А. С. Макаренко Эмоции и воли это эмоциональный и волевой компоненты любых психических процессов. Так, при решении какой либо проблемы процесс мышления включает в себя наше отношение к проблеме (эмоция), наши цель



Дата17.04.2016
Размер82.8 Kb.

Развитие эмоционально-волевых способностей


«Большая воля – это не только умение

чего то пожелать и добиться, но и

умение заставить себя отказаться от

чего либо, когда это нужно»

А.С. Макаренко

Эмоции и воли – это эмоциональный и волевой компоненты любых психических процессов. Так, при решении какой либо проблемы процесс мышления включает в себя наше отношение к проблеме (эмоция), наши цель и усилие разрешить ее (воля). Существенные особенности всех психических процессов и личности в целом является активность произвольная и непроизвольная. Непроизвольная активность возникает без предварительного намерения человека, она вызывается какими либо внешними причинами и осуществляется без сознательного усилия. Произвольная активность всех психических процессов возникает по нашему намерению, заранее поставленной целью. Непроизвольная и произвольная активность проявляется во внимании, а в связи с вниманием и других познавательных процессах. Произвольная активность возникает по нашему намерению и заранее поставленной целью, она связана с нашим «я» и протекает сознательным усилием. Произвольная активность лежит в основе волевых действий, которое в отличие от непроизвольных всегда совершается по определенным мотивам.

Основной функцией воли является регуляция действий и поступков, руководство потребностями, желаниями и мотивами человека. Поэтому волевая регуляция тесно связана с мотивациями поведения и поступков человека.

Волевое действие имеет следующие ступени (или структуру).

Первая ступень – постановка цели, т.е. ожидаемый или предполагаемый результат действия. Цель человек ставит для того, чтобы удовлетворять свои потребности. При этом он взвешивает многие мотивы, которые могут соответствовать или не соответствовать цели. Происходит так называемая «борьба» мотивов. Если мотив и цель совпадают, то требуется ничтожные усилия воли.

Вторая ступень – мысленное планирование, как и с помощью каких средств добиться поставленной цели. При выборе средств также могут иметь место серьезная борьба и конфликт мотивов (например: Чтобы студенту хорошо сдать экзамен, можно либо все хорошо выучить, либо приготовить шпаргалку, либо понадеяться списать у сокурсников). Недопустимо исходить из принципа «цель оправдывает средства», т.е. для достижения цели все средства хороши.

Третья ступень – исполнение, совершение действия. На этой ступени человек сталкивается не только с внутренними трудностями, как при конфликте мотивов, но и с разнообразными внешними трудностями, которые препятствуют достижении цели. Именно на этой ступени и выявляется сила или слабость воли человека.


Таким образом воля выражается в том на сколько человек способен преодолевать препятствия и трудности на пути к цели, насколько может управлять своим поведением, подчинять свою деятельность определенным задачам, насколько является хозяином самого себя.


Функции воли



Регуляция

действий и

поступков

Руководство потребностями, желаниями и мотивами



Структура волевого действия

Постановка цели

Мысленное планирование

Исполнение, совершение действия


Методы и приемы, используемые на разных этапах занятия
Вводная часть


  1. Приемы, направленные на создание эмоционального положительного напряжения, обеспечивающего активизацию психических процессов:

  • ситуативная внезапность, требующая экстренного решения (Что случилось?, Кто звонит?);

  • сюрприз (Что у меня есть?);

  • социальная стимуляция (Мне трудно понять…).




  1. Приемы направленные на снятие эмоционального напряжения:

  • ритуальные действия (приветствие, прощание);

  • коммуникативное общение (ребенок – взрослый, ребенок – ребенок);

  • мимические и пантомимические выражения эмоциональных переживаний;

  • жесты, возгласы;

  • релаксационные упражнения.




  1. Приемы эмоционального фонирования:

  • звуковые фоны, музыка разная по ритмической окраске;

  • освещенность разной интенствности.

Констатирующая часть


Она помогает выявить актуальный и фактический уровень развития по данной задаче с разных содержательных и деятельностных сторон.

  • проективные приемы («Моя семья», «Что я люблю»);

  • выход из игровой комнаты;

  • принятие групповых решений;

  • выражение итогов собственной или совместной деятельности.

Формирующая часть




  1. Наглядно-действенные, эмоционально-образные приемы:

  • интерпретация;

  • отражение;

  • демонстрация более адекватных способов поведения;

  • внушение;

  • создание ситуации выбора.




  1. Игровые приемы:

  • сюжетно-ролевые игры;

  • игры – драматизации.




  1. Тренинг-пиемы

Завершающий этап
Цель:

Выявление осознания ребенком полученных знаний и использование их в практической деятельности: общение, в игре.

Методы и приемы:

  • естественное наблюдение за деятельностью;

  • беседы;

  • создание ситуации выбора;

  • аргументация своих поступков;

  • моделирование последовательности действий с представлением в воображении эмоционально -экспрессивного результата.



Поступление ребенка в школу – важный этап развития произвольного поведения и воли. Волевое поведение школьника развивается в значительной степени под влиянием учебной деятельности, которая предъявляет ребенку все новые и более серьезные требования. В школе должен ребенок уметь управлять своим поведением: выполнять то что от него требуется, а это не всегда совпадает с тем, что ему хочется. Даже ради выполнения домашних заданий ребенок должен отказаться от игры, прогулки, просмотра интересной телепередачи и пр. Но ребенку не всегда понятно, ради чего он должен от всего этого отказываться.

Конечно, воля связана с преодолением препятствий и трудностей, но ради чего эти препятствия нужно преодолевать – чтобы выполнять указания взрослого, его требования или чтобы решить интересную задачу, научиться писать, читать. Ребенок должен знать, что трудности неизбежные в учебной, как и в любой другой деятельности, должны обернуться для будущего школьника личносто-значимой для него стороной. Преодолевая их ребенок должен чувствовать себя сильнее, умнее, значительнее, интереснее, взрослее. Поэтому преодоление трудностей уже в старшем дошкольном возрасте будет способствовать формированию позитивной самооценки и развитию чувства собственного достоинства: я учусь, потому что сам хочу учиться, а учусь не потому, что меня заставляют, от меня это требуют.

Дошкольное детство – это период интенсивного усвоения норм морали и социально-одобряемых способов поведения. Сначала нормы выступают, как внешний фактор, выполняются по подражанию под контролем взрослого. В 5-7 лет малыш приходит к пониманию ее необходимости и социального смысла. Теперь дошкольник соблюдает нормы поведения по внутреннему побуждению. Он подчиняет свои личные желания общественной необходимости поступать «как надо», в соответствии с правилами.

Диагностический этап


  1. Методика «Изучение произвольности поведения и внимания у детей 5-7 лет в подвижной игре»

Цель: Наблюдение особенностей произвольного поведения на физкультурном занятии.

  1. Методика «Раскрашивание кружков»

Цель: Определение уровня волевой регуляции в структуре монотонной деятельности (А.Д. Виноградова).

  1. Методика В.И.Калин

Цель: Оценить способность выполнять заданную деятельность (как результат волевого усилия) в условиях воздействия раздражителей – помех.

  1. Методика «Уровни сформированности саморегуляции в интеллектуальной деятельности».

Цель: Выяснить возможности саморегуляции интеллектуальной деятельности детей 6-7 лет в условиях группового занятия, подчиненной общей учебной цели.
Результаты диагностики показали, что не все дети полностью понимают задания или инструкцию, по ходу работы допускают ошибки, не умеют проверять выполненную работу, часто не придерживаются правил в подвижных играх. Результаты наблюдения за играми детей на физкультурных занятиях показали, что не у всех детей сформирована волевая саморегуляция.

Инструктор по физвоспитанию Давыдова Н.В. умело использует приемы и методы по формированию волевой саморегуляции (объяснение и закрепление правил, задания по зрительным и слуховым сигналам, ситуации для проявления настойчивости и последовательности).

Даже в младших группах в играх с правилами уже закладываются зачатки волевого поведения – воспитатели Рожина Н.Н., Андреева Т.В., Канева В.О. умело используют методы и приемы проведения подвижных игр на физкультурных занятиях. Но все же есть дети, которые при выполнение правил в игре, считают, что они знают лучше всех, что они никогда не ошибаются (дети с завышенной самооценкой), поэтому их амбиции не дают правильно оценить обстановку и в большинстве случаев это ведет к тому, что ребенок не умеет регулировать свои волевые процессы.

Исходя из данных диагностики я поставила перед собой цель: в оставшееся время перед школой обратить внимание на формирование волевых способностей детей старшего дошкольного возраста, т.к. это залог успеха их будущей учебной деятельности (пример «Волевой тренинг»).


Факторы, влияющие на развитие воли



Семейное

воспитание

Чтение художественной литературы

Физическое воспитание


Систематическое преодоление трудностей

Игровая деятельность

Детский коллектив

Трудовая деятельность


Функции воли


Регуляция

действий и

поступков

Руководство потребностями, желаниями и мотивами


Структура волевого действия


Постановка цели

Мысленное планиро-вание

Исполнение, совершение действия

Факторы, влияющие

на развитие воли


Семейное

воспитание

Чтение художественной литературы

Физическое воспитание




Системати-ческое преодоление трудностей

Игровая деятельность

Детский коллектив

Трудовая деятельность


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница