А. И. Герцена Международный рынок образовательных услуг и национальные стратегии экспорта образования



Скачать 232,56 Kb.
Дата13.02.2016
Размер232,56 Kb.
Гороховатская Н.В.

директор

Международный институт образовательных инноваций

Российского Государственного педагогического университета им. А.И. Герцена
Международный рынок образовательных услуг и национальные стратегии экспорта образования
1. Интернационализация образования и развитие рынка образовательных услуг. Вопросы экспорта образования рассматриваются странами в положениях национальной образовательной политики в рамках процесса интернационализации, которая определяется как процесс интегрирования международного, межкультурного или глобального измерения в цели, задачи или способы поставки высшего образования.

К числу несомненных преимуществ интернационализации относят увеличение доступности высшего образования, универсализацию знания, появление международных стандартов качества и развитие инновационного характера высшего образования, а также расширение и укрепление международного сотрудничества, активизацию академической и студенческой мобильности.

Интернационализация образования все в большем числе стран становится объектом и предметом целенаправленной политики со стороны государства, ориентированной на решение конкретных национальных политических, социальных и экономических проблем.
2. Факторы, влияющие на разработку стратегий интернационализации, включая экспорт услуг. Различные факторы, особенно скорость экономической глобализации и распространения ИКТ, а также внедрение рыночных механизмов оказывают все более возрастающее влияние на интернационализацию высшего образования в отдельных странах.

Интернационализация высшего образования и, в частности, мобильности студентов и трансграничная деятельность вузов дают экономическую выгоду, связанную с рыночной стоимостью предоставления услуг на международном образовательном рынке. Политика по вопросу платы за обучение является ключевым элементом общего воздействия интернационализации на торговый баланс. Фактически, ряд стран сделали международное образование существенной частью своих стратегий социально-экономического развития, а взимание полной платы за обучение иностранных студентов используется как источник получения дохода. Однако рыночная стоимость интернационализации выходит за рамки доходов от платы за обучение, которые вместе с наличием сопутствующих расходов, связанных с пребыванием иностранных студентов в стране и составляющих существенный вклад в национальную экономику принимающей страны, можно рассматривать как преимущества краткосрочного характера. Существуют также преимущества долгосрочного характера, выражающиеся в появлении новых рабочих мест, развитии инфраструктуры и потенциала системы образования.

Исходя из характеристик процесса интернационализации высшего образования в эру глобализации и учитывая позиционирование стран относительно направлений участия в процессе предоставления образовательных услуг на международном рынке, можно определить три типа ориентации стран: ориентация на импорт, ориентация на импорт-экспорт и ориентация на экспорт (см. Таблица 1).

В последнее десятилетие появились новые формы трансграничного высшего образования. Они включают не только международную мобильность студентов, но также мобильность образовательных программ и образовательных институтов. Такое развитие событий явилось следствием действия четырех различных, но не исключающих друг друга подходов: согласованный подход, миграция квалифицированной рабочей силы, получение дохода, расширение возможностей, которые определяют стратегические направления интернационализации высшего образования с учетом экспортно-импортной составляющей, а также роли экономических аспектов (см. Таблицу 2).

Каждая страна разрабатывает стратегию интернационализации высшего образования исходя из собственных экономических и политических возможностей, принимая во внимание размеры и географическое положение, историю и культуру, качество и отличительные особенности своей системы высшего образования, роль языка своей страны в мире, а также опыт работы в области развития международного сотрудничества.

Большой интерес представляет наличие геополитических аспектов в стратегиях интернационализации стран (см. Таблица 3). Большинство стран вполне конкретно определяет не только географию приложения усилий в развитии экспорта образовательных услуг, но и указывает структуры, посредством которых планируется реализация этих замыслов.

Практически в каждой из рассмотренных стратегий подчеркивалось значение языковой политики для успешного развития процессов интернационализации и усиления экспортного потенциала высшего образования стран. С одной стороны, внимание к вопросам изучения иностранных языков, в первую очередь английского, представлено в стратегиях как непременное условие участия в международной деятельности. С другой стороны, каждая страна испытывает потребность в распространении своего родного языка, но масштаб этой деятельности может служить показателем истинных планов относительно характера присутствия страны на рынке образовательных услуг (см. Таблица 4).

За последнее десятилетие экономическая составляющая стратегических планов развития становится все более важной для стран-участниц процесса интернационализации, поскольку экономическая выгода все чаще становится целью развития международного сотрудничества в сфере образования. Таким образом, роль торговли образовательными услугами постоянно усиливается. Экономические стимулы заставляют совершенствовать национальные системы образования с тем, чтобы делать их более привлекательными для иностранного потребителя, улучшать качество предоставляемых образовательных услуг, усиливать конкурентоспособность выпускников на рынке труда.



3.Сравнительный анализ содержательных аспектов стратегий интернационализации. Подробный анализ положений стратегий интернационализации проведен на примере четырех стран (Финляндия, Великобритания, Китай, Казахстан), которые различаются практически по всем параметрам – географическое положение, размер территории, численность населения, уровень экономического развития, уровень развития систем высшего образования и т.д., с тем, чтобы определить общие характеристики и тенденции развития интернационализации в этих странах, а также выявить особенности, которые могут представлять интерес для планирования и реализации подобного направления деятельности.

Сравнение ключевых положений, которые лежат в основе разработки стратегий, показывает, что все четыре страны нацелены на совершенствование своих систем образования для расширения своей конкурентоспособности и влияния в мире, а стратегии интернационализации являются тем политическим инструментом, который определяет пути их движения к намеченным целям (см. Таблица 6).

Были рассмотрены конкретные цели стратегий образования этих стран (см. Таблицу 7). Для удобства сравнения цели были сгруппированы по 6 направлениям:


  1. Позиционирование на международной арене.

  2. Степень готовности к рынку.

  3. Развитие национальных систем образования.

  4. Международная деятельность.

  5. Межкультурное взаимодействие.

  6. Этика международных отношений.

Данные, представленные в таблице, позволяют заключить, что цели развития интернационализации у четырех стран достаточно близки, различия же в них соответствуют различиям в развитии систем образования в целом и в опыте международной деятельности как таковой. Следует отметить более четкую направленность на экспорт услуг у Великобритании; менее, но тоже достаточно ясные перспективы, обрисованные Финляндией. Китай и Казахстан по заявленным целям намерены заниматься расширением своих возможностей за счет импорта образовательных услуг.

В Таблице 8 отражены группы задач, посредством которых страны намерены реализовывать цели развития своих систем образования; три страны (за исключением Казахстана) считают себя готовыми и намерены работать над развитием экспортного потенциала с целью более активного внедрения на рынок образовательных услуг; полное согласие наблюдается у всех четырех стран в постановке задач по развитию, совершенствованию и диверсификации программ академической мобильности как непременного условия устойчивости процесса интернационализации систем образования и как эффективного средства расширения экспортного потенциала в сфере оказания образовательных услуг.

Наблюдаемое в последние десятилетия развитие трансграничного образования явилось прямым следствием того, что высшее образование во многих странах приобретает массовый характер, расширяется сфера использования новых информационно-коммуникационных технологий, возникла и получила признание идея развития экономики, основанной на знаниях, увеличилась интернационализация рынка труда и потребность в квалифицированной рабочей силе, все большее число частных фирм начинает предоставлять образовательные услуги и все более явно проявляет себя на международном рынке образовательных услуг. Соответственно происходит диверсификация способов поставки образовательных услуг (см. Таблица 9) где наряду с развитием мобильности студентов и преподавателей все большее развитие получают мобильность образовательных программ и мобильность образовательных институтов.

Международная студенческая мобильность в мире значительно увеличилась за последние три десятка лет с 0,6 миллионов человек в 1975 году до 2,7 миллионов в 2005. Эта тенденция указывает на то, что в ближайшие годы рост сохранится, чему способствуют процессы глобализации экономики и общества. Прогнозы исследований рынка показывают увеличение мобильности студентов к 2020 году до 5,8 миллионов, а к 2025 году – до 8 миллионов человек. В настоящее время большая часть потока локализуется в 6 странах: США, Великобритания, Германия, Франция, Австралия, Япония. Более половины (54%) всех иностранных студентов обучается в четырех ведущих англоязычных странах: США, Великобритания, Австралия и Канада. Европа остается регионом, принимающим самое большое число иностранных студентов. Северная Америка принимает меньше студентов в абсолютном отношении, но занимает первое место по количеству регионов-поставщиков, среди которых азиатские студенты составляют почти две трети (60%). Азия возглавляет список регионов, направляющих студентов за рубеж для получения высшего образования, и составляет почти половину (43%) всех иностранных студентов, обучающихся на территории стран ОЭСР. Европа идет на втором месте (35%), за ней следует Африка (12%), Северная Америка (7%), Южная Америка (3%) и Азиатско- Тихоокеанский регион (1%).

В последние 15 лет возникли новые формы интернационализации, заключающиеся в перемещении через границу институтов и программ. Эти формы международных поставок, получившие название транснационального образования, соответствуют образовательной деятельности, при которой обучающиеся находятся не в той стране, где расположено высшее учебное заведение, выдающее дипломы.

Мобильность образовательных программ включает курсы дистанционного образования, предлагаемые вузом, расположенным за границей; совместные курсы или программы, предлагаемые внутренним вузом и его зарубежным вузом-партнером; а также франчайзинговые курсы и программы.

Мобильность институтов предполагает прямые инвестиции зарубежных партнеров. Наиболее полными формами мобильности институтов являются: открытие иностранных кампусов университетами и/или коммерческими поставщиками или создание нового высшего учебного заведения, в котором иностранный капитал принимает участие либо самостоятельно, либо в партнерстве с национальным вузом.
4. Направления развития процесса интернационализации как основы укрепления экспортного потенциала. Определен ряд направлений, представляющих перспективу развития процесса интернационализации и влияющих на процесс формирования экспортного потенциала (см. Таблица 10).

Особого рассмотрения заслуживает вопрос о включении образовательных услуг в переговоры в рамках Генерального соглашения о торговле услугами (ГАТС), который проводит ВТО. Вопрос либерализации в сфере образовательных услуг вызвал горячие дискуссии, а многие страны до сих пор не выразили желания принять участие в этих переговорах. Но, несмотря на различие точек зрения, образование все больше рассматривается как потенциальная коммерческая ставка на будущее, в связи с чем взаимодействие в рамках ГАТС представляется перспективным направлением работы для стран, ориентирующихся на активное участие в международном рынке образовательных услуг.

Кроме этого, на современном этапе развития систем образования все большую важность приобретают вопросы, связанные с качеством высшего образования, выраженного в развитии системы определения рейтингов ведущих мировых университетов. Однако имеющиеся рейтинги имеют свои недостатки, поэтому - и в связи с важностью представления достоверной информации – процесс совершенствования механизмов и методологии сравнительных исследований требует дальнейшего объединения усилий национальных образовательных структур. Эффективные и прозрачные процедуры оценки качества, а также аккредитации и лицензирования важны и в смысле обеспечения защиты потребителя от рисков получения неверной информации, низкого качества поставляемого образовательного продукта, а также получения квалификаций сомнительной достоверности.

Деятельность высших учебных заведений в современном контексте неотрывно связана с исследовательской работой, возможность проведения которой на соответствующем научном и организационном уровне вносит свой вклад в развитие экспортного образовательного потенциала. Современное состояние науки и стремление вузов соответствовать все убыстряющемуся темпу ее развития вызывает к жизни новые формы организации исследовательской деятельности, одной из самых перспективных из них является создание межвузовских международных центров передовых исследований.



Наряду с мерами, улучшающими привлекательность национальных систем образования и создающих тем самым условия для расширения экспортного потенциала, существует необходимость регулирования потоков мобильности студентов и преподавателей для гарантии сохранения позитивного влияния этих процессов на развитие национальных систем образования. Следует развивать «культуру мобильности» посредством расширения обменов как постоянных элементов образовательных программ, создания программ «двойных» дипломов с зарубежными вузами, развитием схем зачета кредитов и механизмов признания степеней и дипломов и т.д.
Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что ключевыми параметрами для обеспечения конкурентоспособности страны в рассмотренных нами положениях стратегий являются: высокий уровень развития национальных систем образования, освоение нового и передового опыта, полученного в процессе сотрудничества с зарубежными странами, обеспечение качества предоставляемых на внутреннем и внешнем рынках образовательных услуг, наличие качественной образовательной и исследовательской инфраструктуры, развитие стратегических партнерств в различных видах, развитие мобильности, внимание к вопросам языкового образования и межкультурного взаимодействия. Национальные стратегические документы, учитывающие эти положения, имеют хорошие шансы на укрепление экспортного потенциала страны и на достижение высокого уровня успешности ее деятельности на международном рынке образовательных услуг.

Таблица 1. Три типа интернационализации высшего образования





Ориентированные на импорт

Ориентированные на импорт-экспорт

Ориентированные на экспорт

Страна


Большинство развивающихся стран или страны с колониальным прошлым

Большинство неанглоязычных стран и некоторые развивающиеся страны со своими культурами и традициями

Особенно англоязычные развитые страны

Характеристика

Испытывающие потребность в компетентных профессиональных кадрах

Импортирующие продукты на английском языке для усиления качества обучения или исследований, экспортирующие образовательные программы с определенными характеристиками

Привлекающие иностранных студентов из развивающихся стран и неанглоязычных стран; экспортирующие транснациональные образовательные услуги как предмет торговли

Аспекты и проблемы

Утечка мозгов и потеря национальной идентичности

Конфликт между иностранным импортом и национальными особенностями

Проблема обеспечения качества и отрицательные последствия коммерциализации высшего образования


Таблица 2. Четыре подхода в стратегиях интернационализации высшего образования




Стратегии импорта

Стратегии экспорта

Слабая

Экономическая

Направленность

СОГЛАСОВАННЫЙ ПОДХОД


Цели: Основные политические

механизмы:

Образовательные программы студенческой

Культурные мобильности

Геостратегические

Политические

Социальные Примеры: Мексика,

Экономические (посредством Корея, Польша, Италия,

Сетей взаимодействия элит и Норвегия…

Развития человеческого капитала)

СОГЛАСОВАННЫЙ ПОДХОД


Цели: Основные политические

механизмы:

Образовательные программы студенческой

Культурные мобильности;

Геостратегические программы содействия

Политические развитию

Социальные Примеры: Япония,

Экономические (посредством Испания, Чехия…

Сетей взаимодействия элит и

Развития человеческого капитала)


Сильная экономическая направленность

РАЗВИТИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ


Цели: Основные политические

Те же, что в Согласованном механизмы:

подходе, плюс: стимулирование работы

учет потребностей высшего зарубежных ученых и

образования; институтов в стране;

развитие человеческого направление студентов

капитала; на учебу за рубеж и

совершенствование системы стимулирование их

высшего образования возвращения

Примеры:

Малайзия, КИТАЙ,

Сингапур, Индонезия, КАЗАХСТАН

МИГРАЦИЯ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ КАДРОВ


Цели: Основные политические

Те же, что в Согласованном механизмы:

подходе, плюс: маркетинг системы

привлечение кадров высшего образования;

высокой квалификации специальные

для развития экономики программы для

знаний; иностранных студентов;

усиление обеспечение занятости

конкурентоспособности и миграции после

сектора высшего завершения

образования Примеры:Германия, Франция,

Великобритания (в рамках ЕС),

Дания, Швеция, Норвегия, Финляндия


ПОЛУЧЕНИЕ ДОХОДА

Цели: Основные политические


Те же, что в Миграции, плюс: механизмы:

Развитие высшего образования плата за обучение иностранных

как индустрии экспертизы; студентов;

финансирование высшего коммерческая деятельность

образования и улучшение его вузов за рубежом

менеджмента Примеры: Австралия, Новая

Зеландия, Великобритания (вне ЕС), США




Таблица 3. Геополитическая направленность стратегий интернационализации





Финляндия

Великобритания

Китай

Казахстан

Регионы


Страны ЕС

Страны Северной Европы (Швеция, Дания, Норвегия, Исландия)

-----

Россия


Азия (Китай)


Страны ЕС

----


Россия

Азиатско-тихоокеанский регион (Австралия, Бангладеж, Китай, Индия, Индонезия, Япония. Корея, Малайзия, Пакистан, Сингапур, Шри-Ланка, Таиланд, Вьетнам)

Средний Восток (включая Саудовскую Аравию и Турцию)

Латинская Америка (Бразилия)

Африка (Гана, Нигерия)


Германия, Франция, Великобритания, Испания, другие страны Европы

США, Канада

Россия

Азиатско-Тихоокеанский регион (Япония, Корея, Австралия, Новая Зеландия и другие страны региона)




Великобритания, Германия, Франция,

Чешская республика, Польша

США

Россия , страны СНГ


Структуры

для реализации стратегий


Центр международной мобильности (CIMO);

Алексантери Институт – Финский Центр исследований России и Восточной Европы (Aleksanteri Institute)



Британский Совет (British Council) и его

Группы агентов по поддержке британского образования за рубежом (EducationUK agents) – более 5000 в 40 странах мира



Сеть Конфуцианских институтов (500 в более чем 50 странах мира);

Сеть исследовательских центров по изучению России (при китайских университетах)



Центр международных программ (в рамках Президентской стипендиальной программы Болашак)



Таблица 4. Языковая политика в стратегиях интернационализации








Язык, на котором ведется преподавание

Язык используемых образовательных продуктов

Развитие и распространение родного языка за рубежом

Развитие языков иностранных студентов/иммигрантов

Финляндия


Финский, шведский;

Увеличивается доля преподавания на английском языке



Финский, шведский, английский

Незначительные программы по поддержке изучения финского языка в России на уровне средней школы (Национальное управление образованием Финляндии).

Вузы расширяют программы изучения национальных языков и культуры с тем, чтобы они лучше соответствовали нуждам студентов, преподавателей и исследователей, прибывающих из-за рубежа или имеющих иммигрантское происхождение.

Великобритания

Английский язык

Английский язык

Программа деятельности по распространению программ обучения английскому языку и программ тестирования по определению уровня владения английским языком во всем мире (Британский Совет)

Нет информации

Китай

Китайский + 10% курсов на английском языке в ведущих университетах страны

Китайский,

Английский (учебники, используемые в университетах США и Великобритании),

Переводы на китайский язык с английского учебной, научной и методической литературы


Программы изучения китайского языка и культуры; тестирование на уровень владения китайским языком (Конфуцианские институты – 500 институтов более чем в 50 странах мира)

Нет информации

Казахстан

Казахский и русский;

В перспективе: использование английского языка



Русский, казахский

Нет информации

Нет информации


Таблица 5. Экономический эффект, получаемый Великобританией от экспорта образовательных услуг:


  • От экспорта образования и программ подготовки в экономику Великобритании более 12,5 миллиардов ₤

  • От иностранных студентов в секторе высшего образования (за исключением трансграничного образования) в экономику Великобритании более 5,6 миллиардов ₤

  • От трансграничного высшего образования в экономику Великобритании около 200 миллионов ₤

  • в экономику Великобритании от иностранных студентов в секторе высшего образования (включая трансграничное) около 6 миллиардов ₤

  • в экономику Великобритании от иностранных студентов в секторе постдипломного образования (за исключением английского языка) более 1,2 миллиарда ₤

  • в экономику Великобритании от иностранных студентов в секторе изучения английского языка более 1 миллиарда ₤

  • в экономику Великобритании от иностранных студентов в секторе независимых школ около 315 миллионов ₤

  • в экономику Великобритании от иностранных студентов около 8,5 миллиардов ₤


Таблица 6. Основополагающие идеи стратегий интернационализации


страна

содержание

Финляндия


Укрепление международной конкурентоспособности в области высшего образования и исследований, активное участие в строительстве европейского высшего образования и исследований и расширение собственных возможностей для выхода на международный образовательный рынок.


Великобритания

Позиционирование страны как лидера в международном образовании и на международном образовательном рынке.


Китай

Целью интернационализации является не получение прибыли, а расширения влияния Китая в мире и улучшение репутации китайских университетов с тем, чтобы реализовать идею создания китайских университетов мирового класса.


Казахстан

Расширение возможностей: развитие системы образования и исследовательской инфраструктуры; вхождение в список 50 наиболее конкурентоспособных стран мира.


Таблица 7. Цели интернационализации, обозначенные в стратегиях четырех стран





Финляндия

Великобритания

Китай

Казахстан

Приоритеты позиционирования на международной арене

Создание международного сообщества высшего образования



Развитие стратегий маркетинга и коммуникаций для поддержания роста спроса на услуги британского образования, оказываемые как в стране, так и за рубежом.


Расширение влияния Китая в мире и улучшение репутации китайских университетов

Интеграция в общеевропейское образовательное пространство

Степень готовности к рынку

Развитие экспорта экспертизы

Диверсификация международных рынков образовательных услуг

Изучение, освоение и получение информации о развитии передовых наук и технологий, а также об успешном опыте образовательного развития и управления в разных странах.


Расширение возможностей системы высшего образования

Приоритеты институционального развития

Совершенствование качества и привлекательности системы высшего образования.

Обеспечение качества пребывания иностранных студентов в стране.


Усиление открытости китайского образования и укрепление международного сотрудничества и обменов.



Либерализация высшего образования.


Приоритеты международной деятельности




Установление стратегических устойчивых партнерств и союзов между университетами Великобритании и других стран.



Интернационализация учебных планов и создание совместных образовательных программ.

Содействие развитию мобильности студентов и преподавателей.


Актуальность межкультурного взаимодействия

Поддержка поликультурного общества.








Развитие поликультурного общества.


Этика международных отношений

Расширение глобальной ответственности.









Таблица 8. Группы задач, обозначенных в стратегиях интернационализации четырех стран








Развитие национальных систем высшего образования

Создание условий для экспорта образовательных услуг

Развитие академической мобильности

Развитие общества

Финляндия


+

+

+

+

Великобритания

+

+

+

-

Китай

+

+

+

-

Казахстан

+

-

+

-


Таблица 9. Типы образовательной деятельности, характеризующие современный этап развития интернационализации




Типы

Основные виды

Примеры

масштабы

1.


Люди:

Студенты/стажеры



Студенческая мобильность

полный курс обучения за рубежом с получением иностранного диплома;

часть курса в рамках академической мобильности с получением диплома своего университета или двойного диплома;

обменные программы


Самый большой сегмент трансграничного образования




Профессора/преподаватели

Академическая мобильность

Программы профессионального развития;

программы академического партнерства;

работа в иностранном вузе;

преподавание в филиале своего вуза за границей



Старая традиция в академическом сообществе, должна расширяться с ростом интернационализации

2.

Программы:

Образовательные программы



Академическое партнерство;

Дистанционное обучение



совместный курс или программа с зарубежным вузом;

программы дистанционного образования;

продажа, франчайзинг курса иностранному вузу


Академическое партнерство является основой сферой;

Дистанционное образование и франчайзинг быстро развиваются



3.

Институты/поставщики

Зарубежные филиалы

Зарубежные инвестиции



открытие зарубежных филиалов;

покупка зарубежного вуза (или его части);



учреждение фирмы- поставщика за рубежом

Развивается очень быстрыми темпами
Таблица 10. Основные политические вызовы интернационализации систем высшего образования на современном этапе





Качество и взаимное признание

Доступ и равенство

Финансирование и стоимость

Вклад в развитие образования

  • защита потребителя;

  • поддержка репутации и привлекательности системы;

  • создание систем международного признания степеней/дипломов;

  • развитие сотрудничества национальных агентств на международном уровне

  • совершенствование финансовой поддержки студентам посредством развития целевых грантов и схем студенческих займов;

  • улучшение информированности студентов из более низких социально-экономических слоев о преимуществах и возможностях участия в международных программах

  • стимулирование вузов к проведению коммерческой активности и предоставление вузам большей автономии в вопросе контроля и расходования средств, полученных в результате;

  • разработка руководства по обеспечению отчетности государственных вузов по предпринимательской деятельности за рубежом и механизмов его реализации

  • поставка международных услуг должна обеспечивать потребности внутренней системы образования и соответствовать ее стандартам качества;

  • развитие в слаборазвитых странах схем помощи для расширения возможностей использования иностранных образовательных услуг





Каталог: files -> material-static -> 3933
material-static -> "Промежуточная область диалога", в которой он попытался "развить феноменологическую теорию диалога, исходя из Гуссерля, Мерло-Понти, а также Левинаса ". Позже, по словам В
material-static -> Этюды по истории поведения: обезьяна. Примитив. Ребенок
material-static -> Круглый стол
material-static -> Ressentiment (фр. "мстительность") понятие, имеющее особое значение для генеалогического метода (см. Генеалогия) Ницше. Сам Ницше предпочитал употреблять слово "R." без перевода. Впоследствии понятие "R
material-static -> При очной форме обучения 6 лет. Основная образовательная программа подготовки магистра состоит из программы подготовки бакалавра по соответствующему направлению
material-static -> Рабочая программа элективного курса по философии «Личность как социальный субъект» для специальностей для всех специальностей
material-static -> Рабочая программа по дисциплине «Основы этики»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница