Абрамова Д. А., Толубаева М. Н. (г. Ульяновск) влияние сми на духовную жизнь



Скачать 28.95 Kb.
Дата20.04.2016
Размер28.95 Kb.

Абрамова Д.А., Толубаева М.Н. (г. Ульяновск)

ВЛИЯНИЕ СМИ НА ДУХОВНУЮ ЖИЗНЬ

СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА


Адрес для обсуждения доклада: http://vk.com/topic-78986453_30922725

Актуальность темы обусловлена возрастающими возможностями СМИ влиять на сознание масс. Цель статьи заключается в осмыслении роли средств массовой информации в общественной жизни современной России вообще и её духовной культуры в частности.

Средства массовой информации очень быстро превращаются в реальную власть в политической, социальной и духовной сферах. Духовный мир человека, если его не защищать, легко уязвим. Обладая специфическими возможностями влияния, СМИ воздействуют на общественное мнение и личностное мировоззрение, а в силу своей всеобщности и всеохватности способны формировать духовный облик каждого нового поколения.

Расширение влияния и рост возможностей СМИ усугубляют и так уже осложненный кризисным состоянием современного общества процесс формирования духовной жизни.Масса не имеет собственного мнения, поскольку она не способна критически мыслить, поэтому может быть внедрено любое мнение, благодаря умелому манипулированию информацией, что открывает для СМИ безграничные возможности.[3]

Исследованию данного явления посвящена деятельность немецкого социолога и журналистки Элизабет Ноэль-Нойман. Она выдвинула концепцию «спирали молчания», где анализируются взаимосвязи между массовой коммуникацией, межличностной коммуникацией и тем, как индивид соотносит свое мнение с мнением других. В значительной степени идеи автора опираются на более ранние разработки социальной психологии, в которых утверждается зависимость индивидуальных мнений и установок от того, как индивид оценивает мнения других людей.

Существо концепции состоит в следующем. Большинство людей стараются избегать ситуации, когда только им одним приходится разделять определенные установки и представления. Поэтому люди через изучение своего окружения стараются выявить как господствующие точки зрения, так и менее популярные. Если индивид обнаруживает, что разделяемые им установки являются мало распространенными, то скорее всего он не будет выражать их открыто. По крайней мере из-за элементарной боязни остаться в изоляции. Ситуация, когда одни ориентированы на выражение своего мнения, а другие на его сокрытие приводит к нарастанию спиралеобразного процесса. В ходе него устанавливается доминирование какой-то одной точки зрения.[2]

Важнейшим механизмом установления доминирующей установки являются средства массовой коммуникации. Именно они определяют господствующую «на сегодня» точку зрения. Другой не менее значимой силой в этом процессе выступает окружение индивида. Если человек не выражает своего мнения, то скорее всего также поступает его ближайшее окружение. Это, в свою очередь, способствует усилению роли массовой информации и нарастанию «спирали молчания». Исходя из основных идей данной концепции, рассмотрим положение дел в России.



В 90-е годы двадцатого века,когда в результате экономических и политических перемен поменялось и положение прессы в системе российского общества. По сути, произошла информационная революция, превратившая средства массовой информации в виртуальную «четвертую» ветвь власти, влияние которой на общество и личность часто оказывается несравненно большим, чем влияние других социальных институтов. В действие вступил закон “О средствах массовой информации”, разрешивший многосубъектность управления прессой. Практически впервые за всю историю русской журналистики государство потерялоконтроль над большинством СМИ. А это сразу же выразилось в изменении функций СМИ. Получили распространение издания, целью которых стало не политическое воспитание масс, а их широкое информационноеобеспечение во всех сферах жизни. Появились и издания, в которых информация подавалась без четко выраженной идеологической позиции, и издания, в которых вообще не освещались политические и идеологическиепроблемы: рекламные, развлекательные, справочные, удовлетворяющие различные досуговые и иные потребности аудитории. Стало очевидным, что власть СМИ распространяется практически на все сферы общества в большей или меньшей степени. Наиболее ярко это проявляется в политической и социальной сферах, а также в сфере духовной жизни, и даже личная жизнь человека не остается без внимания СМИ.[1]

На современном этапе СМИ превратились из простых средств поиска, переработки и передачи информации в средства, контролирующие и трансформирующие внутренний, духовный мир человека. Вместо того, чтобы расширять горизонты развития человеческого сознания, давать ему суверенность и независимость в суждениях, современные СМИ все жестче манипулируют сознанием масс с помощью растиражированных стандартов поведения. Стараясь донести до потребителя информацию, СМИ выполняют свою важнейшую задачу – сделать так, чтобы в массовом сознании эта информация вызывала реакции, соответствующие требованиям заказчика, в лице которого могут выступать как частные лица, так и государство.[3]



СМИ задают модели поведения, модели отношений к явлениям социальной жизни, нередко имеющих мало общего с действительностью. СМИ как проводники массовой культуры стали определенным образом влиять на формирование ценностных установок, стиля и образа жизни населения России. Это означает, что подтверждением данного вывода являются исследования ВЦИОМ 2005—2006 гг., согласно которым, россияне критически относящиеся к большинству институтов власти и общества, в качестве главных своих авторитетов называют президента России и СМИ. СМИ в целом как институт общества стабильно занимают второе место, одобрение их деятельности колеблется в устойчивых пределах 53—55% и за последние годы ситуация не изменилась.

При этом вид конкретных видов СМИ со временем может меняться. Так, все большее значение начинает приобретать Интернет и не только среди молодежи, но и у людей среднего возраста. Интернет является пока не самым популярным источником информации в России. Из него предпочитает получать информацию уже каждый десятый россиянин. В крупных городах и для молодой аудитории роль Интернета как источника информации становится еще более заметной. Интернетом как основным источником сведений пользуются 21% москвичей и петербуржцев, 9—12% респондентов из других городов и 3% сельских жителей. Для остального населения, в том числе и молодежи телевидение остается важнейшим источником информации и каналом влияния на сознание.
Характеризуя степень воздействия средств массовой информации на нравственное состояние общества и человека, представители светских и православных изданий, сторонники различных политических взглядов, общественные деятели, деятели культуры, ученые, педагоги приходят к единому мнению: СМИ “оказывают определяющее влияние на то, что люди думают, как говорят и поступают”, через масс-медиа “распространяются идеи, формируются или разрушаются идеалы”

Постепенно великая миссия “сохранения законов нравственных, выработанных тысячелетиями человечеством, его историей, религией, его развитием и его литературой”перешла в руки средств массовой информации”. Но воспитывать нравственность СМИ могут только тогда, когда они сами нравственны.[1]

Сложившаяся ситуация порождает неоднозначность оценки СМИ. С одной стороны, развитие массовой коммуникации и СМИ положительно влияет на осведомленность индивидов об окружающем мире, но в тоже время за ними стоит манипулирование сознанием масс. Именно СМИ и массовая коммуникация в числе первых провоцируют массовизацию личности, стандартизируют взгляды, поведение людей, вырабатывают единообразие их реакций, формирует ценностные установки, стиль и образ жизни.[4]

Все поколения, особенно молодежь, все меньше ходят в театр, слушают и читают классику, все больше популярными становятся современные кино, музыка, книги, которые не несут в себе глубокого смысла, и мало когда они выделяют нравственные аспекты жизни.




Список литературы


1.Кутьёва Н.В.,Филология и журналистика//Трансформация нравственных норм и ее влияние на состояние советских и постсоветских СМИ. -2011.-№2.-С. 60-63.

2. Назарова, М.М., Массовая коммуникация и общество./М.М.Назаров.-Изд-во "Авантиплюс"-2004.



3.Конюхова Т.В.,Фундаментальное исследование//Влияние СМИ на массовое сознание в информационном обществе. -2005.-№3.-C.71.

4.Черных, А.,Социологический журнал //РЕАЛЬНОСТЬ «ЧЕТВЕРТОЙ ВЛАСТИ».-2008.-№1.-C. 100-125.
Каталог: sites -> default -> files -> textdocsfiles -> 2014
2014 -> Сборник научных и методических трудов Издательский центр «Наука» Саратов 2013 удк [37. 015. 3 + 376] (082)
2014 -> Материалы международной научно-практической конференции дыльновские чтения «повседневная жизнь россиян: социологический дизайн»
2014 -> А. Г. Маклаков общая психология
2014 -> Программа дисциплины «новые информационные средства обучения химии»
2014 -> Книга скачена из Интернета и приведена в такой, как вы видите, вид мной, Максимом из Томска. Специально для библиотеки
2014 -> Романова А. И. (Самара) опыт использования контент-анализа фотографий для изучения типов самопрезентации в социальной сети
2014 -> В глянцевых журналах
2014 -> Гендерные архетипы в рекламе
2014 -> Использование сети интернет в туристской индустрии
2014 -> Вопросы к зачету по дисциплине «История психологии»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница