2. Задача 15 Кейс «Система подбора кадров. Критерии и методы оценки персонала» 22 Заключение 26 Глоссарий 27 Список использованных источников 29



Скачать 53,15 Kb.
страница1/4
Дата02.03.2023
Размер53,15 Kb.
#204998
ТипЗадача
  1   2   3   4
Связанные:
Управление персоналом Вариант 20
kursach. 4 kurs

Содержание



1. Планирование и прогнозирование потребности в персонале 3
2. Задача 15
3. Кейс «Система подбора кадров. Критерии и методы оценки персонала» 22
Заключение 26
Глоссарий 27
Список использованных источников 29



1. Планирование и прогнозирование потребности в персонале


Потребность организации в персонале — это установление необходимых количественных и качественных характеристик персонала, соответствующих выбранной стратегии развития организации [8, С. 112].


В теории и практике различают следующие виды потребности в персонале:
1) потребность в обучении персонала, которая определяется различием в уровне квалификации и профессиональных знаний, необходимом для выполнения должностных обязанностей, и тем, которым обладает выполняющий их работник;
2) потребность в персонале качественная - это совокупность работников различной квалификации с точки зрения задач, подлежащих выполнению в конкретный период, и требований, предъявляемых конкретной должностью;
3) потребность в персонале количественная — это численность работников определенной квалификации, необходимых организации для реализации стоящих перед нею задач;
4) потребность отдельного работника — это осознание отсутствия (дефицита) чего-либо, вызывающего у сотрудника побуждение к действию.
Конечная цель определения потребности в персонале состоит в установлении его количества, необходимого для надежного выполнения работниками должностных и профессиональных обязанностей. В этом случае принимаются решения о потребности в них — количестве и качестве, времени и продолжительности, а также месте.
Количественная потребность в персонале подразумевает число работников определенного возраста и пола, необходимых для исполнения возложенных на них функций. Если учитывается квалификация персонала, то в этом случае говорят об определении качественной потребности в персонале [6, С. 262].
Задача состоит в определении требований, обусловленных конкретной должностью или профессией, для того чтобы можно было согласовать с этими требованиями профессиональные возможности имеющихся работников и работ, подлежащих отбору, и добиться их равномерного соответствия.
Определение качественной и количественной потребности в персонале на практике неразделимо и поэтому осуществляется одновременно. Однако данные о потребности в персонале бесполезны, если нет данных о времени и продолжительности потребности в них. Временной аспект является критерием, позволяющим определить потребность в персонале. Обучение персонала также требует соответствующих расчетов во времени. В целом потребность в персонале устанавливается на определенное время или к определенному сроку. Кроме того, должно быть запланировано время, необходимое для отбора работников, потребность в которых должна быть спланирована [2, С. 51].
Кадровое планирование и прогнозирование являются главной и неотъемлемой частью кадровой политики любой организации, позволяющие установить на заданный период времени качественный и количественный состав персонала [9, С. 101].
Зарубежные авторы определяют планирование потребности в персонале как процесс обеспечения организации необходимым количеством квалифицированного персонала, принятым на правильные должности в правильное время.
По другому определению, планирование персонала - это система подбора квалифицированных кадров, при использовании двух видов источников - внутренних (на данный момент служащих в организации) и внешних (привлекаемых из внешней среды), имеющего своей целью обеспечить потребности организации в необходимом количестве специалистов в конкретные временные рамки [6, С. 262].
Отечественные специалисты приводят следующее определение планирования персонала: Кадровое планирование - это направленная деятельность организации по подготовке кадров, обеспечению пропорционального и динамичного развития персонала, расчету его профессионально - квалификационной структуры, определению общей дополнительной потребности, контролю за его использованием [10, С. 211].
Исходя из определений выше, можно сделать вывод, что зарубежные источники концентрируют особое внимание на планировании потребности компании в кадрах, тогда как отечественные авторы принимают это только в качестве одного из видов кадрового планирования, а также выделяют кроме этого ряд понятий (планирование обучения и развития персонала, планирование использование персонала и др.).
С помощью кадрового планирования можно определить: необходимое количество сотрудников, и их квалификации; перечень соответствующих компетенций по отдельным категориям персонала; количество нового персонала и сокращение неподходящего персонала; работа с кадрами с использованием их потенциала; обеспечение развития потенциала персонала развитие, повышение квалификации; организация оплаты труда, мотивации персонала и решение его социальные проблемы; затраты на проводимые в организации мероприятия.
К задачам кадрового планирования относятся:

  • определение цели, стратегии, прогнозирования и установление их взаимосвязи с общей целью и стратегией предприятия;

  • оценка уровня увольняемых людей и прогноза текучести;

  • прогнозирование спроса персонала на рынке труда;

  • выявление источников кадрового пополнения и оценка внутренних резервов.

  • оценка состояния трудового потенциала;

  • выявление структурных подразделений с наличием избытка или дефицита персонала в целом, а также отдельных специалистов и служащих;

  • установление причин несоответствия требуемого и наличного персонала;

  • разработка программ развития персонала;

  • оценка трудовых функций персонала по количественным и качественным параметрам и исследование трудового потенциала [8, С. 113].

Кадровое планирование, как и любое другое, базируется на определенных принципах, или правилах, без которых оно не может существовать:

  1. Участие максимального количества сотрудников данной организации в ходе работы над планом на первых этапов его составления (один из основных принципов). Если говорить о мероприятиях социального характера, то данный принцип является обязательным, в остальных случаях его использование остается на усмотрение руководителей.

  2. Непрерывность определяется необходимостью стабильной работы с кадрами, сопровождение и способствование развитию, росту и т.д. Именно поэтому кадровое планирование нужно рассматривать не как единичный факт, а как систематически повторяющийся процесс.

  3. Преемственность требует, чтобы разработка всех текущих планов организации осуществлялась с учетом того, что они будут служить основой для составления будущих планов, но обязательно базировались на результатах ранее осуществленных планов.

  4. Необходимо наличие гибкости принятых решений, которые могли бы изменяться в соответствии с учетом обстоятельств на данный момент. Для этого специально закладывают “подушки”, которые в критической ситуации будут обеспечивать свободу того, или иного маневра.

  5. Согласование планов должно происходить при помощи интеграции и координации, которое вызывается единством и взаимосвязанностью конкретных частей организации. Координация происходит между подразделениями одного уровня (по горизонтали), а интеграция между выше и нижестоящими подразделениям (по вертикали). Их необходимость обуславливается тем, что достаточно часто бывает дублирование одних и тех же должностей в разных подразделениях.

  6. Следование и соответствие Трудовому Кодексу РФ.

  7. Учет коллективной и индивидуальной психологии работников.

  8. Наличие необходимых условий для осуществления плана.

  9. Создание условий для реализации потенциала сотрудников.

  10. Учет последствий экономического и социального характера, по результату принимаемых решений.

Учитывая, что на сегодняшний день персонал является весомым и решающим фактором работы любой организации, об эффективности планирования кадров может сказать скорость достижения целей. Обязательно, при проведении планирования кадровых ресурсов, необходимо учитывать такие внешние факторы, как: состояние экономики и конкретной отрасли предприятия, политики, динамика рынка и наличие конкуренции, обязательно финансовое состояние и уровень оплаты труда, и, корпоративная культура [6, С. 268].
В зависимости от характера потребности в персонале различают следующие виды планирования:

  • планирование количественной потребности в персонале. В процессе такого планирования определяется объем рабочей силы, необходимый для достижения установленных целей в конкретный плановый период времени. Необходимый количественный объем рабочей силы определяется исходя из поставленных предпринимательских целей и штатной структуры организации;

  • планирование качественной потребности в персонале. Целью такого планирования является определение необходимого профессионально-квалификационного потенциала рабочей силы, который бы позволил достигнуть установленных целей в плановые сроки;

  • планирование временного спроса на трудовые ресурсы. Этот вид планирования осуществляется с учетом изменения потребности в персонале с течением времени, причиной которого могут быть изменения экономических, технических и организационных условий [8, С. 114].

Процесс кадрового планирования и прогнозирования является достаточно сложным и многосторонним. В данном процессе недостаточно просто дать объявление и набрать определенный штат сотрудников. В данный процесс должно быть включено: тщательное изучение экономической ситуации, рынка труда в целом и кадровой ситуации на конкретном предприятии; прогнозирование потребностей в персонале в зависимости от различных условий: сезонности, расширения производства и т.д.; разработка программ по развитию персонала предприятия, включая профессиональное, физическое, психологическое развитие и ряд других аспектов.
Процесс кадрового планирования и прогнозирования потребности в персонале состоит из нескольких этапов, представленных на рис. 1.

Рис. 1 – Этапы кадрового планирования и прогнозирования потребности в персонале
Прогнозирование потребности в персонале выполняется несколькими методами (по отдельности и в комплексе). Прогноз потребности в персонале строится на основе анализа спроса и предложения для определения экономии или избытка кадровых ресурсов. В теории прогнозирования разработаны различные методы, которые применяются для прогнозирования потребности в персонале. Чаще всего в кадровом планировании выделяют качественные и количественные показатели. Качественную потребность (потребность по категориям, профессиям, специальностям, требований к персоналу по компетенциям и др.) рассчитывают исходя из общей организационной структуры, а также структур подразделений. При качественном планировании обычно выделяют следующие методы, представленные в таблице 1.

Таблица 1 – Качественные методы планирования персонала в организации



Метод

Описание метода

Метод экспертных оценок

Чаще всего для этого метода привлекается эксперт со стороны, который занимается проведением анализа проблем планирования в организации, а также проводит соединение существующих на данный момент программ, с целью их улучшения. В результате получается более четкая стратегия по достижению целей, ценность такой оценки состоит в том, что она независимая и более объективная.

Метод групповых оценок

В таком случае образуются специальные группы, которые совместно занимаются разработкой мероприятий, которые будут направлены на решение поставленных задач. Основывается на мнении специалистов и руководителей, выставляющих разностороннюю (простую и сложную, включающую как однократную, так и многократную) экспертную оценку. Основное преимущество данного метода заключается в более точном расчете прогнозируемой численности персонала. Главным недостатком является сложность и трудность сбора и обработки информации и субъективность суждения линейных руководителей.

Метод Делфи

В метод Делфи входят как экспертные, так и групповые методы. Чаще всего сначала проводят опрос нескольких независимых друг от друга экспертов, а потом результаты проведенного опроса анализируются в групповых дискуссиях, после чего уже принимаются окончательные решения.

Метод моделирования

Чаще всего происходит посредством упрощенного просмотра кадров предприятия. Если изменять входные данные, то кадровые расхождения могут проверяться для каждого сценария отдельно в зависимости от потребности в персонале.

Количественное кадровое планирование потребности в персонале производится благодаря определению его расчетной численности и ее сравнению с фактической обеспеченностью на конкретный плановый период времени. Различается: общая потребность – это вся численность персонала, которая потребна (брутто-потребность в кадрах), а дополнительная потребность-это количество работников, которое необходимо в планируемом периоде дополнительно к имеющейся численности базового года, которое обусловлено текущими нуждами организации (нетто-потребность в кадрах).


При количественном планировании применяются следующие методы, представленные в таблице 2.
Методы прогнозирования потребности в персонале основываются на использовании математико-статических методов и методов моделирования.

Таблица 2 – Количественные методы планирования персонала в организации



Методы

Описание метода

Метод, основанный на использовании данных о времени трудового процесса

Его суть заключается в определении численности работников, работающих сдельно или повременно, исходя из данных о трудоемкости трудового процесса и полезного фонда времени одного работника

Метод расчета по нормам обслуживания

Позволяет рассчитать численность работников, основываясь на данных о количестве обслуживаемых этими работниками машин, агрегатов и других объектов

Метод расчета по рабочим местам и нормативам численности

Позволяет определить необходимое число работников исходя из установленного количества рабочих мест и нормативов численности (т. е, соотношения объема работы и нормы обслуживания)

Стохастические методы

анализ взаимосвязи между потребностью в персонале и переменными величинами (объемом производства, технической оснащенностью)

Кадровое планирование чаще всего осуществляется как в интересах организации, так и в интересах её работников. Для организации важно располагать в нужное время, в нужном месте, в нужном количестве и соответствующей квалификацией таким персоналом, который необходим для решения любых производственных задач, достижения её целей.


Стоит отметить, что расчет потребности в персонале опирается на определенные факторы. Эти факторы могут быть как внешними, так и внутренними. Основные из них перечислены в таблице 3.

Таблица 3 – Факторы, влияющие на определение потребности организации в персонале



Внешние факторы

Факторы

Характер влияния

Методы определения

Макроэкономические (темпы экономического роста, уровень инфляции, безработицы, структурные изменения)

Стратегия предприятия, сбытовые, финансовые возможности и проч.

Анализ тенденций и их оценка

Развитие техники и технологии

Потребность в персонале определенного уровня квалификации

Оценка требований к обслуживанию оборудования

Политические изменения

Макроэкономические последствия, стратегия развития экономики страны

Мониторинг политической ситуации в государстве

Изменение рыночной конъюнктуры, стратегии освоения новых рынков; изменение структуры рынка и спроса; конкурентные отношения; экономическая политика страны; налоговая, демографическая политика и проч., конъюнктура на рынке труда; тарифные соглашения

Сбытовые возможности, себестоимость/накладные расходы и проч.

Мониторинг тенденций и их оценка; анализ рынка; анализ положения предприятия на рынке; анализ макроэкономических процессов и показателей; прогнозирование последствий; анализ принятых соглашений

Внутренние факторы

Факторы

Характер влияния

Методы определения

Запланированный объем сбыта товаров/оказания услуг

Количественные и качественные потребности в кадрах (новый или пониженный спрос)

Принятие управленческих решений в соответствии с оценкой внешних факторов

Техника, технология, организация производства и труда

Численность необходимого персонала; объем и качество готовой продукции

Показатели на основе эмпирических данных организационного характера и науке о труде

Текучесть персонала

Дополнительная потребность работников для замены выбывших; дополнительные временные, финансовые, альтернативные затраты



Учет и оценка убытков

Окончание таблицы 3

Факторы

Характер влияния

Методы определения

Простои

Нерациональное использование человеческих ресурсов, сокращение объемов производства, снижение производительности труда, финансовых результатов и проч.

Определение уровня текучести, доли простоев, анализ их причин

Стратегия профсоюзов

Кадровая политика, коллективный договор

Переговоры

Данные факторы влияют как на определение качественной, так и количественной потребности в персонале.


Следует отметить, что система кадрового планирования должна включать в себя следующие аспекты:

  • планирование численности и кадрового состава персонала (необходимо изучить особенности формирования штатного состава компании, изучить эффективность использования персонала);

  • планирование потребности в обучении (включает переподготовку, повышение квалификации, происходит при помощи анализа данных анкетирования, которое проводится каждый год на предприятиях);

  • планирование карьерного роста кадров (может требовать дополнительных усилий и затрат как от сотрудника, так и от организации, по результатам такого планирования может появиться ряд положительных преимуществ для сотрудника, к примеру повышение уровня жизни и др.);

  • планирование расходов на проведение кадрового планирования (включают расходы на переквалификацию, переобучение и подготовку, систему мотивации и стимулирования, рекламу и др.) и др. [6, С. 269]

Несмотря на это процесс кадрового планирования может быть подвержен некоторым проблемам. Причем планирование в общих чертах может быть не столь эффективно, потому как нет конкретизации и четких временных рамок на цели и задачи, а так они должны каждый раз при наличии хоть каких-то изменений корректироваться с учетом данных изменений.
Рассмотрим возникающие в данном вопросе проблемы подробнее. К первой проблеме можно отнести неопределенность в информации. Планирование связанно с прогнозом, который должен давать надежный прогноз, следовательно, должны быть четкие данные, от которых можно оттолкнуться, а планирование устанавливает правила к действию, чтобы получить определенный результат.
Вторая проблема - довольно часто плановые показатели не могу быть количественно оценены, и последствия данной проблемы не могут быть учтены в постоянных планах.
Третьей проблемой является потребность в координации и курировании отдельных планов.
При всем вышеизложенном проблемы планирования персонала аргументированы следующим: процесс планирования кадров может быть осложнен прогнозированием поведения сотрудников, риска конфликтов, и др. различие количественной и качественной эффективности.
Следует отметить, что кадровое планирование может быть эффективным на 100% только в том случае, когда оно является частью общего планирования организации.
Так как кадровое планирование является составной частью планирования организации, то оно ставит перед собой задачу предоставлять сотрудникам рабочие места в нужный период времени, в необходимом количестве, и в соответствии с их компетенциями.
В целом кадровая проблема - это проблема развития профессионального кадрового резерва и потенциала в организации, возможно по причине слабой подготовки руководителей по вопросам планирования организации труда на всех уровнях управления. К данной проблеме могут привести следующие причины: разработка любых планов по развитию организации требует привлечения изнутри или извне сотрудников и квалифицированных специалистов, с оплатой их труда соответствующих образом. Но далеко не все руководители компаний в нашей стране могут действительно понять необходимость таких кадров, в некоторых случаях подобные ситуации даже могут привести к разорению компании [5, С. 92].
Таким образом, к основной причине указанных проблем можно отнести отсутствие конкретных запросов от руководителей к результатам отделов, которые занимаются планированием на всех уровнях, а также отсутствие личного контроля над управленческой деятельностью. Эта ситуация требует более серьезного отношения руководителей организаций, отделов к своему персоналу и его подготовке и переподготовке.
Таким образом, планирование персонала является одной из важнейших функций управления, которая заключается в количественном, качественном, а также временном и пространственном определении кадровой потребности предприятия.

Скачать 53,15 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница