333

Упражнение «Выявление бессознательных паттернов

в отношениях».....................................................................................................334

Упражнение «Молитва гештальтиста»........................................................338

Упражнение «Сказочная крестная мать»...................................................339

Упражнение «Посмотри на себя глазами, полными любви» ..............339

Упражнение на интуицию.................................................................-..............344

Упражнение на безусловную любовь..........................................................345

ГЛАВА 8. От активного воображения — к контролируемым

фантазиям.........................................................................................................................348

Техники активного воображения..........................................................................348

Метод Р. А.Джонсона ......................................................................................350

Архетипическая психология Дж. Хиллмана.............................................352

Направленное фантазирование Р. Дезолье................................................354

5

Символодрама X. Лейнера..............................................................................355

Методика проекции во времени А. Лазаруса ...........................................361

Метод Д. Мюллера-Хегеманна......................................................................362

Психоимагинативная терапия Дж. Шорра................................................363

Имаготерапия И. Е. Вольперта......................................................................363

Метод С. Кратохвила........................................................................................365

Упражнения..................................................................................................................367

Упражнение «Музыкальный контакт с образами».................................367

Упражнение «Поплавок в океане» ...............................................................368

Упражнение «Как было бы, если бы...».......................................................369

Упражнение «Оживление приятных воспоминаний»...........................369

Упражнение «Храм тишины» ........................................................................369

Упражнение «Передача энергии».................................................................370

Упражнение «Заброшенный сад» .................................................................371

Упражнение «Маяк»..........................................................................................371



ГЛАВА 9. Энергоинформационные диагностика и лечение в особых

состояниях сознания ...................................................................................................372

Методы, связанные с энергоинформациоными диагностикой

и терапией.....................................................................................................................372

Выработка практических навыков...............................................................383

Диагностические операции........................................................:....................397

Лечебные воздействия......................................................................................408



ГЛАВА 10. Аутогенные особые состояния сознания (самогипноз) ....421

Заговоры и молитвы..................................................................................................421

Самовнушение..........,..................................................................................................427

Прогрессивная мышечная релаксация (метод Е. Джекобсона) ................434

Аутогенная тренировка (метод И. Шульца)...............................i.....................436

Модификация X. Клейнзорге - Г. Клюмбиеса ................................................442

Психотоническая тренировка по К. И. Мировскому -

АН.Шогаму ................................................................................................................443

Психомышечная тренировка по А. В. Алексееву (1979)..............................444

Аутогенная тренировка и биологическая обратная связь............................445

Аутогипноз....................................................................................................................447

Подготовка к самотрансу.........................................................................................452

Алгоритм 1 ....................................•........................................................................453

Алгоритм 2............................................................................................................456

Алгоритм 3.................................................................................w........................460

Алгоритм 4............................................................................................................464

Алгоритм 5............................................................................................................467

Алгоритм 6............................................................................................................470

Алгоритм 7............................................................................................................472

ГЛАВА 11. Медитация ...............................................................................................482

Методы медитации....................................................................................................487

Созерцание предмета........................................................................................487

Счет дыхания.......................................................................................................488

Осознаваемое дыхание.....................................................................................488

Медитация на дыхании ....................................................................................489

Медитация «Что происходит с моими ноздрями?»...............................489

6__________________________________________________Содержание

Медитация, связанная с йоговской техникой ритмического

дыхания..................................................................................................................490

Внимающая медитация....................................................................................490

Медитация на янтре ..........................................................................................494

Медитация на мантре........................................................................................497

Трансцендентальная медитация....................................................................498

Медитация на музыке....................................................................................... 501

Медитация «Кто я?»..........................................................................................503

Медитация на собственном теле...................................................................503

Медитация на позе.............................................................................................504

Медитация на чакрах........................................................................................505

Энергетическая медитация нашавасане....................................................506

Мандала.........................................-........................................................................508

Тибетская техника надабрама........................................................................509

Герметическая техника.....................................................................................509

Даосская техника................................................................................................510

Тратака ...................................................................................................................513

Чань-буддийская медитация (дзэн) ............................................................515

Цветомедитация для достижения психической гармонии..................517

Лечебная цветомедитация при соматических расстройствах.............526

Энергия в чакрах ................................................................................................553

Формы медитации .............................................................................................555

Защита от энергетического вампира ...........................................................556

Пассивная медитация ............................................._.......................................559

Медитации для выработки определенных качеств характера............559

Медитация о Вселенной........................................................„.........................560

Динамическая медитация................................................................................561

- Медитации, связанные с усиленными движениями..............................561

Медитации, связанные с относительно спокойными движениями .. 562

Медитация со звучанием.................................................................................563

Защита от наложения чужого отрицательного

информационного поля....................................................................................563

Психотренинг......................................................................................................566

Медитация как метод изменения сознания ..............................................573

ГЛАВА 12. Морально-этические и правовые аспекты психотерапии

в гипнозе ...........................................................................................................................574

ЗАКЛЮЧЕНИЕ...........................................................................................................604

ЛИТЕРАТУРА...............................................................................................................605

ВВЕДЕНИЕ

По мнению футурологов, в недалеком будущем перед жителями планеты Земля остро встанут две глобальные проблемы -гармонии с окружающей средой и гармонии с собственной душой. На протяжении всей своей истории человечество пыталось решить эти извечные вопросы, опираясь на две модели мира, порожденные двумя полюсными модусами сознания - хило-тропным и холотропным.

Глава 1

ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГИПНОЗЕ



(ФЕНОМЕНЕ ОСОБЫХ СОСТОЯНИЙ СОЗНАНИЯ)

ОТ ДРЕВНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ



ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ГИПНОЗЕ

Уже в глубокой древности человек стремился облегчить себе пребывание в естественной среде и улучшить состояние своего здоровья.

Гипноз (транс) в явной или скрытой форме во все времена использовался человеком именно в этих целях.

В различные периоды мировой истории на гипнотизм и явления, с ним связанные, смотрели по-разному. Однако состояние, которое в настоящее время мы называем «гипнозом», знали и применяли с лечебной или иной целью многие народы древнего мира.

Первооткрывателями гипнотического состояния за 50 000-10 000 лет до нашей эры смело можно назвать древних шаманов. Уже задолго до появления первых государств племенным шаманам были известны техники вхождения в трансовые состояния и введения в это состояние других. Это состояние шаманы использовали для лечения больных, ясновидения, регулирования морально-боевого духа воинов и других целей.

Детальные наблюдения за так называемыми примитивными народами позволяют составить представление о методах лечения, применявшихся в доисторические времена. Целители этих народов зачастую используют разнообразные техники, которые вызывают трансовые состояния, обладающие терапевтическим воздействием. Подобные состояния, наблюдаемые у колдунов и других участников ритуалов (священных обрядов), достигаются посредством песнопений, речитативов, танцев, ароматических веществ, разнообразной кинестетической стимуляции - от ласки до причинения боли и т.п.

Глава 1. Эволюция представлений о гипнозе 9

Упрощенные элементы подобных манипуляций можно наблюдать и у некоторых современных целителей. Костоправы, маги, экстрасенсы, магнетизеры - все они наследники тысячелетних традиций, основанных на использовании специальных методов и стимуляции особых состояний сознания, обладающих терапевтическим воздействием.

Во всех случаях, с одной стороны, отмечается безграничная вера шамана в свои возможности, а с другой - столь же безграничная вера участников ритуала в возможности шамана, целителя, усиливающаяся представлением о трансе как о состоянии непостижимом, сверхъестественном, потустороннем, которое доступно только избранным, получившим исключительный дар от божественных сил.

Это явление называется «феноменом двойной веры».

Еще на заре развития человечества считалось, что все процессы в организме человека подчиняются душе (сознанию), а ключом к ней служат особые состояния сознания. Поэтому можно считать вполне естественным возникновение многочисленных психотехник погружения человека в транс. Вначале они носили исключительно эмпирический характер, но постепенно, по мере развития человеческого общества, стали предприниматься попытки с помощью научных методов познать законы мироздания и объяснить естественные явления, окружающие человека, в том числе и гипноз. Характерно, что в тот период искусство транса нашло широкое применение в религиозно-философских системах.

Наиболее древним элементом трансовой культуры был тотемизм - способность человека непосредственно «видеть» и «ощущать» свою связь с миром природных явлений, животных и растений. Возникла трансовая традиция, основанная на использовании опорного образа, какого-либо значимого животного или растения и потому достаточно легко доступного трансовому воображению.

Другим элементом трансовой пракультуры стал анимизм -способность в состоянии транса «видеть» и «ощущать» формы умерших или их «души».

Одновременно с тотемизмом и анимизмом возникало и первобытное трансовое ремесло управления миром тотемов, духов предков и др. Оно основывалось на вере в способность привносить психические трансовые явления в реальную жизнь и таким



10

Гипноз. Новейший справочник

образом добиваться привлечения сверхъестественных сил для реального магического результата. Отсюда берут свое начало фетишизм, суть которого состоит в приписывании отдельным предметам (фетишам) магической силы, а также мантика - трансовое искусство гаданий и предсказаний, основанное на магических принципах, т.е. вере в связь между человеком и любым неодушевленным объектом. Из всех этих элементов, а также из народной мифологии родились религиозные трансовые системы, совершенствовавшиеся на протяжении столетий и дошедшие до наших дней.

При этом использование транса в лечебных целях часто отступало на задний план, но вместе с тем сохранялось то «духовное измерение», которого так не хватает современной научной медицине. Некоторые исследователи даже считают, что развитие человечества напрямую связано со знанием и освоением особых состояний сознания, и рассматривают науку о них как основу всех наук.

За три тысячи лет до нашей эры древние китайцы знали и использовали транс в различных его формах. Они практиковали особый вид медицины, основанный на энергетических представлениях о человеке. Предполагалось, что Ци, первичная энергия, циркулирует во всем универсуме, а также внутри человеческого тела. Когда эта циркуляция происходит гармонично, человек здоров. Если же ее течение блокируется в одном из каналов тела, то возникают неполадки, которые могут привести к функциональным нарушениям органов и к болезни. Все искусство китайского врача заключалось в том, чтобы восстановить свободную циркуляцию этого временно заблокированного потока энергии. Для этого, помимо других способов, он использовал и элементы особых состояний сознания. Так, в технике Ци-гун пациенту предписывались медленные гимнастические движения. Перед тем как выполнить их, он должен был «проиграть» в сознании каждое движение, визуализировать его. Исследователи этой гимнастики отмечали, что ее упражнения вызывают ощущения, идентичные тем, которые переживаются в гипнотическом трансе.

История гипноза уходит корнями в Древнюю Индию, когда странствующие дервиши (факиры) давали уникальные представления на улицах и городских площадях. Индийские фокусники

Глава 1. Эволюция представлений о гипнозе_______________И

совершали действия, подобные феноменам из области магнетизма, над первым встречным, предвосхитив тем самым великие открытия, которые взволновали Европу много веков спустя. В старинных индийских манускриптах упоминаются имена прославленных очарователей змей - Мерси и Псилли. Таинственные спектакли с загипнотизированными животными описаны в книге «Разоблаченная Изида» русской писательницы и теософа Елены Блаватской (1831-1891), где автор не только представляет внешние эффекты этого явления, но и пытается раскрыть природу - правда, в паранормальном аспекте. «Змеи подняли головы и зашипели, но без признаков какого-либо гнева, - пишет Е. Блаватская. - Вынув из волос маленькую свирель, факир стал извлекать из нее еле слышные звуки. Змеи развертывались и одна за другой соскальзывали на пол. Едва коснувшись пола, они приподнимали приблизительно треть своего туловища и начинали покачиваться в такт музыки своего хозяина. Вдруг факир уронил свой инструмент и сделал несколько движений рук над змеями, которых было около десяти: все представители самых смертоносных видов индийской кобры.

Устремляя взгляд на животных и продолжая манипуляции руками, факир приводил в оцепенение обезьяну-помощницу, чьей обязанностью было подавать огонь в медной жаровне. После нескольких минут мысленного общения с дрессировщиком парализованные кобры лежали, растянувшись во всю длину, причем тело их было негнущимся, как палка». Если говорить современным языком, животные находились в состоянии глубокого гипнотического сна. По древним индийским поверьям, каждое животное в большей или меньшей степени наделено способностью ощущать и видеть. Звери способны улавливать явления, невидимые для обычных людей, но знакомые ясновидящим. Свирепые тигры Малабарского берега подчинялись факирам, как домашние кошки. Хищник приводился своим хозяином в состояние оцепенения, становясь смирным и безвредным. Дети могли дразнить его и дергать за уши, а он только встряхивал шерстью и тихо завывал. Обратное действие производили блестящие предметы, глядя на которые тигр мгновенно приходил в возбуждение, похожее на ярость раненого зверя. Его глаза наполнялись ужасом; воя в отчаянии, не имея возможности отвести глаз от сверкающего камня, тигр корчился



12

Гипноз. Новейший справочник

и трепетал до тех пор, пока у него не начинались судороги от страха и боли. Тогда он ложился, слабо постанывая, но все еще продолжая смотреть на драгоценность.

По окончании спектакля тигр, обессиленный, падал на землю. Невозможно проверить истинность фактов, но древние книги заверяли, что факиры заставляли ходить статуи, могли скакать в огонь и не обжигаться, летать по воздуху, делать хлеб из камней, изменять собственный вид, одновременно обладать двумя лицами, превращаться в столб, заставлять закрытую дверь самопроизвольно открываться, а домашние сосуды передвигаться без посторонней помощи. Возможно, эти явления обусловлены не легковерностью зрителей, а действием внушения: если фокусники легко завораживали животных, то отчего бы им не испытать свое могущество на людях? Мощной силой самовнушения можно объяснить потрясающие воображение возможности йогов. Посредством особых приготовлений йоги оставались захороненными под двухметровым слоем земли в течение нескольких дней. Вот как описан подобный опыт у Елены Блаватской: «... человеческая фигура, заключенная в мешок из полотна, завязанный над головой шнурком. Руки и ноги факира сморщенные и негнущиеся, лицо распухло, голова, свисающая к плечам, подобна голове трупа. Не обнаруживая сердцебиения, факир лежал как мертвый, пока его не начинали поливать теплой водой. Процесс оживления заключался в последующем купании в горячей воде, растирании, удалении восковых затычек из ноздрей и ушей, протирании глазных век топленым маслом из молока буйволицы и заканчивался тройным прикладыванием горячей пшеничной лепешки толщиною с дюйм к макушке головы».

В индийских медицинских летописях находили примеры жизни, приостановленной в результате удушения, утопления или вдыхания ядовитых газов. Жизнь таких «покойников» восстанавливалась после 12 часов нахождения в состоянии «смерти». Согласно описаниям, внешние признаки «мертвецов» были сходны с особенностями человека, погруженного в гипнотический транс. Отсутствовали дыхание и пульс, тело становилось холодным и синело на глазах, мышцы твердели, а взгляд останавливался. Йоги гордились своими талантами, говоря, что они «могут умирать или испускать последний вздох,




Каталог: book
book -> Учебное пособие Нижний Новгород 2011 год
book -> -
book -> Учебное пособие может быть использовано студентами, аспирантами, изучающими психологические, социальные, педагогические науки, а также педагогами, психологами, социальными работниками. Л. М. Шипицына, 2007 Издательство
book -> Хайнц Хекхаузен Психология мотивации достижения
book -> Мотивация достижения: теории, исследования, проблемы Т. О. Гордеева
book -> Книги и статьи о педагогике, психологии. Труды известных педагогов. Макаренко, А. С. Педагогические сочинения
book -> Сборник материалов III международной научно-практической конференции Екатеринбург 2011 ббк 448-951. 663. 1
book -> Церебральный
book -> Мастюкова Е. М. Лечебная педагогика ранний и дошкольный воз­раст: Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в разви­тии. — М.: Гуманит изд центр владос, 1997. — 304 с


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   41


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница