Агрессивные дети психологические особенности и индивидуальные вариантыЕ. О. СмирноваПовышенная агрессивность детей является одной из наиболее характерных про-блем современных детей. Они все чаще и все более жестоко дерутся, называют друг друга бранными словами, отнимают игрушки и пр. Считать ли эти особен-ности поведения естественными даже желательным (особенно для мальчиков) проявлением детской активности и жизнестойкости или же их необходимо вов-ремя остановить Чтобы ответить на этот вопрос, нужно выяснить, что стоит за повышенной агрессивностью дошкольников и каковы психологические особен-ности агрессивных детей. Те или иные формы агрессии характерны для большинства дошкольников. Практически все дети ссорятся, дерутся, обзываются и пр. Обычно с усвоением правили норм поведения эти непосредственные проявления детской агрессивности уходят, уступая место более спокойным формам поведения. Однако у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но
и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В
итоге снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценного общения, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе. Исследования и многолетние
наблюдения показывают, что агрессивность, сложившаяся в детстве, остается устойчивой чертой и сохраняется на протяжении дальнейшей жизни человека.
В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос. Ученые разных направлений предлагают различные подходы к определению сущности агрессивного поведения, его психологических механизмов. При всем многообразии трактовок этого явления агрессивность в
общих чертах понимается как целенаправленное нанесение физического или психического