2. Понятие и характерные черты информации Как видно из определения информатики, ее функций и задач, одним из ключевых понятий информатики является информация



Скачать 149.72 Kb.
Дата25.02.2016
Размер149.72 Kb.
Тема 2. Понятие и характерные черты информации
Как видно из определения информатики, ее функций и задач, одним из ключевых понятий информатики является информация. 
Информация - это сведения об окружающем мире (объекте, процессе, явлении, событии), которые являются объектом преобразования (включая хранение, передачу и т.д.) и используются для выработки поведения, для принятия решения, для управления или для обучения.
Характерными чертами информации являются следующие:

  • Это наиболее важный ресурс современного производства: он снижает потребность в земле, труде, капитале, уменьшает расход сырья и энергии.

  • Вызывает к жизни новые производства.

  • Является товаром, причем продавец информации ее не теряет после продажи.

  • Придает дополнительную ценность другим ресурсам, в частности, трудовым. Действительно, работник с высшим образованием ценится больше, чем со средним.

Информация может накапливаться.

Как следует из определения, с информацией всегда связывают три понятия (их взаимосвязь показана на рис. 2.1): 


http://kuzelenkov.narod.ru/mati/book/inform/inform1/inform1-2.gif

источник информации - тот элемент окружающего мира, сведения о котором являются объектом преобразования;

потребитель информации - тот элемент окружающего мира, который использует информацию;

сигнал - материальный носитель, который фиксирует информацию для переноса ее от источника к потребителю.

Так, источником информации, которую в данный момент получает читатель настоящего учебного пособия, является информатика как сфера человеческой деятельности; потребителем - сам читатель, а сигналом - бумага с текстом (в этом случае говорят, что информация имеет бумажный носитель). Будучи прочитанной и запомненной студентом, данная информация приобретет еще один носитель - биологический, когда она "записывается" в память обучаемого. Очевидно, что источник и потребитель в этом случае не меняются.



Какова роль Источника и Приемника информации в процессе ее передачи?

Источник – передает(отправляет) информацию; приемник – получает(воспринимает, принимает) информацию.

Что (кто) в приведённых ниже примерах является источником, что (кто) - приёмником информации, а что (кто) – информационным каналом?

а) Ответ учащегося у доски.

б) Чтение другом статьи в журнале.

в) Зрители смотрят рекламу по телевидению.

г) Гена говорит с мамой по телефону.

д) Водитель автобуса объявляет остановку




а) Ответ учащегося у доски.

Источник – учащийся

Приемник- учащиеся класса

Канал связи – звуковые волны

б) Чтение другом статьи в журнале.

Источник – журнал

Приемник- друг

Канал связи – зрительная система человека

в) Зрители смотрят рекламу по телевидению.

Источник – телевидение

Приемник- зритель

Канал связи - зрительная система человека, звуковые волны

г) Гена говорит с мамой по телефону.

Источник – Гена(мама)

Приемник- Мама (Гена)

Канал связи – система телефонной связи

д) Водитель автобуса объявляет остановку

Источник – водитель

Приемник- пассажиры

Канал связи - звуковые волны


В процессе передачи информация может теряться и искажаться: искажение звука в телефоне, атмосферные помехи в радио, искажение или затемнение изображения в телевидении, ошибки при передачи в телеграфе. Эти помехи, или, как их называют специалисты, шумы, искажают информацию.

Жюль Верн. «Дети капитана Гранта».

К героям книги попала информация от людей, потерпевшим кораблекрушение, – записка в бутылке, брошенной в море.

Определите в данной ситуации источник, приемник информации, канал связи. Что произошло с информацией в процессе ее передачи.


Источник информации –люди корабля, потерпевшего крушение.

Приемник информации – герои книги, нашедшие бутылку.

Канал связи – морские волны.

В процессе передачи произошло искажение информации: вода попала в бутылку, размыла часть слов и тем самым исказила информацию. Вместо того, чтобы двинуться сразу к месту гибели корабля, спасатели вынуждены были отправиться в кругосветное путешествие.



Информация существует в виде документов, чертежей, рисунков, текстов, звуковых и световых сигналов, электрических и нервных импульсов и т.п.
Свойства информации.

С точки зрения информатики наиболее важными представляются следующие свойства: объективность, полнота, достоверность, адекватность, доступность и актуальность информации.



Объективность и субъективность информации. Понятие объективности информации является относительным. Это понятно, если учесть, что методы являются субъективными.

Объективная информация – это информация о каком-либо конкретном объекте

Субъективная информация – это информация созданная людьми.

Полнота информации - и определяет достаточность данных для принятия решений или для создания новых данных на основе имеющихся.

Достоверность информации – свойство информации не иметь скрытых ошибок.

Данные возникают в момент регистрации сигналов, но не все сигналы являются «полезными» — всегда присутствует какой-то уровень посторонних сигналов, в результате чего полезные данные сопровождаются определенным уровнем «информационного шума.



Адекватность информации — это степень соответствия реальному объективному состоянию дела..

Доступность информации — мера возможности получить ту или иную информацию..

Актуальность информации — это степень соответствия информации текущему моменту времени.

Релевантность — способность информации соответствовать нуждам (запросам) потребителя;

Защищенность — свойство, характеризующее невозможность несанкционированного использования или изменения информации;

Эргономичность — свойство, характеризующее удобство формы или объема информации с точки зрения данного потребителя.
Информация как информационный ресурс обладает следующими свойствами:

  • Запоминаемость

  • Передаваемость –способность информации к копированию

  • Преобразуемость – может менять способ и форму своего существования

  • Воспроизводимость

  • Стираемость

Запоминаемость — одно из самых важных свойств. Запоминаемую информацию будем называть макроскопической (имея в виду пространственные масштабы запоминающей ячейки и время запоминания). Именно с макроскопической информацией мы имеем дело в реальной практике.

Передаваемость способность информации к копированию, т.е. к тому, что она может быть «запомнена» другой макроскопической системой и при этом останется тождественной самой себе. Очевидно, что количество информации не должно возрастать при копировании.

Воспроизводимость информации тесно связана с ее передаваемостью и не является ее независимым базовым свойством. Если передаваемость означает, что не следует считать существенными пространственные отношения между частями системы, между которыми передается информация, то воспроизводимость характеризует неиссякаемость и неистощимость информации, т.е. что при копировании информация остается тождественной самой себе.

Фундаментальное свойство информации — преобразуемость. Оно означает, что информация может менять способ и форму своего существования. Копируемость есть разновидность преобразования информации, при котором ее количество не меняется. В общем случае количество информации в процессах преобразования меняется, но возрастать не может.

Свойство стираемости информации также не является независимым. Оно связано с таким преобразованием информации (передачей), при котором ее количество уменьшается и становится равным нулю.


Данных свойств информации недостаточно для формирования ее меры, так как они относятся к физическому уровню информационных процессов.

Задание: приведите примеры информации:

  • в неживой природе (например, в геологии или археологии);

  • в биологических системах (например, из жизни животных и растений);

  • в технических устройствах (например, телевидение, телеграфные сообщения);

  • в жизни общества (например, исторические сведения, реклама, средства массовой информации, общение людей).



Классификация информации
Классифицировать ее можно:
по способу восприятия:

  • Визуальная — воспринимаемая органами зрения.

  • Аудиальная — воспринимаемая органами слуха.

  • Тактильная — воспринимаемая тактильными рецепторами.

  • Обонятельная — воспринимаемая обонятельными рецепторами.

  • Вкусовая — воспринимаемая вкусовыми рецепторами.

по форме представления:

  • Текстовая — передаваемая в виде символов, предназначенных обозначать лексемы языка.

  • Числовая — в виде цифр и знаков, обозначающих математические действия.

  • Графическая — в виде изображений, предметов, графиков.

  • Звуковая — устная или в виде записи и передачи лексем языка аудиальным путём.

по назначению:

  • Массовая — содержит тривиальные сведения и оперирует набором понятий, понятным большей части социума.

  • Специальная — содержит специфический набор понятий, при использовании происходит передача сведений, которые могут быть не понятны основной массе социума, но необходимы и понятны в рамках узкой социальной группы, где используется данная информация.

  • Секретная — передаваемая узкому кругу лиц и по закрытым (защищённым) каналам.

  • Личная (приватная) — набор сведений о какой-либо личности, определяющий социальное положение и типы социальных взаимодействий внутри популяции.).

Примеры получения информации:
1) динамик компьютера издает специфический звук, хорошо знакомый Васе, — следовательно, пришло новое сообщение по ICQ;
2) с вертолета пожарной охраны в глубине леса замечен густой дым — обнаружен новый лесной пожар;
3) всевозможные датчики, расположенные в сейсмологически неустойчивом районе, фиксируют изменение обстановки, характерное для приближающегося землетрясения.

Информация и данные.
Данные являются составной частью информации, представляющие собой зарегистрированные сигналы.

Во время информационного процесса данные преобразовываются из одного вида в другого с помощью методов. Обработка данных включает в себя множество разных операций.



Операции с данными.

сбор данных — накопление информации с целью обеспечения достаточной полноты для принятия решений;

формализация данных — приведение данных, поступающих из разных источников, к одинаковой форме, чтобы сделать их сопоставимыми между собой, то есть повысить их уровень доступности;

фильтрация данных — отсеивание «лишних» данных, в которых нет необходимости для принятия решений; при этом должен уменьшаться уровень «шума», а достоверность и адекватность данных должны возрастать;

сортировка данных — упорядочение данных по заданному признаку с целью удобства использования; повышает доступность информации;

архивация данных — организация хранения данных в удобной и легкодоступной форме; служит для снижения экономических затрат по хранению данных и повышает общую надежность информационного процесса в целом;

защита данных — комплекс мер, направленных на предотвращение утраты, воспроизведения и модификации данных;

транспортировка данных— прием и передача (доставка и поставка) данных между удаленными участниками информационного процесса; при этом источник данных в информатике принято называть сервером, а потребителя — клиентом;

преобразование данных — перевод данных из одной формы в другую или из одной структуры в другую. Преобразование данных часто связано с изменением типа носителя, например книги можно хранить в обычной бумажной форме, но можно использовать для этого и электронную форму, и микрофотопленку.

Необходимость в многократном преобразовании данных возникает также при их транспортировке, особенно если она осуществляется средствами, не предназначенными для транспортировки данного вида данных. В качестве примера можно упомянуть, что для транспортировки цифровых потоков данных по каналам телефонных сетей (которые изначально были ориентированы только на передачу аналоговых сигналов в узком диапазоне частот) необходимо преобразование цифровых данных в некое подобие звуковых сигналов, чем и занимаются специальные устройства — телефонные модемы.



Приведенный здесь список типовых операций с данными далеко не полон.


Информационные процессы
Процессы, связанные с поиском, хранением, передачей, обработкой и использованием информации, называются информационными процессами. 
1.Поиск

Поиск информации - это извлечение хранимой информации. Методы поиска информации: 
• непосредственное наблюдение; 
• общение со специалистами по интересующему вас вопросу; 
• чтение соответствующей литературы; 
• просмотр видео, телепрограмм; 
• прослушивание радиопередач, аудиокассет; 
• работа в библиотеках и архивах; 
• запрос к информационным системам, базам и банкам компьютерных данных; 
• другие методы. 

Понять, что искать, столкнувшись с той или иной жизненной ситуацией, осуществить процесс поиска - вот умения, которые становятся решающими на пороге третьего тысячелетия. 
2. Сбор и хранение

Сбор информации не является самоцелью. Чтобы полученная информация могла использоваться, причем многократно, необходимо ее хранить. 

Хранение информации - это способ распространения информации в пространстве и времени. 

Способ хранения информации зависит от ее носителя (книга - библиотека, картина - музей, фотография - альбом). 
3. Передача

В процессе передачи информации обязательно участвуют источник и приемник информации: первый передает информацию, второй ее получает. Между ними действует канал передачи информации - канал связи. 
Канал связи - совокупность технических устройств, обеспечивающих передачу сигнала от источника к получателю. 

Кодирующее устройство - устройство, предназначенное для преобразования исходного сообщения источника к виду, удобному для передачи. 
Декодирующее устройство - устройство для преобразования кодированного сообщения в исходное. 

Деятельность людей всегда связана с передачей информации. 
К счастью, существует наука, разрабатывающая способы защиты информации - криптология. 

4. Обработка.
Обработка информации - преобразование информации из одного вида в другой, осуществляемое по строгим формальным правилам. 


Примеры обработки информации

Примеры

Входная информация

Выходная информация

Правило













Таблица умножения

Множители

Произведение

Правила арифметики













Определение времени полета рейса "Москва-Ялта"

Время вылета из Москвы и время прилета в Ялту

Время в пути

Математическая формула













Отгадывание слова в игре "Поле чудес"

Количество букв в слове и тема

Отгаданное слово

Формально не определено













Получение секретных сведений

Шифровка от резидента

Дешифрованный текст

Свое в каждом конкретном случае













Постановка диагноза болезни

Жалобы пациента + результаты анализов

Диагноз

Знание + опыт врача














5. Использование
Информация используется при принятии решений. 
• Достоверность, полнота, объективность полученной информации обеспечат вам возможность принять правильное решение. 
• Ваша способность ясно и доступно излагать информацию пригодится в общении с окружающими. 
• Умение общаться, то есть обмениваться информацией, становится одним главных умений человека в современном мире. 
6. Защита.
Защитой информации называется предотвращение: 
• доступа к информации лицам, не имеющим соответствующего разрешения (несанкционированный, нелегальный доступ); 
• непредумышленного или недозволенного использования, изменения или разрушения информации. 
Под защитой информации, в более широком смысле, понимают комплекс организационных, правовых и технических мер по предотвращению угроз информационной безопасности и устранению их последствий. 



Перечислите виды информационных процессов и приведите по два примера на каждый из них.

Хранение информации. (Запись расписания занятий в дневнике. Сохранение номера телефона друга в мобильном телефоне. )

Передача информации. (Сообщить в разговоре, что занятия по математике переносятся на среду. Отправка SMS сообщения. Просмотр рекламного ролика. ).

Обработка информации. ( Решение задачи по физике, математике, информатике. Заключение о том, твердый или мягкий предмет, взяв его в руку ).

Поиск информации. ( Просмотр журнала успеваемости по биологии, для того чтобы узнать свою оценку за контрольную работу. Просмотр страницы «содержание» учебника по информатике чтобы узнать номер страницы с материалом по теме «Информационные процессы» ).


Компьютерная грамотность предполагает:

• знание назначения и пользовательских характеристик основных устройств компьютера; 

• Знание основных видов программного обеспечения и типов пользовательских интерфейсов; 

• умение производить поиск, хранение, обработку текстовой, графической, числовой информации с помощью соответствующего программного обеспечения. 

Информационное общество - общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы - знаний.

Информационная культура - умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.

Информационная культура пользователя включает в себя:
• понимание закономерностей информационных процессов; 
• знание основ компьютерной грамотности; 
• технические навыки взаимодействия с компьютером; 
• эффективное применение компьютера как инструмента; 
• привычку своевременно обращаться к компьютеру при решении задач из любой области, основанную на владении компьютерными технологиями; 
• применение полученной информации в практической деятельности. 

Информационные ресурсы - это знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе и зафиксированные на материальном носителе. Развитие рыночных отношений в информационной деятельности поставило вопрос о защите информации как объекта интеллектуальной собственности и имущественных прав на нее.



В Российской Федерации принят ряд указов, постановлений, законов:

· « Об информации, информатизации и защите информации»;

· « Об авторском праве и смежных правах »;

· « О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных »;

· « О правовой охране топологии интегральных схем».



Каталог: wp-content -> uploads -> 2015
2015 -> Семья как фактор социогенеза: ценностно-нормативный аспект
2015 -> «Особенности организации деятельности соц педагога в коррекционном учреждении» Социальный педагог
2015 -> Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
2015 -> Ложная женщина. Невроз как внутренний театр личности
2015 -> Методические рекомендации по организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий в условиях сетевого взаимодействия образовательрных учреждений и организаций организация учебного процесса с использованием дистанционных
2015 -> Лекция Как важно понимание семьи Категория: ветераны боевых действий и члены их семей


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница