40. Нравственная проблематика пьес Вампилова Вампилов Александр Валентинович



Скачать 13,66 Kb.
Дата02.07.2019
Размер13,66 Kb.
40. Нравственная проблематика пьес Вампилова

Вампилов Александр Валентинович (19.08.1937 г. - 17.08.1972 г.) - русский драматург.

Вампилов – человек задумывается над тем, что происходит с человеком при столкновении с жизнью, как происходит изменение его  жизненных ценностей.

Вампилов - драматург исследует в своих пьесах извечную и никогда не потеряющую остроту проблему: человек и его социальное, нравственное окружение.

Как  сын своего времени, Вампилов  очень точно оценил атмосферу эпохи 60-70-х годов, атмосферу оттепели. Прошёл  XX  съезд, люди как бы сбросили с плеч непосильный груз, начались годы надежд и всеобщей эйфории. Но чем больше люди надеялись и верили, тем горше и страшнее было разочарование. Не заметно  эпоху оттепели сменила эпоха застоя. Незаметно происходи замена истинных идеалов – фальшивыми. Надежды людей рушатся, они очутились в ситуации, когда невозможно что-либо изменить. Общечеловеческие извечные истины – понятие дружбы, верности, любви, свободы, чести, правды, ответственности – распадались на глазах.

В пьесах Вампилова постоянно звучит вопрос: что же нужно человеку для того, чтобы он остался человеком, сумеет ли он повернуться от материальных благ к извечным проблемам жизни и смерти, духовным и нравственным идеалам?

За свою короткую жизнь Вампилов стал автором пьес, которые привлекли внимание не только читателей, но и театральных режиссеров: «Провинциальные анекдоты», «Прощание в июне», «Старший сын», «Утиная охота», «Прошлым летом в Чулимске». Драматург пытается «подтолкнуть» своих героев к осмыслению их жизни, помещая их в воспоминания, сны, житейские привычные ситуации.

Особенность пьес Вампилова состоит в том, что все его герои переживают некий перелом, результатом которого становится открытие нравственных основ жизни. Так, герой «Старшего сына», сыгравший злую шутку с хозяевами случайного ночного пристанища, открывает для себя тепло их семьи, радость взаимной любви и заботы, в которые молодой человек не верил. Зилов на мгновение становится тем романтичным и нежным юношей, в которого влюбилась когда-то Галина. В «Прошлым летом в Чулимске» юная Валя становится воплощением бесконечного труда на благо созидания и добра, которого не видят слепые люди.

Герои «Утиной охоты» особенны тем, что они, молодые, тридцатилетние, утратили нравственные ориентиры; они живут сегодняшним днем, случайными удовольствиями. Мало у кого из них есть цель – оправданная, настоящая. Вампилов устами одной из своих героинь называет это общество «Аликами», учитывая и то, что они не брезгуют алкоголем. Это общество безликих, утративших моральные ориентиры людей. Символ утиной охоты многогранен: с одной стороны, это чистое стремление заблудившейся души вырваться к свету, т.е. обрести истинную жизнь, свободу; с другой стороны, охота – это убийство, т.е. смерть. Такие кардинальные черты мы видим и в Зилове: он может быть изменником, а может превратить заурядные вещи в воспоминания о первом свидании, он может любить и восхищаться красотой, а может намеренно сводить свою подругу с богатым товарищем.

Зилов подтверждает выводы своего создателя: зачастую интеллигенты на поверку оказываются типичными обывателями без смысла жизни и без цели. Вампилов утверждает, что во многом именно от человека зависит атмосфера вокруг него.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница