2 Практическое исследование развития креативности в процессе школьной деятельности



страница1/14
Дата20.04.2018
Размер0.73 Mb.
ТипИсследование
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

2 Практическое исследование развития креативности в процессе школьной деятельности



2.1 Программа и организация исследования


Основной целью данного исследования является: изучение влияния программы развития креативности в процессе обучения в начальной школе на динамику развития творческих способностей детей.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

1. Определение уровня креативности учащихся 3-го класса

2. Разработка и проведение программы развития творческого мышления на материале учебных дисциплин и развивающих занятий;

2. Определение влияния программы развития креативности на динамику развития творческих способностей

Объектом данного исследования выступали учащиеся 3 класса, в количестве 20 человек.

Предметом исследования является: динамика развития творческих способностей детей.

В последнее десятилетие многие психологи и педагоги приняли необходимость развития творческого потенциала подрастающего поколения.

Несмотря на это, до сих пор не только в большинстве российских, но и в большинстве американских школ не занимаются развитием творчества. Одним из основных препятствий, стоящим на этом пути, является отсутствие в учебных пособиях материалов, упражнений, заданий на развитие творческих способностей. Как в традиционных учебниках, так и в подавляющем большинстве новых учебных пособий основной акцент ставится на сообщении фактов и развитии традиционного конвергентного типа мышления, который состоит в нахождении единственно правильного решения задачи или проблемы1. Конечно, все это очень важно для развития ребенка, но в учебном процессе занимает неоправданно большое время в ущерб развитию дивергентной составляющей процесса мышления. Еще очень часто обучение сводится к запоминанию и усвоению приемов действия, типовых способов решения заданий. При однообразном, шаблонном повторении одних и тех же действий у учащихся падает интерес к обучению и, как следствие, снижается успеваемость. Дети лишаются радости открытия, созидания и постепенно могут потерять способность к творчеству.

Выше изложенные данные позволяют нам сформулировать следующую рабочую гипотезу: овладение комплексом методов и приемов креативного мышления в процессе обучения в школе положительно влияет на динамику развития творческих способностей детей;

Цель и задачи эмпирического исследования, сформулированные на основе анализа теоретических представлений в области динамики развития творческих способностей детей, определили структуру построения исследования. Итак, в данном исследовании можно выделить следующие этапы:

I. Отбор испытуемых с целью создания двух групп: экспериментальной и контрольной группы. В экспериментальной и контрольной группах производилась первичная и вторичная диагностика уровня развития творческих способностей. В экспериментальной группе между двумя замерами проводилась программа по развитию креативности. В контрольной группе данной развивающей программы не проводилось. Для этого было привлечено два третьих класса, общей численностью 40 человек: по 20 в каждом. Оба класса обучаются в одной школе и занимаются по одной программе.

II. Диагностика уровня развития творческих способностей, как в экспериментальной, так и в контрольной группе. Для диагностики уровня развития творческих способностей были выбраны следующие методики: тест креативности Е.Торренса и ПМДДМ (психодиагностическая методика диагностики дивергентного мышления Е.Л. Солдатовой)2. Фиксировались данные по каждому параметру креативности. Производился сравнительный анализ уровня развития творческих способностей в контрольной и экспериментальной группах.

III. Проведение программы по развитию креативности в процессе обучения. Данная развивающая программа проводилась в экспериментальной группе. А на контрольную группу не производилось воздействие.

Программа состояла из 2-х блоков: использование приемов дивергентного мышления на уроках математики (здесь работа шла совместно с педагогом) и развивающие занятия (Приложение А).

При подборе материала учитывались следующие принципы:

1) наглядный материал должен давать возможность различным толкованиям;

2) словесный материал должен быть конкретным и выражать определенную концепцию;

3) проблемный материал не должен быть однозначным, подразумевать ординарный алгоритм разрешения поставленной задачи, проблемы.

IV. Оценка эффективности программы развития креативности в процессе обучения. Данная процедура проводилась на экспериментальной группе. Для этого проводилась повторная диагностика уровня развития творческих способностей, как в экспериментальной, так и в контрольной группе. Производился сравнительный анализ динамики уровня развития творческих способностей в контрольной и экспериментальной группах.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница