А. и чувственное, и рациональное познание 1 формирует знания и представления о предмете 2 использует логические умозаключения 3 начинается с ощущения 4 дает наглядный образ предмета 2



Скачать 119.6 Kb.
Дата22.04.2016
Размер119.6 Kb.
Часть А . 1. И чувственное, и рациональное познание 1)формирует знания и представления о предмете

2)использует логические умозаключения 3)начинается с ощущения 4)дает наглядный образ предмета



2. Верны ли следующие суждения о свободе человека? А. Свобода человека является синонимом вседозволенности.

Б. Свобода человека невозможна в условиях общественных связей и взаимодействий.

1)Верно только А. 2)Верно только Б 3)Верны оба суждения. 4)Оба суждения неверны.

3.Ученик для учителя является: 1) объектом деятельности 2) конкурентом 3) субъектом деятельности 4) коллегой

4. В познавательной деятельности в отличие от трудовой: 1) средства должны соответствовать целям 2) цель состоит в получении достоверного знания 3) субъектом выступает отдельная личность 4) результатом является новый продукт

5. Понятие – это форма мысли, которая 1) отражает непосредственное воздействие окружающего мира на органы чувств

2)выявляет общие существенные признаки познаваемых предметов и явлений

3)формирует наглядный образ предмета 4) фиксирует различные комбинации ощущений человека

6. К практической деятельности относится 1) производство материальных благ 2) познание законов развития природы 3) формирование религиозных представлений о мире 4) сочинение музыки

7. Деятельность в отличие от общения 1) является потребностью человека 2) может доставлять человеку удовольствие 3) предполагает наличие цели 4) непосредственно преобразует предметы окружающей среды

8. Верны ли следующие утверждения о свободе личности? А. Свобода человека предполагает ответственность человека перед об­ществом за свои действия и поступки. Б. Свобода — это возможность выбора способа действия для достиже­ния какой-либо цели. 1)Верно только А. 2)Верно только Б 3)Верны оба суждения. 4)Оба суждения неверны.

9. Верны ли следующие суждения о самопознании? А. Идеальное «Я» — это представление о том, каким хотят меня ви­деть окружающие. Б. Неотъемлемой частью самопознания служит самооценка.

1)Верно только А. 2)Верно только Б 3)Верны оба суждения. 4)Оба суждения неверны.

10. Верны ли следующие суждения о выделении человека из природы?

А. Выделение человека из природы произошло благодаря наличию у него сознания и разума.

Б. Выделение человека из природы произошло благодаря наличию у него определённого набора инстинктов.

1)Верно только А. 2)Верно только Б 3)Верны оба суждения. 4)Оба суждения неверны.



11. Рациональное познание, в отличие от чувственного, 1) расширяет знания об окружающем мире 2)формирует наглядный образ предмета 3)осуществляется в форме ощущений и восприятий 4)использует логические умозаключения

12. Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека, называются:

  1. представлениями 2) ощущениями 3) гипотезами 4)понятиями

13. Ориентирами человеческой деятельности являются: 1)ценности 2) влечения 3) потребности 4) интересы.

14. Общее в деятельности изобретателей, писателей, художников то, что она является

  1. административной 2) практической 3) материальной 4) творческой

15. Укажите один из признаков человеческой деятельности, отличающий её от поведения животных: 1) проявление активности 2) целеполагание 3) приспособление к среде обитания 4) взаимодействие с окружающим миром

16. Как называется процесс, в котором человек постигает сущность своего «я»?



  1. самообразование 2) самопознание 3) самосохранение 4) самолюбование

17. Рациональное — это познание: 1) с помощью наблюдения 2) прямого контакта 3) с помощью интуиции

4) с помощью мышления



18. Верны ли суждения о познании? А. Чувственное и рациональное познание — ступени единого процесса познания.

Б. С помощью органов чувств человек получает информацию об окру­жающем мире.

1)Верно только А. 2)Верно только Б 3)Верны оба суждения. 4)Оба суждения неверны.

19. Результатом познания являются: 1) вещи 2) знания 3) учения 4) заблуждения



20. Верны ли следующие суждения? А. «Сознание невозможно без человеческого головного мозга, оно – его свойство».

Б. «Всё то, что содержится в психике человека, и есть его сознание».

1)Верно только А. 2)Верно только Б 3)Верны оба суждения. 4)Оба суждения неверны.

21. Верны ли следующие суждения?

А. «Особенности сознания находятся только во внешнем мире, в деятельности человека».

Б. «Сознание является исключительно функцией мозга и не зависит от воздействия окружающей среды».

1)Верно только А. 2)Верно только Б 3)Верны оба суждения. 4)Оба суждения неверны.

22. Результатом самопознания, в частности, является 1) накопление знаний о человека и природе 2) познание ценностей общества 3) изучение социальных норм 4) представление о своих способностях

23. Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека, называются:


  1. гипотезами 2) понятиями 3) представлениями 4) мнениями

24. В каких трёх формах проявляется рациональное познание? 1) ощущение, восприятие, представление 2) понятие, представление, умозаключение 3) понятие, суждение, умозаключение 4) представление, суждение, ощущение

25. Верны ли следующие суждения о связи деятельности и общения?

А. Общение – это сторона любой совместной деятельности, поскольку деятельность предполагает взаимодействие.

Б. Общение – это особая деятельность, основанная на обмене знаниями, идеями, действиями.

1)Верно только А. 2)Верно только Б 3)Верны оба суждения. 4)Оба суждения неверны.



26. Основой человеческого существования является 1) потребительство 2) деятельность 3) любовь 4) дружба

27. И чувственное, и рациональное познание 1) направлены на поиск истины 2) опираются на представления о предмете



3) начинаются с субъективных ощущений 4) отражают существенные свойства предмета

28. Активность человека, имеющая нравственный или безнравственный смысл, называется

  1. показухой 2) поведением 3) самовыражение 4) презентацией

29. Укажите, что из перечисленного не является формой чувственного познания:

  1. суждение 2) представление 3) ощущение 4) восприятие

30. Какое определение пропущено в следующей фразе: «Только деятельности человека свойствен… характер»?

    1. инстинктивный 2) орудийный 3) совместный 4) преобразовательный

Часть В

1. Завершите фразу: «Характерное для человека проявление активности, выражающееся в преобразовании внутреннего и внешнего мира, — это

2. Что из предложенного ниже ряда представляет формы чувственного познания (А), а что — рационального (Б)?

  1. Ощущения 2) Восприятия 3) Суждения 4) Понятия 5) Представления 6) Умозаключения

3. Завершите фразу: «Осознанный образ результата, на достижение которого направлена деятельность, это ______».

4. Закончите фразу: «Мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения называется ...».

5. Бригада строителей возводит жилой объект. Найдите в приведенном списке субъекты данной деятельности.

  1. Плотники 2) Каменщики 3) Строящийся дом 4) Крановщики 5) Подъемные краны

6) Правила техники безопасности 7) Строительные материалы

6. Найдите в приведенном ниже списке черты, свойственные только твор­ческой деятельности.

  1. Доступность для использования 2) Уникальность 3) Практическая значимость 4) Воспроизводимость образца

5Принципиальная новизна

7. Завершите фразу: «Знания являются результатом … деятельности человека, общества в целом».

8. Установите соответствие между видами деятельности и особенностями их проявления

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ

ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1) создание необходимых людям благ

А) игра

2) наличие воображаемой обстановки

Б) общение

3) обязательное использование языка

В) труд

4) необходимость специальной подготовки




9. Установите соответствие между психическими процессами, участвующими в процессе познания, и их описаниями.


ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

ОПИСАНИЕ

1) ощущение

А) «непосредственное усмотрение», знание, возникающее без осознания путей и условий его получения; некое озарение, постигающее человека, который, как правило, квалифицированно, упорно и систематически осваивает ту или иную область действительности

2) восприятие

Б) построение на основе комбинации своих представлений новых, ранее не существовавших образов

3) представление

В) образ, отражение, копия, снимок отдельного свойства предмета и явления объективного мира

4) воображение

Г) опосредованное и обобщённое отражение в мозгу человека существенных свойств, причинных отношений и закономерных связей вещей

5) интуиция


Д) «следы» в памяти, по которым человек восстанавливает, когда ему нужно, образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на его органы чувств

6) мышление

Е) целостный образ предмета, воздействующего на органы чувств

10. Выделите основные виды деятельности по содержанию:

  1. Боевая 2) трудовая 3) игровая 4) учебная 5) медицинская 6) коммерческая

Часть С

Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Мне кажется, те, кого приводит в ужас развитие техники, не замечают разницы между средством и целью. ... машина не цель. Самолет — не цель, он всего лишь орудие. Такое же орудие, как и плуг. ... Упиваясь своими успехами, мы служили прогрессу — прокладыва­ли железные дороги, строили заводы, бурили нефтяные скважины. И как-то забыли, что все это для того и создавалось, чтобы служить людям.

Даже машина, становясь совершеннее, делает свое дело все скромней и незаметней. Кажется, будто все труды человека — создателя машин, все его расчеты, все бессонные ночи над чертежами только и проявля­ются во внешней простоте; словно нужен был опыт многих поколений, чтобы все стройней и чеканней становились колонна, киль корабля или фюзеляж самолета, пока не обрели наконец первозданную чистоту и плавность линий... Кажется, будто работа инженеров, чертежников, конструкторов к тому и сводится, чтобы шлифовать и сглаживать, чтобы облегчить и упростить механизм крепления, уравновесить кры­ло, сделать его незаметным — уже не крыло, прикрепленное к фюзе­ляжу, но некое совершенство форм, естественно развившееся из поч­ки, таинственно слитное и гармоническое единство, которое сродни прекрасному стихотворению. Как видно, совершенство достигается не тогда, когда уже нечего прибавить, но когда уже ничего нельзя от­нять. Машина на пределе своего развития — уже не машина. Итак, по изобретению, доведенному до совершенства, не видно, как оно создавалось. У простейших орудий труда мало-помалу стирались видимые признаки механизма, и в руках у нас оказывался предмет, будто созданный самой природой, словно галька, обточенная морем; тем же примечательна и машина — пользуясь ею, постепенно о ней за­бываешь.



А. де Сент-Экзюпери. Планета людей

С1. Найдите в тексте любые три примера преобразовательной деятельности людей.

С2. Укажите и проиллюстрируйте с помощью данного текста любые две отличительные черты деятельности человека.

С3. Можно ли запечатленный в документе процесс труда людей по созданию машин считать творческим? ргументируйте свой ответ с по­мощью текста. Дайте определение творческой деятельности.



С4. Что является конечной целью преобразовательной деятельности чело­века, по мнению автора и по вашему мнению? Оба ответа обоснуйте.

С5. «Как познать себя самого? Отнюдь не созерцанием, только действия­ми. Попробуй исполнять свой долг, и тотчас себя познаешь». (И. Гете) О каком познании ведет речь Гете? Какими методами предлагает автор человеку познавать себя?


ОТВЕТЫ

Часть А

задания

ответ

1

1

2

4

3

1

4

2

5

2

6

1

7

4

8

3

9

2

10

1

11

4

12

1

13

1

14

4

15

2

16

2

17

4

18

3

19

2

20

3

21

4

22

4

23

3

24

3

25

3

26

2

27

1

28

2

29

1

30

4

Часть В.

задания

ответ

1

деятельность

2

А-125 Б-346

3

Цель

4

умозаключение

5

124

6

25

7

познавательной

8

ВАБВ

9

В;Е;Д;Б;А;Г

10

234

Часть С.

Содержание верных ответов на задания к тексту.

С1. Могут быть указаны: создание машин, орудий, механизмов, железных дорог, заводов, нефтяных скважин.

С2 В ответе могут быть указаны и проиллюстрированы с опорой на текст такие черты человеческой деятельности, как: целесообразность, практическая полезность, наличие результата; сознательный, продуктивный, преобразующий, общественный характер деятельности.

С3. Правильный ответ должен быть утвердительным; аргумент:

автором описано появление нового, более совершенного качества ре­зультатов труда человека;

творческую деятельность следует определить как деятельность, в результате которой появляется нечто новое, ранее не существовавшее.

С4. По мнению автора, «все это для того и создавалось, чтобы служить людям»; конечная цель любой преобразовательной деятельности — служение людям. Например: трудовая деятельность направлена на удовлетворение фундаментальных потребностей людей.



Могут быть приведены и другие примеры.

С5. В ответе должны присутствовать следующие позиции:

  1. Гете ведет речь о самопознании;

  2. автор предлагает познавать себя «не созерцанием», а активной деятельностью;


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница