34. Характер и его формирование. Характер и личность. Типологии характера



Дата22.02.2016
Размер71.7 Kb.
34. Характер и его формирование. Характер и личность. Типологии характера.
Характер (от греч. «печать», «чеканка») - это относительно устойчивые свойства личности, которые  определяют ее качественное своеобразие и выражает ее направленность и способы реализации этой направленности (определение С.Л. Рубинштейна).

Вопрос о соотношении темперамента и характера ставился многими психологами. Можно выделить четыре группы мнений по этому вопросу:



  • отождествление темперамента и характера (Кречмер).

  • противопоставление темпераменту характера (Темперамент представляет собой врожденную первичную реакцию личности. Характер же - это проявление вторичной, приобретенной в опыте реакции. Между первичной реакцией, образующей "первичную индивидуальность", и вторичной реакцией, или "вторичной индивидуальностью", возникает антагонизм – т.з. Д.Левитова)

  • признание темперамента элементом характера (это точка зрения обозначена И. П. Павловым и его последователями. Тип темперамента есть прирожденный конституциональный вид нервной деятельности человека. Под влияниям окружающей обстановки, на которую человек вынужден реагировать, формируется окончательная наличная нервная деятельность, которая есть сплав из черт типа темперамента и результатом научения).

  • признание темперамента основной природой характера (темперамент рассматривается как врожденная основа характера, динамичная сторона характера и личности в целом. Темперамент есть наличная предпосылка, а характер — конечный результат воспитательного процесса. Темперамент считается ядром характера, его неизменной частью, в отличие от самого характера, изменяющегося в течение жизни.
    Такую точку зрения можно найти у Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, В. М. Русалова).

Отличия характера от темперамента:

1) Темперамент определяет человека как природное существо, а характер – как личность.

2) Основные факторы, определяющие темперамент – анатомо–физиологические особенности человека, а характер определяют анатомо-физиологические осбенности, условия жизни человека, социальное окружение, воспитание, влияние жизненных проблем.

3) Темперамент – это формально–динамические характеристики психических процессов, характер – это особенности личности, связанные с ее направленностью.

По Выготскому основную роль в формировании и развитии характера играет общение ребенка с окружающими людьми. Сензитивным периодом для становления характера обычно считают возраст от 2-3 лет до 10, когда дети много и активно общаются со взрослыми и открыты для воздействия со стороны.

Таким образом, характер складывается под влиянием не только темперамента, но еще и социальных условий жизни человека, сам человек может повлиять на формирование своего характера: поставить себе задачу, воспитать волю (см. второе рождение личности в деятельностном подходе, когда человек (подросток) начинает сам осознавать и подчинять себе свои мотивы. Уже не только мотивы управляют им, а и он может управлять своими мотивами).

По А. Адлеру характер – это средство осуществления индивидуального жизненного стиля человека. Например, человек, который стремится к превосходству, личной власти, разовьет определенные черты характера, необходимые для достижения этой цели – амбицию, зависть, недоверие и пр. Адлер указывает, что эти черты характера не являются врожденными, первичными, это "вторичные факторы, навязываемые тайной целью человека". Жизненный стиль – это уникальный способ, выбранный каждым человеком для следования своей жизненной цели, это интегрированный стиль приспособления к жизни и взаимодействия с жизнью вообще.

Отношения между характером и личностью фиксируются в формуле: личность в своем развитии отменяет характер. Личность преодолевает те черты характера, которые неприемлемы для ее развития. Описание зрелой личности предполагает переход с языка черт характера на язык свойств личности. Характер определяет, как реализуется процесс взаимодействия человека с миром, а личность – то, ради чего живет человек. При этом их связь не всегда очевидна («Хороший человек с дурным характером»).

Научный подход к изучению характера берет свое начало в труде древнегреческого ученого Теофраста «Характеры». Позднее в работах А. Сен-Симона, Ф. Ларошфуко, Д. Дидро и др. анализируются характеры людей того времени, условия их формирования, при этом центральное место отводится среде и воспитанию. Д. Лафатер, Ф. Галль связывали становление характера с наследственными факторами. В XIX в. была поставлена задача создания специальной науки - характерологии (или этологии). Ею в основном разрабатывались проблемы структуры и типологии характера (А. Бэн, Т. Рибо, А. Фулье и др.). XX в. также стал продуктивным в плане создания типологий характера.

Наиболее интересные и жизненно правдивые типологии характера возникли в пограничной области, на стыке психологии и психиатрии. Они принадлежат клиницистам, которые в своих типологиях обобщили многолетний опыт работы с людьми. Здесь встречаются такие имена, как К. Юнг, Э. Кречмер, П. Б. Ганнушкин, К. Леонгард, А. Е. Личко и др.

Практически все авторы подчеркивал и, что характер может быть более или менее выражен. По интенсивности проявления характеры можно подразделить на абсолютно "нормальные", выраженные (акцентуации) и характеры с сильными отклонениями (психопатии). Акцентуации характера рассматриваются как крайние варианты нормы. Они, в свою очередь, подразделяются на явные и скрытые.

Существуют критерии, которые позволяют отличить акцентуацию от психопатии (критерии психопатий Ганнушкина – Кербикова).

Характер можно считать патологическим, если он относительно стабилен во времени, т. е. мало меняется в течение жизни.

Второй признак - тотальность проявлений характера: при психопатиях одни и те же черты характера обнаруживаются всюду, в любых обстоятельствах.

Третий признак психопатий - это социальная дезадаптация: у человека постоянно возникают жизненные трудности, причем эти трудности испытывает либо он сам, либо окружающие его люди, либо и тот и другие вместе.

В случае акцентуаций характера может не быть ни одного из перечисленных выше признаков психопатий и, по крайней мере, никогда не присутствуют все три признака сразу.



А. Е. Личко выделяет следующие типы акцентуаций:

гипертимный (взрывной, кипучая энергия, подвижность, болтливость, приподнятое настроение),

циклоидный (периодическая смена настроения, переход от периодов подъема к депрессии),

лабильный (крайняя изменчивость настроения под влиянием ничтожным стимулов),

астено-невротический (беспокойный сон, плохой аппетит, плаксивость, раздражительность, склонность к ипохондрии),

сензитивный (пугливость, робость, застенчивость, замкнутость, впечатлительность, чувство неполноценности),

психастенический (склонность к рассуждениям, к самоанализу, мнительность, педантизм, формализм, нетерпеливость),

шизоидный (замкнутость, холодность, неумение понимать чувства других, склонность к фантазиям, необычные увлечения),

эпилептоидный (склонность к вспышкам гнева, инертность мышления, садистские наклонности, жадность, аккуратность, угодничество, приземлённые интересы),

истероидный (жажда быть в центре внимания, демонстративное поведение, обостренное самолюбие, лживость),

неустойчивый (тенденция плыть по течению, слабоволие) и конформный (готовность подчиниться, ханжество, уступчивость).

Как и в случае психопатий, различные типы могут сочетаться, или смешиваться, а одном человеке, хотя сочетания эти не любые.

В основе типологии Э.Кречмера (работа «Строение тела и характер») лежат конституциональные особенности человека. Кречмер выделил 4 типа телосложения: астенический (худой), атлетический (развитая мускулатура), пикнический (выраженная жировая прослойка) и диспластический (образец уродства, с диспропорциональным развитием тела) и обнаружил корреляции между типом телосложения и определенным психическим заболеванием (в случае патологии) или определенными чертами характера (в случае нормы). Так, астеническое телосложение характерно для шизотимиков (людей замкнутых, склонных к абстрактному мышлению, которые плохо адаптируются в социуме), атлетическое – для иксотимиков (сдержанные люди, не склонные к открытой демонстрации эмоций, скрупулезные в мелочах); пикническое – для циклотимиков (общительные, склонны к резким перепадам настроения, открыты новым впечатлениям).

В основе классификации Юнга лежит психологическая направленность личности (интровертивная – на себя, экстравертивная – на окружающий мир), а также преобладающая у человека психическая функция: мышление, чувство, ощущение, интуиция. В соответствии с преобладающей функцией Юнг выделяет мыслительный, чувственный, ощущающий и интуитивный типы личности. С учётом направленности личности каждый из них может быть как экстравертным, так и интровертным. Таким образом, образуются 8 типов.

Помимо индивидуальных черт в характере человека выделяются социально-типические. Так, Э.Фромм создал концепцию социального характера. Социальный характер — это модальная структура личности, характеризующаяся всеобщностью, адаптивностью и стабильностью. Перечисленные характеристики означают, что индивидуальный характер каждого члена общества содержит в себе ядро типичного социального характера, что он наиболее эффективен для приспособления к условиям жизни в данном обществе и с трудом поддается изменениям. Фромм описал пять типов социального характера: рецептивный (зависимый), эксплуатирующий (агрессивный), накопительский (консервативный), рыночный и продуктивный. Лишь последний из них, по мнению Фромма, может расцениваться как здоровый и отражает свободную сознательную активность субъекта.

Существует также понятие «национального характера» как исторически сложившейся совокупности устойчивых психологических черт нации, определяющих привычную манеру поведения и типичный образ жизни людей, их отношение к труду, к другим народам, к своей культуре.


Источники: лекции Капустина, установочная лекция Капустина, учебник Гиппенрейтер, учебник Нурковой, Березанской, Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий
Каталог: olderfiles
olderfiles -> Сборник адресован социальным педагогам, специалистам по социальной работе, студентам педагогических специальностей
olderfiles -> Конспект лекций по курсу «Организационное поведение»
olderfiles -> Выполнила Верченова Евгения(8
olderfiles -> Уроки русского языка в 5 классе по учебному комплексу В. В. Бабайцевой для классов и школ с углублённым изучением русского языка книга для учителя
olderfiles -> Книга открытое сознание открытое общество
olderfiles -> Языковое бытие человека и этноса: когнитивный и психолингвистический
olderfiles -> Д. Мак-Фарленд Поведение животных. Психобиология, этология и эволюция
olderfiles -> Скромность в общении означает сдержанность в оценках, уважение вкусов, привязанностей других людей. Антиподами скромности являются высокомерие, развязность, позерство. Точность
olderfiles -> Учебно-методический комплекс курса «Педагогика»
olderfiles -> Адаптация иностранного опыта в условиях глобализации высшего образования


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница