А. Ш. Тхостов Блеск и нищета трансгуманизма



Скачать 225,59 Kb.
Дата21.04.2016
Размер225,59 Kb.


А.Ш. Тхостов

Блеск и нищета трансгуманизма

Периодически на страницах газет или на полосах Интернета появляется слово «трансгуманизм». Так устроено массовое восприятие, что оно иногда начинает скучать, и выхватывает словечки из научного обихода. «Трансгуманизм» – это словцо такое очень красивое, очень выразительное, и очень мудреное, поэтому как бы его не усвоить, да? Как мы помним, Фима Собак, героиня бессмертного произведения Ильфа и Петрова, тоже знала некоторое количество умных слов. Вот так же и слово «трансгуманизм» выхвачено и освоено новыми Фимами Собак.

А. Ашкеров1.


В данном случае А. Ашкеров конечно прав, когда замечает реинкарнацию Фимы Собак в современных трансгуманистах, способных привести своим самоопределением в оторопь любого неангажированного человека: «Темы, которые были предметом широких и оживленных дебатов на недавних форумах трансгуманистов, включают в себя такие проблемы как клонирование; распространение оружия массового поражения; контакт микрочип/нейрон; психотропные средства для развития навыков критического мышления; технология производства процессоров и закон Мура; изменения в области отношений полов и сексуальности; нейросети и нейроморфные разработки; методы продления жизни и сканирования мозга; доказательства существования жизни на Марсе; трансгуманистическая научная фантастика; квантовая криптография и "телепортация"; микроскопия с атомным разрешением как возможная основа для нанотехнологии; электронная торговля»2. Если еще добавить к этому, что идеи, близкие трансгуманизму, высказываются представителями самых различных сообществ, от странного и экзотичного Всероссийского Международного Конгресса Адвайя Веданты (все слова с большой буквы)3 до менее экзотичного, но не менее странного Стратегического общественного движения «Россия 2045»4, то четко сформулировать идентичность трансгуманистов и их базовые идеи будет весьма затруднительно. Это какая–то плохо переваренная каша из различных не всегда совместимых научных идей, научной фантастики и того, что правильнее всего называется ненаучной фантастикой – фэнтази. Но поскольку трансгуманизм при этом привлекает на свою сторону довольно большое количество людей, имеет собственные издания, институции, сайты, чаты, совсем не маленькую финансовую поддержку, нельзя все же не попытаться понять притягательности положенных в его основу идей.

Трансгуманизм представляет собой довольно необычный феномен, как с научной точки зрения, так и в качестве социального явления. Самое первое, что обращает на себя внимание психолога, сам стиль рассуждения, больше присущий не научному сообществу, а скорее некой квазирелигиозной секте. Высказывания артикулируются бездоказательно, с употреблением таких вводных оборотов, как «очевидно, «известно», критические замечания игнорируются, рассматриваются как признаки косности, а работы неких «британских ученых», подтверждающих идею трансгуманистов, напротив, переоцениваются. Обычно спор ведется как бы сверху, один из трансгуманистов при общении с автором так и сказал: «Мы так далеко от Вас ушли, что нам с Вами нечего обсуждать». Это скорее сообщество для «своих», между которыми сразу устанавливаются жесткие правила отношений, а критика со стороны «чужих», воспринимаемых как «непосвященные», практически не принимается во внимание.

Историки трансгуманизма связывают появление самого термина с «Божественной комедией» Данте, где она было впервые использовано в 1312 году, правда, маловероятно, что в том же смысле, в каком его используют в настоящее время. Сейчас под трансгуманизмом понимается философское движение, в основе которого лежит предположение, что человек не является последним звеном эволюции, а значит, может совершенствоваться до бесконечности5. Это положение дополняется призывом к активному вмешательству в эволюционный процесс, к переходу в состояние трансчеловека6.

«Термин «трансгуманизм» впервые применил биолог Дж. Хаксли в 1957 году. Он назвал трансгуманистом человека, который самосовершенствуется, чтобы овладеть новыми умениями и способностями, но при этом остается человеком. В то время этот термин не нашел распространения и с 1980-х годов используется в ином, современном значении, имеющем фактически противоположный смысл: трансгуманисты хотят не «остаться людьми», а наоборот — перестать ими быть, став более совершенными существами. Некоторые подчеркивают это текстуально, называя себя не трансгуманистами, а трансхьюманами (англ. transhuman; во избежание ассоциаций с гуманистами), или же нелюдями»7.

Последователи движения утверждают, «что можно и нужно ликвидировать старение и смерть; значительно повысить умственные и физические возможности человека; изучать достижения, перспективы и потенциальные опасности использования науки, технологий, творчества и других способов преодоления фундаментальных пределов человеческих возможностей»8. В 1966 году ирано-американский футуролог ФМ-2030 (Ферейдун М. Эсфендиари) назвал трансгуманистами людей, имевших особое мировоззрение и стиль жизни, направленный на самосовершенствование. Это те люди, которые используют современные достижения науки и техники для перехода к «постчеловеку» — существу, обладающему принципиально новыми способностями9.

В декларации трансгуманизма, размещенной на сайте одного из его активных последователей, директора Экстропианского института Макса Мора, сформулированы основные Экстропианские принципы, видимо составляющие суть современного этапа развития этого направления:



«Безграничный прогресс: стремление к большему интеллекту, мудрости, и эффективности, неограниченному сроку жизни, и устранению политических, культурных, биологических, и психологических ограничений в проявлении и реализации себя. Постоянное преодоление ограничений на наш прогресс и возможности. Расширение во вселенную и продвижение без конца.

Самопреобразование: утверждение непрерывного морального, интеллектуального и физического самоусовершенствования через разумное и критическое размышление, личную ответственность и экспериментирование. Стремление к биологическому и неврологическому приросту.

Практический оптимизм: питание динамического действия положительными ожиданиями. Принятие рационального, основанного на действии, оптимизма, избегающего как слепой веры, так и косного пессимизма.

Разумная технология: творческое применение науки и техники, для превышения «естественных» пределов, налагаемых нашим биологическим наследием, культурой, и окружающей средой.

Открытое общество: поддержка децентрализованных, на добровольных началах, процессов общественного согласования. Поощрение терпимости, разнообразия, долгосрочного размышления, личной ответственности, и индивидуальной свободы.

Самоопределение: поиск независимого мышления, индивидуальной свободы, личной ответственности, самоопределения, самоуважение и уважения к другим.

Рациональное мышление: приоритет разума над слепой верой. Оставаться открытыми для изменения убеждений и привычек, в целях бесконечного улучшения. Приветствуя критику существующих убеждений, в то же время быть открытым для новых идей» 10.

Даже поверхностный анализ данного текста, созданного по принципу «за все хорошее», выявляет очень интересную особенность всех трансгуманистических текстов: практически полное отсутствие указания на средства достижения поставленных глобальных задач. Если же они существуют, то представляют, по сути, апелляцию к прогрессу, который как «невидимая рука рынка» должен решить все проблемы. Даже чисто теоретические положения доказываются отсылкой к очевидности. «Новая парадигма отклоняет одно важное предположение, неявно присутствующее как в традиционной футурологии, так и фактически во всем сегодняшнем политическом мышлении. Это предположение о том, что "человеческое состояние" является неизменным. Считалось, что современные процессы могут сколь угодно перестраиваться; богатства может быть увеличены и перераспределены; инструментальные средства могут разрабатываться и усовершенствоваться; культура может изменяться сколь угодно радикально; но что при этом сама человеческая природа не меняется. Это предположение более не правомерно, а возможно, что оно никогда и не было правомерным»11,12.

Почему это предположение перестало быть правомерным, авторы считают излишним доказывать, «свои» и так понимают, а перед «чужими» это делать излишне.

Отсутствие необходимых подробностей делает тексты трансгуманистов малоуязвимыми для критики. Рассмотрим, например, схематичный план ожидаемых достижений. «Главной целью трансгуманизма является бесконечное совершенствование человека с использованием всех возможных для этого способов. Для достижения этой цели трансгуманизм предлагает:



  1. всячески поддерживать технический прогресс и не дать ему остановиться;

  2. изучать достижения науки и техники, вовремя предотвращать опасности и нравственные проблемы, которые могут сопутствовать внедрению этих достижений;

  3. расширять свободу каждого отдельно взятого человека, используя научно-технические достижения;

  4. как можно более отдалить, а в идеале — отменить старение и смерть человека, дать ему право самому решать, когда умирать и умирать ли вообще;

  5. противостоять учениям и организациям, имеющих цели, противоположные идеям трансгуманизма — энвайронментализм в фанатичной форме (отказ от технического развития, «возвращение к природе»), национализм, этатизм и фашизм.

Трансгуманисты поддерживают разработку новых технологий; особенно перспективными они считают нанотехнологию, биотехнологию, информационные технологии, разработки в области искусственного интеллекта, загрузки сознания в память компьютера и крионику.

Многие трансгуманисты считают, что непрерывно ускоряющийся технический прогресс уже к 2030—2050 годам позволит создать постчеловека, способности которого будут принципиально отличаться от способностей современных людей. Особенно в этом помогут генная инженерия, молекулярная нанотехнология, нейрофармацевтика, создание нейропротезов и прямых интерфейсов «машина—мозг».

Также многие трансгуманисты считают, что поскольку скорость развития техники увеличивается экспоненциально, то наступит время, когда важные открытия будут совершаться практически сразу, в одно и то же время (явление технологической сингулярности)»13.

Спорить с подобным текстом невозможно, но когда трансгуманисты пытаются прояснить свои позиции, то зыбкость аргументации делается очевидной. Например, создание прямых интерфейсов «мозг-машина» описывается примерно таким образом: «Передача нашего сознания в виртуальный мир. Если бы мы смогли бы сканировать синаптическую матрицу человеческого мозга и смоделировать ее на компьютере, то тогда стало бы возможно перемещение из нашего биологического воплощения в полностью в цифровой субстат (приняв некие философские предположения относительно природы сознания и персональной идентичности). Для надежности мы всегда могли бы иметь запасные копии, и могли бы реально пользоваться неограниченной продолжительностью жизни, обрабатывая и направляя информационные потоки в сети. Это потребовала бы, вероятно, развитой нанотехнологии. Но имеются и менее радикальные пути слияния человеческого разума с компьютерами. Сегодня ведется работа по разработке контакта микрочипа и нейрона. Технология находится пока еще на ранней стадии; но когда-нибудь она позволит нам изготовить нейропротез, посредством которого мы смогли бы "подключиться" к киберпространству»14.

Если отбросить нагромождение «научных» слов (матрицы, синапсы, нанотехнологии, информационные потоки и пр.), то здесь мы сталкиваемся с абсолютным непониманием пока непреодолимого психофизиологического разрыва между сознанием и мозгом, кажущимися простым продолжением одного или другого. Это принципиальное непонимание распространено не только среди трансгуманистов, просто у них оно отражается в предельно открытой и наивной форме. Но оно же лежит в основе увлечения методами нейровизуализации, на успехи и перспективы которой так любят ссылаться трансгуманисты. Я нисколько не отрицаю этих действительно впечатляющих успехов, но я не могу понять, какое значение они имеют для принципиального решения психофизиологической проблемы. Связь мозга с психикой известна уже примерно несколько тысяч лет, и что собственно нового для понимания этой связи нам дает тот факт, что нейровизуализация позволяет оценить связь не вообще мозга в целом, а его отдельных частей с теми или иными психическими функциями? Суть проблемы не может быть подменена поисками локализации. Но эта логика кажется настолько естественной, что помимо «передачи нашего сознания в виртуальный мир», в рамках развития трансгуманизма планируются такие, например, акции как формирование «эмоционального благополучия путем перекалибровки центра удовольствий», создание «пилюлей индивидуальности», «реанимация замороженных пациентов»15.

Трансгуманизм в определенном отношении является современным продолжением русского космизма в рамках «философии общего дела» и наследует все его уязвимые для критики положения16. Именно оттуда берут начало идеи овладения миром, бессмертия, воскрешения покойников, именно оттуда заимствуется стиль отказа от описания подробностей и логика смешения мистического и натуралистического. Еще Н.А. Бердяевым отмечалось «применение позитивно-рационалистического стиля и позитивно-рационалистических приемов к вещам мистическим», смешение христианства с язычеством17. Русский космизм, постепенно разделившийся на мистическое и рационалистическое крыло в работах трансгуманистов вновь оказался слитым в одно слабо дифференцированное учение.

Несовпадение желаемого и действительного интересно отражается в жизни одного из основателей трансгуманистического движения, уже упоминавшегося FM-2030. Это выдуманное имя принадлежит М. Эсфендиари сменившему своё имя, чтобы выразить надежду на то, что ему удастся прожить как минимум 100 лет, и в 2030 году отпраздновать свой сотый день рождения. Правда сила его убеждения и даже магическая операция по перемене имени не смогли помочь реализовать замысел, и он умер, не дожив до предполагаемого столетия 30 лет18.

С психологической точки зрения привлекательность трансгуманизма можно разделить как минимум на две составляющих: логику обоснования и причины субъективной привлекательности этого учения.



Логика обоснования.

Несколько схематизируя, можно свести все теоретические положения трансгуманизма к нескольким базовым допущениям, часть из которых носит вполне научный характер. Первое - это вполне обсуждаемая гипотеза о том, что человек не является последним звеном эволюции, а значит, может совершенствоваться до бесконечности. Правда, доказательств его радикальных изменений за последние, как минимум, 5 тыс. лет не существует, но никто не может поручиться, что этого не произойдет. Это утверждение, как и многие другие утверждения трансгуманизма пока ни верифицируемо, ни фальсифицирумо.



Куда более интересна другая идея трансгуманизма, касающаяся проблемы расширения человека за счет создаваемых им орудий. «Если всерьез говорить, то трансгуманизм – это то, что отличало человечество всегда. Как только человек прибег к какому-то орудию, а орудийность – это отличительная черта человека, он сразу достроил свое тело, он сразу стал нечто большим, чем до этого. И поскольку человек – существо орудийное и, действительно, создающее технологии и существующее в технологиях, трансгуманизм – это то, что предшествовало появлению человека»19. Расширение человека, его трансформация и эволюция за счет использования технологий и инструментов стали темой огромного количества философских и психологических работ20,21,22,23, но этот пласт остается в идеологии трансгуманизма невостребованным, поскольку не вписывается в линейную логику рассуждения и противоречит тому, что как мы помним, утверждение, что сама человеческая природа не меняется, «более не правомерно».

Подобная логика выглядит тем более убедительной, поскольку и философия и психология любым способом стараются уйти от ответа на вопрос, существует ли какая-либо принципиальная граница, ограничивающая сущность человека от его технологической трансформации. Человек расширяет себя с помощью инструментов, позволяющих ему делать то, что было бы невозможно, если бы он оставался в своих натуральных границах: передвигаться со скоростью недостижимой для человеческого тела, видеть элементы микромира или отдаленных галактик, летать, выходить в космос и пр. Части его тела могут быть заменены на искусственные, можно вставлять зубы, суставы, сосуды и каждый год развитие медицинских и биотехнологий расширяет этот список. Тем не менее, вопрос остается открытым: что не может быть заменено в человеке, чтобы он не утратил своей сути? Отменяют ли технологические усовершенствования принципиальные различия между субстанцией протяженной и субстанцией мыслящей? В более прагматичной формулировке – до какого предела можно заменять человеческие органы протезами, чтобы человек оставался человеком. Если этого предела не существует, то трансгуманисты правы, а наше будущее – это трансформация в киборгов, дело лишь за прогрессом. Если же такой предел существует, а я уверен, что это именно так, то тогда рассуждения трансгуманистов основаны на ошибочном допущении. К сожалению, в настоящий момент ни одна, ни другая точка зрения не имеют явного преимущества. Возможным ограничением могло бы быть понятие души, но для этого было бы не плохо его раскрыть. Хотя следует отметить, что даже физики постепенно отказываются от механистических представлений о человеческой сущности, используя при этом вполне логические основания. Роджер Пенроуз, математик, физик, профессор Оксфордского университета, описывая свою эволюцию от увлечения простыми позитивистскими схемами в пользу гипотезы невыводимости сознания из субстрата замечает, что «в то время (вторая половина ХХ в. А.Т.) все были уверены, что человек – это просто сложный компьютер, и я, в общем, тоже придерживался этой точки зрения. Но некоторые сомнения у меня появились уже тогда, в основном они были связаны с теоремой Гёделя, которая обсуждалась на лекциях: алгоритмические построения исчерпывают далеко не все. Я узнал про машины Тьюринга, про компьютеры, про программирование – в основном, конечно, чисто теоретически. Я узнал, что теорема Гёделя накладывает ограничения на то, что мы можем сделать при помощи алгоритмов, и отсюда возникла идея: есть что-то за пределами алгоритмических вычислений»24,25.


Здесь даже в рамках самой логики, используя теорему о неполноте дедуктивных систем, можно прийти к выводу, что надежда на создание алгоритма (а алгоритм и есть дедукция) человеческого поведения не так уж естественна. Но, несмотря на эти уже артикулированные сомнения, логика редукции субстанции мыслящей к субстанции протяженной остается вполне убедительной и привлекательной.

Причины субъективной привлекательности идей трансгуманизма.

Р. Пенроуз не прав в том, что представления о человеке как о сложном компьютере были свойственны только ХХ веку. Возможно, тогда они выражались более прямолинейно, чего стоят одни исследования по искусственному интеллекту, в которые было вложено столько средств, и которые не оправдались в смысле создания именно интеллекта, хотя и привели к изобретению массы различных важных гаджетов. Логика все равно осталась неизменной, просто на место наивного «искусственного интеллекта» пришли куда более утонченные «нейрокогнитивные исследования», финансирование которых для чиновников от науки более осмысленно, чем финансирование гуманитарных проектов, поскольку если даже и не будет получено результата, то вполне понятно на какую массу железа были потрачены деньги. Хотя и работ по искусственному интеллекту никто не отменял.

Самой же привлекательной частью трансгуманистического проекта, обеспечивающей ему независимо от конкретных разочарований большое будущее, является акцент на бесконечном продлении жизни. Это еще одна точка, помимо сакральности знания, сходства трансгуманизма с религией. Фундаментальная экзистенциальная проблема смерти находит в нем свое новое решение. Если в традиционной религиозной системе она решалась допущением реинкарнации, вечного бессмертия, спасения, воскрешения, то, как заметил еще М. Фуко, с утратой привлекательности идеи спасения души, ее место начинает занимать идея спасения тела или вечной молодости26. В этом контексте трансгуманизм занимает почетное место наряду с Булгаковской «пересадкой яичников обезьяны», «золотыми нитями», «молодильными яблоками», «живой водой» и прочими мифологическими средствами вечной молодости. Поэтому трансгуманистский проект часто финансируется конкретными олигархами, видимо надеющимися, в случае его успеха, стать первыми потребителями технологий вечной жизни. Даже если в других обстоятельствах богатые люди склонны быть критичными в отношении предлагаемых им проектов, в случае возможности, пусть и иллюзорной, вечной жизни, актуализируются схемы магического и религиозного мышления, а желаемое принимается за действительное.

Поскольку спрос всегда рождает предложение, то всегда находится достаточное количество людей, желающих получить на свои фантастические проекты тоже фантастические, но при этом вполне реальные деньги. При этом они чаще всего руководствуются логикой Насреддина, обещавшего шаху обучить ишака говорить: важно пообещать, взять срок в двадцать лет, а потом обязательно кто-то из участников сделки умрет, то ли шаха, то ли осела, либо самого Насреддина не станет. Интересным для психолога является сам период 20 лет, видимо каким-то мистическим образом делающим обещания необязательными.

Типичная история реализации обещания бессмертия произошла со светилом отечественной геронтологии академиком Александром Богомольцем. «Он основал на Украине Институт экспериментальной биологии и патологии, был президентом Академии наук УССР и прославился благодаря своей теории долголетия — еще в 1937 году разработал и внедрил в практику антиретикулярную цитотоксическую сыворотку, которую успешно использовал для замедления процессов старения. За его работой внимательно следил Сталин: в средствах отказа не было. Поощряемый генсеком ученый вплотную занялся изучением вопроса кавказского долгожительства — ни года не проходило без экспедиций в Абхазию и Грузию. В начале 40-х академик Богомолец на научной конференции рассказал, что на Кавказе собран уникальный материал, который вскоре сможет кардинально решить проблему продолжительности жизни. По легенде, когда Сталину в 1946 году донесли, что академик Богомолец скончался на 66-м году жизни, вождь воскликнул: «Вот жулик! Всех обманул!»27. В действительности, как свидетельствуют апокрифы, его высказывание было еще крепче.

Граф Калиостро тоже утверждал, что живет уже несколько тысяч лет благодаря некому секрету продления жизни, рецепт которого знаменитый авантюрист продавал знатным и богатым людям Европы. Тем не менее, все, купившие его, умерли28.

В сущностном сходстве разных изводов трансгуманизма можно убедиться, сравнивая три документа: «Манифест стратегического общественного движения «Россия 2045»», Программу недавно созданной в целях реализации Манифеста партии «Эволюция 2045» и практические рекомендации форума трансгуманистов.

«Манифест стратегического общественного движения

«Россия 2045»


  1. Создание в России мирового идеологического центра для разработки сценариев технологического прорыва. Установление связи с международным сообществом и привлечение к сотрудничеству наиболее перспективных зарубежных специалистов;

  2. Создание международного научно-исследовательского центра киборгизации с целью практического воплощения главного технопроекта — создания искусственного тела и подготовки человека к переходу в него;

  3. Экспертный отбор и поддержка наиболее интересных проектов, работающих на обеспечение технологического прорыва;

  4. Поддержка инновационных отраслей российской науки. Создание специальных учебных программ для школ и вузов;

  5. Создание информационных программ для теле- радио- и интернет-вещания, проведение форумов, конференций, конгрессов, выставок, учреждение премий, а также продюсирование книг, фильмов, компьютерных игр;

  6. Формирование культуры, связанной с идеологией будущего, техническим прогрессом, искусственным интеллектом, мультителесностью, бессмертием, киборгизацией.29»

В целях реализации манифеста предлагается довольно развернутая программа Партии «Эволюция 2045» 30, для иллюстрации фантастического характера которой приведем лишь несколько выдержек:

«Опередить такие страны, как США, КНР, а также Евросоюз в следующих отраслях: робототехника, трансгуманистическая медицина, неотранспорт, неоэнергетика, аватар-технологии, купольное строительство, технологии искусственного климата, летающий индивидуальный транспорт, нанотехнологии, космическое строительство».

«Ориентировать прикладную науку на создание прорывных, «закрывающих» технологий, в частности технологий проекта «Аватар» – главного проекта третьего тысячелетия, реализовать к 2045 году все этапы проекта «Аватар»».

«Колонизировать Луну и Марс, со временем реализовать космическую экспансию с использованием новых технологий (в том числе технологий кибернетического бессмертия человека, технологий перехода к телам-аватарам)».



«Создать систему автономной жизнедеятельности для бессмертных людей-аватаров на околоземной орбите и в пределах Солнечной системы».

«Содействовать воплощению на технологическом уровне системы божественных атрибутов: бессмертия, всемогущества, вездесущества».

«Разработать и внедрить технологии печати биологических органов человека на трехмерном принтере для нужд трансплантологии».

«Популяризировать жизненные практики и боевые искусства, основанные на синтезе  духовного и телесного  (йога, цигун, ушу, карате, айкидо и др.), создать для этих занятий специализированные залы в школах и вузах».

«Внедрить многоступенчатую 28-летнюю государственную систему непрерывного опережающего образования для воспитания пассионария, неочеловека будущего».

«3-летняя система обучения, рекомендуемая и поощряемая государством (развитие властно-волевых операторских способностей и сверхчувственного, экстрасенсорного восприятия, обучение управлению реальностью силой мысли)».

«Принять эволюционный трансгуманизм в качестве государственной идеологии Российской Федерации».

Манифест поражает явным оттенком безумия, диссонансом между глобальностью замыслов и полным отсутствием попытки обоснования необходимости и путей достижения манифестируемых задач. Тем не менее, желание бессмертия видимо настолько велико, что под совершенно очевидно невежественным текстом подписывается много вполне образованных ученых, и будет неудивительным, если для реализации столь странной программы найдутся желающие ее материально поддержать.

Форум же куда более здравомыслящ, практичен и уже сегодня предлагает реальные шаги в достижении возможного бессмертия31.


  1. «Используйте диеты и упражнения, чтобы поправить здоровье и увеличить продолжительность жизни;

  2. Заключите договор на крионическую заморозку;

  3. Зарабатывайте, инвестируя в акции технологических компаний;

  4. Используйте лекарства для изменения настроения и характера или ноотропные препараты для улучшения мыслительных функций;

  5. Используйте для саморазвития различные когнитивные или психологические методики (учебные методики, НЛП, управление временем, мнемонику, медитацию, критическое мышление);

  6. Учитесь с пользой использовать новые информационные технологии;

  7. Принимайте пищевые добавки (витамины, минеральные вещества, жирные кислоты, гормоны), чтобы понизить риск сердечно-сосудистых заболеваний и рака, и возможно, замедлить старение».

Правда рекомендации сайта Форума несколько напоминают скрытую рекламу производителей пищевых добавок, но зато предлагаемые меры куда более конкретны и понятны, чем те, что предлагаются в Манифесте.

Подводя итог анализу идей трансгуманизма, следует отметить, что его претензия на новую реализацию идей гуманизма, понимаемых ими видимо в виде некоторого метафизического аватара в настоящий момент несостоятельно. Более того, в то время как трансгуманисты заявляют о распространении в последние годы трансгуманизма по всему миру экспоненциальными темпами, многие философы констатируют свершившийся провал кибернетического тотализма, вызванный двумя основными причинами. «Первая может быть названа духовным провалом… Практическая проблема, которая может проистекать из этой ошибки, состоит в том, что мы становимся уязвимыми для переноса той веры, которую мы называем «надежда», с людей на гаджеты. Второй провал — поведенческий. Разработки, следующие идеалам ноосферы и кибернетического тоталитаризма, естественным образом имеют тенденцию недооценивать людей… Не должно удивлять, что такие разработки укрепляют безразличное или пренебрежительное отношение к людям»32 [Ланир 2011, 125]. Обе ошибки объединяет одно – выхолащивание гуманизма в технологически оснащенном мире, что, по сути, является симптомом капитуляции человека перед миром машин, с которой многие не хотят примиряться33. Но, тем не менее, следует отметить, что традиционные философия и психология должны быть в каком-то смысле благодарны трансгуманистам. Во-первых, за то, что их позиция вынуждает вернуться к обсуждению старых фундаментальных вопросов, а во-вторых предоставляет для анализа интереснейшее социальное явление.



1 А. Акшеров. 2012, Трансгуманизм спасёт мир, http://irsolo.ru/andrej-aksherov-transgumanizm-spasyot-mir/


2 Российское   Трансгуманистическое   Движение, http://transhuman.ru/biblioteka/transgumanizm/chto-takoe-transgumanizm


3 Всероссийский Международный Конресс Адвайя Веданты http://congress.advayta.org/nashi-meropriyatiya/transgumanizm.html


4 Манифест стратегического общественного движения «Россия 2045», http://2045.ru/manifest

5 Max More 1998, http://www.maxmore.com/extprn3.htm.


6 Энциклопедия трансгуманизма. http://t-human.com/wiki/трансгуманизм

7 Что такое Трансгуманизм? http://newtime.forumbb.ru/viewtopic.php?id=4


8 Что такое Трансгуманизм? http://newtime.forumbb.ru/viewtopic.php?id=4


9 Энциклопедия трансгуманизма. http://t-human.com/wiki/трансгуманизм


10 Max More 1998, http://www.maxmore.com/extprn3.htm.


11 Российское   Трансгуманистическое   Движение, http://transhuman.ru/biblioteka/transgumanizm/chto-takoe-transgumanizm

12 N. Bostrom A History of Transhumanist Thought.  Journal of Evolution and Technology  -  Vol. 14  Issue 1 - April 2005
http://jetpress.org/volume14/bostrom.html





13
 Что такое трансгуманизм? http://newtime.forumbb.ru/viewtopic.php?id=4

14
 Что такое трансгуманизм? http://transhuman.ru/biblioteka/transgumanizm/chto-takoe-transgumanizm


15
 Что такое трансгуманизм? http://transhuman.ru/biblioteka/transgumanizm/chto-takoe-transgumanizm

16
 Федоров Н. Ф. Сочинения. -М.: Мысль, 1982. 712 с. (Серия: Философское наследие).


17

Бердяев Н. А. Религия воскрешения («Философия общего дела» Н. Ф. Федорова) // Грёзы о Земле и небе. -СПб., 1995.


18
 Fereidoun M. Esfandiary. http://t-human.com/wiki/FM-2030

19
 А. Ашкеров. 2012, Трансгуманизм спасёт мир http://irsolo.ru/andrej-aksherov-transgumanizm-spasyot-mir/


20
 Фрейд З. Недовольство культурой // Психоанализ. Религия. Культура, 1992.

21
 Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека. М. 2003.

22
 Ланир, Дж. Вы не гаджет. Манифест. М., 2011.


23
 Емелин В.А., Тхостов А.Ш. Технологические соблазны информационного общества: предел внешних расширений человека // Вопросы философии, 2010, №5.

24
 Добрынин С. Вселенная не в своем уме. Нормальный человек понять ее не способен. http://slon.ru/future/vselennaya_ne_v_svoem_ume_normalnyy_chelovek_ponyat_ee_ne_sposoben-927723.xhtml.

25
 Penrose, R. The Road to Reality: A Complete Guide to the Laws of the Universe, Vintage Books, NY, 2005.

26

Фуко М.. Рождение клиники. –М., Академический проект, 2010.

27
 Кудрявцева Е. «Химия» и смерть, http://www.ogoniok.com/5063/3/




28
 Матвеев А. Вечная жизнь – миф или будущее человечества?


http://www.km.ru/zdorove/2013/01/31/zdorove/702937-vechnaya-zhizn-mif-ili-budushchee-chelovechestva


29
 Манифест стратегического общественного движения «Россия 2045», http://2045.ru/manifest

30
 Фрагмент проекта программы партии «Эволюция 2045» http://www.2045.ru/articles/31427.html





31
 Что такое трансгуманизм? http://newtime.forumbb.ru/viewtopic.php?id=4


32
 Ланир, Дж. Вы не гаджет. Манифест. -М., 2011.

33
 Емелин В.А. Киборгизация и инвалидизация технологически расширенного человека//Национальный психологический журнал № 1, 2013, стр. 12-18.

Каталог: media -> publications -> article
article -> Маргарита Валерьевна Донцова
article -> Вестник Моск ун-та. Сер. 14. Психология. №2006. с. 82-89
article -> Вестник Московского университета. Серия 14 — Психология, №4, 2004, с. 61-69
article -> Манипуляция и ее функции
article -> О социокультурных основаниях типов рациональности
article -> Постнеклассическая методология в клинической психологии: научная школа л. С. Выготского а. Р. Лурии
article -> Кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии Одинцовского филиала ноу впо мпси донцова Маргарита Валерьевна
article -> Программа конференц-зал Палеонтологического института ран 25 января 2010 г
article -> Предмет, которого нет в школе


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница