7. Человек как индивидуальность в системе персоногенеза



Скачать 126.15 Kb.
Дата27.05.2016
Размер126.15 Kb.

7. Человек как индивидуальность в системе персоногенеза


(по книге: Асмолов А. Г. Психология личности)
При анализе проблем развития личности с позиций системного историко-эволюционного деятельностного подхода принято говорить о трех линиях в исследовании развития человека:

— на уровне индивида: биогенез — эволюционное, природное развитие человек;

— на уровне личности: социогенез — развитие человека как социального существа;

— на уровне индивидуальности: персоногенез — уникальность жизненного пути.

Жизненный путь личности — это путь становления ее индивидуальности (С.Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев).

Персоногенез — процесс развития индивидуальности личности, в которой личность предстает как субъект выбора.
Получается, персоногенез — это жизненный путь, состоящий из личностных выборов.

А. Н. Леонтьев об индивидуальности:


Чем более зрелой становится личность, чем более разветвленной становится система ее связей, реализуемых потоком деятельности в обществе, тем чаще сталкивается личность с проблемой выбора между различными и порой весьма противоречивыми мотивами.

Прошлые события фактически перестают выступать для личности как покоящиеся пласты его опыта. Они становятся предметом его отношений и действий, и потому меняют свой вклад в личность. Одно в этом прошлом умирает, другое, наоборот, наполняется новым смыслом. Возникающая переоценка прежнего, установившегося в жизни приводит к тому, что человек «сбрасывает с себя груз своей биографии».


При анализе человека как индивидуальности рассматриваются проблемы воли и характера, способностей и одаренности.

При анализе развития индивидуальности различают функциональную динамику ее развития (например, стрессы, фрустрация, конфликт, кризис), и изменения ее «большой динамики» в общем ходе жизненного пути.


2 вида проявлений индивидуальности:


1) продуктивные проявленияте процессы активности, в которых человеку приходится осуществлять выбор между различными мотивами, позициями и ролями, отыскивать либо создавать приемы и средства для овладения своим поведением, использовать различные защитные механизмы и средства для разрешения и перестройки приводящих к отклонению от нормативно заданной линии поведения ситуаций.

Т.е. это своего рода «личностный вклад» — преобразование себя и других (что, как правило, нерасторжимо одно от другого).

2) инструментальные проявленияхарактер и способности. При этом характер понимается как фиксированная форма смыслового опыта, смысловых установок личности. Если мотивационные линии задают стратегию жизни человека, то характер определяет тактику поведения человека, действующего ради достижения своих мотивов.

Способности определяют меру успешности и эффективности деятельности, а тем самым и степень продуктивности проявлений личности как субъекта деятельности.
Индивидуальность в целом понимается как совокупность смысловых отношений и установок человека в мире, которые обеспечивают ориентировку в иерархии ценностей и овладение поведением в ситуации борьбы мотивов; они воплощаются через деятельность ради продолжения существования образа жизни, являющегося ценностью для данного человека.

1) Мотивационно-смысловые отношения как продуктивные проявления индивидуальности


Л.С. Выготский в работе «Мышление и речь» предпринимает попытку найти единицу, выражающую единство аффективных и интеллектуальных процессов. Позднее А.Н. Леонтьевым и П.Я. Гальпериным выделяется понятие личностного смысла.

Личностный смысл («значение-для-меня»):


— «отражение в сознании личности отношения мотива деятельности к цели действия» (А. Н. Леонтьев). Это индивидуализированное отражение действительности, выражающее отношение человека к тем объектам, ради которых развертывается ее деятельность и общение. Система личностных смыслов является характеристикой индивидуальности. В них действительность открывается со стороны жизненного значения знаний, предметных и социальных норм ради достижения тех или иных мотивов самого человека.
При этом личностно-смысловые качества не противостоят социально-типическим системным качествам личности, а представляют собой специфическую, преобразованную в процессе деятельности форму их существования в индивидуальной жизни личности.

Особенности мотивационно-смысловых отношений (МСО) индивидуальности


1) производность от места человека, его социальной позиции в обществе и мотивов, задаваемых этой позицией — это фундаментальная особенность, из которой следуют другие:

2) опосредованность изменения МСО изменением лежащей в их основе деятельности (принцип деятельностного опосредствования МСО индивидуальности).

Перемена социальной позиции человека в мире влечет за собой переосмысление его отношений к действительности (в этой связи могут возникать феномены «потери себя», утраты смысла жизни).

Только изменив социальную позицию субъекта, его место в системе общественных отношений, можно трансформировать смыслообразующие мотивы личности и ее установки.

При этом понятно, что динамика МСО не сводится исключительно к их изменению через смену социальной позиции личности. Разгадку механизма внутриличностной динамики МСО следует искать в той иерархической связи между смысловыми системами, возникновение которой и знаменует момент рождения личности (феномен «горькой конфеты», описанный А.Н. Леонтьевым).

3) недостаточность осознания личностью смысла для его изменения;

4) невозможность непосредственного воплощения личностного смысла в значениях.

ЛС должен быть вербализован, а тем самым и коммуницирован для других. Муки творчества отражают всю трудоемкость этого процесса.


МСО и бессознательные процессы


При изучении внутриличностной динамики важно учитывать тот факт, что смыслы часто не осознаются. Неосознанные мотивы и смысловые установки личности представляют собой нереализованные предрасположенности к действиям, детерминируемым тем желаемым будущим, ради которого осуществляется деятельность и в свете которого различные поступки и события приобретают личностный смысл.

Впоследствии для объяснения природы этих явлений, а затем и для понимания разноуровневых мотивационных структур личности З. Фрейдом было введено понятие «динамическое вытесненное бессознательное».

Особо важное значение для понимания этого класса явлений имеют феномены и механизмы бессознательного в межличностных отношениях, связанных с установлением эмоциональной интеграции, психологическим слиянием взаимодействующих людей в одно нераздельное целое. К этим феноменам относятся эмпатия, проективная идентификация, трансфер.

Выделяется также такая составляющая «динамических смысловых систем», как смысловая установка личности — форма выражения личностного смысла в виде готовности к совершению определенным образом направленной деятельности. Личностный смысл есть содержание такой установки.


Три теоретических подхода к изучению мотивации индивидуальности


1) Принцип стремления к гомеостазу, равновесию как методологическая предпосылка изучения движущих сил развития.

Например, психоанализ, необихевиоризм и когнитивная психология. Так, у Адлера движущей силой развития предполагается компенсация дефекта, у Левина — редукция напряжения, у Фестингера — избегание когнитивного диссонанса.

2) Принцип стремления к напряжению как методологическая предпосылка изучения движущих сил развития личности.

Например, самоактуализирующейся личность у А. Маслоу и самореализующаяся личность у Г. Олпорта. По мнению Асмолова, это не антипод стремления к гомеостазу, а лишь его «другое лицо», т.к. источник развития предполагается один-единственный, а человек видится адаптивным существом.

3) Принцип саморазвития личности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн):

— положение о роли борьбы противоположностей, противоречия и гармония этих противоположностей как движущей силы развития личности;

— положение о существовании источника саморазвития деятельности в самом процессе движения деятельности.

Психологический возраст личности и ее зрелость


Если зрелость индивида (соматическая или половая) определяется биологическими критериями, а паспортный возраст — количеством лет, то с психологическим возрастом и зрелостью личности дело обстоит далеко не так просто.

Например, 40-летний мужчина может быть инфантильной личностью, а 6-летний ребенок может воспринимать себя как взрослого человека. У Некрасова: «Семья-то большая, да два человека всего мужиков-то: отец мой да я».



«Психологический возраст» и зрелость выступают как параметры особого исторического времени, в котором и ведется летоисчисление жизненного пути личности (Б. Г. Ананьев).
Психологический возраст многомерен: в разных сферах деятельности личность взрослеет неравномерно. В одной сфере деятельности она воспринимает себя как зрелого мужа, а в другой — страдает от сознания собственного инфантилизма.

Психологический возраст личности зависит от направленности мотивации на прошлое («ретроспективная направленность мотивации») или на будущее («проспективная направленность мотивации»).

Так, ребенок может быть маленьким стариком (Л.С. Выготский: будущее вундеркинда в его прошлом). В то же время человек 70 лет может быть полон помыслов о завтрашнем дне, а его мотивация устремлена в будущее (например, Б. В. Зейгарник).

Психологическая зрелость этот вопрос должен изучаться с учетом конкретноисторической фазы развития общества и той культуры, в которых происходит становление человека (область исследований исторической психологии и этнопсихологии).

Критерии зрелой личности:


П.Я. Гальперин в качестве критерия зрелости выделяет ответственность личности за свои поступки. Причем в процессе жизненного пути развитие ответственности формируется в направлении от «объективной ответственности» к «субъективной ответственности» (и, соответственно, от морали, основанной на внешнем авторитете, к внутренней, автономной морали).

Б.С. Братусь видит критерий зрелости личности в искусстве разводить идеальные и реальные цели, к которым стремится человек (т.е. целеполагание).

Еще одним возможным критерием зрелости является осуществление личностью свободного личностного выбора.

Итого: какие бы критерии зрелости личности ни брались, во всех проступает мысль о действующей личности, — о личности как субъекте противоречивого процесса ее жизненного пути. Поэтому основным критерием зрелости личности можно считать субъектность.


Периодизация психического развития


Одна из самых разработанных периодизаций психического развития в детском возрасте принадлежит Д.Б. Эльконину.

Опираясь на идеи Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева о зависимости развития психики от ведущего типа деятельности, ведущего отношения ребенка к действительности, Д.Б. Эльконин предлагает схему периодизации, отличную от индивидных периодизаций А. Гезелла, эпигенетической концепции периодизации Э. Эриксона, периодизации духовного развития личности Э. Шпрангера и периодизации интеллектуального развития ребенка Ж. Пиаже.

Двигатель развития личности в контексте этой концепции — противоречия между операционально-техническими возможностями ребенка и развитием его мотивационно-потребностной сферы. Эти несоответствия лежат в основе изменения ведущего типа деятельности (непосредственно-эмоциональное общение — предметно-манипулятивная деятельность — ролевая игра — учебная деятельность — интимно-личностное общение — учебно-профессиональная деятельность).

При этом именно общение является своего рода «сквозным» механизмом смены ведущей деятельности (Л.И. Божович, А.В. Запорожец, М.И. Лисина).

Сама ведущая деятельность понимается как социальная позиция, или, шире, социальное отношение человека в его развитии, в его индивидуализации.

2) Характер как инструментальное проявление индивидуальности

Проблемы исследовании характера в психологии индивидуальности:


1) проблема выделения и описания феноменологии характера;

2) проблема типологии характера индивидуальности, обусловленности любой типологии стоящими перед исследователями задачами;

3) проблема единиц анализа характера индивидуальности;

4) проблема формирования характера;

5) проблема соотношения индивидуальности личности и ее характера.
Можно выделить два основных подхода к исследованию характера:

1) клинический подход к исследованию характера


— это классификации по П. Б. Ганнушкину, К. Леонгардту, А. Е. Личко.

Сильная сторона восходящей к психиатрии и клинической психологии линии изучения характера — реальность, осязаемость полученных в этих областях фактов (в отличие от теоретических, «лабораторных» описаний характера).

Слабая сторона: в основном это описания феноменологии с целью постановки диагноза. Представления о характере в норме в этих теориях строятся по образу и подобию модели характера в патологии. Если же речь заходит о разработке представлений о формировании характера, то они ведутся исключительно с т.з. конвергенции биологического и социального (с приоритетом биологических наследственных факторов — конституции или темперамента).

Соответственно, несмотря на все социальные вкрапления, это индивидные типологии характеров личности.


2) динамический подход к исследованию характера


Характер (как инструментальное проявление личности) — фиксированная форма выражения смыслового опыта, актуализирующаяся в присущем данной личности индивидуальном стиле действования, посредством которого достигаются те или иные ее мотивы. (характер с позиций Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна и Д.Н. Узнадзе).

Единицами анализа характера являются динамические тенденции личности, фиксированные обобщенные установки личности.


Особенности установок как единиц анализа характера:


1) фиксированные смысловые установки как бы «сохраняют во времени» ведущие отношения личности к действительности, тем самым определяя относительную устойчивость поведения личности.

2) в фиксированных латентных смысловых установках личности, как и в любых установках, содержится эскиз, проект будущего действия, всегда предшествующий его реальному воплощению. В силу этого смысловые установки могут актуализироваться при встрече с соответствующей этому эскизу ситуацией и проявляться в индивидуальном стиле деятельности личности.

3) динамика установок, их судьба в процессе деятельности позволяют понять формирование характера личности.
При анализе характера и способностей необходимо иметь в виду, что между продуктивными и инструментальными сферами индивидуальности не существует непроходимой границы.

Так, например, интеллектуальные способности, проявляющиеся при решении творческих задач, могут привести к ломке личностных стереотипов, к изменению самосознания личности. В свою очередь выработанные при преодолении проблемных ситуаций приемы психологической защиты могут стереотипизироваться и стать неотъемлемыми проявлениями индивидуального стиля личности.


Самоосуществление индивидуальности


— осуществляется в ходе личностных выборов — т.е. при переходе от ролевых к личностным отношениям в ситуациях неопределенности.

Бывают случаи, когда перед личностью возникает проблемно-конфликтная ситуация, преодолеть которую с помощью ранее усвоенных шаблонов поведения представляется затруднительным, если не невозможным.

Подобная ситуация может возникнуть как при наличии внешних или внутренних преград на пути деятельности, так и в процессе постановки личностью тех или иных сверхзадач. В такого рода ситуациях личность и проявляет свою активность, которая находит свое выражение в творческом преобразовании самой ситуации, в саморазвитии индивидуальности.
Неопределенность исхода, риск, субъективное ощущение принадлежности совершаемого только самому себе, оценка последствий принятого решения в свете тех мотивов, ради которых живешь, непредсказуемость для самого себя — вот неотъемлемые черты свободного личностного выбора. Им может быть:

выбор новой социальной позиции, новой роли;

поиск и осмысление мотива собственного поведения;

выбор между открывающимися в идеальном плане различными мотивами-смыслами своего поведения (выбор дальнейшей судьбы личности).

Именно в ситуациях свободного выбора личность особенно рельефно проявляется как индивидуальность, а история развития личности становится историей отклоненных и сотворенных ею альтернатив.
Самоосуществление индивидуальности в виде выбора тех или иных социальных ролей зрелой личностью кардинально отличается от выбора ролей на ранних стадиях персоногенеза и состоит в том, что в первом случае роль овладевает личностью, а во втором индивидуальность овладевает ролью, используя роль как инструмент, как средство для перестройки своего поведения в различных ситуациях.

Выходом из критических жизненных ситуаций вроде стресса, фрустрации, конфликта и кризиса является совершенно особая деятельность — деятельность переживания (от термина «пережить», например пережить тяжелое событие), в ходе которой производится новый приемлемый для личности смысл жизни.


Выход за пределы самого себя


По А. Н. Леонтьеву, «индивидуальность отстаивают» (в ходе личностных выборов). Согласно концепции В. А. Петровского, экстериоризованные продукты активности индивидуальности — ее личностные вклады — осуществляются в форме инобытия личности в других людях:

Вольно или невольно, человек производит своей активностью преобразования в их личностях других людей, внося в них значимый для их жизни личностный вклад. «Сущность этой идеальной представленности в других людях — в тех реальных смысловых преобразованиях, действенных изменениях интеллектуальной и аффективно-потребностной сфер личности другого человека, которые производят деятельность человека или его участие в совместной деятельности.

Инобытие человека в других людях — это не статичный отпечаток. Речь идет об активном процессе, о своего рода «продолжении себя в другом». Таким образом, в итоге речь идет о вкладе индивидуальности в личность Другого.
Специфическая черта подлинных смыслообразующих ценностей и мотивов заключается в том, что все эти интересы нанизаны на стержень ведущего смыслообразующего мотива, ведущей линии жизни (А.Н. Леонтьев). Сказанное ни в коем случае не следует понимать так, что идеалы личности выстраиваются в шеренгу, идеально подогнанную к избранной цели. Они могут сочетаться с ней или, напротив, вступать в противоречие, конфликт, но они обязательно должны предстать на суд, на котором спросится, что они значат для личности.
Индивидуальность личности шире своей профессии. Если индивидуальность разносторонняя, многовершинная, то возникает одно характерное явление: ее даже по профессиональному признаку не удается вместить в узкие рамки профессии. Спросите: кем был по профессии В.И. Вернадский? Геохимики ответят, что геохимик, физики — физик, философы — философ… Чем бы ни занимался человек, мотив которого был найден в результате личностного выбора, он везде оставит значимый след, всюду проявит себя как индивидуальность.

Быть личностью — это значит отстаивать жизненную позицию, о которой можно сказать: «На том стою и не могу иначе».

Быть личностью — это значит осуществлять выборы, возникшие в силу внутренней необходимости, уметь оценить последствия принятого решения и держать за них ответ перед собой и миром.



Быть личностью — это значит обладать свободой выбора и нести через всю жизнь бремя выбора. Через созидание ради культуры достоинства, ради того образа жизни, который имеет для индивидуальности личностный смысл, она обретает свободу и свое социальное бессмертие.



Каталог: olderfiles
olderfiles -> Сборник адресован социальным педагогам, специалистам по социальной работе, студентам педагогических специальностей
olderfiles -> Конспект лекций по курсу «Организационное поведение»
olderfiles -> Выполнила Верченова Евгения(8
olderfiles -> Уроки русского языка в 5 классе по учебному комплексу В. В. Бабайцевой для классов и школ с углублённым изучением русского языка книга для учителя
olderfiles -> Книга открытое сознание открытое общество
olderfiles -> Языковое бытие человека и этноса: когнитивный и психолингвистический
olderfiles -> Д. Мак-Фарленд Поведение животных. Психобиология, этология и эволюция
olderfiles -> Скромность в общении означает сдержанность в оценках, уважение вкусов, привязанностей других людей. Антиподами скромности являются высокомерие, развязность, позерство. Точность
olderfiles -> Учебно-методический комплекс курса «Педагогика»
olderfiles -> Адаптация иностранного опыта в условиях глобализации высшего образования


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница