А. Алябьева Применение мультимедийных средств в образовательном процессе



Скачать 72.28 Kb.
Дата22.02.2016
Размер72.28 Kb.
Никитина Наталья Борисовна,

преподаватель дисциплин специализации «Фотовидеотворчество»

ГАОУ СПО ТО «Тобольский колледж искусств и культуры

имени А. А. Алябьева»



Применение мультимедийных средств в образовательном процессе.

Термин мультимедиа появился в 80-х гг. XX в. Мультимедиа (multimedia) в переводе с английского означает «многосредность» - современная компьютерная информационная технология, позволяющая объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анима­цию.

Мультимедиа-технологии - одно из наиболее перспективных и популярных направлений информационных технологий. Они обес­печивают решение задач автоматизации интеллектуальной деятель­ности объединенными возможностями компьютера с традицион­ными для нашего восприятия средствами представления звуковой и видеоинформации.

Появление систем мультимедиа произвело революционные из­менения в таких сферах человеческой деятельности, как образование и компьютерный тренинг, во многих сферах профессиональной деятельности, науки, искусства, в компьютерных играх и т.д.

Образование яв­ляется одной из основных сфер применения систем мультимедиа, включая в себя такие направления, как видеоэнцик­лопедии, интерактивные путеводители, тренажеры, ситуационно-ролевые игры и др. Компьютер, снабженный аппаратными средства­ми мультимедиа, немедленно становится универсальным обучающим или информационным инструментом по любой отрасли знания и че­ловеческой деятельности - достаточно установить на него соответ­ствующее программное обеспечение.

Еще до появления новой информационной технологии эксперты, проведя множество экспериментов, выявили: что человек запоминает около 1\4 звукового материала, визуально — около 1\3. При комбинировании воздействия (зрительного и слухового) запоминание повышается до половины, то есть до 50%. Итак, мультимедиа дает нам объединение нескольких способов подачи информации - текст, неподвижные изображения (рисунки и фотографии), движущиеся изображения (мультипликация и видео) и звук (цифровой и MIDI) - в интерактивный продукт.

Аудиоинформация включает в себя речь, музыку, звуковые эффекты. Наиболее важным вопросом при этом является информационный объем носителя. По сравнению с аудио видеоинформация представляется значительно большим количеством используемых элементов. Прежде всего, сюда входят элементы статического видеоряда, которые можно разделить на две группы: графика (рисованные изображения) и фото. К первой группе относятся различные рисунки, интерьеры, поверхности, символы в графическом режиме. Ко второй - фотографии и сканированные изображения.

Обыденное сознание обычно связывает термин «мультимедиа средства» с техникой и ее дальнейшим развитием. Именно этот компонент учебных коммуникаций мы обозначим как технический аспект мультимедийных средств.

ММС значительно интенсивнее, чем традиционные средства коммуникаций, передают информацию на большую аудиторию. При этом у источника информации всегда имеется некоторое содержание, которое требует специального грамматического оформления. Обозначим этот компонент мультимедиа как семантический аспект (в толковом словаре Ушакова семантика раскрывается как значение [слова, оборота речи и т. п.]).

ММС включают в себя не только содержание, но и целевые установки производителя, которые в идеале должны произвести на пользователя некоторое воздействия. В таком взаимодействии производители и потребители ММС образуют особую социальную среду. В ней пользователь всегда имеет свои интересы и потребности. С этой точки зрения мультимедиа средства обслуживают каналы взаимодействия. И эту функцию обозначим как прагматический аспект, направленный на действие и применение.

Для пользователя это означает: он должен уметь обслуживать технику, понимать содержание и использование ММС при организации собственной деятельности и применять медиа для достижения поставленных целей.

Технический аспект разделим на две группы, в зависимости от основания. ММС и представляет из себя совокупность аппаратного и программного обеспечения. Аппаратная часть содержит оборудование, а программное обеспечение обеспечивает выполнение учебных задач через аппаратуру. Например, проектор относится к аппаратному обеспечению, а видеоурок - к программному.

Если в основание деления положить техническое использованию на уроке, то ММС делим по двухступенчатой схеме. На первой ступени мультимедиа средства технически используются только для производства учебного продукта. Например, в проектной деятельности обучающиеся делают фотографии, готовят открытки и т.д. с использованием специального программного обеспечения компьютера. А дальнейшее использование не требует компьютера. На второй ступени, как производство, так и использование произведенной информации требует технической опоры. Например, телекоммуникационный проект предполагает, что деятельность обучающегося невозможна без наличия компьютеров на всех этапах проекта.

Но ведь для пользователя это означает, что у него не только должны быть эти мультимедиа средства, но он должен уметь их обслуживать, а это уже значительно ограничивает возможность их свободного применения на обычном уроке.

Семантический аспект предполагает, что информация, в зависимости от формы ее представления, перед использованием должна преобразовываться. Следовательно, после обращения к памяти ЭВМ, происходит декодирование ее специальными программами- кодеками, что обеспечивает возможности ее представлению пользователю. В этой группе разделим ММС на статичные, динамичные и интерактивные (таблица 2).

Мультимедиа средства и способы их восприятия

ММС, применяемые в обучении

Формы представления

Способы восприятия

Статичные

фотография, распечатки



Текст, картинка, графика

Визуальные.

Пользователь сам определяет длительность восприятия

Динамичные

телевидение, кассеты, видео, кино СD, DVD.



Кино, видео, звукозапись

Визуальные, звуковые.

Длительность восприятия определяет производитель (автор)

Интерактивные

интерактивное ТВ, компьютер, интернет



Кино, видео, звук, текст, графика, анимация, моделирование

Визуальные, звуковые.

Пользователь имеет право и возможность свободного доступа к информации и ее компоновки (распоряжение)

Длительность восприятия статичных ММС изначально не ограничено, впрочем, как и управление просмотром. Пользователь определяет длительность просмотра и детальность рассматриваемого объекта. Сколько он уделит времени применению ММС и в какой последовательности он будет их компоновать, определяется только его целями и задачами. В педагогической практике этот вид ММС широко применяется в виде наглядности (например, изображения или статьи из газеты).

В динамичных ММС последовательность информации задана и привязана к временному фактору. Автором-производителем определяется в них четкое время воспроизведения и сама последовательность воспроизведения. При этом пользователь может с помощью монтажа или прокрутки вперед-назад изменять эти параметры. Восприятие потребителя во время занятия напрямую связано с его готовностью и возможностью усваивать предоставляемую информацию в заданное время и заданные сроки.

Интерактивные ММС, такие как компьютерные ММС, интерактивное телевидение или виртуальная реальность позволяют изменять информацию в процессе ее восприятия. Пользователь имеет возможность корректировать информацию, может ее отбирать (компьютерные программы, базы данных) и определять последовательность ее представления, а иногда и изменять содержание в процессе передачи (интерактивное телевидение, моделирование).

Нужно помнить, что каждое мультимедиа средство имеет свой специальный язык (или кодировку). Вместе с ним спектр заранее определен его возможностей, и он всегда ограничен.



Учебные ММС, например учебные видеопрограммы и фильмы, образовательные порталы, программные средства образовательного назначения, цифровые образовательные ресурсы, а также подобранные для этих целей коллекции текстов, графики и звукового ряда, характеризуются следующими качествами:

  • Содержание ориентировано на определенный круг лиц, и всегда опирается на имеющийся у них уровень образования (дошкольное, школьное, профессиональное, дополнительное).

  • Между ММС и учащимися, обучающимися в большинстве случаев, имеется посредник – учитель, преподаватель. Иногда учебные медиа средства принимают характер СМИ, например, кино, видео, учебное ТВ, спутниковые каналы, телевизионные передачи.

  • Эти ММС предназначены для овладения знаниями, умениями и навыками, а также обобщения накопленного опыта.

Нужно помнить, что, из-за быстрого развития самих ММС, предложенная систематизация может восприниматься достаточно условно. Все чаще у преподавателя на уроках появляется возможность использовать не статичные, а интерактивные учебные средства. Кинопроектор давно отступил перед видеоплейером, а сломанный диапроектор с успехом заменяется монитором компьютера или мультимедиа проектором. Глобальные сети конкурируют с классическими СМИ. При этом Интернет успешно обслуживает как индивидуальные коммуникации (электронная почта), так и решает общеобразовательные задачи (школьная или образовательная сеть). От медиапользователя это требует постоянного расширения его компетенций.

Даже использование традиционных ТСО привязывали учителя к обслуживанию (техника), пониманию (семантика) и применению (прагматика) и требовали определенных пользовательских умений, ориентации на имеющийся опыт. Сейчас компетенции педагога в области применения ММС, т.н. ИКТ компетенции, стали просто необходимы. Только тот, кто владеет ими, может профессионально использовать постоянно растущий информационный ассортимент медиакоммуникаций в любой момент.


Список используемой литературы:

  1. Кочегарова Л. В. Мультимедийные средства в образовательном процессе: терминология и классификация. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2008.

  2. МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех»: проекты в области медиаобразования// Медиаобразование. - 2007, № 3

  3. Попов В.Б. Основы информационных и телекоммуникационных технологий. Мультимедиа: учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2007.- 336с.



Каталог: Docs -> Metodkab
Docs -> Образовательная программа основного общего образования гоу спо яо борисоглебского политехнического техникума
Docs -> Проектирование педагогического дискурса в высшем профессиональном образовании будущего учителя 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования
Docs -> Образование в человеческом измерении
Docs -> Отчет о проведенной 25-26 ноября 2010 г
Docs -> Мифтахова нурия шайхулисламовна система адаптационного обучения студентов на двуязычной основе в технологическом вузе
Docs -> Заполярный филиал
Docs -> Научно-педагогические основы формирования профессиональной компетенции будущих учителей иностранных языков в педвузах Республики таджикистан (на материале англиЙского языка) 13. 00. 01 общая педагогика
Metodkab -> Применение мультимедийных средств в образовательном процессе


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница