 ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
|
|
|
|
СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
|
Экономический факультет
Кафедра предпринимательства и мировой экономики
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ЭКОНОМИКА ТРУДА»
для студентов очной и заочной форм
обучения направления подготовки
080100.62 «Экономика»
Часть 1
Ставрополь
2013
Авторы:
И.В. Козел, кандидат экономических наук, доцент кафедры предпринимательства и мировой экономики СтГАУ.
А.Р. Байчерова старший преподаватель кафедры предпринимательства и мировой экономики СтГАУ.
Рецензент:
кандидат экономических наук,
доцент Белевцева И.А.
Козел И.В., Байчерова А.Р.
Экономика труда: рабочая тетрадь в 2-х частях. – Ставрополь: Изд-во АГРУС, 2013. – Часть 1. - 135 с.
Рабочая тетрадь по дисциплине «Экономика труда», включает основные темы курса, такие как рынок труда, безработица на рынке труда, управление персоналом, конфликты в социально-трудовых отношениях, влияние государства на рынок труда. Рабочая тетрадь включает расчетные и ситуационные задания по каждой теме курса, содержит вопросы для обсуждения, вопросы к семинарским занятиям и рекомендуемую тематику рефератов. Рабочая тетрадь предназначена для студентов очной и заочной форм обучения направления подготовки 080100.62 «Экономика»
Одобрены на заседании кафедры предпринимательства и мировой экономки и рекомендованы методической комиссией экономического факультета (протокол № 6 от 15 февраля 2013 г.)
Содержание
Тема 1. Теоретико-методические положения экономики труда. Показатели эффективности труда…………………………………………………………….4
Тема 2. Процесс формирования современной рабочей силы и пути повышения его эффективности…………….14
Тема 3. Рынок труда как социальная среда распределения и обмена рабочей силы……………………..22
Тема 4. Влияние государства на рынок труда………31
Тема 5. Безработица в рыночной экономике: причины, особенности и пути минимизации……………..39
Тема 6. Управление персоналом как условие совершенствования и развития эффективности труда…………………………………………………………...54
Тема 7. Конфликты в социально-трудовой сфере и способы их реализации……………………………………….60
Список используемой литературы…………………...72
Тема 1. Теоретико-методологические положения экономики труда
Вопросы для обсуждения
-
Основные понятия и категории экономики труда.
-
Сущность и роль труда в обществе.
-
Структура и функции общественного труда.
-
Производительность труда, показатели эффективности труда.
Вопросы к семинарскому занятию
-
Воспроизводственный подход к пониманию категории «Экономика труда».
-
Место человека в современной организации.
-
Формы проявления труда.
-
Содержание, характер и разновидности труда.
-
Функции труда и его роль в развитии человека и общества.
Рекомендуемая тематика рефератов
-
Теории занятости населения и их применение на практике.
-
Теории потребностей и мотиваций и их эволюция.
-
Методы определения производительности труда и факторов производства.
-
Факторы и резервы роста производительности труда.
Задание 1. Проанализируйте нижеприведенные определения экономики труда:
Определение 1. Экономика труда – это общественно организованная система, в которой происходит процесс воспроизводства рабочей силы – ее производство (подготовка, обучение, повышение квалификации работников и т.д.), распределение, обмен и потребление, а также обеспечиваются условия и процесс взаимодействия работника, средств и предметов труда.
Определение 2. Экономика труда изучает исторически определенные типы общественной организации труда, характерные для них отношения между людьми и участие их в общественном труде.
Определение 3. Экономика труда – изучает деловую деятельность человека и определяет пути повышения ее эффективности с учетом влияния технических, организационных, психофизических и социальных факторов.
Определение 4. Экономика труда – это исследование функционирования и результатов рынка в сфере труда, а в узком понятии – поведение работодателей и работников в ответ на действие общих стимулов в виде заработной платы, прибыли и неденежных факторов в области трудовых взаимоотношений.
Какой вариант в большей степени соответствует Вашей точке зрения? Обоснуйте свой ответ. В чем особенности и смысл воспроизводственного подхода к пониманию экономки труда? Какие процессы, происходящие в обществе и низовом производственном звене (на предприятии, организации), она изучает?
Задание 2. Для указанных терминов выберите правильное определение:
-
Наемный труд.
-
Производственные условия труда.
-
Предметы труда.
-
Домашнее производство.
-
Условия труда.
-
Социально-экономические условия труда.
-
Труд.
-
Средства труда.
Определения:
-
Трудовая услуга, которую работник за соответствующую плату оказывает своему нанимателю и опосредованно – обществу в целом.
-
Целесообразная деятельность людей по созданию материальных и духовных благ, необходимых для удовлетворения потребностей каждого индивида и общества в целом.
-
Нерыночная трудовая деятельность в рамках домашнего хозяйства, работа по самообеспечению, не приносящая денежных доходов.
-
Вещество природы, вещь или комплекс вещей, на которые человек воздействует в процессе труда при помощи средств труда с целью приспособления их для удовлетворения личных и производственных потребностей.
-
Вещь или совокупность вещей, которые человек помещает между собой и предметом труда и которые служат для него в качестве проводника воздействия на этот предмет в целях получения необходимых материальных благ.
-
Совокупность элементов производственной среды, оказывающих влияние на функциональное состояние человека, его работоспособность, здоровье, все стороны его развития, и прежде всего на отношение к труду и его эффективность.
-
Все что влияет на уровень подготовки работника к участию в труде, на восстановление рабочей силы (уровень образования и возможность его получения, возможность полноценного отдыха, условия быта и т.д.)
-
Все элементы производственной среды, которые воздействуют на работника в процессе труда, на его здоровье и работоспособность, на отношение к работе.
Задание 3. В качестве процесса труд включает три компонента:
-
Сам труд как целесообразную деятельность.
-
Предметы труда (то на что направлен труд человека при производстве различных благ).
-
Средства труда, посредством которых осуществляется воздействие на предметы труда.
Опишите трудовой процесс по перечисленным компонентам на примере производственного предприятия (колбасного цеха, ателье по пошиву одежды, парикмахерской).
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Каким фазам воспроизводства рабочей силы и почему в большей степени соответствует функциональная роль отраслей социально-культурного комплекса (образования, здравоохранения, культуры и т.д.) как составной части социально-трудовой сферы:
-
Фазе подготовке рабочей силы;
-
Фазе распределения рабочей силы;
-
Фазе обмена рабочей силы;
-
Фазе использования рабочей силы.
Обоснуйте свой ответ:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5. Экономика труда как научная дисциплина находится в тесном взаимодействии с другими науками о труде. В нижеприведенной таблице представлены основные проблемы, изучаемые дисциплиной «Экономика труда». Отметьте те дисциплины (+), которые на ваш взгляд являются сопутствующими при изучении проблем экономики труда.
Таблица 1 – Взаимосвязь изучения проблем экономики труда с другими направлениями о науки
Основные проблемы, изучаемые экономикой труда
|
Экономическая теория
|
Социология труда
|
Психология труда
|
Управление персоналом
|
Охрана труда, гигиена труда
|
Демография
|
Трудовое право
|
Научная организация труда
|
Рынок труда, занятость населения, трудовые ресурсы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Организация и нормирование труда
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Производительность и эффективность труда
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оплата труда, организация заработной платы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Формирование доходов и уровня жизни
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Условия труда
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Социальная защита и социальное обеспечение граждан
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Прокомментируйте выбранные сочетания.
Производительность труда – показатель экономической эффективности трудовой деятельности работников.
Задание 6. Рассчитайте показатели производительности труда, а также показатель прибыли на одного работника исходя из данных, представленных в нижеприведенной таблице. Изучите динамику представленных показателей, а также проанализируйте ситуацию, сложившуюся на предприятии, исходя из данных, представленных в таблице.
Таблица 2 - Соотношение темпов роста производительности труда и средней заработной платы на предприятии
Показатели
|
2009
|
2010
|
2011
|
значе-ние
|
значе-ние
|
в % к 2009
|
значе-ние
|
в % к 2009
|
в % к 2010
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
Выручка от реализации, тыс. руб.
|
228424
|
422746
|
|
442083
|
|
|
Среднесписочная численность работников, чел.
|
10
|
11
|
|
11
|
|
|
Фонд оплаты труда, тыс. руб.
|
744
|
897,6
|
|
990
|
|
|
Чистая прибыль от реализации, тыс. руб.
|
5068
|
13592
|
|
24740
|
|
|
Уровень фонда оплаты труда, в % к обороту
|
|
|
|
|
|
|
Производительность труда одного работника, тыс. руб. / чел.
|
|
|
|
|
|
|
Прибыль на одного работника организации, тыс. руб.
|
|
|
|
|
|
|
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
С понятием производительности труда тесно связано понятие трудоемкости.
Трудоемкость - затраты труда, рабочего времени на производство единицы продукции (физических единиц времени на один рубль выпускаемой продукции). Трудоемкость обратно пропорциональна производительности труда, выработке продукции на одного работника.
Задание 7. Предприятие ООО «Автозапчасти» производит в широком ассортименте следующие изделия (табл. 3).
Таблица 3 – Исходные данные производства изделий и затрат
рабочего времени
Наименование изделий
|
Производство изделий, шт.
|
Затраты рабочего времени на всю продукцию, тыс. чел.-ч.
|
|
Базисный период
|
Отчетный период
|
Базисный период
|
Отчетный период
|
№ 1 Аккумулятор
|
15
|
18
|
94,5
|
108
|
№ 2 Вентилятор
|
20
|
30
|
26,5
|
37,5
|
Определить трудоемкость каждого изделия в базисном и отчетном периоде. Проанализируйте процессы, происходящие на предприятии.
Решение:
Трудоемкость единицы продукции – показатель, характеризующий затраты труда на изготовление единицы продукции. Трудоемкость изготовления единицы продукции рассчитывается как отношение затрат времени на изготовление продукции к выпуску продукции в натуральном или в условном выражении:
Т=t\g (1)
Расчет трудоемкости каждого изделия в базисном и отчетном периоде необходимо представить в виде таблицы (табл. 4):
Таблица 4 – Трудоемкость изготовления единицы продукции
Наименование изделий
|
Трудоемкость изготовления единицы продукции, тыс. чел.-ч.
|
|
Базисный период
|
Отчетный период
|
|
|
|
|
|
|
Одним из факторов, воздействующих на производительность труда, является материально-технические факторы, т.е. повышение технической и энергетической вооруженности труда на основе непрерывного развития научно-технического прогресса. В результате действия материально-технических факторов возрастает во много раз производительная сила труда и снижается технологическая трудоемкость продукции (т). Рост производительности труда по показателю снижения трудоемкости определяется по формулам:
Пт =
, или
(2)
где Пт – повышение производительности труда, %;
Пст – снижение трудоемкости единицы продукции, %;
Ст – снижение трудоемкости единицы продукции, чел.-ч;
Тисх – исходная трудоемкость, необходимая для выполнения работ по изготовлению единицы продукции до внедрения мероприятия, чел.-ч.
Задание 8. За счет мероприятий по совершенствованию техники и технологии общая трудоемкость снижена на 225 тыс. чел.-ч, а исходная трудоемкость фактического объема работ по условиям базового периода (до внедрения мероприятий) была 1560 тыс. чел.-ч. Рассчитайте, насколько возросла производительность труда в результате совершенствования техники и технологии. Поясните полученные результаты.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
На производительность труда оказывает влияние использование рабочих часов и дней в производственном периоде (неделе, месяце, годе). Расчеты возможного роста производительности труда при улучшении использования рабочего времени производятся по следующей формуле:
Пт =
(3)
где Пт – процент возможного роста производительности труда за счет улучшения использования времени;
ФРВпл – планируемый фонд рабочего времени на одного рабочего, смен, ч или мин;
ФРВбаз – базовый (фактический) фонд рабочего времени до осуществления мероприятий.
Задание 9. Рассчитайте исходя из следующих данных изменение производительности труда, исчисленной по добавленной стоимости и валовому доходу некого малого предприятия.
Методические указания
Добавленная стоимость рассчитывается по формуле:
Дс = Впр-См, (4)
где Впр – объем продаж;
См – стоимость материалов.
Производительность труда на предприятии, исчисленной по добавленной стоимости и валовому доходу будет рассчитываться по формуле:
Пр = Дс/Т, (5)
где Т – численность занятых.
Таблица 5 – Исходные данные для вычисления производительности труда
Показатель
|
2011 г.
|
2012 г.
|
Объем продаж, тыс. руб.
|
640
|
700
|
Стоимость закупленных материалов, полуфабрикатов, энергии, тыс. руб.
|
200
|
210
|
Добавленная стоимость, тыс. руб.
|
|
|
Численность занятых, чел.
|
10
|
9
|
Производительность труда, тыс. руб./чел.
|
|
|
Домашнее задание
Выписать из словарей определения терминов «труд», «рабочая сила», «трудовые ресурсы», «человеческие ресурсы», «человеческий капитал», «человеческий потенциал». Показать их различия, привести примеры контекста, в котором они могут применяться.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________