Планы семинарских и практических занятий по учебной дисциплине «Педагогика детского коллектива».
Семинарское занятие 1. Авторские школы коллективного воспитания (2 ч)
Вопросы для подготовки и обсуждения: 1. Школа-коммуна А.С. Макаренко.
2. Школа детской радости (школа-коммуна С.М. Риверса и Н.М.Шульмана).
3. Школа Ф.ф. Брюховецкого: развитие идей коллектива.
4. Школа Ю.М. Цейтлина: коллективная познавательная деятельность.
Формы и методы работы: Для подготовки к участию в семинарском занятии студенты изучают материал по предложенным к семинарскому занятию вопросам.
Работа в команде. Студенты делятся на четыре микрогруппы для коллективного освещения одного из вопросов.
Затем студенты объединяются в единую группу, и в процессе коллективной мыследеятельности происходит подведение итогов в определении содержания деятельности педагога социального.
Примеры возможных заданий: Заполнение таблицы «Сравнительная характеристика авторских школ коллективного воспитания».
Литература: 1. Гавриловец, К.В. Гуманистическое воспитание в школе / К.В. Гавриловец. – Минск: Полымя, 2000. – 117 с.
2. Селиванова, Н.Л. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня (в описаниях их авторов и исследователей) / Н.Л. Селиванова, Е.И. Соколова. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 336 с.
Семинарское занятие 2. Система личных взаимоотношений между членами коллектива (2 ч)
Вопросы для обсуждения: 1. Возрастные особенности развития личности в детском коллективе.
2. Дружба как вид близких человеческих отношений в коллективе.
3. Проблема одиночества ребенка и его опасность.
4. Психологические барьеры в процессе взаимодействия обучающихся в детском коллективе.
Формы и методы работы: Для подготовки к участию в семинарском занятии студенты изучают материал по предложенным к семинарскому занятию вопросам.
Примеры возможных заданий: Написание педагогического эссе «Дружба и друзья в моей жизни».
Литература: 1. Борисова, А. Школа лидера/ А. Борисова// Воспитательная работа в школе. – 2007. – №4. – с. 69-83.
2. Гринько, Е.П. Классный коллектив как открытая воспитательная система/ Е.П. Гринько// Праблемы выхавання. – 2004. – №4. – С. 35-42.
3. Ильин, Е.П. Психология для педагогов / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2012.-640 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»)