Агрессивное поведение у детей



Скачать 43.13 Kb.
Дата25.04.2016
Размер43.13 Kb.
Агрессивное поведение у детей

Агрессия — (от лат. — нападение, приступ) — это мотивированное, деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее физический вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), а также моральный ущерб живым существам (негативные переживания, состояние напряженности, подавленности, страха и т.п.).

Проблема агрессивного поведения детей весьма актуальна в наши дни. Учителя в школе отмечают, что агрессивных детей становится с каждым годом все больше, с ними трудно работать, и, зачастую, учителя просто не знают, как справиться с их поведением. Почему же дети агрессивны?

Дети черпают знания о моделях поведения из трех источников.



Во-первых, — это семья, которая может одновременно демонстрировать агрессивное поведение и обеспечивать его закрепление.

Во-вторых, агрессии они также обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения («я самый сильный - и мне все можно») во время игр.

В третьих, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах, но и на символических. В настоящее время практически не вызывает сомнения тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителя, и в первую очередь детей.

Диагностические критерии агрессивности для детей младшего школьного возраста

1.Часто теряют контроль над собой.

2.Часто спорят, ругаются с детьми и взрослыми, используют физическое насилие.

3.Намеренно раздражают взрослых, отказываются выполнять просьбы взрослых.

4.Часто винят других в своем «неправильном» поведении и ошибках.

5.Завистливы и мнительны.

6.Проявляют жестокость по отношению к людям и животным (намеренно делают больно).

7. Не умеют брать ответственность за свои поступки.

8. В отношениях проявляют низкий уровень эмпатии.

9. Имеют неврологические симптомы: неустойчивое, рассеянное внимание, слабая оперативная память, неустойчивое запоминание.

10. Не умеют прогнозировать последствия своих действий (эмоционально застревают на проблемной ситуации).

На агрессивное поведение ребенка влияют различные семейные факторы:

- низкая степень сплоченности семьи; - конфликтность; - недостаточная близость между родителями и ребенком; - неблагоприятные взаимоотношения между детьми; - неадекватный стиль семейного воспитания (гипоопека, гиперопека); - агрессия отца по отношению к матери.

Агрессивное поведение детей — это своеобразный сигнал, крик о помощи, о внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительных эмоций, с которыми самостоятельно ребенок справиться не в силах.



Особенности семей агрессивных детей

1. В семьях агрессивных детей разрушены эмоциональные привязанности между родителями и детьми, особенно между отцами и сыновьями. Родители не разделяют ценности и интересы друг друга, испытывают негативные чувства по отношению друг к другу;

2. Отцы часто сами демонстрируют модели агрессивного поведения, а также поощряют в поведении своих детей агрессивные тенденции.

3. Матери агрессивных детей не требовательны к своим детям, часть равнодушны по отношению к их социальной успешности. Дети не имеют четких обязанностей по дому.

4. У родителей агрессивных детей модели воспитания и поведения часто противоречат друг другу, и к ребенку предъявляются взаимоисключающие требования. В результате у ребенка вырабатывается модель вызывающего, оппозиционного поведения, которая переносится на окружающий мир.

5. Основные воспитательные средства, к которым всегда прибегают родители агрессивных детей: физические наказания, угрозы, лишение привилегий, введение ограничений и отсутствие поощрений, частые изоляции детей, сознательное лишение любви и заботы в случае проступка.



Формы агрессивного поведения:

Непатологическая форма, как правило, характеризуется негрубой выраженностью расстройств поведения и способностью к компенсации в благоприятных условиях. Например, агрессивное поведение подростков может носить характер возрастных реакций и не нарушать в целом их взаимоотношений с окружающими.

Патологическая же агрессия, напротив, связана с качественными изменениями составляющих насильственного поведения, обусловленных болезненными изменениями психической деятельности. Признаки патологической изменений: агрессивное поведение с изменениями в эмоциональной сфере и возникновением аффективно-злобных реакций; агрессивное поведение с наличием мести, ненависти, обиды; садистическая агрессия.

Агрессивное асоциальное поведение в целом вызывает устойчивое негативное отношение общества и является серьезным барьером между личностью и окружающими ее людьми. Поскольку агрессия имеет глубокие биологические и социальные корни, искоренить его очень сложно. Необходимость снижения его проявлений через создание системы эффективного контроля на нескольких уровнях – общества, семьи, школы.



Психологическая помощь агрессивным детям

Агрессивные дети нуждаются в положительном к себе отношении. Это важно не только потому, что их представление о себе формулируется в основном в отрицательных терминах и тем самым разрушается их внутренне «Я», нанося вред личности. Принятая вами установка не только помогает вам выбрать линию поведения, но она влияет также на установку и действия вашего ребенка. Помните, что лишь сохраняя положительный настрой в отношении вашего ребенка, вы окажите позитивное влияние на проблему, которая существует.



Советы родителям

1.Если это возможно, сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением, окрикнуть ребенка.

2. Показать ребенку неприемлемость агрессивного поведения, физической или вербальной агрессии по отношению к неживым предметам, а тем более – к людям. Осуждение такого поведения, демонстрация его невыгодности ребенку действуют довольно эффективно.

3. Установить четкий запрет на агрессивное поведение, систематически напоминать о нем.



4. Предоставить детям альтернативные способы взаимодействия на основе развития у них эмпатии.

5. Обучать конструктивным способам выражения гнева как естественной, присущей человеку эмоции.
Каталог: site
site -> Рабочая программа дисциплины
site -> Выпускных квалификационных работ
site -> Федеральное государственное бюджетное
site -> Рабочая программа дисциплины Педагогика высшей школы Направление подготовки 030100 Философия
site -> Тьюторская система обучения в современном образовании англии 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
site -> Образовательная программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению подготовки 44. 06. 01 Образование и педагогические науки
site -> Работа с семьей: проблемы и методы их решения. На заметку социальному работнику
site -> Пояснительная записка Содержание и контекст Методы обучения
site -> Проблематика сопровождения детей из неблагополучных семей


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница