Содержание
1. Планирование и прогнозирование потребности в персонале 3
2. Задача 15
3. Кейс «Система подбора кадров. Критерии и методы оценки персонала» 22
Заключение 26
Глоссарий 27
Список использованных источников 29
1. Планирование и прогнозирование потребности в персонале
Потребность организации в персонале — это установление необходимых количественных и качественных характеристик персонала, соответствующих выбранной стратегии развития организации [8, С. 112].
В теории и практике различают следующие виды потребности в персонале:
1) потребность в обучении персонала, которая определяется различием в уровне квалификации и профессиональных знаний, необходимом для выполнения должностных обязанностей, и тем, которым обладает выполняющий их работник;
2) потребность в персонале качественная - это совокупность работников различной квалификации с точки зрения задач, подлежащих выполнению в конкретный период, и требований, предъявляемых конкретной должностью;
3) потребность в персонале количественная — это численность работников определенной квалификации, необходимых организации для реализации стоящих перед нею задач;
4) потребность отдельного работника — это осознание отсутствия (дефицита) чего-либо, вызывающего у сотрудника побуждение к действию.
Конечная цель определения потребности в персонале состоит в установлении его количества, необходимого для надежного выполнения работниками должностных и профессиональных обязанностей. В этом случае принимаются решения о потребности в них — количестве и качестве, времени и продолжительности, а также месте.
Количественная потребность в персонале подразумевает число работников определенного возраста и пола, необходимых для исполнения возложенных на них функций. Если учитывается квалификация персонала, то в этом случае говорят об определении качественной потребности в персонале [6, С. 262].
Задача состоит в определении требований, обусловленных конкретной должностью или профессией, для того чтобы можно было согласовать с этими требованиями профессиональные возможности имеющихся работников и работ, подлежащих отбору, и добиться их равномерного соответствия.
Определение качественной и количественной потребности в персонале на практике неразделимо и поэтому осуществляется одновременно. Однако данные о потребности в персонале бесполезны, если нет данных о времени и продолжительности потребности в них. Временной аспект является критерием, позволяющим определить потребность в персонале. Обучение персонала также требует соответствующих расчетов во времени. В целом потребность в персонале устанавливается на определенное время или к определенному сроку. Кроме того, должно быть запланировано время, необходимое для отбора работников, потребность в которых должна быть спланирована [2, С. 51].
Кадровое планирование и прогнозирование являются главной и неотъемлемой частью кадровой политики любой организации, позволяющие установить на заданный период времени качественный и количественный состав персонала [9, С. 101].
Зарубежные авторы определяют планирование потребности в персонале как процесс обеспечения организации необходимым количеством квалифицированного персонала, принятым на правильные должности в правильное время.
По другому определению, планирование персонала - это система подбора квалифицированных кадров, при использовании двух видов источников - внутренних (на данный момент служащих в организации) и внешних (привлекаемых из внешней среды), имеющего своей целью обеспечить потребности организации в необходимом количестве специалистов в конкретные временные рамки [6, С. 262].
Отечественные специалисты приводят следующее определение планирования персонала: Кадровое планирование - это направленная деятельность организации по подготовке кадров, обеспечению пропорционального и динамичного развития персонала, расчету его профессионально - квалификационной структуры, определению общей дополнительной потребности, контролю за его использованием [10, С. 211].
Исходя из определений выше, можно сделать вывод, что зарубежные источники концентрируют особое внимание на планировании потребности компании в кадрах, тогда как отечественные авторы принимают это только в качестве одного из видов кадрового планирования, а также выделяют кроме этого ряд понятий (планирование обучения и развития персонала, планирование использование персонала и др.).
С помощью кадрового планирования можно определить: необходимое количество сотрудников, и их квалификации; перечень соответствующих компетенций по отдельным категориям персонала; количество нового персонала и сокращение неподходящего персонала; работа с кадрами с использованием их потенциала; обеспечение развития потенциала персонала развитие, повышение квалификации; организация оплаты труда, мотивации персонала и решение его социальные проблемы; затраты на проводимые в организации мероприятия.
К задачам кадрового планирования относятся:
определение цели, стратегии, прогнозирования и установление их взаимосвязи с общей целью и стратегией предприятия;
оценка уровня увольняемых людей и прогноза текучести;
прогнозирование спроса персонала на рынке труда;
выявление источников кадрового пополнения и оценка внутренних резервов.
оценка состояния трудового потенциала;
выявление структурных подразделений с наличием избытка или дефицита персонала в целом, а также отдельных специалистов и служащих;
установление причин несоответствия требуемого и наличного персонала;
разработка программ развития персонала;
оценка трудовых функций персонала по количественным и качественным параметрам и исследование трудового потенциала [8, С. 113].
Кадровое планирование, как и любое другое, базируется на определенных принципах, или правилах, без которых оно не может существовать:
Участие максимального количества сотрудников данной организации в ходе работы над планом на первых этапов его составления (один из основных принципов). Если говорить о мероприятиях социального характера, то данный принцип является обязательным, в остальных случаях его использование остается на усмотрение руководителей.
Непрерывность определяется необходимостью стабильной работы с кадрами, сопровождение и способствование развитию, росту и т.д. Именно поэтому кадровое планирование нужно рассматривать не как единичный факт, а как систематически повторяющийся процесс.
Преемственность требует, чтобы разработка всех текущих планов организации осуществлялась с учетом того, что они будут служить основой для составления будущих планов, но обязательно базировались на результатах ранее осуществленных планов.
Необходимо наличие гибкости принятых решений, которые могли бы изменяться в соответствии с учетом обстоятельств на данный момент. Для этого специально закладывают “подушки”, которые в критической ситуации будут обеспечивать свободу того, или иного маневра.
Согласование планов должно происходить при помощи интеграции и координации, которое вызывается единством и взаимосвязанностью конкретных частей организации. Координация происходит между подразделениями одного уровня (по горизонтали), а интеграция между выше и нижестоящими подразделениям (по вертикали). Их необходимость обуславливается тем, что достаточно часто бывает дублирование одних и тех же должностей в разных подразделениях.
Следование и соответствие Трудовому Кодексу РФ.
Учет коллективной и индивидуальной психологии работников.
Наличие необходимых условий для осуществления плана.
Создание условий для реализации потенциала сотрудников.
Учет последствий экономического и социального характера, по результату принимаемых решений.
Учитывая, что на сегодняшний день персонал является весомым и решающим фактором работы любой организации, об эффективности планирования кадров может сказать скорость достижения целей. Обязательно, при проведении планирования кадровых ресурсов, необходимо учитывать такие внешние факторы, как: состояние экономики и конкретной отрасли предприятия, политики, динамика рынка и наличие конкуренции, обязательно финансовое состояние и уровень оплаты труда, и, корпоративная культура [6, С. 268].
В зависимости от характера потребности в персонале различают следующие виды планирования:
планирование количественной потребности в персонале. В процессе такого планирования определяется объем рабочей силы, необходимый для достижения установленных целей в конкретный плановый период времени. Необходимый количественный объем рабочей силы определяется исходя из поставленных предпринимательских целей и штатной структуры организации;
планирование качественной потребности в персонале. Целью такого планирования является определение необходимого профессионально-квалификационного потенциала рабочей силы, который бы позволил достигнуть установленных целей в плановые сроки;
планирование временного спроса на трудовые ресурсы. Этот вид планирования осуществляется с учетом изменения потребности в персонале с течением времени, причиной которого могут быть изменения экономических, технических и организационных условий [8, С. 114].
Процесс кадрового планирования и прогнозирования является достаточно сложным и многосторонним. В данном процессе недостаточно просто дать объявление и набрать определенный штат сотрудников. В данный процесс должно быть включено: тщательное изучение экономической ситуации, рынка труда в целом и кадровой ситуации на конкретном предприятии; прогнозирование потребностей в персонале в зависимости от различных условий: сезонности, расширения производства и т.д.; разработка программ по развитию персонала предприятия, включая профессиональное, физическое, психологическое развитие и ряд других аспектов.
Процесс кадрового планирования и прогнозирования потребности в персонале состоит из нескольких этапов, представленных на рис. 1.
Рис. 1 – Этапы кадрового планирования и прогнозирования потребности в персонале
Прогнозирование потребности в персонале выполняется несколькими методами (по отдельности и в комплексе). Прогноз потребности в персонале строится на основе анализа спроса и предложения для определения экономии или избытка кадровых ресурсов. В теории прогнозирования разработаны различные методы, которые применяются для прогнозирования потребности в персонале. Чаще всего в кадровом планировании выделяют качественные и количественные показатели. Качественную потребность (потребность по категориям, профессиям, специальностям, требований к персоналу по компетенциям и др.) рассчитывают исходя из общей организационной структуры, а также структур подразделений. При качественном планировании обычно выделяют следующие методы, представленные в таблице 1.
Таблица 1 – Качественные методы планирования персонала в организации
Метод
|
Описание метода
|
Метод экспертных оценок
|
Чаще всего для этого метода привлекается эксперт со стороны, который занимается проведением анализа проблем планирования в организации, а также проводит соединение существующих на данный момент программ, с целью их улучшения. В результате получается более четкая стратегия по достижению целей, ценность такой оценки состоит в том, что она независимая и более объективная.
|
Метод групповых оценок
|
В таком случае образуются специальные группы, которые совместно занимаются разработкой мероприятий, которые будут направлены на решение поставленных задач. Основывается на мнении специалистов и руководителей, выставляющих разностороннюю (простую и сложную, включающую как однократную, так и многократную) экспертную оценку. Основное преимущество данного метода заключается в более точном расчете прогнозируемой численности персонала. Главным недостатком является сложность и трудность сбора и обработки информации и субъективность суждения линейных руководителей.
|
Метод Делфи
|
В метод Делфи входят как экспертные, так и групповые методы. Чаще всего сначала проводят опрос нескольких независимых друг от друга экспертов, а потом результаты проведенного опроса анализируются в групповых дискуссиях, после чего уже принимаются окончательные решения.
|
Метод моделирования
|
Чаще всего происходит посредством упрощенного просмотра кадров предприятия. Если изменять входные данные, то кадровые расхождения могут проверяться для каждого сценария отдельно в зависимости от потребности в персонале.
|
Количественное кадровое планирование потребности в персонале производится благодаря определению его расчетной численности и ее сравнению с фактической обеспеченностью на конкретный плановый период времени. Различается: общая потребность – это вся численность персонала, которая потребна (брутто-потребность в кадрах), а дополнительная потребность-это количество работников, которое необходимо в планируемом периоде дополнительно к имеющейся численности базового года, которое обусловлено текущими нуждами организации (нетто-потребность в кадрах).
При количественном планировании применяются следующие методы, представленные в таблице 2.
Методы прогнозирования потребности в персонале основываются на использовании математико-статических методов и методов моделирования.
Таблица 2 – Количественные методы планирования персонала в организации
Методы
|
Описание метода
|
Метод, основанный на использовании данных о времени трудового процесса
|
Его суть заключается в определении численности работников, работающих сдельно или повременно, исходя из данных о трудоемкости трудового процесса и полезного фонда времени одного работника
|
Метод расчета по нормам обслуживания
|
Позволяет рассчитать численность работников, основываясь на данных о количестве обслуживаемых этими работниками машин, агрегатов и других объектов
|
Метод расчета по рабочим местам и нормативам численности
|
Позволяет определить необходимое число работников исходя из установленного количества рабочих мест и нормативов численности (т. е, соотношения объема работы и нормы обслуживания)
|
Стохастические методы
|
анализ взаимосвязи между потребностью в персонале и переменными величинами (объемом производства, технической оснащенностью)
|
Кадровое планирование чаще всего осуществляется как в интересах организации, так и в интересах её работников. Для организации важно располагать в нужное время, в нужном месте, в нужном количестве и соответствующей квалификацией таким персоналом, который необходим для решения любых производственных задач, достижения её целей.
Стоит отметить, что расчет потребности в персонале опирается на определенные факторы. Эти факторы могут быть как внешними, так и внутренними. Основные из них перечислены в таблице 3.
Таблица 3 – Факторы, влияющие на определение потребности организации в персонале
Внешние факторы
|
Факторы
|
Характер влияния
|
Методы определения
|
Макроэкономические (темпы экономического роста, уровень инфляции, безработицы, структурные изменения)
|
Стратегия предприятия, сбытовые, финансовые возможности и проч.
|
Анализ тенденций и их оценка
|
Развитие техники и технологии
|
Потребность в персонале определенного уровня квалификации
|
Оценка требований к обслуживанию оборудования
|
Политические изменения
|
Макроэкономические последствия, стратегия развития экономики страны
|
Мониторинг политической ситуации в государстве
|
Изменение рыночной конъюнктуры, стратегии освоения новых рынков; изменение структуры рынка и спроса; конкурентные отношения; экономическая политика страны; налоговая, демографическая политика и проч., конъюнктура на рынке труда; тарифные соглашения
|
Сбытовые возможности, себестоимость/накладные расходы и проч.
|
Мониторинг тенденций и их оценка; анализ рынка; анализ положения предприятия на рынке; анализ макроэкономических процессов и показателей; прогнозирование последствий; анализ принятых соглашений
|
Внутренние факторы
|
Факторы
|
Характер влияния
|
Методы определения
|
Запланированный объем сбыта товаров/оказания услуг
|
Количественные и качественные потребности в кадрах (новый или пониженный спрос)
|
Принятие управленческих решений в соответствии с оценкой внешних факторов
|
Техника, технология, организация производства и труда
|
Численность необходимого персонала; объем и качество готовой продукции
|
Показатели на основе эмпирических данных организационного характера и науке о труде
|
Текучесть персонала
|
Дополнительная потребность работников для замены выбывших; дополнительные временные, финансовые, альтернативные затраты
|
Учет и оценка убытков
|
Окончание таблицы 3
Факторы
|
Характер влияния
|
Методы определения
|
Простои
|
Нерациональное использование человеческих ресурсов, сокращение объемов производства, снижение производительности труда, финансовых результатов и проч.
|
Определение уровня текучести, доли простоев, анализ их причин
|
Стратегия профсоюзов
|
Кадровая политика, коллективный договор
|
Переговоры
|
Данные факторы влияют как на определение качественной, так и количественной потребности в персонале.
Следует отметить, что система кадрового планирования должна включать в себя следующие аспекты:
планирование численности и кадрового состава персонала (необходимо изучить особенности формирования штатного состава компании, изучить эффективность использования персонала);
планирование потребности в обучении (включает переподготовку, повышение квалификации, происходит при помощи анализа данных анкетирования, которое проводится каждый год на предприятиях);
планирование карьерного роста кадров (может требовать дополнительных усилий и затрат как от сотрудника, так и от организации, по результатам такого планирования может появиться ряд положительных преимуществ для сотрудника, к примеру повышение уровня жизни и др.);
планирование расходов на проведение кадрового планирования (включают расходы на переквалификацию, переобучение и подготовку, систему мотивации и стимулирования, рекламу и др.) и др. [6, С. 269]
Несмотря на это процесс кадрового планирования может быть подвержен некоторым проблемам. Причем планирование в общих чертах может быть не столь эффективно, потому как нет конкретизации и четких временных рамок на цели и задачи, а так они должны каждый раз при наличии хоть каких-то изменений корректироваться с учетом данных изменений.
Рассмотрим возникающие в данном вопросе проблемы подробнее. К первой проблеме можно отнести неопределенность в информации. Планирование связанно с прогнозом, который должен давать надежный прогноз, следовательно, должны быть четкие данные, от которых можно оттолкнуться, а планирование устанавливает правила к действию, чтобы получить определенный результат.
Вторая проблема - довольно часто плановые показатели не могу быть количественно оценены, и последствия данной проблемы не могут быть учтены в постоянных планах.
Третьей проблемой является потребность в координации и курировании отдельных планов.
При всем вышеизложенном проблемы планирования персонала аргументированы следующим: процесс планирования кадров может быть осложнен прогнозированием поведения сотрудников, риска конфликтов, и др. различие количественной и качественной эффективности.
Следует отметить, что кадровое планирование может быть эффективным на 100% только в том случае, когда оно является частью общего планирования организации.
Так как кадровое планирование является составной частью планирования организации, то оно ставит перед собой задачу предоставлять сотрудникам рабочие места в нужный период времени, в необходимом количестве, и в соответствии с их компетенциями.
В целом кадровая проблема - это проблема развития профессионального кадрового резерва и потенциала в организации, возможно по причине слабой подготовки руководителей по вопросам планирования организации труда на всех уровнях управления. К данной проблеме могут привести следующие причины: разработка любых планов по развитию организации требует привлечения изнутри или извне сотрудников и квалифицированных специалистов, с оплатой их труда соответствующих образом. Но далеко не все руководители компаний в нашей стране могут действительно понять необходимость таких кадров, в некоторых случаях подобные ситуации даже могут привести к разорению компании [5, С. 92].
Таким образом, к основной причине указанных проблем можно отнести отсутствие конкретных запросов от руководителей к результатам отделов, которые занимаются планированием на всех уровнях, а также отсутствие личного контроля над управленческой деятельностью. Эта ситуация требует более серьезного отношения руководителей организаций, отделов к своему персоналу и его подготовке и переподготовке.
Таким образом, планирование персонала является одной из важнейших функций управления, которая заключается в количественном, качественном, а также временном и пространственном определении кадровой потребности предприятия.
Поделитесь с Вашими друзьями: |