6. Характеристика социокультурной среды вуза



Дата19.04.2016
Размер68,5 Kb.
Мосина А.В.

6. Характеристика социокультурной среды ВУЗа
Необходимым принципом функционирования системы высшего образования является обеспечение деятельности вузов как особого социокультурного института, призванного способствовать удовлетворению интересов и потребностей студентов, развитию их способностей в духовном, нравственно-гуманистическом и профессиональном отношении.

Среда вуза - часть социальной макросферы, включающая условия, необходимые для обучения и воспитания специалиста в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта РФ.

Социокультурная среда вуза представляет собой часть вузовской среды и направлена на удовлетворение потребностей и интересов личности в соответствии с общечеловеческими и национальными ценностями.

Гуманитарная среда при этом выступает как совокупность элементов, воздействующих на процесс гуманитарного образования и характеризуемых гуманистической направленностью, включая материальный и духовный компоненты социокультурной сферы и другие элементы микросреды вуза.

I. Информационно – ориентационный блок

Развитие социокультурной среды вуза:


1.1.Современная социокультурная среда вуза как совокупность условий, в которых осуществляется жизнедеятельность субъектов образовательного пространства, должна отвечать следующим требованиям:

  • способствовать самореализации личности,

  • способствовать удовлетворению потребностей, интересов личности

  • способствовать адаптации к социальным изменениям,

  • выступать инструментом формирования ценностей и моделей поведения

  • определять перспективы развития организации.

1.2.Социокультурная среда вуза способствует:

  • формированию не только позитивного восприятия атмосферы вуза,

  • но и позитивному настрою на будущую профессиональную деятельность.

Поэтому важным в развитии социокультурной среды выступает включение в функционирование данной среды всех участников образовательного процесса.

1.3. Существует мнение, что барьерами в развитии современной социокультурной среды в вузе сегодня являются:



  • разные системы ценностей у субъектов образовательного процесса;

  • отсутствие мотивации сотрудников к поддержанию определенных канонов данной среды;

  • неадекватность механизма статусно-ролевого взаимодействия


Развитие представлений о социокультурной среде
2.1. Отечественная педагогика рекомендует рассматривать социокультурную среду в качестве важнейшего фактора, ускоряющего или сдерживающего процесс самореализации личности, и необходимого условия успешного развития этого процесса.

2.2.Наиболее продуктивным решение этой проблемы представляется в контексте гуманизации общества и гуманитаризации образования. Для осуществления широкой гуманитаризации образования в России необходимо решить ряд стратегических задач, одной из которых является создание гуманитарной среды как непременного условия эффективного функционирования учебного заведения. Для этого требуется комплексное решение взаимосвязанных проблем в области:

- осуществления учебного процесса;

- организации быта, досуга и отдыха;

- художественного и научно-технического творчества;

- развития физической культуры и спорта;

- формирования здорового образа жизни.
2.3.Важнейшими направлениями формирования гуманитарной среды являются также


  • создание комфортного социально-психологического климата,

  • атмосферы доверия и творчества,

  • реализации идеи педагогики сотрудничества, демократии и гуманизма.

2.4. Наряду с общевузовской средой, включающей все направления деятельности данной педагогической системы, имеющей соответствующую материально-техническую инфраструктуру и решающую задачу подготовки специалиста, в нее включается:



  • социокультурная среда как часть общевузовской среды, обеспечивающей гуманистическую направленность формирования духовного мира личности и базирующейся на социально-культурной инфраструктуре вуза

  • а также гуманитарная среда как часть социокультурной среды, определяемой получением мировоззренческого гуманитарного знания, формированием гуманистических ценностей личности.

2.5. Основными факторами, которые в наибольшей степени влияют на процесс взаимодействия гуманитарной среды (как части социокультурнной среды) и гуманитарного образования по опыту мировой и отечественной образовательных систем являются:

- повышение значимости науки, образования, духовных ценностей, общей культуры в формирования новой личности специалиста XXI века;

- расширение фундаментальной гуманитарной и естественнонаучной составляющей высшего образования как основы целостного и системного восприятия мира;

- возрастание роли общей и специальной информированности студента, необходимость решения проблемы определения принципов, отбора и систематизации знаний, поиска новых форм их синтеза, подготовка новых учебников и учебных пособий;

- активное взаимодействие различных видов духовной культуры: науки, искусства, естественных и гуманитарных наук;

- существенные изменения во взаимоотношениях в системе "преподаватель-студент", "студент-преподаватель", что выражается в активном переходе от авторитарных методов общения к свободному партнерству, сотрудничеству в учебно-воспитательном процессе.

Таким образом, в процессе социализации личности осуществляется взаимодействие социокультурной среды (в данном случае гуманитарной), гуманитарных, естественных и специальных знаний, эмоций и чувств, суждений и поступков.

Личность в процессе социализации входит в определенную систему общения, приобретает умение ориентироваться в жизненном пространстве, в приоритетах, практической деятельности.
Информация к обсуждению проблемы

Нужно ли разрабатывать модель социокультурной среды вуза, основанную на компетентностном подходе?


При разработке эффективной модели гуманитарной среды вуза необходимо исходить из следующих принципиальных положений:
1. Основные направления развития российского образования

  • От унифицированного и унитарного – к открытому и многообразному,

  • От односторонне знаниевого – к деятельностному и поликультурному,

  • От схоластического, псевдоакадемического, нерезультативного – к жизнеустремлённому и эффективному,

  • От репродуктивного и адаптационного – к продуктивному и развивающемуся,

  • От авторитарного ОУ – к ОУ свободы и самоопределения,

  • От госучрежденческого устройства – к демократическому, как ячейке гражданского общества,

  • От индустриальной (фабричной) модели ОУ – к постиндустриальной («штучная» подготовка)

2. Критерии развития профессиональной компетентности будущего учителя как результата профессиональной подготовки:


  • деятельностный критерий характеризует умение студентов решать профессиональные задачи;

  • субъектный критерий позволяет оценить изменение отношения студентов к получаемой профессии и роли учителя в обществе, определить изменение их ценностных ориентаций, проследить развитие способностей студентов к самоанализу и самооценке

  1. В современных политических и социально-экономических условиях общественного развития важной предпосылкой возрождения гуманистического начала в образовании и культуре становится гуманизация всего образовательно-культурного процесса.




  1. На первый план выдвигается задача подготовки специалиста, носителя современной культуры, где профессиональная подготовленность является лишь гранью его целостного бытия.




  1. Разрабатывая проект модели социокультурной (гуманитарной) среды конкретного высшего учебного заведения, необходимо исходить из следующих целей:

- создать типовую модель социокультурной среды вуза, имеющую гуманистическую направленность и соответствующую требованиям цивилизованного общества к условиям обучения и жизнедеятельности студентов в вузах, принципам гуманизации российского общества, гуманитаризации высшего образования и компетентностной модели современного специалиста высшей квалификации;

- определить систему показателей и требований к социокультурной среде, обеспечивающих благоприятные условия и комфортность для удовлетворения профессиональных, учебных, культурных, бытовых и досуговых потребностей студентов и преподавателей
Нормативная база
1.     Закон Российской Федерации «Об образовании».

2.   Федеральный Закон  «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

3.     Национальная доктрина образования в Российской Федерации (утверждена Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751).

4.     Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 1756-р).

5.     Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства РФ от 18 декабря 2006 г. №1760-р).

6.     Рекомендации по организации внеучебной работы со студентами в образовательном учреждении высшего профессионального образования (письмо Министерства образования РФ от 20 марта 2002 г. № 30-55-181/16).

7.     Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2005 г. № 422).

8.     Федеральная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 – 2009 годы» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 2005 г.№561).

Приложение

ПРИМЕР: Концепция становления и развития воспитательной работы и социокультурной деятельности ФГОУ ВПО РГАЗУ.

1. Общие положения

Настоящая Концепция подготовлена на основании приказа Минобразования РФ от 27.12.2002 № 4670 «О внесении изменений в приказ Минобразования России от 29.06.2000 №1965 «Об утверждении Перечня показателей государственной аккредитации и критериальных значений, используемых при установлении вида высшего учебного заведения».

В рамках данной Концепции в университете:

1. Выработана концепция становления и развития воспитательной работы и социокультурной деятельности РГАЗ утвержденная Ученым Советом университета.

2.  Сформирована административная структура, подобраны высокопрофессиональные кадры, обладающие организационным и педагогическим опытом, способные поднять воспитательную работу университета в систематическом плане и наладить механизмы поддержания традиций и введения инноваций.

3.  Выстроена теоретически система воспитательной работы и социокультурной деятельности и определены этапы ее практического внедрения.

4.  Отрегулированы механизмы контроля за проведением воспитательной работы и социокультурной деятельности Ученым советом университета, который не менее одного раза в год заслушивает на своем заседании отчет проректора по общим вопросам.

5. Определены материальные возможности и финансовая поддержка для осуществления внеучебной воспитательной работы и социокультурной деятельности (проведение праздников, организация вечеров, дискотек, конференций, круглых столов, лекториев, творческих встреч и т.п.), наличие актовых залов (посадочных мест), конференц-залов (посадочных мест), зала проведения заседаний Совета по внеучебной и социально-культурной деятельности, библиотеки с читальным залом, музея и др.

6. Проработаны должностные обязанности и Положения.
2. Воспитательная работа

в ФГОУ ВПО РГАЗУ и миссия университета.


Воспитательная работа в ФГОУ ВПО РГАЗУ призвана способствовать успешному выполнению миссии университета:

1.  Подготовке конкурентоспособных специалистов АПК, лидеров производства и бизнеса, обладающего высокой культурой, социальной активностью, качествами гражданина-патриота;

2.  Реализации стратегии государственной молодежной политики Российской Федерации в научных и учебно-воспитательных проектах ФГОУ ВПО РГАЗУ.

3. Нормативная база

1.     Закон Российской Федерации «Об образовании».

2.   Федеральный Закон  «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

3.     Национальная доктрина образования в Российской Федерации (утверждена Постановлением Правительства РФ от 4 октября 2000 г. № 751).

4.     Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 1756-р).

5.     Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства РФ от 18 декабря 2006 г. №1760-р).

6.     Рекомендации по организации внеучебной работы со студентами в образовательном учреждении высшего профессионального образования (письмо Министерства образования РФ от 20 марта 2002 г. № 30-55-181/16).

7.     Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2005 г. № 422).

8.     Федеральная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 – 2009 годы» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 2005 г. № 561).                                                        

9.      Постановления и другие нормативно-правовые документы Правительства РФ, Министерства образования и науки РФ, Минсельхоза России.

10. Приказы ректора и решения Ученого совета ФГОУ ВПО РГАЗУ.


4.    Цели и задачи
Главная цель: воспитание разностороннее развитой личности, конкурентоспособного специалиста с высшим профессиональным образованием.

Главная задача университета в сфере молодежной политики - создать молодым людям возможности и стимулы для дальнейшего самостоятельного решения возникаю­щих проблем как профессиональных, так и жизненных на основе гражданской актив­ности и развития систем самоуправления, что предполагает решение других воспитательных задач:

1)формирование университетской полноценной со­циально-педагогической и социокультурной воспитывающей среды;

2)формирование у студентов нравствен­ных, духовных и культурных ценностей, этических и этикетных норм;

3)сохранение и разви­тие лучших традиций и выработка у студентов и аспирантов чувства принадлежности к университетскому сообществу и выбранной профессии;

4)ориентация студентов и аспирантов на активную жизненную позицию;

5)удовлетворение потребностей лич­ности в интеллектуальном, культурном, нравственном и физическом развитии;

6)формирование и активизация деятельности молодежных объединений.

Важнейшую роль в этом играют воспитательные аспекты:

1.     Наличие позитивных образцов, моделей поведения и деятельности.

2.     Готовность следовать этим моделям.
5. Критерии эффективности

Критериями эффективности функционирования структуры воспитательной и социокультурной деятельности в университете являются:



1.Взаимодействие двух главных субъектов образовательно-воспитательного процесса - студентов и преподавателей;

2. Неразрывная связь учебно-научного, учебно-воспитательного и внеучебного социо-культурного процессов.
Каталог: trn level edu
trn level edu -> Практики в структуре профессиональной подготовки
trn level edu -> А. И. Герцена Повышение квалификации профессорско
trn level edu -> Новые функции преподавателей в организации самостоятельной работы магистрантов
trn level edu -> Учебно-методическое пособие для преподавателей высшей школы. Часть I. / Под редакцией профессора, члена-корреспондента рао а. П. Тряпицыной. Спб., 2008. с
trn level edu -> А. И. Герцена. – 2008. Общие рекомендации по проектированию современных ооп
trn level edu -> Самостоятельная работа студентов


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница