СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………… …4
1. Целевой раздел……………………………………………………………….7
1.1. Пояснительная записка……………………………………………………..7
1.1.1. Цели и задачи Программы ……………………………………………….7
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы …………………..8
1.1.3. Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста …………………………………………………………………………….11
1.2. Планируемые результаты…………………………………………………..34
1.2.1. Целевые ориентиры в раннем возрасте………………………………….35
1.2.2. Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы……...35
1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе…………………………………………………………………………..37
2. Содержательный раздел…………………………………………………….40
2.1. Общие положения…………………………………………………………..40
2.2. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях…………………………………………………………………………….40
2.2.1. Физическое развитие …………………………………………………….40
1) Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
2) Физическая культура
2.2.2. Социально-коммуникативное развитие……………………………………..50
1) Социализация, развитие общения, нравственное воспитание
2) Ребенок в семье и сообществе
3) Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание
4) Формирование основ безопасности
2.2.3. Познавательное развитие……………………………………………………..70
1) Формирование элементарных математических представлений
2) Развитие познавательно-исследовательской деятельности
3) Ознакомление с предметным окружением
4) Ознакомление с социальным миром
5) Ознакомление с миром природы
2.2.4. Речевое развитие……………………………………………………….....99
1) Развитие речи
2) Художественная литература
2.2.5. Художественно-эстетическое развитие……………………………...112
1) Приобщение к искусству
2) Изобразительная деятельность
3) Конструктивно-модельная деятельность
4) Музыкальная деятельность
2.3. Мониторинг освоения образовательных областей………………………140
2.4. Часть, формируемая участниками образовательных отношений………144
2.4.1. Взаимодействие взрослых с детьми……………………………………144
2.4.2. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников……………………………………………………………………..145
2.4.3. Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья………………………………………147
3. Организационный раздел…………………………………………………176
3.1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка……………………………………………………………………………..176
3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды……...176
3.3. Кадровые условия реализации Программы……………………………...181
3.4. Материально-техническое обеспечение Программы……………………182
3.5. Финансовые условия реализации Программы………………………… .184
3.6. Планирование образовательной деятельности…………………………..186
3.7. Режим дня и распорядок…………………………………………………..187
3.8. Перспективы работы по совершенствованию и развитию содержания Программы и обеспечивающих ее реализацию нормативно-правовых, финансовых, научно-методических, кадровых, информационных и материально-технических ресурсов……………………………………………..189
3.9. Перечень нормативных и нормативно-методических документов…….191
3.10. Перечень методической литературы……………………………………194
Приложение № 1………………………………………………………………..204
Приложение № 2………………………………………………………………..213
Приложение № 3………………………………………………………………..223
ВВЕДЕНИЕ
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детский сад № 176 разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ, принятым Государственной Думой 21.12.2012; с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ № от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении ФГОС ДО»), Уставом МБДОУ - детский сад №176, с учетом Примерной основной образовательной программы дошкольного образования (одобренной решением федерального учебно–методического объединения по общему образованию, протокол от 20.05.2015г. № 2/15), особенностей Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения – детский сад № 176, возрастных особенностей, образовательных потребностей и запросов воспитанников, семьи.
Именно в дошкольном детстве закладываются ценностные установки развития личности ребенка, основы его идентичности, отношения к миру, обществу, семье и самому себе.
Поэтому миссия дошкольного образования - сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как отправной точки включения и дальнейшего овладения разнообразными формами жизнедеятельности в быстро изменяющемся мире, содействие развитию различных форм активности ребенка, передача общественных норм и ценностей, способствующих позитивной социализации в поликультурном многонациональном обществе.
Задача приобщения детей к жизни в современном социальном пространстве требует обновления не только содержания дошкольного образования, но и способов взаимодействия между детьми и взрослыми, формирования базового доверия ребенка к миру, комфортного и безопасного образа жизни.
Данная образовательная программа и современный педагогический процесс направлены на поддержку разнообразия детства, что предполагает вариативность содержания и организации дошкольного образования. Вариативность содержания дошкольного образования достигается за счет широкого разнообразия образовательных программ, уже существующих в российском образовательном пространстве и разрабатываемых в настоящий момент, применяемых в образовательной деятельности ДОО.
В условиях стремительного роста социальных, экономических, технологических и психологических перемен современные программы психолого-педагогической поддержки подрастающих поколений направлены, прежде всего, на раскрытие разнообразных форм активности, присущих самому ребенку.
Современные достижения цивилизации открывают новые возможности для развития ребенка с первых дней его жизни. Эти возможности связаны:
-
с повышением ценностного статуса детства в современном обществе;
-
с созданием новых форм и видов развивающих сред, способных мотивировать детей;
-
с появлением коммуникационных и сетевых технологий;
-
с расширением инновационных программ профессиональной подготовки педагогов и воспитателей, обладающих мастерством коммуникативной компетентности и искусством мотивирования поведения детей.
Программа направлена на создание социальной ситуации развития дошкольников, социальных и материальных условий, открывающих возможности позитивной социализации ребенка, формирования у него доверия к миру, к людям и к себе, его личностного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей посредством культуросообразных и возрастосообразных видов деятельности в сотрудничестве со взрослыми и другими детьми, а также на обеспечение здоровья и безопасности детей.
На основе Программы на разных возрастных этапах развития и социализации дошкольников конструируется мотивирующая образовательная среда.
Мотивирующая образовательная среда предоставляет систему условий развития детей, включая пространственно-временные (гибкость и трансформируемость пространства и его предметного наполнения, гибкость планирования), социальные (формы сотрудничества и общения, ролевые и межличностные отношения всех участников образовательных отношений, включая педагогов, детей, родителей (законных представителей), администрацию), условия детской активности (доступность и разнообразие видов деятельности, соответствующих возрастно-психологическим особенностям дошкольников, задачам развития каждого ребенка), материально-технические и другие условия образовательной деятельности.
Содержание Программы в соответствии с требованиями Стандарта включает три основных раздела - целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел Программы определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения в виде целевых ориентиров.
Содержательный раздел Программы включает описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка в пяти образовательных областях - социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической.
Программа определяет содержание образовательных областей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей в различных видах деятельности, таких как:
-
игровая (сюжетно-ролевая игра, игра с правилами и другие виды игры),
-
коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и другими детьми),
-
познавательно-исследовательская (исследование и познание природного и социального миров в процессе наблюдения и взаимодействия с ними), а также такими видами активности ребенка, как:
-
восприятие художественной литературы и фольклора,
-
самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),
-
конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,
-
изобразительная (рисование, лепка, аппликация),
-
музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах),
-
двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.
Содержательный раздел Программы включает описание коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей адаптацию и интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе.
Организационный раздел Программы описывает систему условий реализации образовательной деятельности, необходимых для достижения целей Программы, планируемых результатов ее освоения в виде целевых ориентиров, а также особенности организации образовательной деятельности, а именно описание:
-
психолого-педагогических, кадровых, материально-технических и финансовых условий,
-
особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды,
-
особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик,
-
способов и направлений поддержки детской инициативы,
-
особенностей взаимодействия педагогического коллектива с семьями дошкольников,
-
особенностей разработки режима дня и формирования распорядка дня с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, их специальных образовательных потребностей.
Программа состоит из двух частей:
1) обязательной части, которая предполагает комплексность подхода, и обеспечивает развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической). Данная часть Программы обеспечивает преемственность дошкольного и начального общего образования, предполагает формирование у воспитанников предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования
2) части, формируемой участниками образовательного процесса, которая отражает особенности МБДОУ - детского сада № 176 и специфику расположения детского сада, национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
-
Пояснительная записка
-
Цели и задачи Программы
Целью Программы является проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности.
Программа, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, учитывает разнообразие мировоззренческих подходов, способствует реализации права детей дошкольного возраста на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Цели Программы достигаются через решение следующих задач:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования.
Решая задачи по разработке основной образовательной программы, МБДОО использует в своей работе образовательные программы, а также необходимые для ее конструирования и реализации методические и научно-практические материалы, соответствующие Стандарту.
-
Принципы и подходы к формированию Программы
В соответствии со Стандартом Программа построена на следующих принципах:
1. Поддержка разнообразия детства. Современный мир характеризуется возрастающим многообразием и неопределенностью, отражающимися в самых разных аспектах жизни человека и общества. Многообразие социальных, личностных, культурных, языковых, этнических особенностей, религиозных и других общностей, ценностей и убеждений, мнений и способов их выражения, жизненных укладов особенно ярко проявляется в условиях Российской Федерации - государства с огромной территорией, разнообразными природными условиями, объединяющего многочисленные культуры, народы, этносы. Возрастающая мобильность в обществе, экономике, образовании, культуре требует от людей умения ориентироваться в этом мире разнообразия, способности сохранять свою идентичность и в то же время гибко, позитивно и конструктивно взаимодействовать с другими людьми, способности выбирать и уважать право выбора других ценностей и убеждений, мнений и способов их выражения.
Принимая вызовы современного мира, Программа рассматривает разнообразие как ценность, образовательный ресурс и предполагает использование разнообразия для обогащения образовательного процесса. Учреждение выстраивает образовательную деятельность с учетом региональной специфики, социокультурной ситуации развития каждого ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей, ценностей, мнений и способов их выражения.
2. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. Самоценность детства - понимание детства как периода жизни значимого самого по себе, значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот этап является подготовкой к последующей жизни. Этот принцип подразумевает полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного детства), обогащение (амплификацию) детского развития.
3. Позитивная социализация ребенка предполагает, что освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства происходят в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми, направленного на создание предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире.
4. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей)), педагогических и иных работников Учреждения) и детей. Такой тип взаимодействия предполагает базовую ценностную ориентацию на достоинство каждого участника взаимодействия, уважение и безусловное принятие личности ребенка, доброжелательность, внимание к ребенку, его состоянию, настроению, потребностям, интересам. Личностно-развивающее взаимодействие является неотъемлемой составной частью социальной ситуации развития ребенка в организации, условием его эмоционального благополучия и полноценного развития.
5. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Этот принцип предполагает активное участие всех субъектов образовательных отношений - как детей, так и взрослых - в реализации программы. Каждый участник имеет возможность внести свой индивидуальный вклад в ход игры, занятия, проекта, обсуждения, в планирование образовательного процесса, может проявить инициативу. Принцип содействия предполагает диалогический характер коммуникации между всеми участниками образовательных отношений. Детям предоставляется возможность высказывать свои взгляды, свое мнение, занимать позицию и отстаивать ее, принимать решения и брать на себя ответственность в соответствии со своими возможностями.
6. Сотрудничество Учреждения с семьей. Сотрудничество, кооперация с семьей, открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учет в образовательной работе являются важнейшим принципом образовательной программы. Сотрудники Учреждения должны знать об условиях жизни ребенка в семье, понимать проблемы, уважать ценности и традиции семей воспитанников. Программа предполагает разнообразные формы сотрудничества с семьей как в содержательном, так и в организационном планах.
7. Индивидуализация дошкольного образования предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса, появления индивидуальной траектории развития каждого ребенка с характерными для данного ребенка спецификой и скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности и возрастно-психологические особенности. При этом сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, разных форм активности. Для реализации этого принципа осуществляется регулярное наблюдение за развитием ребенка, сбор данных о нем, анализ его действий и поступков; помощь ребенку в сложной ситуации; предоставление ребенку возможности выбора в разных видах деятельности, акцентирование внимания на инициативности, самостоятельности и активности ребенка.
8. Возрастная адекватность образования. Этот принцип предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей. Используются все специфические виды детской деятельности (игру, коммуникативную и познавательно-исследовательскую деятельность, творческую активность, обеспечивающую художественно-эстетическое развитие ребенка), опираясь на особенности возраста и задачи развития, которые должны быть решены в дошкольном возрасте. Деятельность педагога является мотивирующей и соответствует психологическим законам развития ребенка, учитывает его индивидуальные интересы, особенности и склонности.
9. Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование детей, а также использование ресурсов местного сообщества и вариативных программ дополнительного образования детей для обогащения детского развития. Программа предполагает, что Учреждение устанавливает партнерские отношения не только с семьями детей, но и с другими организациями и лицами, которые могут способствовать обогащению социального и/или культурного опыта детей, приобщению детей к национальным традициям (посещение театров, музеев, освоение программ дополнительного образования), к природе и истории родного края; содействовать проведению совместных проектов, экскурсий, праздников, посещению концертов, а также удовлетворению особых потребностей детей, оказанию психолого-педагогической и/или медицинской поддержки в случае необходимости (центры семейного консультирования и др.).
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДРУГИМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ
Управление образования г. Екатеринбурга
Отдел образования
Октябрьского района г. Екатеринбурга
Поликлиника
№ 13
МОУ СОШ № 26
РМО
ИРРО
КДЦ «На Варшавской»
МБДОУ № 177
Детский Музей истории Екатеринбурга
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ДРУГИМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ
Отдел образования
Октябрьского района г. Екатеринбурга
Поликлиника
№ 13
КДЦ «На Варшавской»
Тк ПДН и ЗП
ТПМПК «Радуга»
10. Развивающее вариативное образование. Этот принцип предполагает, что образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения им тех или иных действий, с учетом его интересов, мотивов и способностей. Данный принцип реализуется педагогом через ориентацию на зону ближайшего развития ребенка (Л.С. Выготский), что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей ребенка.
11. Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей. В соответствии со Стандартом Программа предполагает всестороннее социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей посредством различных видов детской активности. Деление Программы на образовательные области не означает, что каждая образовательная область осваивается ребенком по отдельности, в форме изолированных занятий по модели школьных предметов. Между отдельными разделами Программы существуют многообразные взаимосвязи: познавательное развитие тесно связано с речевым и социально-коммуникативным, художественно-эстетическое - с познавательным и речевым и т.п. Содержание образовательной деятельности в одной конкретной области тесно связано с другими областями. Такая организация образовательного процесса соответствует особенностям развития детей раннего и дошкольного возраста.
12. Инвариантность ценностей и целей при вариативности средств реализации и достижения целей Программы. Стандарт и Программа задают инвариантные ценности и ориентиры, с учетом которых Учреждение имеет свою основную образовательную программу и которые для нее являются научно-методическими опорами в современном мире разнообразия и неопределенности. При этом Программа составлена с учетом выбора образовательных программ, многообразия конкретных социокультурных, географических, климатических условий реализации Программы, разнородности состава групп воспитанников, их особенностей и интересов, запросов родителей (законных представителей), интересов и предпочтений педагогов и т. п.
Поделитесь с Вашими друзьями: |