2. Романская архитектура Тосканы и флорентийский проторенессанс (11-н13в)



страница1/19
Дата22.02.2016
Размер3 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
2. Романская архитектура Тосканы и флорентийский проторенессанс (11-н13в).

Процессы: обращение к античности (не очень известна) и раннему христианству (Петрарка включал его в понятие святой Древности) и обращение к реальности. Постепенный переход от иконного к картинному.



Для архитектуры характерна четкая римская ориентация (антикизирующие формы, традиции, типологии), идеи папства и нищенствующих орденов, развитие городов в Тоскане. В основе архаические романские и ранне христианские формы (деревянные перекрытия, колонны вместо столбов, купол вместо башни). Всегда важно сохранить качество стены, античность под носом – антикизированное мышление, использование сполий. Часто облицовывали мраморной инкрустацией, это и античный принцип, и геометрический узор с простыми и ясными формами. Также важна была и ранне христианская архитектура, как базилики, так и центрические постройки (Сан Витале, мавзолей Галлы Плации), хороший пример романской архитектура – сан Амброджо в Милане, 9-12в. Инкрустационный стиль – это тосканская традиция, полностью покрывает большие плоскости; стиль космати – малые элементы, малые камни, более дробно (так полы делались).

Пиза: это романская архитектура, расцвет обусловлен исторически (там каролингские памятники, с 8в это средоточие классической культуры). Расцветает с 11в (1062г разгром арабов пизанской флотилией, победа при Палермо, через год начинает строиться собор). В 12в градостроительство и притязания на Сардинию, Корсику и Амальфи. Это торговая республика (привилегии от Фридриха Барбароссы). В 1284г поражение от Генуи и начало упадка, а 14 и 15в, 1406г – подчинение Флоренции (однако расцвет искусства, импорт древностей). Они берут базиликальный план от центральной Италии, купол над средокрестием от Востока, круглую башню из Равенны, аркаду на фасад из северной Италии.

Ансамбль Кампо деи Мираколи, к11-сер14в. Композиция соборной площади, традиционна для Италии. На границе города, а не в центре (болотистые почвы). Есть идея архитектурного оформления человеческой жизни. Характерно: свободная расстановка объемов, нет регулярности, каждая постройка самостоятельна и имеет свое значение, но при этом общность стиля, а собор господствует. Собор, 1063, освящен в 1118г, Бускетто и Райнальдо. Купольная базилика, 5н, 3н трансепт, все это будет характерно для Тосканы. В нижней части классицизирующие аркады (опора на 1 помпеянский), наложенная декорация, верх и Ломбардии (там ясность, но больше готики). Боковой фасад легче, там торжествует плоскость, романская архитектура лишается тяжести. Используются различные породы мрамора из различных областей. Вроде романская базилика, но не учитывается романский опыт (плоский кессонированны потолок – обращение к Сан Пьетро). Баптистерий, 1153г Диоти Сальи, 1270е-80е братья Пизано, достраивался в 14в. Центрический, завершался позднее, больше готических черт, которые накладываются на классицизирующую романскую основу. Колокольня, 1173г, Банано Писано и Гульельмо да Инебург, достраивалась в 13 и 14в. Прозрачная, нижний ярус классический, там четкость, ясность и строгость. Кампо Санто, Джованни ди Симоне, на фасаде классические черты, а внутри готика.

Сан Мартино в Лукке. Сильно влияние Пиза (круглая площадь), та же многоярусная аркада, компанила приставлена непосредственно к собору.

Сан Микеле ин Форо. Колокольня квадрат в плане (Ломбардия), вплавлена в собор. Опять же ориентация на Сан Пьетро и на Пизу (колонны всякие – витые, разукрашенные, «кариатиды»). Верхняя часть – просто экран.

Сан Фредиано в Лукке, Берлингьеро Берлингрьери, 1112-1147г. Простой фасад, стропила. 3н и капеллы.

Флоренция: занимает ведущее место к сер13в, основа развития – производство и продажа сукна (Матильда из Каносса завещала земли папе, но он маломощен – Тоскана стала независимой, восторжествовала коммуна). Боролась со всеми, ориентировалась на папу (гвельфы), рано началась политическая борьба (в результате социальное расслоение). В 1378г восстание чомпи (чернорабочие), в результате олигархия, а не республика. С 1434г тираническое правление. Особенность архитектуры: активность пап – нищенствующие ордена, 11, 12в – постоянные перестройки. Инкрустационный стиль – особая стилистическая группа, архаичная конструкция, но есть антикизирующие тенденции мраморной декорации (белая и темно-зеленая). Это новый язык, последовательное заимствование и имитация классического ордера, переосмысление античной инкрустации. Традиции просуществовали до 15в и перешли в Возрождение (не прерывались).

Баптистерий Сан Джованни во Флоренции, освящен в 1053г (11-13в), был окнагон 6в (воспроизводит форму античной постройки). Первый пример стиля (Лазарев усматривает здесь новое понимание формы и архитектурной композиции) он воспринимался флорентийцами как античный. На фасаде используется система классической ордерной аркады на втором ярусе. На стены баптистерия как рельеф (перспектива) накладывается аркада. Пилоны имеют инкрустацию из полосатого белого и зеленого мрамора (это характерно для Тосканы). Аттиковый этаж тоже расчленен на покойные геометрические формы и имеют инкрустацию. Внутри вся стена тоже покрыта красочной мраморной инкрустацией, архитектор рассматривает интерьер как некое единое целое. Пол тоже из мраморной инкрустации, относится к 11-н12в. Особое место в интерьере занимает проповедническая кафедра.

Сан Миньято аль Монте, 1013-1063г, фасад 1090г. Это жемчужина инкрустационного стиля, кирпич. Обычно фасад делался самостоятельно, мог даже не соответствовать структуре интерьера. Структурированное построение, деление на 3ч по вертикали и горизонтали (источник дворец Диоклетиана в Сплите, Теодориха в Равенне – внутри). Внизу аркада – напоминает аркады романских церквей – там три двери, аккуратные филенки. Повышенная центральная часть, выделенный фронтон, мелкий рисунок мраморной инкрустации, более сложная орнаментика. В середине мозаика (2п 13в), тоже ясная структура боковых частей верхнего фасада (круг, вписанный в квадрат). Ордер – органичный элемент архитектуры, это очень важно. Но готика потом и сюда придет. Фасад является экраном здания и играет самостоятельную роль. Интерьер вполне романский, крипта под алтарем, киворий 15в, резной деревянный потолок, раскрашенный. Все стены главного нефа покрыты мраморной инкрустацией. Табернакль делал Микелоццо.

Бадия в Сан Доменико, Фьезоле, 1025-102г. Она не доделана, есть только центральный фасад 1207г. Ритм фасадной композиции, ясность отношений, кружевная орнаментика. Лучше просматривается мотив триумфальной арки (3пр, центральный сужен), больше подчеркнуты горизонтали.

3. Проторенессанс и готика в архитектуре Тосканы 13-14в.

С н13в, что поздно, до Италии начинают доходить готические влияния. Они приходит из Франции, но ориентация идет не на современную архитектуру, а на раннюю готику, к тому же, важна римская составляющая. Сохраняется инкрустационная декорация (нейтрализует готический язык), самостоятельный декор (тектонически украшает конструкцию), есть элемент проповеди (по времени совпало с появлением проповеднических орденов).



Цистерцианское аббатств Фоссанова, 1187-1208г. Здесь первый пример использования готической архитектуры –стрельчатые арки главного нефа. Нет аркбутанов (нет внешней пластичности), башня над средокрестием вместо купола, сохраняется стена (торжество плоскости). В интерьере ордерное мышление, перебивка горизонталями, нет пучка колонн. В итоге, готическая только конструкция.

Сан Францеско в Ассизи, 1228-1253г. Собственно первый пример готики в Италии (так считают), ориентация на собор Морисе в Анжу. На фасаде очень скромно выявленные готические черты (роза), а так контрфорсы полуцилиндры, массивные стены, но ясно обозримое пространство. Это зальная готическая церковь, 1н (в нижней 1н, но крипта и капеллы с алтарями), хорошее освящение большими окнами, нервюрные своды, большой шаг опор. Не пучки колонн, а декорация столба, выражена горизонталь.

Санта Мария Новелла, Флоренция, 1246г. Доминиканцы. Фасад был перестроен Альберти и не завершен. Обе церкви в интерьере были серьезно перестроены в 16в (в частности, освобождены от боковых капелл). Очень широки шаг колонн, высокие полуколонны на которые опираются пяты арок свода. Тяготение к зальности, просторности интерьера – в тосканской готике много романского (плоскость стены), нормальные колонны (почти).

Санта Кроче, Флоренция, 1294-1295г, Арнольф ди Камбио (?). Ученик Николо Пизано, много работал в Риме. Францисканская, просторная, небольшой трансепт, 3н, граненая апсида, немного повышенная апсидальная часть (капеллы, кажется, что 5н). Не решен фасад, готика, но стропильные перекрытия. Широкий пролет стрельчатой арки опирается на столбы. Стена сохраняет свою самоценность. Нет иерархии ордерных форм, просто возвращяются к колоннам, готическая прозрачность работает только в алтаре, не хотят раскладывать ордер на части. Нынешний фасад – 19в. Сохраняется только идея масштабности и пустотности, а так, мозги встают на место; готическая только апсида.

Собор в Сиене, 1250-1370г. Это крупный религиозный центр, враждовали с Флоренций (гибеллины). Все соединено в одном соборе: колокольня врастает в его тело, у подножия баптистерий. На коммунальной площади палаццо Публико. Нынешняя часть собора должна была бы быть только трансептом, сиенцы хотели создать колоссальный собор у себя. Но на такой размах не хватило денег, ориентировались на Францию. Облицовка – белый и красный мрамор, фасад поставлен как экран, он богато украшен скульптурой. Считается, что Джованни Пизано принимал участие в декорации фасада, нижняя часть (сравнивают с Реймским собором). Большое количество скульптуры (в том числе, по боковым башням, они ниже центрально, стоят по сторонам). Мраморная многоцветная инкрустация – это от романики (сохраняется идея наложенной мраморной декорации, не отвечает структуре внутреннего пространства, там готика).

Собор в Орвьето, 1290-1330г, Лоренцо Монтанья. Повод построения – плато со следами крови (священник немецкий где то вел службу, во время нее усомнился в том, что кости которые он держит – это кости Христа; в это время совершилось чудо: кости окрапились кровью, которая залила плат престола). Очень спокойный интерьер, широкие пролеты арок, деревянное плоское перекрытие, внутри все тоже полосатое. Велика роль и у скульптуры. Фасад ориентирован на сиенский, но все более плоскостно, продуманная графичность.

Санта Мария дель Фьори, 1296-1340г. Сначала Арнольфо ди Камбио (широкие опоры, может, хотел сделать стропила), но потом купол сделал Брунеллски (хотя купол подразумевался изначально). Облицовка мрамором была завершена только в 19в. Здесь соблюдена композиция соборной площади: баптистерий, собор, компанила изначально была старая церковь (Санта Рипоната мученица 6в), ее фрагменты остались в нынешней крипте. Огромная трехнефная базилика, купольное средокрестие, крылья трансепта – венцы капелл. Компанила построена по проекту Джотто (первые 2 яруса), но Джотто хотел сделать большой готический шатер, дальше братья Толетти (там больше выражены готические черты), но в башне идеи облегчения, хотя нет шатра, а карниз, мощный – идея атектоничная. Там с помощью инкрутсационного стиля выявляется тектоническое начало и пластика (подчеркиваются углы).

Гражданская: снаружи есть крепостной характер, но появляется межэтажное членение, большая роль окон, по другому строится интерьер, идет процесс превращения замка в ренессансную виллу. Много свободных городов, соревнования – чем выше башня, тем круче.

Палаццо дель Популо, 1254-128г (коммунальный дворец), Флоренция. Первый новый пример гражданской архитектуры. Сейчас там музей Борджелло. Кубический объем здания, примыкает башня, такого типа постройки можно видеть и в других городах Тосканы. Двойная функция: защита и презентация хозяина, чем выше башня, тем важнее положение хозяина. Здесь находился колокол, в случае опасности, он предупреждал горожан. Новое: поэтажное (3эт) членение (хотя оно вообще не всегда совпадает с внутренним строением), велика роль окон. Нижний этаж цокольное основание, там располагались разные службы и внутренний двор. Второй этаж – наиболее представителен (там муниципальные органы власти), дальше мелкие службы, мог жить и капитан гвардии. То есть, это первый пример новой формирующейся гражданской архитектуры. Еще на втором этаже большой представительный зал, перекрытый нервюрными сводами. 1 внутренний двор, 2яр аркады. По такому же принципу строятся Палаццо де ла Синьория (Веккьо), палаццо Публика (боковые вещи пристроили позже, сначала центр и высотность выделеннее) и Пьяццо дель Кампо, Сиена. Важно, что идеи возникают на севере и развиваются дальше. Палаццо Давансати, к14в, еще Медичи не пришли (республика), это уже дворец, но по структуре, особенностям, деталям – крепостной характер (руст). Важен внутренний двор – тяготение во внутренний мир (а не во внешний).

4. Готическая архитектура северной Италии и Венеции.

Для Италии характерно развитие городов двух типов – сеньории (самоуправление) и тирании (под управлением князя). В сеньориях более активно развиваются новые тенденции (Флоренция, Сиена). Две традиции – античность (не очень известна) и раннее христианство (Петрарка включал его в понятие святой Древности). В отличие от готики (каркас и арки), для Италии важен Рим и раннехристианская архитектура. Опора: Сан Амброджио в Милане, Сан Марко. Высшая точка антикизирующих течений – Реймс и Наумбург. В Италии еще возникает новый тип – проповедническая кафедра, она станет началом свободной скульптуры.



Сан Францеско в Ассизи, 1228-1253г. Собственно первый пример готики в Италии (так считают). Первые черты Проторенессанса относят именно к святому Франциску. Здесь и международный францисканский центр. Церковь большая, две части – верхняя и нижняя – там крипта с захоронением. На фасаде очень скромно выявленные готические черты (роза), а так контрфорсы полуцилиндры, массивные стены и тд. Это зальная готическая церковь, нет нефов, хорошее освящение большими окнами, нервюрные своды, большой шаг опор.

Милански собор, 1387-1572, 19в. Здесь совмещение самых разных элементов, в наибольшей степени – французских и немецких (а вот итальянских элементов здесь мало). 5 нефный, нет полного венца капелл, опоры поставлены близко (тяжелые), трансепт выделен. Единственный полноценно готический собор Италии, столица Ломбардии. Проблема с датой, Ломбардия постоянно воюет, так что начальная дата – только восточная часть, а вот пинакли и декор закончены в сер19в. В алтаре 3 английских окна, много контрфорсов и аркбутанов (но не высокие, клиресторий тоже не высокий). Опоры – цилиндры, сочленения закрыты муфтой, ордер самостоятелен, базы тоже подобны муфтам (не деление, а суммирование, то есть внутри система сопротивляется). Вся поверхность разлиновывается. Полностью мраморный фасад, белый (готика, лишенная идеи смерти – Стендаль).

Сан Петронио в Болонье, начат ок1390г, не окончен до 1492/1525г, Антонио ди Винченцо. Это пример более северной итальянской готики. Просторный светлый интерьер с боковыми капеллами, он оштукатурен, но выделены кирпичные обрамления колонн (не полосатый). Хотели большой трансепт, хор, капеллы и 8гр купол на барабане (северные влияния), но ничего не сделали. Стрельчатые своды, кирпич и камень. Трансепт хотели сделать таким же, как основной неф (огромный). На фасаде отражена структура 5н храма. Но 3н+ капеллы (по 2 на 1 травею). В интерьере влияние Санта Мария Новелла во Флоренции (вертикализм членений, но шириной гасится пространство). Восходит к французским образцам, но внутри спокойствие (единая капитель, например). Существующий храм – трансепт (как в Сиене, хотели намного больше построить).

Палаццо делла Меркация в Болонье. Вписано в радиальную ось, открытая лоджия внизу перекрыта нервюрным сводом и со стрельчатыми арками. То есть готическая декорация накладывается на романскую структуру.

В целом, в гражданская архитектура имеет вид крепостной, но вместе с тем появляется межэтажное членение, большая роль окон, по другому строится интерьер, идет процесс превращения замка в ренессансную виллу.



Пьяццо дель Кампо, Сиена. Тут были выборы в коммунальную власть, палаццо Публика, 1297, башня 1325-1348г – это уже пример готической архитектуры. Под башней небольшая лоджия, ее построили в честь освобождения от чумы.

Пьяченца, палаццо дель Комуне, Перуджа, палаццо деи Приори, Губбио, палаццо деи Консоли (здесь уже больше новых черт, чем готики).

Итог: важно большое количество традиций: романика, готика (современный стиль), византийская традиция и генетическая связь с античностью (проявляется в отдельных элементах). В готике ориентировались на Францию, но сохраняли и свое (нет обильного декора, покой, ясность, господствует плоскость стены, часты плоские деревянные перекрытия). В Верне много античности, в Ферраре строится готический собор, каждая деталь там готическая, а в итоге, что то необычное.

В Венеции как всегда все сложно, много влияний. Дворец Дожей, южный фасад, начат в 1340г. Первый этаж – классический торговый. Второй – там есть мавританские мотивы, это яркий пример венецианской готики. Основная верхняя часть фасада облицована плиткой (белой и бежево-красной). Цвет очень важен в венецианской архитектуре. Верх венчают опять же стилизованные готические завершения (но созданы они были уж в 15в). Там еще были комнаты, которые сразу давались новым выбранным дожам, таким образом, дворец стал чем то вроде дома правительства.



Ка Д’Оро, Джованни и Бартоломео Бон, 1420е. Это семья скульпторов и архитекторов. Венецианские палаццо обычно имеют три части на фасаде: по центру ажурный портик, в по краям более простые одинаковые части. В этом дворце есть только центральная и одна боковая часть, второй нет, то есть оно не достроено.

Палаццо Лоредан. 4х этажное законченное сооружение. Это переходный стиль между венецианской готикой и элементами новой архитектуры. А Палаццо Вендрамин-Калерджи, 1481г, Мауро Кодуччи – 1500г, Пьетро Ломбардо. Уже ренессансный, с готической декорацией. Нижний ярус воспринимается как опорный. Здесь впервые используется ордер как важный фактор тектоники, уже другая лексика фасада. Выделенные горизонтали карнизов, есть и венецианские окна – сдвоенные или наоборот единичные с перемычкой. Два верхних этажа абсолютно идентичны.

Сан Джовани э Пауоло и Санта Мария Глориозе деи Фрари. Скромные, кирпич и белая декорация.

5. Скульптура проторенессанса (Николо Пизано, Арнольфо ди Камбио).

Проторенессанс: расцвет романской пластики (рост роли круглой пластики и рельефа), украшаются фасады (единство искусств), появляются натуралистические и антикизирующие тенденции, здесь запоздалое влияние готики. 1260г – начало проторенессанса (кафедра Пизано); 14в – самостоятельная веха развития итальянского искусства на почве романики под влиянием готики (есть влияние античности, но и Франции).



Николо Пизано, 1278-1284г (упоминается, возможно жил ок1219-1278/1282г) – считается основоположником нового направления в скульптуре, вышел из Штауфенского ренессанса (Фридрих), южанин. Даты жизни ранних мастеров условны, вообще они анонимны, очень редко известны (еще не заслужили того, чтобы их заносили в хроники). В 13в скульптурные мастерские играют значительную роль. Строятся и обновляются церкви (особенно к 1300г). Особенно славилась Пизанская школа, она работала не только на себя, но и для юга и севера страны, отсюда и Пизано. Возможно он учился в мастерских, работавших для двора Фридриха 2 (классическая традиция), вроде из Аппулии, потом переехал в Тоскану, потом в Лукку, а в Пизе с 1450х. Он совмещал скульптурные и архитектурные работы, в его мастерской еще Джованни и Арнольфо, новые образы и новый формальный язык, романские тяжелые формы, но и легкий классический язык.

Кафедра Пизанского баптистерия, 1260г. Есть новые импульсы, хотя связана с предшествующим периодом: идеология – идея искупления (в это время расцвет орденов). 6 уг арх-скульпт произведение, балюстрада, рельефы, пучки полуколонн (по 3) фиксируют границы между рельефными досками. Все это опирается на 6 колонн, в центре еще одна, 3 колонны и центральная опираются на животных (львы, в центре баран, гриф, лев, собака (церковь попирает ереси)), коринфские капители, 3х лопастные еще готические арки, дальше плиты с рельефами. Проповедническая, украшена скульптурой – повествование. Рельефы – белый мрамор, полуколонны – красный – развивается идея картины. Над капителями аллегории (любовь, сила, верность, невинность, вера) и Креститель, на амвоне орел (и римский, и символ Церкви) с кроликом в когтях (жалкий христианин). В тимпанах пророки и сивиллы, а дальше уже история Христа. Всего 5 сюжетов: Рождество+ Благовещение, Поклонение, Сретение, Распятие, Суд. Еще много средневекового – скученность композиций, передача фигур; иконография обычная, доказывает важность искупительной жертвы. Но используются технические приемы, характерные для Рима (буравчик, особенно в прическах; напрямую заимствуются античные образцы – саркофаги из Кампо Санто в Пизе и смерть Мелеагра с охотой 4в). Довольно глубокий рельеф, пространство передается глубиной самой плиты, фигурам тесно. Гавриил и Мария из Благовещения на 2м плане, до них благовестие пастухам, а совсем впереди лежит Мария из рождества (как на этрусских саркофагах – суксессивный метод). Для Тосканы больше важны Этруски. Поклонение: Мария сидит тяжело, как на античных стелах, прекрасные складки, мощная выразительность.

Сиенская кафедра, 1265-1268г. Эволюционирует, становится легче, скульптура преобладает над архитектурой, уже 8гр (ближе к кругу). Больше опорных колонн, все на постаменте, опять через 1 на львах (те с ягнятами или еще кем то), центральный – аллегория столба страстей Христовых (внизу женщины). Есть фигуры и над колоннами, и между рельефными пластинами (пророки, сивиллы, символы), то есть уже практически единый не разграниченный рельеф (увеличивается нарративность). Возрастает трагическая тема – Суд занимает 2 рельефа, еще добавляется Избиение младенцев. Рельефы сложнее по композиции, обилию фигур, повышается экспрессия и детализиция. Эту делает вместе с учениками. Появляется глубина в рельефы (бурав и светотень), движения выражены острее.

Большой фонтан в Перудже, 1277-1280г. Ездил во Францию, может это изменило его язык. Большой, между Дуомо и палаццо Приори (между 2х властей). Чаша (круглая в целом, но есть выделение по граням, очень похоже на кафедры) увенчана скульптурой, программа – энциклопедия средневекового человека. Низ: месяцы и ремесла, зодиак, искусства, сцены Адама и Евы, римского народа и текст Эзопа. Там где ремесла, эволюция от Сиены к большему спокойствию, потом много подробностей и повествования. Скульптуры пророков, святых и персонификаций. Завершение – 3 нимфы держат вазу, бронза (разные материалы).

Арнольфо ди Камбио (ок1245 – до 1310г, в Риме с 1277г при дворе короля Карла Анжуйского). Около 1300г в Риме собралось много ярких мастеров (и Джотто) – создается микроклимат художников нового течения. Бонифаций 8 принимает буллу о праздновании юбилейных годов (до сих пор они празднуют каждые 25л), распространяется учение Иаахина Флорского о скором втором пришествии. К юбилейному году особенно обновлялся Рим, так как верующие совершали паломничество туда, чтобы искупить свои грехи. Арнольфо работал в Сиене (кафедра), Перудже (фонтан), в Риме становится самостоятельным, с 1280х-90х возвращается во Флоренцию, а с1296г участвует в строительстве дель Фьори. Логика развития скульптуры идет параллельно с архитектурой: от романики, через обращение к античности, в готику. В Тоскане две школы: Тосканская и Сиенская (больше связана с готикой). Для него характерно: пафосность, мощь, но лаконизм, формы проще. Последовательно опирается на опыт античных скульпторов, но более творческий – не копирует, а заимствует и преображает. Для него важно понимание объема, драпировок, жизнь фигур. Но выявлены и декоративные начала. Он разносторонний, но самое важное – революция надгробий.

Как подмастерье выполняет работы над Сиенской кафедрой и бассейном в Перудже. Среди ранних работ и киворий для сан Паоло фуори ле муро, 1285 (скульптура тесно связана с архитектурой, сильны готические влияния), киворий для Санта Чечилия ин Трастевере, 1293 (готика усмиряется, цветной мрамор для колонн – античные реминисценции).



Санта Мария Маджоре, Преземпио в крипте (волхвы, поклоняющиеся младенцу). Небольшая скульптурная группа в ящичке. Ближе к нам молодой волхв, дальше чуть выдвинувшись старый, и еще один уже полностью выдвинулся и коленопреклонен перед сидящей Марий с младенцем. То есть проблема пространства уже важна для мастера, развивается по диагонали, артикулируется расположением фигур и глубиной рельефа.

Даже в его живописных работах (Мадонна Репарата, покровительница цехов, ремесла) скульптурный язык (грузность). Он также выступал и как архитектор (фасад дель Фьоре, Санта Кроче (может он)).

В скульптурах тоже развитие: статуя Бонифация 8, 1300 еще сидит, будто романика, статично, а вот в статуе Петра в Римском соборе, бронза уже другое владение массой (выразительные складки, монументально, но не застыло, сидит внутри мраморной епископской кафедры).

Самое большое его новшество – это надгробия, он дал большой толчок к их развитию. Гробница Бонифация 8 в Сан Пьетро, крипта, свободно стоящее надгробие. Стенка саркофага из гробницы кардинала Анибальди делла Леонардо, «Панихида», это почти бытовая сцена (нет путти, символов, фон разноцветной мраморной мозаики, похоронная процессия). Санта Мария Арачели в Риме, надгробие Луки Савелли. Верхняя часть более традиционна, нижняя часть поражает полнотой и сочностью пластического языка. Надгробие кардинала Гийома де Брей, Сан Доменико в Орвьето, ок1282г. Использована техника косматеско (римская техника цветной мраморной мозаики). Это около стенное надгробие. Верхняя часть связана с загробной жизнью, в середине сам лежащий кардинал. Справа и слева небольшие фигуры двух дьяков, они аккуратно отодвигают занавески, чтобы зрители могли видеть фигуру кардинала. Это и позднеготический реализм, и создание настроения. Удивительная трогательность взгляда.



Каталог: materials -> art
materials -> Фонд оценочных средств
materials -> Лекции 14 час. Практические занятия 14 час. Самостоятельная работа 80 час. Всего 3 з ед. Москва 2015 Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине «Педагогика и психология высшей школы»
materials -> «Познание как образовательная деятельность» Цели и задачи освоения дисциплины
materials -> Заместитель Министра
materials -> Департамент образования города Москвы
materials -> Департамент образования города москвы
art -> 1. Архитектура Англии в 1п 19в
art -> 1. Предмет философии науки
art -> Издательство


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница