4 декабря 2008 года



страница1/12
Дата12.02.2016
Размер1,22 Mb.
#1297
ТипСборник статей
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12



4 декабря 2008 года
г. Казань

УДК 37.01

ББК 74.57

К 67
Печатается по решению организационного комитета по проведению республиканской научно-практической конференции «Компетентностный подход в реализации программ дополнительной подготовки студентов учреждений среднего профессионального образования».


Редакторы:

А.Т. Галиева, директор ГАОУ СПО «Набережночелнинский педагогический колледж», кандидат филологических наук, доцент.

А.Н. Яковлева, зам. директора по учебной работе ГАОУ СПО «Набережночелнинский педагогический колледж», кандидат педагогических наук.

Л.М. Шакирова, зам. директора по учебно-методической работе ГАОУ СПО «Набережночелнинский педагогический колледж».


Компетентностный подход в реализации программ дополнительной подготовки студентов учреждений среднего профессионального образования: Материалы республиканской научно-практической конференции.

г. Казань. РПЦ «Школа», 2009,-….с.


Сборник содержит материалы республиканской научно-практической конференции, в ходе которой обсуждались концептуальные основы компетентностного подхода к проблеме развития дополнительной подготовки студентов учреждений высшего и среднего профессионального образования.

Сборник адресован преподавателям и студентам педагогических учебных заведений


Сборник статей издан при поддержке Министерства образования и науки Республики Татарстан.

Оглавление


Яруллин И.М. «Образовательная система города в условиях модернизации образования и компетентностного подхода к подготовке педагогических кадров» ……………………………………………………8
Лисенкова Л.А. «Компетентностный подход к подготовке современного педагога в условиях непрерывного профессионального педагогического образования»………………………………………………………………..18
Галиева А.Т. «Компетентностный подход к обучению как условие успешной социализации и профессионализации выпускников колледжа»……….31
Яковлева А.Н. «Концептуальные основы компетентностного подхода в реализации программ дополнительной подготовки в образовательных учреждениях»………………………………………………………………37
Бессонова Т.В. «Некоторые проблемы реализации компетентностного

подхода»……………………………………………………………………51


Финаева Т.С. «Лингвострановедческая компетенция, один из основных компонентов коммуникативной компетенции, как фактор успешной подготовки специалиста в области языкового образования»……………59
Мокшина Н.Г. «Формирование профессиональной компетентности будущего учителя в системе вузовской подготовки»……………………63
Кучумова Г.Н. «Компетентностный подход в образовании»………68
Жукова Е.А. «Профессиональное самоопределение студентов как условие формирования компетентностного специалиста (мотивационно-ценностный аспект)………………………………………………………………………72
Нечаева С.Л. «Формирование профессионально-значимых качеств как условие подготовки конкурентоспособного специалиста»………………76
Хабибуллина Л.Ф. «Активизация инструментальной подготовки учителя музыки с помощью малых форм ансамблевого исполнительства (на примере дуэтов)………………………………………………………………………78
I СЕКЦИЯ «Информационные технологии как один из факторов формирования профессиональной компетентности личности будущего учителя»

Л.Е. Астафьева, О.И. Махалова «Использование информационных технологий в процессе подготовке педагогов»…………………………82

Л.Е. Астафьева, Л.Ф. Идрисова «Основы подготовки педагогов к использованию средств информатизации и информационных технологий в профессиональной деятельности»…………………………………………85
Дорофеева Н.К. «Обновление содержания дополнительной подготовки в педагогическом училище»…………………………………………………89
Киршина И.Н. «Информационные технологии в дошкольном образовании»…………………………………………………………………96
Матвеева М.Н. «Информационные технологии в процессе подготовки студентов средних педагогических учебных заведений»………………99
Маштакова А.Т. Бахтигареева С.М. «Разработка факультатива для специальности «Преподавание в начальных классах»»………………102
Мифтахова А.М. «Информационная культура, компьютерная грамотность будущего учителя начальных классов»………………………………104
Минкина М.А. «Проблема подготовки и переподготовки учителей начальных классов в области информатики»…………………………108
Мунирова Г.Ф. «Информационная компетентность будущего учителя начальных классов»……………………………………………………113
Наумова Н.Н. «Использование учителем информационных технологий в образовательной школе»………………………………………………116
Салихова Л.И. «Информационные технологии на уроках музыки как один из факторов формирования компетентной личности будущего учителя начальных классов»……………………………………………………120
Тагирова И.Б. «Применение информационных технологий в начальной школе. Лого-философия образования»…………………………………124
Шакирова Н.Н. «Использование информационных технологий в процессе подготовки будущего учителя начальных классов с дополнительным образованием по специальности «Иностранный язык»»……………129
II СЕКЦИЯ «Дополнительная подготовка по специальности «Иностранный язык» как фактор успешной профессионализации выпускников педагогического колледжа»
Абдуллина Л.З. «Плюс или лишний груз знание иностранного языка?»…………………………………………………………………133

Авзалова М.И. «Мотивационный аспект в выборе дополнительной подготовки по специальности «Иностранный язык»»…………………136
Камашева М.В. «Знание иностранного языка как дополнительное преимущество выпускников Мензелинского педагогического колледжа»………………………………………………………………139
Мустафина Э.Г. «Воспитание современного учителя иностранногоя языка через реализацию дополнительной подготовки по специальности «Иностранный язык»»………………………………………………143
Платонова Е.О. «Дополнительное образованиепо специальности «Иностранный язык» как фактор карьерной перспективы выпускников педагогического колледжа»……………………………………………146
Полторыхина Г.Е. «Перспективы развития дополнительного образования на отделении иностранного языка»……………………………………148
Хасанова Л.Ф. «Дополнительная подготовка студентов педагогического отделения в области иностранного языка как фактор расширения потенциала будущего учителя»…………………………………………………………153
III СЕКЦИЯ «Здоровьесберегающие технологии в работе воспитателя дошкольного образовательного учреждения»
Валиева Р.С. «Компьютер и здоровье детей дошкольного возраста»……………………………………………………………………156
Гатауллина А.А. «Подготовка будущих специалистов в условиях внедрения здоровьесберегающих технологий»………………………………………160
Ежова Е.Н. «Арттерапия, как способ развития творческих способностей детей дошкольного и школьного возраста»………………………………164
Кислова З.В. «Психологическое здоровье дошкольника»………………168
Нелидина Е.Е., Быкова В.Г. «Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы МАДОУ «Детский сад – центр развития речи ребенка №64»)»…………………174
Скороходова И.Д. «Ребенок и эмоционально-интеллектуальное развитие личности»………………………………………………………………………178
Такташева Р.Г. «Организация и проведение спортивных праздников в детских образовательных учреждениях»……………………………………182

Фатихова Н.Г., Шарапова Г.И. «Здоровье ребенка и общество»………185
IV СЕКЦИЯ «Дополнительная подготовка в одласти ритмики и хореографии как условие решения проблемы конкурентоспособностивыпускника педагогичексого колледжа»
Богданова Л. А. «Дополнительная подготовка в области ритмики и хореографии как решение проблемы конкурентоспособности выпускника педагогического колледжа»…………………………………………………190
Ибрагимова Р.Г. «Эстетическое воспитание как основа для развития личности ребенка дошкольника………………………………………………194
Исламов Д.Т. «Формирование профессиональной компетенции студентов в рамках дополнительной подготовки по ритмике и хореографии»…………………………………………………………………200
Нурутдинова Л.А. «развитие творческих способностей студентов как решение проблемы конкурентоспособности выпускника»…………………203
Петрова Т.К. «Конспект внеклассного занятия для учащихся 2-го класса с применением элементов ритмики и хореографии»…………………………207
V СЕКЦИЯ «Реализация профессионального и творческого потенциала студентов на занятиях дополнительной подготовки по специальности «Музыкальное образование»»
Аминова З.Ф.,Чернигина Р.Г. «Здоровьесберегающие технологии в музыкальном образовании»………………………………………………211

Баланцова С.М. «О направлениях работы по реализации творческого потенциала в ходе дополнительной подготовки «Педагог-организатор вокального ансамбля»»………………………………………………………216
Голова В.Ю. «Об аспектах творческой самореализации личности будущего учителя музыки»……………………………………………………………220
Пигилова Н.Н. «Обучение игре на цифровых музыкальных инструментах (клавишный синтезатор) для подготовки современного учителя музыки»…………………………………………………………………………224
VI СЕКЦИЯ «Методические аспекты преподавания татарского языка как основы реализации программы дополнительной подготовки»
Гасимова С.И. ТАТАР ТЕЛЕ ӨЛКӘСЕНДӘ ӨСТӘМӘ ӘЗЕРЛЕКЛЕ ТӨРКЕМНӘР БЕЛӘН ЭШЛӘҮ ТӘҖРИБӘСЕННӘН......................................................................................228
Гайнетдинова Г.Р. ТАТАР ТЕЛЕНӘ ӨЙРӘТҮДӘ МӘГЪЛҮМАТИ ТЕХНОЛОГИЯЛӘРДӘН ФАЙДАЛАНУ........................................................230
Ясәбиева Г.М. ҮСТЕРЕШЛЕ УКЫТУ ШАТЛАРЫНДА АВАЗЛАР СИСТЕМАСЫН ӨЙРӘНҮ...............................................................................235

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ГОРОДА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ


И.М. Яруллин, первый заместитель начальника Управления образования

города Набережные Челны, к.п.н., доцент


Позитивные изменения, происходящие в настоящее время в России и ведущие к экономическому росту, стабильности и социальному благополучию, укреплению государственности и международного престижа России, формирует новые ценности в общественном сознании.

Масштабы социально – экономических преобразований и решаемых задач особенно ярко проявляются в городе Набережные Челны – динамично развивающемся, экономически мощном, особенно по отрасли «Образование».

За последние 5 лет городская система образования претерпела значительные изменения в русле общих процессов демократизации жизни общества, формирования рыночной экономики. Это стало возможным в результате последовательной реализации законодательных актов, поиска новых решений на муниципальном уровне.

В соответствии с законами Российской Федерации «Об образовании» и «О высшем послевузовском профессиональном образовании» развивается сеть автономных образовательных учреждений, отрасль перешла на подушевое финансирование.

Учебные заведения получили широкие возможности для гибкой адаптации к запросам и потребностям всех пользователей их образовательными и иными услугами. Становление автономным образовательного учреждения сопровождается развитием их вариативности. Развитие вариативности образовательных программ должно способствовать возможности выбора обучаемыми уровня и вида образования и большей ориентации образования на требования рынка.

Складывается и уже активно функционирует система общественных институтов управления образованием, учебными заведениями. В 2008 году создан Совет руководителей учреждений образования, в который вошли руководители всех типов: от учреждений дошкольного образования до высшего профессионального образования. Кроме того, функционируют наблюдательные советы в автономных образовательных учреждениях; также попечительские советы, учебно-методические объединения, научно-методические советы, ассоциации.

Хочется отметить, что особенностью развития системы образования в последние годы является широкое внедрение грантовых программ и конкурсов всероссийского и муниципального уровней. Третий год подряд в городе идет реализация приоритетного национального проекта «Образование». С 2006 года 23 общеобразовательных учреждения получили Грант Президента РФ по внедрению инновационных технологии в рамках приоритетного национального проекта «Образование»; 83 учителя достойно представили город в конкурсном отборе «Лучший учитель России в рамках ПНПО -2006-2008».

В целях государственной поддержки талантливой молодежи в рамках ПНПО 17 учащимся города были присуждены премии в размере 60 тысяч и 30 тысяч рублей.

С целью стимулирования профессионального и личностного роста, раскрытия творческого потенциала педагогических работников муниципальных учреждений образования, повышения престижа педагогической профессии, совершенствования механизмов оценки педагогического труда, моральной и материальной поддержке педагогов 1 000 работников системы образования (в 2007 и 2008 гг. по 500 человек) стали победителями и получили денежное вознаграждение Мэра в размере по 10 тысяч рублей. В этом году впервые премию Мэра получили 6 молодых специалистов.

В целях повышения качества образования, развития профессионального педагогического творчества, повышения престижа учительской профессии и выявления талантливых педагогов города, их поддержки и поощрения с 2001 года проводится городской конкурс профессионального мастерства «Учитель года». В 2008 году учитель немецкого языка средней школы № 44 стала победителем республиканского конкурса «Учитель года Республики Татарстан» и представляла республику на всероссийском конкурсе.

В целях обеспечения качественного питания и увеличения охвата, питающихся два года подряд в городе проводятся конкурсы «Лучшая школьная столовая, «Лучшая организация питания ДОУ». Школы № 38, 76 стали участниками республиканского конкурса.

С целью подготовки детей и молодежи к осознанному выбору профессии, содействия дальнейшему развитию профориентационной работы в общеобразовательных учреждениях города стало традиционным проведение городского конкурса «Мир профессий», в котором принимают участие ребята из всех общеобразовательных учреждений

Кроме того, проведен V этап реструктуризации образовательной сети города, в ходе которого 80 мест обеспечено за счет оптимизации использования помещений в ДОУ № 55,68, 77, 84; 920 мест - за счет возврата 4 зданий бывших детских садов.

В рамках реформирования системы профессионального образования были разработаны предложения по совершенствованию и изменению номенклатуры специальностей с учетом потребностей рынка труда города и республики. В связи с дефицитом специалистов по логистике и управлению цепями поставок в республике и Закамском регионе было принято решение об открытии в ИНЭКА специальности: «Логистика и управление цепями поставок».

Новшеством прошлого учебного года явилось углубление преемственности на этапе Школа-ВУЗ. Одной из действенных форм обеспечения преемственности: проведение ИНЭКА интеллектуальных марафонов «Академический марафон», «Будущие лидеры Татарстана».

Достигнуто новое качество информатизации образовательных учреждений города: к высокоскоростной сети Интернет за счет федерального бюджета подключены все образовательные учреждения города. Обеспеченность компьютерами в учреждениях образования доведена до 15 человек 1 компьютер (по РТ – 18 человек).

Кроме того, с целью активизации новых форм образовательного процесса стало традиционным проведение в городе образовательного форума. Так в апреле 2008 года прошел форум по теме «Образовательные инициативы и перспективы развития образовательной системы города Набережные Челны».

Согласно решению августовской конференции работников образования в настоящее время идет разработка концепции развития системы образования города Набережные Челны. Создан координационный совет и четыре рабочие группы, которые призваны разработать концепции системы дошкольного, общего, дополнительного и системы профессионального и послевузовского образования.

Сколько бы мы ни говорили о модернизации образования и об улучшении материально – технического положения образовательных учреждений города, о повышении качества образования ясно одно – без учителя нет образования. Вместе с тем, все эти мероприятия, реализуемые в городе, предъявляют к учительству особые требования.

Традиционно цели образования определялись набором знаний, умений, навыков, которыми должен владеть выпускник. Сегодня такой подход оказался недостаточным. Социуму (профессиональным учебным заведением, производству, семье) нужны не всезнайки и болтуны, а выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. А это во многом зависит от только полученных ЗУНов, а от неких дополнительных качеств, для обозначения которых и употребляется понятия «компетенции» и «компетентности», более соответствующие пониманию современных целей образования.

Значительный вклад в подготовку педагогических кадров вносит Набережночелнинский педагогический колледж.

Это образовательное учреждение уникальное по форме и содержанию, со своей историей и традициями, обладает высокой мобильностью, то есть способностью перестраиваться согласно потребностям общества.

В настоящее время ведется профессиональная подготовка в колледже по шести специальностям: «Иностранный язык», «Родной язык и литература», «Преподавание в начальных классах», «Дошкольное образование», «Музыкальное образование», «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем».

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», учитывая потребности города и региона, реализуется широкая программа дополнительной профессиональной подготовки:



  • воспитатели детских садов получают дополнительную подготовку в области иностранного языка, информационных технологий, ритмики и хореографии, охраны и укрепления здоровья детей;

  • учителя начальных классов - в области информатики, ритмики и хореографии, иностранных языков, татарского языка и литературы;

  • учителя музыки получают дополнительную подготовку как музыкальные руководители в дошкольном образовательном учреждении;

  • учителя иностранного языка получают дополнительную подготовку как переводчик и для профессиональных коммуникаций;

  • студенты специальности «Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем» - в области иностранных языков.

В условиях развития «Open city» возрастает потребность в специалистах со знанием языка в детских садах и школах, где учатся дети иностранных специалистов в переводчиках для профессиональных коммуникаций. Колледж имеет опыт в подготовке таких специалистов: 49 выпускников работают в ОАО «КамАЗ». Профессиональная подготовка по специальности «Иностранный язык» является хорошим базисом для продолжения в системе вуза, а затем работы на промышленных предприятиях города.

Таким образом, в педагогическом колледже выделены следующие актуальные направления в подготовке педагогических кадров:



  • лингвистическое;

  • информационное;

  • здоровьесберегающее;

  • эстетическое.

Такой подход с одной стороны позволяет реализовать идею о предоставлении дополнительных возможностей студентам, нацеленным на серьезную подготовку к профессиональной деятельности, стремящимся к наиболее полной самореализации, а с другой стороны, общество получает учителя, владеющего современными профессиональными компетенциями, способного переключаться с одного вида профессиональной деятельности на другой, совмещать различные трудовые функции.

Сочетание профессиональной подготовки по основной специальности с дополнительной подготовкой усиливает мотивацию студентов на повышение качества обучения, которое является стабильным и составляет ежегодно по итогам государственной аттестации более 80%.

Результатом системы привлечения студентов к научно-исследовательской работе являются их награды за участие во всероссийских, региональных и республиканских конкурсах.

Модернизация образовательного процесса в педагогическом колледже проводится в тесном взаимодействии с вузами города и республики, школами, гимназиями, детскими садами.

Наряду со сложившейся системой профессиональной подготовки выстроена система дополнительного профессионального образования: педагогические классы, подготовительные курсы, общеобразовательная ступень колледжа. Система основной и дополнительной подготовки ориентирует педагогический коллектив колледжа уже на этом этапе начать подготовку к освоению будущей профессии путем введения элективных курсов, факультативных часов, программ дополнительного образования для детей.

Опыт, накопленный в период деятельности Набережночелнинского филиала Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета, является основной для развития социального партнерства в сфере основной и дополнительной профессиональной подготовки с Набережночелнинским государственным педагогическим институтом и Елабужским государственным педагогическим университетом и другими вузами.

Педагогический образовательный кластер создает условия для продолжения обучения студентов педколледжа по интегрированным программа педколледж - вуз.

Договоры с педагогическими вузами предусматривают взаимодействие на различных уровнях: руководства, преподавателей, студентов колледжа вуза в таких сферах как образовательный процесс, повышение квалификации кадров, участие студентов в научно-практических конференциях.

Анализ поступления выпускников педагогического колледжа в этом году в вузы является хорошим показателем качества их подготовки и профессионализации.

Из 116 выпускников 109 человек (94%) продолжают обучение в вузах по очной и заочной формам обучения, в том числе в НГПУ - 49 человек (45%), ЕГПУ - 16 человек (15%), Набережночелнинский филиал КГУ - 19 человек (17%) и ТГГПУ - 11 человек (11%).

Система педагогического колледжа готовить практикоориентированного педагогического работника. В педагогическом колледже накоплен достаточный опыт взаимодействия со школами, гимназиями, лицеями, детскими садами, с педагогическими классами. Сложились творческие союзы преподавателей школ и педагогического колледжа в освоении современных образовательных систем.

Так студенты, обучающиеся по специальности «Преподавание в начальных классах» формируют знания и умения работы по образовательным системам: «Школа России», «Школа 2100», по системе Л.В. Занкова. Студенты, обучающиеся по специальности «Музыкальное образование», проводят уроки музыки по программе Д.Б. Кобалевского «Музыка», Н.С. Сокольниковой и Т.И. Баклановой «Искусство», Ю.Б. Алиева «Музыка». Студенты, обучающиеся по специальности «Родной язык и литература», осваивают современную программу А.З. Рахимова. Студенты, обучающиеся по специальности «Дошкольное образование», в ходе практики формируют знания и умения работать по вариативным программам «Радуга», «Детство», «Рекорд».

Творческий подход преподавателей колледжа и учителей школ в работе со студентами при разработке проектов проведения уроков и внеурочных занятий со школьниками, альтернативности в выборе образовательных систем, доверие преподавателей и ответственность перед школьниками усиливают мотивацию студентов на педагогическую деятельность. После педагогической практики более 90% выпускников утверждаются в выборе педагогической профессии.

Практикоориентированная подготовка способствует закрепляемости выпускников колледжа в учебных заведениях города и районов Республики Татарстан. Среди выпускников колледжа продолжают работать в системе образования 4929 человек, что составляет 73% от общего числа выпускников.




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница