24. Априоризм И. Канта



Дата25.04.2016
Размер52.5 Kb.

24. Априоризм И. Канта.


И. Кант (1724-1824) основатель нем. классической философии. Фил. развитие К. делится на 2 периода. В перв. период (до нач. 70-х гг) пытался решать ф. пробл. - о бытии, фил. природы, религии, этики, логики исходя из убеждения, что ф. м.б. разработана и обоснована как умозрительная наука. Во 2-й пер. (критический) пытается строго отделить явления от вещей в себе. "Критиками" названы основные произведения: "Критика чистого разума", "Критика практического разума", "Критика способности суждения". Ранее субъективное начало рассматривалось как помеха на пути к истинному познанию. Пытается установить различие между субъективными и объективными элементами знания в самом субъекте. Кант переосмысливает понятие субъекта и впервые в философии ставит вопрос о всеобщности субъекта.

Теория познания Канта: Существуют вещи сами по себе. Эти вещи действуют на органы чувств человека, порождают многообразные ощущения. Такие ощущения упорядочиваются доопытными формами чувственности - пространством и временем. Восприятия носят субъективный характер. Деятельность рассудка на основе форм мышления - понятий и категорий - придает этим восприятиям всеобщий и необходимый характер. Вещь сама по себе через органы чувств, форму чувственности и рассудка явилась субъекту, и он может делать о ней определенные умозаключения. Вещи, как они существуют в сознании субъекта - явления. Человек может знать только явления. Каковы вещи сами по себе, т. е. каковы их качество и свойства вне сознания субъекта, человек не знает и знать не может. Поэтому вещи сами по себе для человека становятся "вещами в - себе", непознанными, нераскрытыми.

Формам чувственности и рассудка доступен только мир опыта. Все, что находится за пределами опыта, - умопостигаемый мир - может быть доступен только разуму. Разум - это высшая способность субъекта, которая руководит деятельностью рассудка, ставит перед ним цели. Разум оперирует идеями. Идеи у Канта - это не сверхчувственные сущности, а это представления о цели, к которой стремится наше познание, о задачах которые оно перед собой ставит. Идеи разума выполняют регулирующую функцию в познании, побуждая рассудок к деятельности. Рассудок стремится к абсолют. знанию и выходит за пределы опыта. Но его средства - понятия и категории - действуют только в этих пределах. Поэтому рассудок впадает в иллюзии, запутывается в противоречиях. Доказательству положения о том, что идеям разума не может соответствовать реальный объект, что разум опирается на мнимые идеи, служит учение К. об антиномиях разума. Антиномии - это противоречивые взаимоисключающие положения. Антиномии имеют место там, где с помощью конечного человеческого разума пытаются делать заключения не о мире опыта, а о мире "вещей самих по себе". Этика. Нравственный закон требует, чтобы каждый поступал так, чтобы правило его личного поведения могло стать правилом для всех. Поступок м.б. моральным только если он соверш из уважения к нравст. з-ну. К. стремился ослабить зависимость этики от веры. Он утверждает, что не нравственность основана на религии, а наоборот.

К. полагает, что главный вопрос ф. – антропологический: «Что такое человек?», который охватывает три кардинальных вопроса:

1.что я могу знать? (гносеологический) - Отв в крит чист разума.

2. Что я должен делать? (моральный) - Отв в крит практ разума.

3.на что я смею надеятся? (религионзный) Отв в религии в пред только разума.

Основные идеи К. связаны с теорией познания. Центральная задача К. – нахождение всеобщих и необходимых оснований человеческого познания и гуманистических ценностей, прежде всего свободы личности.



«Критика чистого разума» анализирует сам процесс чел. познания: Философы Нового времени считали, что разум человека всесилен, его возможности безграничны, из законов разума выводятся все другие законы и принципы. Кант производит переворот в таком понимании роли и значения разума и рационального мышления. Он приходит к выводу об ограниченности разума сферой человеческой практики, практической жизнью людей и прежде всего моралью и религией. К. переводит проблему в иную плоскость и фактически задает гносеологическое направление в ф., которое рассматривает процесс познания как субъектно-объектное отношение.

Познание протекает по собственным законам. Не характер субстанции, а специфика познающего субъекта рассматривается как главный фактор, определяющий способ познания. Анализирует структуру субъекта для того, чтобы решить вопрос, что же такое истинное знание. Предметом теоретической философии по К., должно быть не изучение вещей самих по себе - природы, мира, человека, а исследования законов человеческого разума и его познавательной деятельности. В этом смысле Кант назвал свою философию трансцендентальной. Он назвал свой метод также критическим, в отличие от догматического метода рационализма XVII века предпринять критический анализ наших познавательных способностей для того, чтобы выяснить их природу и возможности. Таким образом, гносеологию Кант ставит на место онтологии, тем самым осуществляя переход от метафизики субстанции к теории субъекта.

Создание трансцендентальной философии было ответом на целый ряд трудностей, возникших в науке и философии в XVII и первой половине XVIII века, с которыми не сумели справиться и представители до-кантовского рационализма и эмпиризма. Одной из них была проблема обоснования объективного научного знания, прежде всего механики, основанной на математике и эксперименте, предполагавшем конструирование идеального объекта. Для обоснования законности применения математических конструкторов к природным процессам, необходимо было доказать, что процесс конструирования имеет некий аналог в самой природе; для решения этого вопроса Кант меняет саму его постановку. Он спрашивает: “Какими должны быть характер и способности познающего субъекта для того, чтобы предмет познания согласовался с нашим знанием о нем.” Философское открытие Канта состоит именно в том, что основу научного познания он усмотрел не в созерцании умопостигаемой сущности предмета, а в деятельности по его конструированию, порождающей идеализированные объекты. Критика чистого разума является критикой “силы разума вообще относительно ко всем познаниям, к которым разум может направляться независимо от опыта и тем самым он является решением относительно возможности метафизики вообще”. В качестве образца “научного” познания Кант принимает Ньютоновское естествознание и математику, и границы познания устанавливаются условиями научно достоверного познания.

Кант в “Критике чистого разума” дает подробную критику замыслов предшествующей метафизики. Он решает следующие вопросы: 1. Как возникла “чистая математика”; 2. Как возникло “чистое естествознание”; 3. Как вообще возможна математика; 4. Как вообще возможна метафизика, как наука? Этот способ постановки вопроса (постановка вопроса о возможном) Кант называет трансцендентальным, а свои ответы - трансцендентальной теорией.

До К. в теории познания господствовало представление, что структура и знание определяются объектом познания. К. говорил обратное: структуру познания определяет субъект познания.

Познание возможно только если мы принимаем как факт существование каких-то объектов вне нашего сознания, иначе знания не существует. Независимо от субъекта, вне его, предмет существует как непознаваемая «вещи в себе»:



- ноумены (вещи в себе - сюда Кант отнес также Бога, свободу воли и бессмертие души – умопостигаемые предметы, не данные на опыте, но которые мы можем помыслить).

- феномены ("вещи для нас", явления вещи, т.е. чувственное восприятие вещи, как она является нам (в повседневной жизни имеем дело с феноменами – доступны созананию).

Кант выделяет три основные способности человека:

1. Чувственность (ощущения )

2. Рассудок (способность человека образовывать категории, оперировать понятиями)

3. Разум (высш ур чел интеллекта - способность формировать идеи, вырабатывать новые понятия)

Достоверное знание получается из синтеза ощущений и понятий. Условие этого синтеза - единство самого самосознания человека. В этой структуре нет опыта и нет практики как критерия проверки истинности знания.

Имея дело с феноменом, мы постигаем ноумен, но никогда не познаем вещь в себе. Чтобы ориентироваться в мире феноменов, мы используем априорные формы рассудка, которые живут в нашем сознании, но которых нет в реальной жизни(меридианы есть на карте, но их нет на самом деле)

Несоответствие феномена и вещи в себе – основание для скандала в философии: мы знаем, что мир существует, но доказать это логически не сможем. Мы будем работать не с предметами, а с их феноменами (К.: «Разум имеет дело с феноменами, способен немного проникнуть с помощью ноумена вглубь вещи, но познать вещь в себе невозможно», следовательно, этот мир непознаваем. Разум может себя чувствовать спокойно и уверенно в мире феноменов, а вне него–трансцендентально–там уже господствует вера).

По К. нам дан мир вещей как вне нас находящийся, но мы не можем познать их сами по себе, а только на уровне явлений, т.е. представления, которые они в нас производят, воздействуя на наши чувства. Для мира явлений он предлагает схему познания: познание начинается с чувственного ощущения (он считал, в отличие от идеалистов, что познание вещей из одного лишь рассудка и разума есть одна видимость, и истина только в опыте), переходит к рассудку и завершается в разуме.

Делит знание на опытное (пастериорное) и доопытное (априорное). Первое выводится индуктивно, на основе обобщений опыта. В нем возможны заблуждения и ошибки. " Все лебеди белые". Но опыт никогда не заканчивается, поэтому всеобщее знание он дать не может. Апостериорное (из последующего) знание – знание, получаемое из опыта.

Хотя всякое познание, по И. Канту, начинается с опыта, но опытом не исчерпывается, ибо часть знания порождается самой познавательной способностью. Такая познавательная способность у Канта получила название априорных форм знания (доопытных). Подобными априорными формами являются пространство и время. Он не противоречит реальности пространства и времени, но ставит вопрос о возникновении этих понятий и приходит к выводу, что они возникли априорно, как продукт воображения. Пространство является внешней формой организации чувственности, в то время как время - внутренней. Пространство и время существуют в субъекте и являются результатом воображения. Всякое всеобщее знание есть априорное, внеопытное по своему принципу. Априорное знание нельзя отождествить с врожденными идеями, поскольку оно не существует само по себе, а лишь “оформляет” чувственность. Само понятие “врожденности” уже предполагает источник возникновения априорных знаний, что выводит нас за рамки феноменов, невольно обращается к “вещам в себе”.

Априорные формы явл пустыми формами, но объединение действия "вещей в себе" на чел сознание и априорных форм чел чувственности дает явления, феномены. Это - синтез, и здесь появляется понятие синтетических суждений: люди не могут ощущать иначе, чем в пространстве и во времени - это необход условие возможности ощущений. Пространство - априорная форма внешнего чувств созерцания (время - внутреннего), что и придает созерц. простр. их безусловную всеобщность и необходимостьЧтобы разобраться с потоком феноменов, мы должны их упорядочить. Это упорядочение не имеет ничего общего с содержанием того объективного мира, который является источником феноменов. Понятия пространства и времени помогают расположить феномены рядом, установить причинно–следственные связи, но в мире нет понятия пространства и времени, они есть только в нашей голове.

Вторая познавательная способность представлена рассудком. Рассудок есть способность мыслить то, что ему предоставляют чувства. Чувственность обладает содержанием без понятий, а рассудок имеет пустые понятия без содержания. Поэтому только их соединение дает полное знание: Знание есть синтез ощущ с понятиями. Возникает вопрос: каким обр разнообразие чувств превр посредством априорных форм в единство? Условием такого единства состоит в единстве самосознания.

На уровне рассудка содержание чувственного восприятия упорядочивается категориальным каркасом, который построен на принципе триадичности (тезис, антитезис и синтез). Рассудку присущи априорные характеристики - фундаментальные понятия - категории. Это независимые от поставляемого опытом содержания понятия рассудка, под кот рассудок подводит всякое содерж, получаемое из опыта. Т.е. категории не формы бытия, а понятия рассудка. Это только формы, под кот рассудок подводит доставляемый чувственностью материал. Категории возникли не в результате движения от чувственного к абстрактному, а в результате синтеза. Категории – схема мышления, это априорное содержание понятия, не зависящая от опыта (априорные формы рассудка). Кант делит категории на 4 семейства

– количество (единство, множество, цельность);

– качество (реальность, отрицание, ограничение);

– отношение (субстанция, причина, взаимодействие);

– модальность (возможность, действительность, необходимость).

Каждая третья категория является результатом синтеза (взаимодействия) первых двух, что обеспечивало целостное восприятие на рассудочном уровне. ;



Для отдельно взятого человека категории – априори. Но для субъекта, в качестве которого выступает все человечество, они апостериори, т. е. являются результатом опыта ряда поколений, а поэтому и воспринимаются как само собой разумеющееся на уровне индивида.

Математика опирается на априорные формы чувственного созерцания – пространство и время. Естествознание основывается на рассудке. Основанием метафизики – это разум – способность вносить единство в сами правила
Каталог: ~t p malkova -> fileman -> download -> %D0%90%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%8B -> %D0%94%D0%B0%D0%B9%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8B%20%D0%B0%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%8B
%D0%90%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%8B -> Тезисы лекции: Современная научно-философская картина мира
%D0%90%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%8B -> Программа по философии предназначена для соискателей и аспирантов, поступающих в аспирантуру мпсу
%D0%94%D0%B0%D0%B9%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8B%20%D0%B0%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%8B -> 48. Инженерное творчество и его особенности Инженерное творчество
%D0%90%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%8B -> Индивидуальное сознание духовный мир конкрет­ной личности, ее взгляды, представления, настроения
%D0%90%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%8B -> Философские науки
%D0%90%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%8B -> Лекции: «Познание: сущность, предпосылки, условия эффективности»
%D0%90%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%8B -> Т. П. Малькова Общество как объект исследования тезисы
%D0%90%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%8B -> Человек в информационном обществе и проблемы образования
%D0%94%D0%B0%D0%B9%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8B%20%D0%B0%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%8B -> 51. Синергетика – новая междисциплинарная область знания. Это теория самоорганизации


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница