№4. Мышление. Воображение. Речь



Скачать 43.69 Kb.
Дата25.04.2016
Размер43.69 Kb.
ТипЗанятие
Тема занятия №4. Мышление. Воображение. Речь

Место проведения: учебная аудитория

Продолжительность занятия:2 часа.

Цель: Изучить процессы мышления, воображения, речи. Разобрать основные виды, типы, формы и функции мышления, воображения и речи. Научить дифференцировать нормальное и патологическое мышление, воображение и речь.



Студент должен знать:

1. Определение понятий «мышление», «воображение» «речь».

2. Виды, формы, методы, операции, индивидуальные особенности мышления.

3. Развитие мышления в онтогенезе. Законы логики и мышления.

4. Нарушения мышления. Патопсихологическую и клиническую классификацию расстройств мышления.

5. Виды воображение. Ятрогении.

6. Патологические формы воображения.

7. Виды и функции речи. Соотношение мышления и речи.

8. Нарушения речи.

Студент должен уметь:

1. Исследовать мышление. Уметь дифференцировать нормальное и патологическое мышление. Диагностировать нарушения мышления и воображения.

2. Исследовать нарушения речи.

3. Провести методику А.Алексеевой, Л.Громовой по определению индивидуальных стилей мышления.



Темы проектов, рефератов.

1. Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию мышления исследования.

2. Особенности нарушения мышления при поражениях мозга.

3. Роль клинического мышления для специалистов медицинских профессий.

4. Нарушения развития мышления у детей.

5. Влияние общения врача с больным на динамику лечения.

6. Использование особенностей воображения человека в целях психодиагностики.

7. Речь. Виды речи. Нарушение формирования речи.

8. Воображение. Виды воображения. Патологические формы воображения.

9. Ятрогении.



Рекомендуемая литература:

Основная литература:

1. Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология: учебник. – 3-е изд., пе-рераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 880 с.: илл.

2. Клиническая психология: Учебник/ Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб: Питер, 2002.

3. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология: Практическое руко-водство. – М.: МЕД– пресс, 2001. – 592 с.

4. Психология. Словарь/ Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. –

М., 1990.

Дополнительная литература:

1. Лакосина Н.Д.Клиническая психология. Учеб. для студентов медицинских ву-зов. – М.: МЕД пресс-информ, 2003.

2. Лакосина Н.Р., Ушаков Г.К. Учебное пособие по медицинской психологии. – Л., 1976.

3. Медицинская психология: новейший справочник практического психолога/

сост.С.Л. Соловьева. – М., 2006.

4. Рубинштейн С.Л Основы обшей психологии: в2т. – Т.1. – М., 1989.

5. Немов« Психология». – М., 2002.

Основные вопросы темы:

1. Определение понятия «мышление». Основные мыслительные операции: анализ и синтез, сравнение(сличение и различение), абстракция(отвлечение), обобщение, конкретизация, и систематизация (классификация).

2. Виды мышления: конкретно-действенное, наглядно-действенное (практическое), наглядно-образное, абстрактно-логическое(знаково-символьное, словесно-логическое), творческое(креативное) мышление.

3. Основные формы абстрактного мышления: понятие (категория, определение понятия), суждение, умозаключение.

4. Методы мышления: дедукция, индукция и аналогия и соответствующие им умозаключения. Механически-ассоциативный и логически-ассоциативный типы мышления.

5. Стратегии мышления: случайный, рациональный и систематический перебор. Этапы подготовки и инкубации в мышлении.

6. Индивидуальные характеристики мышления: широта и глубина, последовательность, гибкость, самостоятельность, критичность мышления.

7. Развитие мышления в онтогенезе, стадии и возрастная периодизация, классификация, работы Ж.Пиаже, Л.С. Выгодского, П.Я. Гальперина и др.

8. Методики исследования мышления.

9. Основные законы логики и их роль в изучении феномена мышления у человека в норме, при пограничных состояниях и при патологии.

10. Патология мышления. Клиническая и патопсихологическая классификации расстройств мышления.

11. Воображение, нормальные и патологические формы, роль воображения в развитии психики, активное и пассивное воображение, фантазии, возрастные половые и социальные аспекты.

12. Речь и мышление. Мимика и пантомимика в речи. Устная и письменная речь, этапы развития речи. Патологии речи.

Итоговый контроль уровня знаний:

1. Дайте определение мышления. Виды мышления и формы мышления?

2. Какими интегральными характеристиками описываются индивидуальные особенности мышления?

3. Почему больным неврозами свойственно мышление, которое обычно обозначают как кататимное?

4. Как в процессе беседы выявить сохранность умственной операции обобщения или абстрагирования у пациента с подозрением на олигофрению?

5. Почему грезы относятся к формам пассивного воображения? Могут ли грезы быть преднамеренно вызваны человеком?

6. В чем отличие продуктивного воображения от воображения репродуктивного?

7. Что собой представляют ятрогенные заболевания? Как осуществляется профилактика ятрогений?

8. Как используются особенности воображения человека для целей психодиагностики?

9. Чем психотические фантазмы отличаются от фантазмов непсихотических?

10. Дайте определение речи. Как соотносятся между собой речь и язык?

11. Что собой представляет внутренняя речь? Как она формируется в онтогенезе, какие функции выполняет?

12. В чем заключено различие между экспрессивной и импрессивной речью?

13. Чем отличается калькирующая речь от разговорной жестовой речи глухонемых людей?

14. Исчезновение потребности в общении является главным признаком аутизма. Что такое«аутизм наоборот» и каковые признаки?

15. Какой главный признак отличает афазии от алалии?

16. Что обозначают понятиями левополушарного и правополушарного мышления?

17. В чем заключаются различия между конвергентным и дивергентным мышлением?

18. Как в предметном варианте методики классификации проявляется феномен разноплановости мышления?

19. Какие главные различия существуют между сверхценными и навязчивыми идеями ревности, болезни сердца?

20. Каким образом проводится оценка патологичности детской лживости?

21. Какие отдельные феномены детского фантазирования должны настораживать в плане возможности наличия у ребенка психического заболевания?



22. Как называется недостаток произношения буквы«р»? к какой группе расстройств относятся дислалии?
Каталог: sys -> files -> content attach
content attach -> Темы контрольных работ по дисциплине «технология социальной работы»
content attach -> Занятие № Тема. Психологическая характеристика общения как многопланового процесса виды общения
content attach -> Основные теории мотивации потребностей
content attach -> Основные подходы и теории стресса. Стрессорные реакции. Понятие стрессоустойчивости
content attach -> Закономерности и динамика психического развития и формирования личности в онтогенезе
content attach -> Программа психолого-педагогической практики студентов факультетов высшего сестринского образования для специальности
content attach -> Занятие № Основные подходы в семейном консультировании Форма семинара: свободная дискуссия
content attach -> Группы III по своим показателям, а младенцы из группы I по боль шинству показателей значительно отстали от них
content attach -> №5. Эмоциональные психические процессы. Эмоции и чувства


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница