4. Концепции этничности, этническая идентичность и теория этноса



Скачать 21,97 Kb.
страница1/2
Дата20.07.2022
Размер21,97 Kb.
#187573
  1   2
Связанные:
4. Концепции этничности


4. Концепции этничности, этническая идентичность и теория этноса

В современной этнологии существуют три основных подхода к этничности: примордиализм, ситуационизм (инструментализм) и конструктивизм.


Термин "примордиальные связи" (от primordial - изначальный) введен социологом Шилсом. А К. Гирц, кто первым применил это понятие в этнической области, отмечает, что "в каждом обществе почти во все времени некоторые привязанности проистекают больше из чувства естественной ... духовной, близости, чем из социального взаимодействия". [3]
Другой сторонник примордиализма Дж. Де-Вос отмечает, что «этническая группа - это совокупность людей, осознающих себя носителями целого ряда общих традиций ... Этнические группы обычно эндогамны, хотя имеют различные модели включения в себя посторонних, не разрушающих чувство непрерывности поколений». [4]
Примордиализм особое значение при определении этноса уделяет культуре. К тому же этничность обладает такими объективными свойствами, как язык, традиции, религия и т.п. - подчеркивается этим направлением.
Следующим подходом к определению параметров этничности является ситуационизм или инструментализм (мобилизационизм). Этничность, как бы пребывая в дремотном состоянии, вызывается к жизни определенными условиями. Вызванная потенция и энергия этничности направляется на социальную динамику. Исследователи этого подхода уверены, что ситуационизм (инструментализм) является средством мобилизации за ресурсы в этнических конфликтах. Инструментализм позволил сделать много важных выводов в социальной среде, в политической жизни, а также в области языковых и межэтнических контактов.
Ф. Барт отмечает, что основным индикатором этничности является этническая граница. А членство в этнической группе, очерченной социальными границами, определяется самоприписыванием или приписыванием личности иными людьми (asription and self-аsription).
Инструментализм утверждает, что отдельные личности (политическая элита) специально мобилизируют этнические ресурсы для достижения собственных интересов. Особое значение ситуационизм уделяет определению этнических потребностей. Ситуационизм пытается отыскать и объяснить взаимосвязь этнических границ с политическими и экономическими изменениями, и на какой фазе этих изменений происходит вспышка этнической энергии.
В.А. Тишков приходит к выводу, что «множественная и ситуативная (релятивистская) природа этнической идентичности гораздо сложнее, чем это предполагает структуралистическая формула оппозиций через отрицание. Гораздо чаще позитивное и негативное неразделимы и сосуществуют для совершения акта идентификации». [5] Следуя третьему подходу, ключевую роль в конструировании этничности играет политика этнического предпринимательства, т.е. направление элитой массы народа на нужное для этой верхушки русло. Только благодаря «сливкам» общества, по мнению некоторых конструктивистов, создаются этнические группы. В первую очередь к таким исследователям относится Б. Андерсон. Именно с выхода его книги "Imagined Communities" появляется и новое направление в этнологии - конструктивизм. [6]
Многое из того, что описывают конструктивисты, очевидно важны для существования этнических сообществ, однако они сильно преувеличивают значимость осознанной "вычисляемой" деятельности элиты в процессе становления этнической общности.
Трактовка феномена этнической идентичности индивида или социальной группы имеет несколько подходов. Во-первых, это осознание своей причастности к конкретному этносу на основе ряда признаков: язык, этническая принадлежность родителей, место рождения, особенности бытовой культуры. Во-вторых, этническая идентичность может проявлять себя через отражение в сознании индивида представлений о мести и роли его этноса в истории, ощущение связи с предшествующими и будущими поколениями своего народа. Результаты исследований проблемы этнической идентичности отечественных авторов (Т.Г. Стефаненко, Г.У. Солдатова, Н.М. Лебедева, Е.М. Галкин и др.) позволяют утверждать, что темпы формирования этнической идентичности у индивидов и социальных групп, а также её качественные характеристики определяются рядом факторов: возрастом субъекта идентификации; качеством поликультурного пространства, к котором тот осуществляет свою жизнедеятельность; историко-культурным контекстом развития этноса; отношением индивида к группе большинства или меньшинства и т.д. Анализ факторов, определяющих этническую идентичность, показывает, что в основном они связаны с особенностями поликультурного окружения индивида, а также количеством и качеством контактов с иными этническими группами. Вместе с тем мы можем с уверенностью утверждать, что эти же факторы оказывают влияние и на формирование культуры толерантности индивида.
Ещё в первой половине ХХ в. в результате научного и философского поиска был сделан однозначный вывод о прямой зависимости этнической идентификации с интенсивностью и качеством диалога и взаимодействия между этносами (Н. Бердяев, С.И. Гессен, А.Ф. Лосев, Л.С. Выготский, П.А. Флоренский,). Причём опыт индивидуальной этнической идентификации рассматривался как инструмент познания иной, ранее неизвестной культурной общности, так как за всем многообразием внешнего облика людей, их поведением, нормами, обычаями и традициями скрыты близкие по ценностным основаниям смыслы. Понимание субъектами межэтнического взаимодействия факта ценностной близости этнических культур становится значимой предпосылкой к формированию толерантного отношения к проявлениям иной этнической культуры.
Проблема взаимосвязи этнической идентичности и межэтнической толерантности во второй половине ХХ – начале ХХI вв. время становится объектом многих научных исследований как зарубежных (Р. Хенви, Э. Боткин, Дж. Бенкс), так и отечественных исследователей (В.В. Макаев, З.А. Малькова, Л.А. Супрунова, Г.Д. Дмитриев).
Одной из первых масштабных попыток осмысления проявляющих себя тенденций развития межэтнических взаимоотношений в контексте глобализации, а также их влияния на процессы этнической идентификации стал доклад Римскому клубу «Нет пределов обучения» (1979), в котором авторы подчеркнули, что проблема социокультурной идентификации имеет два основных аспекта: с одной стороны, существует тенденция, которая ведёт к возникновению единой мировой культуры (культурная гомогенизация), с другой – опасность «культурной и психологической дезинтеграции», грозящая как отдельным индивидам, так и целым обществам.

Теория этноса



Скачать 21,97 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница