Гуманизация процесса воспитания как социально-педагогическая проблема
содержание
введение 3
1. гуманизация процесса воспитания как
социально-педагогическая проблема 5
2. гуманизация процесса воспитания в
современной российской школе 9
заключение 12
список литературы 14
введение
Актуальность темы реферата обусловлена обострением противоречий между объективной необходимостью гуманизации образования и его современным состоянием|станом|, между процессами саморазвития личности и системой традиционного нормосоответствия| обучения и воспитания, а также недостаточной разработанностью теоретических основ|основания| отмеченной проблемы.
На современном этапе развития российского государства особую актуальность приобретает проблема создания условий для формирования личности, которая|какая| имеет высокий уровень самосознания, творческой активности, ответственности, руководствуется в своей общественно полезной деятельности и поведении гуманистическими ценностями. Такого человека может воспитать школа, для которой|какой| приоритетом является развитие активно творческих возможностей личности, ее индивидуального потенциала.
В связи с этим социальные и педагогические проблемы гуманизации воспитательного процесса общеобразовательной школы становятся|стают| приоритетными в российском обществе. Это привело к|до| интенсификации поисков новых, нетрадиционных форм и методов воспитания. Следует взвесить и то, что в недрах старой системы образования сначала сформировались новые подходы к|до| локальным средствам обучения и воспитания личности, а впоследствии появились альтернативные школы с их целостными|цельными| концепциями.
Показательно, что альтернативные учебные заведения более лабильны и гибки, намного легче адаптируются к|до| современным изменениям|смене| в обществе, а значит, имеют больше возможностей для совершенствования и гуманизации как содержания образования, так и применения разнообразных|многообразных| активных форм и методов воспитания.
Поэтому попытка построить модель гуманного воспитательного процесса и проверить ее жизнеспособность| на материале именно частных|приватных| школ нового типа – это первый этап в решении этой проблемы. Следующий этап - создание целостной|цельной| концепции гуманизации образования и воспитания и широкое внедрение|вводит| ее в практику традиционных общеобразовательных школ.
Объект исследования: гуманизация воспитательного процесса в общеобразовательной школе как социально-педагогическая проблема.
Предмет исследования: содержание, формы, методы гуманизации воспитания в общеобразовательной школе.
Цель работы заключается в изучении основ гуманизации процесса воспитания как социально-педагогической проблемы.
1. гуманизация процесса воспитания как
социально-педагогическая проблема
Среди представителей современных психолого-педагогических| школ нет единого подхода относительно|касательно| определения сущности, составляющих, направлений и уровней реализации процесса гуманизации воспитания общеобразовательных школ. Однако большинство исследователей рассматривают его как сложный многоаспектный процесс переосмысления всех компонентов образования в свете их человекотворческой функции. Поэтому принципиально важным для характеристики исследуемой проблемы является вопрос о взаимосвязи и соотношении понятий “гуманизм”, “гуманизация воспитательного процесса”, “личностно ориентированная|ориентируемый| воспитательная среда”1.
Гуманизм – это система взглядов на человека как на наивысшую ценность, которая сложилась|состоит| исторически, которая|какая| считает|думает| благо человека критерием общественной оценки, а принцип человечности – необходимой нормой отношений между людьми. В его основе|основании| – совокупность моральных ценностей и норм поведения, которая утверждает отношение к человеку как к “мере всех вещей|дела|”. Поэтому необходимыми организационно педагогическими условиями его реализации необходимо считать внедрение идей гуманизма в цель, содержание, формы и методы урочной и внеурочной деятельности школы, в управление школой и характер взаимоотношений всех участников учебно-воспитательного процесса: учеников, учителей, родителей.
Решающим фактором внедрения принципа гуманизма в реальную жизнь школы является создание в ней личностно ориентированной|ориентируемой| воспитательной среды, которую|какую| можно определить как совокупность целенаправленно созданных социальных и педагогических условий, которые|какие| обеспечивают формирование интеллектуально, духовно и физически развитой личности с гармоничным сочетанием общечеловеческих и национальных ценностей, способной к|до| социальному самоопределению и самореализации.
Тогда все изложенное позволяет охарактеризовать гуманизацию воспитания личности как процесс формирования личностно ориентированной|ориентируемой| воспитательной среды на принципах взаимодействия всех участников педагогического процесса.
Гуманизация образования является достаточно масштабной во времени осуществления и сложной по структуре, это процессы морально психологической перестройки человека, внутренней переориентации системы духовных ценностей, осознания собственного достоинства и ценности другого человека, формирования чувств ответственности и причастности к|до| прошлому, современному и будущему.
Гуманизация воспитательного процесса наиболее эффективно осуществляется тогда, когда происходит развитие творческих способностей и гражданских качеств личности; создан комфортный морально психологический климат, атмосфера взаимодоверия, взаимоуважения и взаимоответственности|; социокультурная среда, которая|какая| стимулирует к|до| самопознанию и самоусовершенствованию; учитываются индивидуальные особенности учеников, происходит демократизация управления школой; очеловечивание всего содержания учебно-воспитательной деятельности, всех видов и форм взаимоотношений между всеми участниками учебно-воспитательного процесса. Важным критерием является также мотивация получения|снискания| учениками знаний, которая|какая| является основой|основанием| поведения личности.
Можно выделить пять уровней сформированности гуманного педагогического процесса в классах общеобразовательных школ: более высокий, высокий, средний, низкий, элементарный. В их основе|основании| – степень гуманизации обучения и воспитания в школе, то есть ее проникновение в разные|различные| области школьной жизни. Соответственно элементарный уровень характеризует негуманный педагогический процесс, когда только кое-кто из|с| учителей пытается наладить диалогическое общение с учениками; низкий – процесс гуманизации не выходит|исхаживает| за рамки взаимоотношений учеников и учителей; средний – гуманистические изменения|смена| состоялись в общении всех участников учебно-воспитательного процесса, а также в формах и методах обучения и воспитания; высокий – принцип гуманизации заложен в цель и концепцию школы, в основном осуществлена гуманизация содержания обучения и воспитания, их форм и методов, взаимоотношений учеников, учителей и родителей; более высокий – характеризуется как идеальный, когда можно утверждать об осуществлении гуманного учебно-воспитательного процесса на практике, то есть о создании в школе личностно ориентированной|ориентируемой| воспитательной среды1.
Критериальные показатели, которые отображают процессуальный характер гуманизации воспитания, имеют большое значение. Такими показателями являются: степень психологической комфортности учеников в школе; учет их возрастных жизненных ритмов, дифференцированный| подход, работа в индивидуальном режиме учеников; оптимизация форм контроля знаний; обеспечение чувства успеха каждому ребенку; организация “жизненного пространства|простора|” учеников, продуманное окружение; степень интеграции школы и семьи, то есть степень сформированности личностно ориентированной|ориентируемой| воспитательной среды.
Анализ изучения этих показателей в общеобразовательных школах свидетельствует, что, например, большинство учеников старших классов знакомы и осведомлены о понятиях “гуманистический идеал”, “общечеловеческие и национальные ценности”, “гуманные личностные отношения”. Они хорошо осознают, что эффективность обучения и воспитания в современной школе в значительной мере|в значительной степени| зависит от отношений, которые сложились|состоят| между ними. Подавляющее большинство старшеклассников (81,2%) ценят участие своих родителей в школьных делах и считают|думают| его позитивным|положительным| явлением, способным изменить|сменить| в лучшую сторону их отношения с самими родителями, а также с одноклассниками и учителями. Однако обнаруживается|выявляет| противоречие|противоречивость| между стремлением учеников и учителей наладить такие гуманные взаимоотношения и реальным их уровнем: отсутствием духовной связи между ними, часто даже простого доверия, паритетного диалога, преобладанием авторитаризма в общении.
2. гуманизация процесса воспитания в
современной российской школе
Проблему гуманизации воспитательного процесса в современной школе можно без сомнения назвать стержневой. К этому побуждает ряд факторов. Во-первых, современная школа появляется на базе советского политического образования, в котором гуманистический идеал был подменен утопической формой идеи, которая реализовалась коммунистической властью. Во-вторых, современная российская молодежь находится в инфляционном пространстве, в котором достаточно часто прославляются и возводятся в ранг ценностей насилие, разврат, вседозволенность, и все это подается как своеобразный имидж настоящего человека. Таким образом происходит подмена понятия гуманизм. Наблюдение и анализ известных педагогов приводят к выводу, что дети нашего настоящего — это поломанные деревья и разоренные цветы на клумбах, еще — замученные котята и голуби, выбитые оконные стекла в школах и гадкие надписи на храмах образования, неряшливость, невнимательность, грубость в обращении с взрослыми, кражи из чужого кармана, сальные матерные слова и анекдоты, наркотики и алкоголь, табак, и подростковый секс.
Переходя к рассмотрению проблемы, очерченной выше, стоит остановиться на некоторых методологических аспектах. Прежде всего, необходимо критически оценить употребление и введение в обращение понятия «гуманистическая христианская мораль». Некстати возводить гуманистическую и христианскую мораль под один знаменатель, поскольку гуманистическая и христианская мораль - понятия противоречивые и по своему генезису, и по сути. Гуманизм мерилом всех ценностей имеет человека, христианство — Бога. Гуманизм сформировался в борьбе с христианством. Однако отрицает сегодня христианская мораль гуманистическую? Исходя из законов логики и истории философии — да. Исходя из интересов воспитания в современной школе — нет. К этому выводу приходим, обратившись к педагогическому наследству выдающегося педагога Григория Ващенко. Профессор, заведующий кафедры педагогики Дрогобычского пединститута О. Вишневский, на основе анализа труда Г. Ващенко «Воспитательный идеал» отмечает: «К общечеловеческим ценностям принадлежит моральный закон творения добра и борьбы со злом, поиск правды, справедливости, признания идеалов любви и красоты. Носителем всех этих стоимостей является христианская религия. Она ориентирует человека на служение Высшему идеалу». Как видим, возможно сочетание в воспитании высоконравственного человека как христианских, так и гуманистических ценностей1.
Сам же Ващенко, обращаясь к христианскому воспитательному идеалу, отмечал: «Путь подражания Христу определяет и христианские блага как черты идеального христианина. Таких основных благ три: вера, надежда и любовь. Все эти блага органично связаны между собой и не могут существовать одно без другого. Основой и началом их является вера. Религия является связью между Богом и человеком. Поэтому вера должна быть живой. Характерной чертой верующего христианина является ощущение Бога. Вера является основой надежды. Надежда является проявлением твердости и прочности веры. Основой надежды является вера во Всемогущего Бога, в его благословение и любовь, в его Провидение».
В основу воспитательного процесса в современной школе нужно заложить воспитание трех составных частей души: ума, воли, чувств, в соответствии с естественными задатками каждого ребенка. И работа в этом направлении же ведется. Нужно содействовать овладению учениками знаниями, развитию способностей и навыков, выработке норм поведения, необходимых для реализации основных прав человека, воспитанию национального самосознания и духовной культуры свободной, гармонично развитой личности, осознанию ценностей своей национальной культуры и национальных культур других народов, ориентации учеников на познание себя и окружающего мира; усвоение важнейших жизненных ценностей, среди которых особенный приоритет, с одной стороны имеют стремление личного счастья, успеха, умения принять оптимальные решения, чувства ответственности, за свою судьбу, и с другой, — потребность служить обществу.
Важной составляющей воспитательного процесса должна стать такая система образования, в которой совмещают школы государственные или частные с одинаковой программой и идеологическим направлением. Должна быть поставлена на высоком уровне научная работа на участке теоретической педагогики, согласно научным традициям России. А первым шагом к реализации идей, выдвинутых выше, должно стать внедрение в школьную программу обязательного изучения религии, в частности истории возникновения, распространения и утверждения христианства. Форма реализации может быть разная. Можно внедрить отдельный курс или изучать интегрированно в курсе истории1.
заключение
Большинство исследователей рассматривают процесс гуманизации воспитания в школах как сложный многоаспектный процесс переосмысления всех компонентов образования в свете их человекотворческой функции. Поэтому принципиально важным для характеристики исследуемой проблемы является вопрос о взаимосвязи и соотношении понятий “гуманизм”, “гуманизация воспитательного процесса”, “личностно ориентированная|ориентируемый| воспитательная среда”.
Гуманизм – это система взглядов на человека как на наивысшую ценность, которая сложилась|состоит| исторически, которая|какая| считает|думает| благо человека критерием общественной оценки, а принцип человечности – необходимой нормой отношений между людьми. В его основе|основании| – совокупность моральных ценностей и норм поведения, которая утверждает отношение к человеку как к “мере всех вещей|дела|”. Поэтому необходимыми организационно педагогическими условиями его реализации необходимо считать внедрение идей гуманизма в цель, содержание, формы и методы урочной и внеурочной деятельности школы, в управление школой и характер взаимоотношений всех участников учебно-воспитательного процесса: учеников, учителей, родителей.
Решающим фактором внедрения принципа гуманизма в реальную жизнь школы является создание в ней личностно ориентированной|ориентируемой| воспитательной среды, которую|какую| можно определить как совокупность целенаправленно созданных социальных и педагогических условий, которые|какие| обеспечивают формирование интеллектуально, духовно и физически развитой личности с гармоничным сочетанием общечеловеческих и национальных ценностей, способной к|до| социальному самоопределению и самореализации.
Гуманизация образования является достаточно масштабной во времени осуществления и сложной по структуре.
Можно выделить пять уровней сформированности гуманного педагогического процесса в классах общеобразовательных школ: более высокий, высокий, средний, низкий, элементарный.
Критериальные показатели, которые отображают процессуальный характер гуманизации воспитания, имеют большое значение. Такими показателями являются: степень психологической комфортности учеников в школе; учет их возрастных жизненных ритмов, дифференцированный| подход, работа в индивидуальном режиме учеников; оптимизация форм контроля знаний; обеспечение чувства успеха каждому ребенку; организация “жизненного пространства|простора|” учеников, продуманное окружение; степень интеграции школы и семьи, то есть степень сформированности личностно ориентированной|ориентируемой| воспитательной среды.
Для решения проблемы гуманизации процесса воспитания ряд авторов предлагает в основу воспитательного процесса в современной школе заложить воспитание трех составных частей души: ума, воли, чувств, в соответствии с естественными задатками каждого ребенка.
Важной составляющей воспитательного процесса должна стать такая система образования, в которой совмещают школы государственные или частные с одинаковой программой и идеологическим направлением.
список литературы
-
Орлова Л.Ю. Гуманизация воспитания и обучение на основе гендерного подхода / Российские женщины и европейская культура: материалы V конференции, посвящённой теории и истории женского движения / Сост. и отв.ред. Г.А. Тишкин. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. - С.222-234.
-
Белухин Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики. - М., 2006.
-
Крупнов А.И. Гуманизация образования и развитие свойств личности. – М., 2008.
-
Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М., 2005.
-
Шевченко С.Г. Коррекционно – развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты. – М., 2007.
Поделитесь с Вашими друзьями: |