9 Глава I социально-психологические детерминанты развития малых групп



Скачать 73.36 Kb.
Дата25.04.2016
Размер73.36 Kb.
Диагностика социально-психологических характеристик малых групп с внешним статусом. – СПб., Изд-во «Лань», 1999. – 640 с.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 9

Глава I

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ГРУПП 15

1.1. Анализ организации групповой деятельности и взаимо­действия индивидов в группах 16

1.2. Малая группа как группа с внешним статусом. Основ­ные термины и определения 22

1.3. Функциональный анализ процессов руководства малы­ми группами 30

1.3.1. Социально-психологическое обеспечение руко­водства малыми группами 31

1.3.2. Механизмы регуляции социального поведения малых групп 36

1.3.3. Мотивационные механизмы регуляции состоя­ния малых групп 38

1.3.4. Социологические механизмы управления состоя­нием малых групп 40

1.3.5. Социальный потенциал группы как объект управления 46

1.3.6. Феноменологические модели руководства малы­ми группами 50

1.4. Динамика социально-психологического развития малой группы как группового субъекта деятельности 54

1.8. Основные аспекты представления личности в группо­вом процессе 65

1.5.1. Социально-психологические детерминанты груп­пового воздействия на индивида в малой группе 67

1.5.2. Структура социально-психологического анализа характеристик личности в группе 73

1.6. Применение аппарата системного анализа к проблеме оценки социально-психологических характеристик малых групп 78

1.7. Структура социально-психологических характеристик малых групп 93

1.8. Состояние исследований в области диагностики инте­гральных состояний малых групп 103

Выводы 109



Глава II

МЕТОДЫ АНАЛИЗА ПОВЕРХНОСТНОГО СЛОЯ МЕЖЛИЧ­НОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В МАЛЫХ ГРУППАХ 111

2.1. Социометрические методы анализа межличностных от­ношений в малых группах 114

2.2. Методика комплексного многомерного статистическо­го анализа межличностных отношений в группе 129

2.3. Применение метода анализа многомерных рядов мас­сивов нечетких социометрических данных для анали­за межличностных отношений в развитых группах 138

2.4. Алгоритм анализа причинно-следственных связей от­дельных сфер взаимодействия индивидов в малых группах 141

2.5. Анализ степени дифференциации межличностных от­ношений в малых группах 144

2.6. Анализ индивидуально-психологических особенностей индивидов, определяющих характер межличностных отношений в группе 148

2.6.1. Описание методики «Квадрат» 149

2.6.2. Пример интерпретации данных методики «Квадрат» 155

2.7. Методика анализа личностных свойств индивида в форме феноменов межличностных взаимоотношений 161

2.8. Закономерности влияния мотивационно - эмоциональных механизмов

регуляции деятельности индивидов в малых группах 166

Выводы 173

Глава III

МЕТОДЫ АНАЛИЗА СОСТОЯНИЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ, ОПОСРЕДОВАННЫХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ 175

3.1. Лидерство как фактор функционирования малых групп 176

3.2. Типология лидерства в малых группах 179

3.3. Методологические основы интегральной диагностики ценностных потенциалов индивидов в малых группах 191

3.4. Референтометрический анализ структуры малых групп в условиях нечеткости оценок респондентов 198

3.4.1. Методика расчета референтометрических статусов членов малых групп на основе анализа показателей недоминируемости их отношений предпочтения 202

3.4.2. Методика расчета референтометрических статусов членов малых групп на основе анализа рангов доминирования индивидуумов в системе нечетких отношений предпочтения 205

3.4.3 Методика диагностики неформальных лидеров на основе метода нечеткой референтометрии с учетом множества сфер общения 211

3.4.4. Алгоритм определения неформальных лидеров в малых группах методом нечеткой референтометрии с учетом неравнозначности ориентации индивидов в группе (метод параметрической нечеткой референтометрии) респондентов 214

3.5. Результаты эмпирических исследований лидерства в развивающихся малых группах (на примере учебных групп вуза) 219

3.6. Теоретические основы определения состава в внутренней структуры микрогрупп 227

3.6.1. Психологические основы включения индивида в микрогруппу 228

3.6.2. Методика определения состава микрогрупп 238

3.6.3. Методика определения внутренней структуры микрогрупп 243

3.7. Методика диагностирования ценностно-ориентационных характеристик деятельности индивидов в малых группах 251

3.8. Типологический анализ неформальных отношений индивидов в малых группах 264

3.8.1. Типологический анализ деловых и эмоциональных взаимоотношений индивидов 266

3.8.2. Типологический анализ неформального лидерства в малых группах 273

3.8.3. Методика оценки эмоционально-деловой дезинтеграции группы 275

3.8.4. Методика оценки степени интеграции формальной и неформальной структур малых групп 282

3.8.5. Анализ стратификационного воздействия внешнего статуса на межличностное общение в малых группах 289

Выводы 294



Глава IV

ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ ПОСТРОЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ИЗМЕРЕНИЙ СОСТОЯНИЙ МАЛЫХ ГРУПП 299

4.1. Исходные положения и задачи интеллектуализации социально-психологических измерений состояний малых групп 301

4.2. Анализ состояний исследований по интеллектуализации социально-психологических измерений 304

4.3. Представление и использование знаний в интеллектуальных системах диагностики состояний малых групп 308

4.4. Проблемы организационного обеспечения диагностики состояний малых групп 319

4.4.1. Методы рационального выбора средств диагнос­тики состояний малых групп в условиях допу­щения наличия четкой исходной информации и результатов тестирования 320

4.4.2. Методы выбора рационального состава диагностических средств состояний малых групп с учетом нечеткости исходной информации и результатов тестирования 325

4.4.3. Синтез рациональных программ тестирования групп 328

4.5. Проблемы интегральной оценки состояний малых групп 340

4.5.1. Общая схема процедуры агрегирования частных социально-психологических характеристик состояний малых групп 341

4.5.2. Согласование отношений предпочтения при агрегировании частных характеристик состояний малых групп 346

4.6. Методы построения агрегирования оценок состояния малых групп 358

4.6.1. Формальная постановка задачи агрегирования 359

4.6.2. Методы оценок парных отношений объектов в обучающей выборке 361

4.6.3. Анализ методов формирования шкал интегральных оценок состояний малых групп 367

4.7. Алгоритмы нечетной классификации многомерных сложноструктурированных объектов 374

4.7.1. Общие принципы нечетной классификации многомерных объектов 374

4.7.2. Методы оценки расстояний между атрибутами описания социально-психологических характеристик малых групп 376

4.7.3. Принципы построения алгоритма многомерной размытой классификации состояний малых групп 394

4.7.4. Алгоритм одномерной размытой классификации нечетно определенных объектов 395

4.8. Методика нечетной классификации тестовых образцов 401

4.9. Принципы построения систем поддержки принятия решений, реализуемых на основе применения алгоритмов обучаемой размытой классификации 406

4.9.1. Требования к системе поддержки принятия решений 406

4.9.2. Структурно-функциональная организация процесса принятия решений в социально-психоло­гическом анализе состояний групп 410

4.9.3. Принципы построения СППР 411

4.9.4. Принципы учета иерархического характера принимаемых решений в СППР 413

4.9.5. Принципы учета множественности целей при принятии решений в СППР 421

4.9.6. Анализ динамических свойств СППР 421

Выводы 422

Глава V

МЕТОДЫ АНАЛИЗА ИНТЕГРАЛЬНОГО ЦЕНТРАЛЬНОГО ЗВЕНА СОСТОЯНИЯ МАЛЫХ ГРУПП 427

5.1. Структура интегральных характеристик состояний малых групп 428

5.2. Сплоченность как интеграционная характеристика развития малой группы с внешним статусом 434

5.2.1. Общая характеристика психологического феномена - сплоченность группы. Основные проблемы и задачи диагностики 435

5.2.2. Методика поверхностной оценки сплоченности малых групп на основе анализа структурных характеристик социоматриц 440

5.2.3. Методика оценки сплоченности групп на уровне анализа межличностных отношений с учетом авторитетов должностных положений индивидов 446

5.2.4. Методика оценки ценностно-ориентационного единства группы с учетом внешнего статуса 463

5.2.5. Методика анализа сплоченности групп на уровне оценки «ядра» групповой структуры 480

5.3. Обеспечение и диагностика социально-психологической устойчивости малых групп 499

5.3.1. Анализ теоретических аспектов оценки социально-психологической устойчивости малых групп 501

5.3.2. Методы диагностики социально-психологической устойчивости малых групп 504

5.4. Социально-психологические механизмы обеспечения требуемого уровня организованности малых групп 521

5.5. Коллективная психологическая готовность к деятельности групп (расчетов)

систем управления 526

5.5.1. Социально-психологические аспекты формирования психологической готовности малых групп к деятельности в сложных условиях 527

5.5.2. Структура социально-психологических параметров, определяющая психологическую готовность группы к деятельности 531

5.5.3. Принципы построения интеллектуальной системы поддержки принятия решений по оценке психологической готовности к деятельности группы 532

5.5.4. Исследование социально-психологических детерминант обеспечения готовности групп управления, несущих дежурство 547

5.6. Социальные потенциалы малых групп. Структура, принципы, определения 557

5.7. Результаты исследования социально-психологических портретов малых групп с различными социальными потенциалами 566

5.8. Закономерности влияния социально-перцептивных факторов руководства на регуляцию состояния малых групп 574

5.9. Методика экспериментальной оценки эффективности практического применения разработанной системы интегральных оценок состояний малых групп 581

Заключение 691

Приложения 596

Приложение 1. Содержание вопросов анкеты методики оценки индивидуально-психологического анализа со­стояния индивида в группе (методика «Квадрат») 596

Приложение 2. Содержание рекомендаций по коррекции индивидуально-психологического состояния индивида в группе 607

Приложение 3. Анкеты и результаты экспертного опроса по оценкам основных составляющих социальных по­тенциалов малых групп 615

Приложение 3.1. Содержание анкеты опроса и оценки основных характеристик социальных потенциалов учебных коллективов вуза 615



Приложение 3.2. Результаты экспертных оценок характеристик социальных потенциалов учебных коллективов 616

Литература 619


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница