Агрессивное поведение подростков Цель



Скачать 55.78 Kb.
Дата25.04.2016
Размер55.78 Kb.
Агрессивное поведение подростков

Цель: сформировать у родителей представление об агрессивных проявлениях в поведении подростков.

Эпитетом “трудные” мы подчеркиваем характерную особенность в их жизненных проявлениях (а также и в педагогическом плане), связанную с устойчивыми отклонениями от нормы тех или иных сторон формирующейся личности, обусловленными физическими или умственными недостатками, дефектами и проявляющимися в осложненной форме поведения.



Основная черта подросткового возраста – желание, потребность чувствовать себя взрослым. Это справедливо и несправедливо одновременно.

Верно, потому что физиологически подросток за период 12–15 лет становится взрослым мужчиной или женщиной. За эти три года скачок в росте достигает 25–30 см. Вместе с изменениями костной ткани происходит вытягивание мышц, кровеносных сосудов. Поэтому подростки часто жалуются на усталость, общее недомогание, сердцебиение, даже если ничего не делали, что раздражает родителей и учителей. Кроме того, большое количество энергии тратится на физиологические изменения. При тучности ребенка энергия берется за счет сжигания жировой ткани, если нет запаса жировой ткани, то на рост тратится нервная энергия, в связи с чем подростки отличаются капризностью, агрессивностью, вспыльчивостью или, наоборот, апатичностью.

И неверно, потому что психологически подросток созревает позднее – к 18 (21) годам. В психологическом плане быть взрослым – это значит уметь самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Подросток желает принимать решения, требует равноправия в отношениях со взрослыми, но отвечать за свои поступки он не готов – не умеет и не привык.

Для подростка взрослые могут предложить два пути перехода от чувства взрослости к настоящей взрослости.

Первый – конфликтный, когда подросток силой добивается признания за ним права быть взрослым, завоевывает эту позицию при сопротивлении со стороны взрослых. Этот путь ведет за собой появление бунтов против родителей и учителей, нежелание считаться с их мнением, уход из дома, формирование асоциального поведения.

Второй – мирный, когда взрослый сам приглашает ребенка во взрослую жизнь: уважает его желание быть взрослым, считается с его мнением, свои отказы подростку в чем-то обосновывает, свои требования подкрепляет собственным примером, помогает научиться отвечать за свои поступки, объясняет необходимость этой ответственности.

Агрессия и жестокость – крайняя недопустимая форма агрессии – является следствием несформированности норм нравственности, отсутствием восприимчивости к окружающему миру или защитной реакцией в состоянии возбуждения.

Попадая в критическую ситуацию, подростки ведут себя по-разному. Многих эмоциональное напряжение заставляет мобилизовать свои внутренние ресурсы, повысить уровень активности, более энергично искать пути разрешения сложившейся ситуации.. Зачастую подростки пытаются избавиться от беспокойства другими способами. Наиболее неконструктивным способом разрядки напряжения является агрессия, направленная на других людей, которые воспринимаются как препятствие в удовлетворении потребностей. Подростки, которые склонны к агрессивной форме реагирования на жизненные затруднения, испытывают гнев, сердятся, кричат, критикуют и обвиняют других в своих бедах. Интересы других людей при этом игнорируются. Крайней формой проявления агрессии является физическое насилие.



Другим способом неэффективного реагирования на неудачи является агрессия, направленная не на других, а на самого себя. Встретившись с препятствием в удовлетворении потребности, подросток может попытаться подавить потребность, как бы обесценить ее для самого себя. Часто это сопровождается чувством печали, отчаянием, критикой в свой собственный адрес. Подросток становится безразличным, утрачивает интересы и активность. Такая форма реагирования характерна для подростков с пониженной самооценкой или приученных с детства к сдержанности. К сожалению, современные условия – социальные, политические, экономические – часто подталкивают подростка к проявлению агрессии. Особого внимания требует спектр форм жестокости родителей по отношению к своим детям, который достаточно широк, – от безответственного отношения к безопасности детей до детоубийства. Агрессивное поведение взрослых, отрицательные ценности и черты характера становятся для ребенка предметом подражания. В результате могут возникнуть нарушенные формы поведения – агрессивность, курение, алкоголизм, наркомания и др. Нелюбовь, неприязнь к ребенку родителей и других значимых взрослых вызывает у него ощущение беззащитности, собственной ненужности и, соответственно, агрессивные проявления. Существуют исследования, свидетельствующие, что в семьях, где практикуются жестокое отношение к детям, физические наказания, унижения и издевательство, вырастают жестокие дети.

Почти каждое второе преступление, совершаемое детьми и подростками, является тяжким. Особенностью тяжелой агрессии у детей и подростков является резкое усиление потенциала разрушения и жестокости, наблюдаемое в группе сверстников. В ней у подростка отмечается почти полное исчезновение страха наказания, неосознанная подчиненность общей воле группы в сочетании с обостренным желанием утвердиться в качестве полноправного ее члена.

Выделяются три основных причины формирования агрессивных форм поведения подростков: семейные взаимоотношения, взаимоотношения со сверстниками, наблюдаемая со стороны агрессия.

  1. Семья как фактор агрессивного поведения. В эту группу причин можно отнести характер семейных взаимоотношений, а также стиль семейного руководства. Частые и жестокие наказания провоцируют детей к агрессивному поведению. Дети, усвоившие агрессивные формы поведения в результате наказаний родителей, став взрослыми, столь же сурово наказывают уже своих детей. Имеющий место отрицательный микроклимат во многих семьях обуславливает возникновение отчужденности, грубости, неприязни определенной части подростков, стремления делать все назло, вопреки воле окружающих, что создает объективные предпосылки для появления агрессивности, демонстративного неповиновения, разрушительных действий. Такая характеристика семьи, как полная или неполная, представляется связанной с агрессивностью детей.

  2. Другим важным фактором в становлении агрессивности являются взаимоотношения со сверстниками, с социальной позицией подростка. Отвержение подростками-сверстниками и низкий социальный статус в группе провоцируют его к применению агрессивных форм поведения. Также исследователи отмечают, что агрессивные дети часто попадают в группы, состоящие из таких же агрессивных детей.

  3. Третьим фактором в становлении моделей агрессивности являются средства массовой информации. Во время просмотра теле-, видеофильмов подросток во внутреннем плане репетирует возможные формы агрессивных действий. Если семейные отношения или взаимоотношения со сверстниками подкрепляют эту агрессию, то эти формы поведения становятся привычкой.

Рекомендации родителям при взаимодействии с агрессивным ребенком.

  • Принимайте ребенка таким, каков он есть.

  • Предъявляя к ребенку свои требования, учитывайте не свои желания, а его возможности.

  • Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивая его значимость в выполняемом деле.

  • Расширяйте кругозор ребенка.

  • Игнорируйте легкие проявления агрессивности, не акцентируйте на них внимание окружающих.

Бороться с агрессивностью нужно терпением. Это самая большая добродетель, какая только может быть у родителей и педагогов.

Объяснением. Подскажите ребенку, чем интересным он может заняться.

Поощрением. Если вы похвалите своего ребенка за хорошее поведение, то это пробудит в нем желание еще раз услышать эту похвалу.

Памятка для родителей.

Чему может научиться ребенок,

когда он оказывается в определенных семейных ситуациях.

Родителям предлагается закончить предложения ( устно или письменно).

Если:

1) ребенка постоянно критикуют, он учится… (ненавидеть);



2).ребенок живет во враждe, он учится … (быть агрессивным);

З) ребенок растет в упреках, он учится ... (жить с чувством вины);

4) ребенок растет в терпимости, он учится ... (понимать других);

5) ребенка хвалят, он учится … (быть благородным);

6) ребенок растет в честности, он учится … (быть справедливым);

7) ребенок растет в безопасности, он учится ... (верить в людей);

8) ребенка поддерживают, он учится ... (ценить себя);

9) ребенка высмеивают, он учится ... (быть замкнутым);



10) ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится ... (находить любовь в этом мире).


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница