2011 год решением ООН был объявлен Всемирным годом молодёжи. Это год 65-летия Детского фонда ООН



страница1/7
Дата11.02.2016
Размер9.67 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7

К читателю
2011 год решением ООН был объявлен Всемирным годом молодёжи. Это год 65-летия Детского фонда ООН «ЮНИСЕФ». Для Казахстана 2011 год был ознаменован особым историческим событием, это год 20-летия Независимости Республики Казахстан.

За годы своего суверенитета Казахстан обрел не только статус независимого государства, экономически и политически стабильной страны, но и стал лидером миротворческих и демократических и гражданских инициатив.

Успешная реализация намеченных Президентом страны Н.А. Назарбаевым целей и задач по повышению уровня и качества жизни казахстанцев во многом зависит от тех, кто примет эстафету созидания и развития страны у старших поколений, сберечь и приумножить – долг подрастающих поколений.

В этой связи чрезвычайную актуальность приобретают проблемы подготовки подрастающего поколения молодых казахстанцев к участию в устойчивом развитии государства и общества на основе основных жизненных ценностей.

В 1994 году Казахстаном ратифицирована Конвенция ООН «О правах ребенка», которая наряду с защитой права на жизнь и здоровье за ребёнком признается право на свободу ассоциаций, объединений и свободу мирных собраний, то есть ребёнок волен объединяться с другими детьми и взрослыми в любые мирные общественные организации. Он имеет право на социальную защиту, обеспечение своих интересов, на гражданство, на образование, свободно выражать свое мнение, искать, получать и передавать информацию, идеи любого рода, имеет право на свободу мысли, совести и религии, на личную жизнь, неприкасаемость жилища, на защиту чести и достоинства, право на отдых, досуг, участие в играх, культурной жизни.

Одним из приоритетных направлений современного образования нашего государства является - воспитание нового поколения граждан суверенного Казахстана, подготовка юных граждан к самостоятельной жизни, формирование у них активной гражданской позиции. Основными компонентами являются гармонически сочетающиеся патриотические, интернациональные чувства, толерантность, нравственно-правовая, экономическая, интеллектуальная культура, уважение и доверие к другим гражданам страны, в целом, государству.

Детское движение является составной частью молодежного движения. Детские общественные объединения и организации являются социальным институтом по воспитанию и развитию навыков участия в демократическом обществе подрастающего поколения, которые направлены в своей деятельности на поддержку и развитие социальной адаптации подрастающего поколения к вхождению и участию в общественно-гражданских, социальных институтах государства.

Стремление к объединению – естественная потребность детского возраста. Это своеобразная площадка для личностного, гражданского и профессионального самоопределения ребенка. Детское движение – это «школа жизни», где каждому участнику предлагают через активные методы и формы работы привить ценности общественных норм нравственности и морали. Именно через участие в разнообразной деятельности с ровесниками ребята обретают в практической деятельности экономические навыки, идет интенсивный процесс социализации и личностный рост, подготовленной к политическим свободам и правовой ответственности не только за свои поступки, но также и своей «команды».

Для решения имеющихся проблем в вопросах воспитания подрастающего поколения требуется принципиально новый подход к разработке социально-педагогической модели преемственности поколений с учетом исторического опыта в данном направлении. Морально-этической доминантой новой модели должен стать принцип гуманистических идеалов: национальных традиций, патриотизма, толерантности, сотрудничества, а также принцип личной ответственности за свои поступки с использованием имеющихся педагогически апробированных авторских программ «Жүлдыз», «Атамекен», «Мурагер» (авторы: Е.А. Дмитриенко – к.п.н., М.К. Курсабаев – к.п.н., Конвисарева Л.А. – к.п.н, Искандирова Т.Н. – к.п.н.).

Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев на XIII съезде НДП «Нур Отан» обратил внимание на необходимость активизации работы среди юных казахстанцев: «….. Надо объединить молодёжь страны, создать единое движение «Жас Ұлан». Поручаю партии проработать также вопрос о создании новой системы детских организаций, назвав её, например, «Жас қыран». Я хочу, чтобы Казахстан славился не только богатыми недрами, но и своим благородным духом, культурой, амбициями, нацеленными на благо Родины и всего мира».

Во исполнение поручения, а также в год празднования 20-летия Независимости Республики Казахстан, 6 июля текущего года создалась Республиканское Общественное Объединение «Единая детско-юношеская организация «Жас Ұлан»

Инициаторами РОО «Единая детско-юношеская организация «Жас Ұлан» стали представители МК «Жас Отан», молодежных и детских НПО, студенты «Назарбаев университета».

1 сентября 2011 года Президент РК Н.А. Назарбаев торжественно принял первых детей в ряды «Жас Ұлан», завязал трем лучшим столичным ученикам галстуки, вручил знамя и в своем напутствии школьникам отметил, что на поколение юных казахстанцев возлагаются особые надежды.

В целях реализации выполнения данного поручения считаем необходимым рассмотреть анализ состояния развития детского движения, как составной части детской и подростковой субкультуры в Республике Казахстан, где сложилась педагогическая практика, которая имеет свою классическую форму развития в сравнении с нашими коллегами из стран ближнего зарубежья.

После распада Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина на X Слете в «Артеке» (октябрь 1990 года), перед педагогической общественностью бывшего СССР встал свободный выбор. В 1990 году сохранили свои традиции, организационную структуру детские организации в Костанайской (Конвисарева Л.П.), Северо-Казахстанской (Штро А.Ф.), Акмолинской (Дмитриенко Е.А.), Кызылординской (Курсабаев М.К.), Павлодарской областях. Совместно с детьми и инициативной группой педагогических работников разработали авторские инновационные и прогрессивные для того периода времени программы своих общественных организаций: «Мурагер», «Жандостар», «Жулдыз», «Атамекен», «Болашак».

Проходя этапы общественного роста в кругу сверстников, через 20 лет многие молодые люди сегодня успешно работают в разных управленческих структурах, так как опыт участия в детских организациях раскрыл не только в них личностные ориентиры гражданской позиции, способствовал открытию и привитию лидерских навыков, дал возможность пройти организационные, управленческие ступени роста от рядового члена группы до его лидера. Именно детские общественные организации определили для себя приоритетным направлением воспитание и формирование казахстанского патриотизма, уважения к государственным символам страны, гражданственности, толерантности, духовно-нравственной, физически здоровой, социально активной личности детей и подростков.

Ученые и педагоги-практики, поддерживая поручения Главы государства Н.А. Назарбаева, предлагают первое методическое пособие для организаторов и руководителей детско-юношеской организации «Жас Ұлан», направленную на поддержку детского движения.

Данное пособие предполагает новый формат, где представлен отечественный опыт работы и определены векторы развития не только юного лидера - участника детского движения, но и для взрослых - участников процесса, где каждый получал бы новые позитивные навыки собственного развития (ступени роста).

Предлагаемое методическое пособие – это творческая лаборатория для детей и взрослых, стартовая площадка по развитию внутреннего мира современного подростка, «школа жизни», где каждый, как «разведчик» пробует разузнать, попробовать все, что его окружает, а мы взрослые должны ему в этом помочь.

Таким образом, возрождается глобальная идея поэтапного освоения гражданами, социального опыта по формированию демократических норм жизни. Эта тенденция актуальна в ситуации многообразия и плюрализма мнений современного казахстанского общества.


Авторы

Раздел 1. ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК ПРЕДМЕТ

НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Интерес к прошлому всегда усиливается на крутых поворотах истории. История развития международного детского движения это страницы, которые ярко иллюстрируют отношение руководителей государства к подрастающему поколению, вклад детей и подростков в развитие общественных отношений.

Акмарал Какишева участница Акмолинского областного конкурса творческих работ написала: «… Я люблю историю. Она не заглушает для меня пульс сегодняшнего дня. Она помогает мне глубже понять величие моего времени. История обладает генетической памятью, она передает народам и государствам наследственные болезни. Моему поколению доведется учиться распознавать эти болезни. Нам не надо бояться ошибок. Надо бояться повторять ошибки…»

Детское движение исследуется разными науками. Ученые, обратившиеся в том или ином аспекте к проблемам, связанным с детским движением, осуществляли свои изыскания строго в рамках предметных областей философии, истории, политологии, социологии, психологии, педагогики. Обобщая суждения ученых, можно представить приоритетные направления в исследовании детского движения следующим образом.

Исторические науки: детские и подростковые самодеятельные движения как звено общественного развития.

Политология: связь идеологии и политики в детском и подростковом самодеятельном движении.

Социология: детские и подростковые самодеятельные движения как способ жизнедеятельности ребенка.

Психология: развитие личности ребенка в детских общественных объединениях.

Педагогика: взаимодействие социальных институтов воспитания и детских и подростковых самодеятельных организаций; взаимодействие взрослого и ребенка в условиях детских и под­ростковых самодеятельных движений.

Стремление к объединению – естественная потребность детского возраста. Это своеобразный «полигон» для личностного, гражданского и профессионального самоопределения ребенка. Детское движение – это «школа жизни», где каждому участнику предлагают через активные методы и формы работы привить ценности общественных норм нравственности и морали. Именно через участие в разнообразной деятельности с ровесниками ребята обретают в практической деятельности экономические навыки, идет интенсивно процесс социализации и личностный рост личности, подготовленной к политическим свободам и правовой ответственности не только за свои поступки, но также и своей команды.

Общечеловеческие ценности и идеи по сохранению феномена детской субкультуры нашли свое отражение в международных нормативно-правовых актах: Женевская декларация прав ребенка (1924 г.); Декларация прав ребенка, принятая Генеральной ассамблеей ООН (1959 г.); Конвенция ООН о правах ребенка (20.11. 1989 г.).

Исходя из этих международных документов за ребенком признается право на свободу ассоциаций, объединений и свободу мирных собраний, то есть ребенок волен объединяться с другими детьми и взрослыми в любые мирные общественные организации. Он имеет право на жизнь, социальную защиту, обеспечение своих интересов, на граж­данство, на образование. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение, искать, получать и передавать информацию, идеи любого рода, имеет право на свободу мысли, совести и религии, на личную жизнь, неприкасаемость жилища, на защиту чести и дос­тоинства, право на отдых, досуг, участие в играх, культурной жизни. Государства взяли на себя обязательство обеспечения того, чтобы лица не достигшие 15-летнего возраста не принимали прямого участия в военных действиях. У ребенка есть право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может служить препятствием в получении им образования, либо наносит ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.

Международное детское движение имеет почти вековую историю. Во все времена у взрослых было особое отношение к детству. С древних времен существования Спарты и до нашего времени проносятся ярким калейдоскопом события и факты, в которых особое место и предназначение предавалось детям.

Изучением проблем детского движения и его истории более всего занималась педагогическая наука. В научно-педагогической орбите исследовательские работы в области детского движения как основной объект пионерской работы в школе и во внешкольных учреждениях широко раскрыты в трудах Н.К.Крупской, С.Т.Шацского, П.Блонского, В.С. Луначарского, А.С.Макаренко. В.С. Сухомлинского, В.Д. Лебединского, З.А.Ходоровской, Н.И.Болдырева, В.М. Коротова, Н.К. Гончарова, Ф.Ф. Королева, B.C. Ханчина, В.Г. Яковлева и многих других.

В Казахстане они оповещены в трудах Р.Д.Иржановой, К.Кунантаевой, З.Байназарова, Н.Б.Абаевой, Н.Л.Татауровой, М.Копжасаровой, Б.И.Мукановой, Е.А. Дмитриенко, Т.Н. Искандировой, М.К. Курсабаева, Д.В. Лепешева и других авторов, где отмечается высокая педагогическая миссия и историческое значение пионердвижения как общественного явления.

Педагогические труды Н.К. Крупской - важный теоретический источник для изучения проблем детского движения. В ее работах раскрываются цели и задачи детского движения, принципы, на которых оно строит свою деятельность. Проанализировав опыт скаутизма, Н.К. Крупская рекомендует использовать его методы, при­влекательные для детей и подростков. Н.К. Крупская сумела глубоко раскрыть заложенные в пионерском движении объектив­ные возможности эффективного сочетания его социальной природы и воспитательного потенциала. Дальнейшее развитие теории детского движения шло в нескольких направлениях.

Теоретические исследования - докторские диссертации В.В. Лебединского, К.Д. Радиной, Б.Е. Ширвиндта, А.П. Шпоны - посвящены преимущественно проблемам совершенствования деятельности пионерской организации.

Социально-психологические аспекты пионерской работы и вопросы подготовки руководителей пионерских коллективов исследованы в докторской диссертации А.А. Деркача.

Среди кандидатских диссертаций имеются исследования, связанные с различными направлениями деятельности пионерской организации, различными формами пионерской работы. Это исследования С.А. Шмакова, B.C. Безруковой, Т.Н. Мальковской, З.А. Ходоровской и других.

Сегодня изменился объект исследования: вместо единственной массовой политической детской организации возникло детское и подростковое самодеятельное движение. Это вызвало к жизни новые научные направления.

Докторское исследование А.В. Волохова посвящено проблемам социализации личности в детской организации. Оно построено на анализе опыта современного детского движения.

Ассоциация исследователей детского движения объединила в своих рядах представителей различных наук: педагогики, психологии, социологии, философии, истории, политологии, культурологии, медицины, правоведения. Было предложено создать новую отрасль научных знаний - науку о детском движении и назвать ее, предположительно, социокинетикой детства.

Объектом изучения новой науки является детское движение в системе государства и общества как:



  1. особое социальное явление, реально связывающее мир детства и мир взрослых;

  2. специфическая форма участия детей в общественной жизни, объективно заключающая в себе механизм реализации гражданских прав и свобод ребенка;

  3. своеобразный социально-воспитательный институт, направляющий процесс социализации личности.

Исследователями очерчена предметная область новой науки, включающая три аспекта:

  • феномен детского общественного объединения и организации;

  • деятельность детских общественных объединений, их функционирование, социальное взаимодействие;

  • формирование личности в деятельности общественного объединения и организации.

К наиболее общим и существенным понятиям науки о детском движении относятся понятия: организация, детская организация, детское объединение, детское общественное объединение, детское движение, атрибуты, символы и т.д.

Сегодня существуют разные подходы к определению этих понятий. Понятийный аппарат складывается из различных точек зрения, представляющих разные науки.



Раздел 2. ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО

ДВИЖЕНИЯ В КАЗАХСТАНЕ
История летописи развития детского движения в Казахстане уходит своими корнями в далекий 1924 год, когда в городе Павлодаре был создан первый пионерский отряд. Листая страницы истории педагогики, мы действительно узнаем о историко-педагогическом значении пионердвижения, которая вносила оргомный вклад в деле воспитания будущего гражданина, защитника своей родины, приносящий пользу обществу. Законы пионеров, экспедиция «Моя Родина - СССР», тимуровское движение, торжественная клятва, прием в ряды пионеров, школы подготовки лидеров и активистов детского и пионерского движения Всесоюзные пионерские лагеря ЦК ВЛКСМ: «Артек», «Орленок», «Океан» и другие достижения пионерской организации были яркими образцами не только в постсоветском пространстве, но и за ее пределами. Немаловажную роль сыграло советское государство, не только наградив организацию правительственными наградами, за одно оказав максимальную материальную, финансовую, кадровую и идеологическую помощь.

По мнению ученого М.К. Курсабаева, вмещательство государства во внутренние дела пионерской организации привело к политизации детского движения. Особенно это ярко выявилась на ІХ Всесоюзном слете пионеров. Впервые в истории пионердвижения дети открыто заявили свои несогласия по вопросу резолюции решения Слета. Уже в середине 80-годов ХХ века во многих союзных республиках (Эстония, Украина, Узбекистан) среди вожатых и пионеров формировалось общественное мнение по поводу выхода республиканской организации из состава Всесоюзной пионерской организации.

Позже Х внеочередной Всесоюзный пионерский Слет (1990) принимает решение не только об изменении названия организации, но и стратегические планы нового объединения – международного Союза детских общественных объединении «СПО-ФДО».

М.К. Курсабаев отмечает, что осенью в 1988 года, бывшие артековцы-казахстанцы К.Баймусин, Е.К.Сенкебаев, Г.Бопинаева, Ж.Сулейменов и другие вожатые предлагают модель новой казахстанской пионерской организации исходя из опыта «Артека» и отряда «Атамекен». Там предлагается вопрос об изменении названия организации, структуры, форм и методов воспитательных программ на основе программы «Атамекен». Идею о возрождении новой организации с сохранением элементов и традиции пионерской организации поддерживают педагогический коллектив СШ № 112 г.Алматы, во главе с директором Л.С:Шереметьевой. Организационную и методическую помощь оказывали первый секретарь Ленинского райкома комсомола А.Мырзахан, комсомольские лидеры: З.Курмангалиева, А.Мамутаева, Ф.Алиева, А.Толепов. На основе практического опыта отряда «Атамекен» преподаватели Казахского государственного женского педагогического института к.п.н.,профессор А.Х.Мухамбаева, Г.М.Аубакирова, Ж.Толебаева, директор Ленинского дома пионеров Н.Иванова, пионерские активисты Г.Мусаева, О.П.Подлевская, Г.Низамеддинова, М.Талканбаева, ученые педагоги и наставники д.п.н.,профессор Т.Сабыров, Б.Муканова, Н.Б.Абаева педагоги-методисты Б.Ахметова, Г.Кабидешкызы оказывали большую поддержку.

Историографы детского движения Казахстана отмечают, что на VІІ Республиканском слете пионеров Казахстана (3-5 ноября 1990 г) со стороны «атамекенцев» была предпринята попытка влкючить на повестку дня об изменении названия пионерской организации Казахстана им.В.И.Ленина. На Слете Первый секретарь ЦК ЛКСМ Казахстана И.Н.Тасмагамбетов зачитал текст Приветствия делегатам Первого секретаря ЦК Компартии Казахстана Н.А.Назарбаева. В работе Слета принимали участие зам.председателя «СПО-ФДО» А.Строканов, ветеран пионердвижения М.Хасанова, Председатель РС Казахского республиканского совета пионерской организации им.В.И.Ленина Г.А.Алтынбекова и другие гости.

Несмотря, что многие делагаты: Г. Токсанбаев, Б. Суюбаева, Р. Кенбаева, Л. Шоменова, Т. Изтлеуова, А. Лайыкова, С. Исаева (Кызылорда), Е. Абдырасилов (Караганда), Ж.Сулейменов, А. Карипжанов, Г. Хасенова (ВКО), Б. Бактыбаева, Р. Абсаттарова, К. Абдырахманова (ЮКО), О.Нургалиева (Атырау) неоднократно выдвигали конкретное предложение об изменении названия, большинством голосов Слет сохранил прежнее название организации. По Решению Слета Программа «Атамекен» и «Жулдыз» были приняты как программа-ориентир пионерской организаций Казахстана. Секретарь ЦК ЛКСМ Казахстана, Председатель РС ПОК им. В.И.Ленина Г.А. Алтынбекова снимая с себя полномочия Председателя РС ПОК, предложила делегатам список трех кандидатов (М.Жакыпов, М.Кыдырбайулы, Д.Шайменова) на пост Председателя. При подсчете голосов Председателем РС ПОК была избрана Д. Шайменова. (См. Газета «Улан» от 08.11.1990).

Проведение реформы функциональных обязанностей и другие системы управления (менеджмента) внутри пионерской организации назревал давно. В начале 1990 годов летние пионерские лагеря из-за сложной социально-экономической ситуации связанные с рыночной экономикой в стране сократились вдвое. Эта тенденция резко отразилась в подготовке и переподготовке педагогических кадров, что в конечном итоге привело ослаблению политики государства по вопросам молодежной политики и детства. Сложное экономическое положение в Казахстане в начале 1990 годов повлекло собой массовый отток педагогических кадров из школ и других учебных заведении.

Из-за ослабления внимания государства к детским общественным организациям детские организации были вынуждены решать сложные социальные вопросы самостоятельно, что привело к распаду центрального органа, в итоге определил не дееспособность РС ПО Казахстана им.В.И.Ленина.

Такое положение дел резко изменил атмосферу школы. Лучшие учителя и воспитатели из-за социальных проблем покинули школы. Во многих школах наблюдалось нехватка учителей предметников. Воспитательная система школы строилась в основном не по интересом детей, а по необходимости, при этом нарушая демократический принцип взаимоотношения между детьми и взрослыми. Социальные интересы, полезные общественные мнения детей не учитывались во время планирования воспитательной работы. Судьбу первичных детских организации, их решения и интерсы решали классный руководитель, школьный совет, ученическое самоуправление и педагогический совет. Строгие школьные правила, педагогические требования, направленные для безприкословного выполнения стандарта образования не учитываюшие гумманистические человеческие ценности снизили в сознании детей чувство нравственности, отвественности, уважение к старшим, человеческой справедливости. Пионерская комната, которая была центром воспитательной работы превратилась в политический инструмент преследующий только односторонную цель.

По мнению Е.А. Дмитриенко, детское движение рассматривается как совместная деятельность детей (в возрасте до 18 лет) и взрослых по реализации общественного идеала, в служении ему видевших смысл настоящего и надежду на будущее. В молодежных организациях, составляющих живую ткань движения, дети и подростки добиваются защиты и реализации своих прав, базирующихся на общечеловеческих гуманистических ценностях.

Детское движение в силу возрастных особенностей его участников возникает при помощи и поддержке государства и общества, политических институтов и общественных организаций.

Стремление включиться в общественную практику, принять участие в ее преобразовании, отстоять свои права на это и интересы различных групп детей, молодежи стали фактором казахстанской общественной жизни. Формы, методы, да и механизм социальной адаптации молодежи корректировался не только общечеловеческими представлениями, но и социальными интересами людей.

После приобретения Казахстаном независимости в 1991 году детские организации и объединения создавались стихийно. Руководители пионерской организации республики (Д.Шайменова, Б.Жанабаев) приложили максимум усилий для того, чтобы объединить все детские организации, но попытки их увенчались провалом. Результаты такого подхода выявили среди школьников негативные явления (нигилизм, эгоизм, распущенность, вседозволенность, неприязнь, амбиционизм, этноцентризм, шовинизм, расизм, космополитизм, мангуртизм, наркомания, детское преступление, бездарность, безнадзорность, неуважение к старшим, незнание родного языка, равнодушие к национальным ценностям, традициям и обычаев). Детские организации действовали, в основном, на общественных началах. Многие организации создавались в дворовых клубах, внешкольных учреждениях. Однако в государственном масштабе на должном уровне не была проведена научно-аналитическая работа по выявлению учета действующих детских объединении в республике. Следует полагать, что проблемы детского движения, как особого явления общественного развития, не стали объектом научного исследования.

При этом, считаем необходимым отметить тот исторический факт, что многие ученые-педагоги (С.К. Калиев, К.Ж. Кожахметова, Е.А.Дмитриенко, Т.Н.Искандирова, М.К. Курсабаев, Л.П. Конвисарева, К.Кабдыразакулы, Р.К.Дюсембинова, С.К.Мухамбетова, А.Садуакассов, В.И.Загайнова, С.Т.Иманбаева, Ж.Отеев, Д.В. Лепешев) отмечая актуальность данной ситуации предлагали альтернативные варианты о необходимости и систематизации воспитательной работы школы и внешкольных учреждениях.

Позже выяснилось, что на государственном уровне не разрабатывалась концепция воспитательной работы в детских общественных объединениях, учитывающий регион, национальную особенность, язык, духовную культуру, традиции и обычаи детей разных национальностей живущих в Казахстане. Нами отмечены, что во многих школах, особенно в отдаленных сельских регионах многие дети и воспитатели нуждались в методических рекомендациях, учебных пособиях и других материалах, написанных на казахском и других языках.

В педагогических исследованиях основные направления программы «Атамекен» были рассмотрены в докторских диссертациях Болеева К.Б (Таразский государственный педагогический институт), Калиева С.К (Казахская академия образования им. И.Алтынсарина), Кожахметовой К.Ж (Казахский государственный женский педагогический институт), Наурызбай Ж.Ж (Жезказганский государственный университет им. Байконырова), Дюсембиновой Р.К (Жетысуский государственный университет им.И.Жансугурова), в кандидатских диссертациях С.К.Мухамбетова (Москва, РАО), А.Ашайулы (МНР, Баян Олгий), А.Садуакасулы (Казахский государственный педагогический университет им.Абая) и в других трудах.

Авторы учебных пособии Ж.Коянбаев «Педагогика» (ЕНУ им. Л.Гумилева), З.Абилова «Этнопедагогика» (Казахская академия мировых языков и международных отношении им.Абылайхана), Калиев С.К, Кенжан А, Булакбаева М.К, Имашева А.Т, Юсупова И.Б «Этнопедагогика» (Sillabus), (Казахский государственный женский педагогический институт), С.Ш.Абенбаев «Методика воспитательной работы в школе» (Университет «Данекер») и другие ученые в своих трудах особо отметили деятельность детской организации.

В разных направлениях разработаны и отражены концептуальные основы развития динамики личности подростка, через участие в деятельности детской организации в работах выдающих современников Е.А. Дмитриенко, М.К. Курсабаева, Т.Н. Искандировой.

При этом с момента распада Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина поиск и анализ динамики развития детского движения в Казахстане не прерывался. Так большой вклад в системный анализ динамики развития детского движения в Казахстане внесли ученые из Казахской академии образования им. Ы. Алтынсарина под руководством директора Центра социализации личности М.Е. Демеуовой (Б.Ч. Дуанабаева, Ш.Б. Молдыбаева).

Большой научно-педагогический вклад был сделан специалистами Республиканского учебно-методического центра дополнительного под руководством ученого В.И. Загайновой, который способствовала мониторингу деятельности детских организаций Казахстана с 2000 по 2005 год. Творческому коллективу специалистов из РУМЦ ДО удалось первично проанализировать, классифицировать и систематизировать сложившуюся динамику развития детского движения в стране.

В разный период были попытки реанимировать сложившуюся ситуацию, но они носили перманентный характер, так, например, в канун празднования 10 летия Независимости Республики Казахстан был предпринят шаг в данном направлении, но он не был до конца реализован. С 2003 по 2005 годы по инициативе Министерства образования и науки проводились ежегодные встречи юных лидеров детских организаций в стенах Республиканского учебно-оздоровительного центра «Балдаурен».

Анализ современной истории показывает, что детское движение в нашей стране с учетом становления Казахстана как суверенного государство имеет следующие этапы своего развития:

1 этап – 1991-2004 годы есть все основания назвать переходным, поскольку он характеризуется глубокими количественными и качественными изменениями, выраженными в новом взгляде на детское движение в целом, новом отношении к нему и участию в нем как самих детей, так и взрослых, приобщенных к нему, всего общества в целом и государства.

Задачами переходного периода в современном детском движении страны стали:



  • открыть широкие возможности для самоуправления, развития инициативы, самодеятельности детей и взрослых в организации нового типа;

  • реализовать механизм демократического выявления и формирования интересов всех детей, их согласования и реализации как на основе всей организации, так и по территориальному признаку;

  • обеспечить условия для дальнейшего свободного развития каждой организации, каждой республики, укрепления их дружбы и рав­ноправного сотрудничества на принципах интернационализма.

Отмечаем, что детское движение в Казахстане за этот промежуток ленты времени прошло большой эвалюционно-педагогический путь своего самоопределения и развития. Как мы уже отмечали, за 19 лет независимости Республики Казахстан создано и действует более 250 детских общественных объединений и организаций, участниками которого стали свыше 700 тысяч детей и подростков.

2 этап – 2005-2006 год – назрела общая ситуация создания организации по сохранению и координации деятельности детского движения в стране.

В 2005-2006 году года лидеры и ветераны детского движения вышли с предложением в министерство о рассмотрении состоянияя дел в республике, в частности, в детских и молодежных неправительственных организациях.

По инициативе Министра образования и науки страны Б.С.Айтимовой в период с 26-28 августа 2006 года в Республиканском учебно-оздоровительном центре “Балдаурен” был проведен І Слет детских организацийй и общественных объединении Казахстана.

Авторами разработчиками данного Слета и его программы стали: С.Б. Испусинова, М.А. Ищанова., С.К. Джигитекова, Б.С. Тусупбекова, С.Б. Ташенов, Д.В. Лепешев, Т.Н. Искандирова, В.И. Загайнова и другие.

На основании Решения Слета был создан Союз детских организаций Казахстана. В его состав вошли 5 Республиканских организаций и 16 региональных представительств от всех областей страны, городов Астаны и Алматы.

Был избран Центральный Совет, состоящий из трех палат: детская палата, взрослая палата, палата экспертов.

3 этап – 2006-2008 годы – становление Союза детских организаций Казахстана, как основного гаранта по сохранению и развитию детского движения в стране.

В сотрудничестве с региональными представителями регулярно проводился мониторинг ситуации развития детского движения в Казахстане. Организация общих Республиканских акций «Я гражданин Казахстана», «Подарок другу». Активизация развития детских социальных инициатив, проведение I Республиканской научно – практической конференции на тему «Детское движение Казахстана: проблемы и пути решения». В сентябре 2006 года делегация специалистов Центрального Совета приняла активное участие в Международной Ассамблеи СПО-ФДО, где по решению Ассамблеи Союз детских организаций Казахстана был принят членом этой международной организации.

За истекший период времени прошло четыре расширенных заседания Центрального Совета, где проводился системный мониторинг деятельности детских организаций страны, определялись перспективы совместной деятельности. Было опубликовано более 18 научно-методических статей посвященных детскому движению страны на страницах Республиканских научно-методических журналов.

По инициативе Республиканского детско-молодежного общественного объединения 29-30 марта 2008 года, в связи 20-летием программы «Атамекен», на базе казахской средней школы № 58 г. Астаны состоялась международная научно-практическая конференция «Тенденции развития детского движения в условиях всеобщей глобализации».

В работе конференции принимали участие заместитель директора научно-практического центра Международного Союза детских общественных объединений СПО-ФДО д.п.н., профессор И.И. Фришман (РФ, г. Москва), 3-секретарь Чрезвычайного и полномочного Посла Японии в РК госпожа Ямада Икуэ, директор Республиканской детской инженерно-технической академии Бапанова Ж. Б. (Кыргызстан, г. Бишкек), заместитель директора РУМЦДО) к.п.н. В.И. Загайнова, директор департамента образования г. Астаны А. Т. Бимендина, Председатель СДОК Т.К. Игисинов, а также известные ученые д.п.н., академик С.К. Калиев, д.п.н., профессор А.К. Рысбаева (КазгосЖенПи), зам.директора РУОЦ “Балдаурен” Д.В. Лепешев, к.п.н., автор программы «Дастур» А. Садуакасулы.

4 этап – 2008-2011 годы – горизонты сотрудничества.

Проведенный мониторинг системы развития детского движения в стране с 2006 по 2008 годы показал позитивную динамику по охвату учащихся страны в деятельности детских общественных объединений и организаций. Так, по данным на апрель 2008 года в республике действовало 362 детских общественных объединения и организации с охватом 1 миллион 95 детей и подростков.

Активизировалась деятельность детской общественной организации «Жас оркен» (ЗКО) при поддержке Акима Западно-Казахстанской области. Участники организации активно пропагандируют свою деятельность, через детскую газету, имеют собственное время эфира на областном телевидении при поддержке канала «Казахстан -1». Являются участниками международного детского фестиваля под патронатом СПО-ФДО «Детство без границ», активизируют развитие детских социальных проектов.

Большой вклад в развитие детского движения с привлечением внимания к деятельности детской организации ребят через участие родителей накоплен Республиканской детской общественной организаций «Жулдыз» (Дмитриенко Е.А.). Традиционно проводится Международный детский саммит «Диалог детей и взрослых: о времени и о себе», в котором участвуют дети из всех регионов страны, приглашаются коллеги из стран СНГ, представители ЮНИСЕФ в Республике Казахстан, специалисты МОН РК.

Научно-педагогический эксперимент начат детской общественной организацией «Тулга» при поддержке Акима Карагандинской области, областного ИПК ПРО по исследованию динамики процесса развития детских и молодежных инициатив. Специалистами Карагандинского дома детского творчества активно проводится работа по подготовке педагогов – организаторов школ (В.Д. Шкарупин).

Детское общественное объединение «Жандостар» (Штро А.Ф.) активно развивает экологическое направление деятельности, через детский социальный проект «Очистим берега Ишима» при поддержке Акима Северо-Казахстанской области. Аким выделил 500 тысяч тенге для реализации данной детской инициативы.

Детское общественное объединение «Мурагер» (Новодворская Н.Б., Искандирова Т.Н.) активизирует деятельность участников организаций, через участие в детской международной акции «Мой вербальный мир», в которой активное участие принимают все дети республики и стран СНГ.

С 28 июля по 1 августа 2008 года состоялся II Республиканский Слет детских организаций Казахстана в РУОЦ «Балдаурен» при поддержке МОН РК ДСО и финансовой поддержке РУМЦ ДО, который наглядно продемонстрировал всем делегатам и гостям Слета, что сделано многое, но предстоит сделать еще больше. Делегатами Слета стали 288 детей из 362 детских общественных объединений и организаций Казахстана. Председателем организации была избрана Баймухамбетова Г.А.

В рамках Слета была организована компьютерная презентация детских организаций «Год за годом», где каждая делегация смогла продемонстрировать участникам Слета результаты деятельности и определить перспективы своего развития.

Для делегатов Слета были организованы мастер-классы по 22 направлениям, которые проводили руководители детских организаций. На мастер-классах руководители знакомили ребят с опытом работы своих детских общественных объединений и организаций.

Был проведен уже традиционный конкурс знаменных групп «Равнение на знамена». Данный конкурс показал, что на данный момент имеется позитивная динамика в совершенствовании выполнения единых стандартов детских общественных организаций. Все представленные знаменные группы имели единую парадную форму, знамена выполнены с учетом требований и единых стандартов. Каждая команда с честью представила всем участниками Слета своё умение выполнять единые команды.

На Слете делегаты подвели промежуточные итоги по развитию «Банка детских социальных инициатив», где были представлены новые проекты, прошло их обсуждение. В рамках данного направления для делегатов Слета был проведен методический мастер-класс по подготовке пакетной документации социальных инициатив.




Раздел 4. возрастной подход в организации работы
Методы работы в детской организации
Основные требования к планированию работы
Методические рекомендации
Рекомендуемая литература

Каталог: download -> version
version -> Пояснительная записка 4 1 Цели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования 4
version -> Старший воспитатель
version -> Федерико Феллини Делать фильм
version -> Обзор основных теорий
version -> Тема введение в клиническую психологию тема основные разделы клинической психологии
version -> Закономерности гуманизации образования Литература: Антология гуманной педагогики
version -> Издание осуществлено при поддержке Министерства иностранных дел Франции и Французского Культурного Центра в Москве Москва Центр психологии и психотерапии 1998 ббк 88. 2
version -> Рабочая программа по русскому языку, 5 класс


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница