2. Основная часть: Глава Язык



страница1/4
Дата27.04.2016
Размер0.57 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4
Содержание

1.Введение

2.Основная часть:

Глава 1. Язык:

1.1.История происхождения

1.2.Язык-определение

1.3.Функции языка

1.4.Язык как общественное явление

1.5.Язык как знаковая система

1.6.Семиотические свойства языка

1.7.Семиотика

1.8.Вербальная коммуникация – паралингвистическое средство

1.9.Кинессика – раздел паралингвистики

Глава 2. Жесты:

2. 1.Жесты в системе параязыков

2. 2.Жесты в истории культуры

2. 3.Язык жестов

2. 4.Классификация жестов

2. 5.Виды жестов

2. 6.Описание жестов

2. 7.Типы жестов

2. 8.Жесты в разных культурах

2. 9.Жесты в их соотношении с речью

2.10.Примеры из произведений художественной литературы

3.Заключение

3.1.Сходства, различия и значение обычного языка и языка жестов

3.2.Выводы

Введение
Ещё в древние времена люди общались друг с другом при помощи звуков и жестов. Речь как способ общения появилась позже, и именно она является определяющей особенностью, отличающей человека от животного. «…В современном мире используется от четырех до шести тысяч языков»1, и в каждом можно выделить особую красоту и звучность.

С развитием цивилизации стали появляться различные виды языков: язык, созданный для людей с проблемой слуха, компьютерный язык (также известен как язык программирования) и многие другие. Существуют языки, которые зародились ещё в первобытном обществе: естественный язык, язык животных и, конечно, язык жестов.

Каждый день люди всего мира контактируют друг с другом посредством передачи и принятия информации. Однако общение происходит не только при речевом контакте - люди передают информацию путём использования интонации, мимики, поз, жестов. От территориального расположения и местности зависит использование тех или иных жестов.

Родному языку учатся с самого раннего детства. Овладение языком происходит постепенно. Вначале ребенок лишь имитирует языковую форму, повторяет за родителями отдельный звуки. Впоследствии, наблюдая за речью родителей, вступая в речевое общение, он становится участником диалога. Похожим образом люди овладевают жестами и мимикой.

Я зык жестов используется людьми для того, чтобы дополнить свою речь, выразить мысли, желания, эмоции, чувства и показать своё отношение к собеседнику. Также одной из функций языка жестов является передача информации для людей, лишённых слуха. В таком случае буквы кодируются жестами, создавая слова, предложения и целые тексты.

Жесты и язык объединяет семиотика – наука, изучающая знаки, связанные с различными способами общения и знаковые системы.



Из разнообразия жестов можно выделить следующие основные типы:

-механические жесты;

-ритмические жесты;

-изобразительные жесты;

-указательные жесты.

Также существует ряд жестов, которые можно использовать в конкретных ситуациях.

Проблема заключается в том, что на данный момент сведений о науке, изучающей невербальное общение, сравнительно мало, а известных фактов, составляющих саму теорию, ограниченное количество.

В своём реферате я расскажу об особенностях невербальных коммуникаций, и чем они отличаются от обычной речи человека. Я выделю главные особенности языка жестов и сопоставлю их с обычным языком.

Мой реферат структурно разделён на следующие темы:

-язык и речь как часть психолингвистики, раздела языкознания;

-жесты как часть паралингвистики, раздела языкознания (определение, классификация, применение);

-примеры описания жестов из литературы;

-сопоставление языка жестов и обычного языка.


Глава 1. Язык.

Основную часть того, что знает взрослый человек о мире, пришло к нему с языком и посредством языка. Может быть, он никогда не был в Австралии, но знает, что там есть кенгуру, утконосы и эвкалипты. Человек может мысленно путешествовать во времени, обращаться к тайнам звезд или микромира – и все этим он обязан языку. «…Язык является единственным универсальным средством выражения всего процесса мышления человека».1

Когда у первобытного человека появилась потребность что-то сказать или объяснить своему сородичу, он научился произносить членораздельные звуки в определённой последовательности. «Эта потребность развила и преобразовала гортань, а органы рта научились произносить членораздельные звуки. Язык мог возникнуть только как коллективное достояние, необходимое для взаимопонимания».2 Таким образом, язык появился для разумного общения между людьми, для возникновения между ними взаимопонимания.

Общение постоянно совершенствовалось и человечество достигло того уровня цивилизации, на котором мы сейчас находимся благодаря способности общаться, появились новые формы передачи речи (письмо, различные виды передачи речи, в том числе электронная). Различают :

1.Человеческие языки - предмет изучения лингвистики

-естественные человеческие языки,

-искусственные языки для общения людей (эсперанто),

- жестовые языки глухих.

2.Формальные языки

-компьютерные языки (Алгол, SQL),

3.Языки животных.

Язык по своей природе многофункционален. Выделяют три основных и две дополнительных функция языка: коммуникативную, познавательную (когнитивную), аккумулятивную (накопительную) и эмоциональную, волюнтативную (воздействия). Например, Эзоп в драме «Лиса и виноград» говорит о языке: «Язык- это то, что объединяет нас, когда мы говорим. Без языка мы не могли бы передавать наши мысли. Язык - ключ науки., орудие правды и разума. Языком выражается любовь. Языком учат, убеждают, наставляют». 3 Первое предложением выражает коммуникативную функцию языка, второе и третье - познавательную, четвертое – эмоциональное, пятое – функция воздействия.



Коммуникативная функция позволяет говорящему выражать свои мысли, а другому человеку их воспринимать и реагировать (соглашаться, возражать). С помощью познавательной функции язык формирует мышление и служит средством сознания. Язык помогает сохранять (аккумулировать) и передавать информацию, что важно всего общества. Так письменные памятники (летописи, документы, мемуары, художественная литература, газеты), и устное народное творчество фиксирует жизнь нации, историю.

В ситуации общения язык представляет отношение высказывания : к отправителю, к получателю, предмету речи, контакту между людьми, языку общения и к самому себе. Выделяют следующие функции языка4:

1.Функция представления (репрезентативная). Темой может быть любое явление: настоящее, прошлое и будущее, реально существующее и вымышленное, отвлеченные понятия, природа и люди.

2.Функция выражения (экспрессивная). О чем бы ни говорил или писал автор, он выражает самого себя, выбирая способы построения речи, демонстрирует уровень владения языком, социальную принадлежность, психические свойства.

3.Функция воздействия (апелятивная). Она проявляется при помощи разнообразных лексических средств и грамматических форм (синтаксическая конструкция, наклонение глаголов и др.), при помощи интонации и порядка слов.

4.Фатическая функция (лат. fatus -пустой) (контактоустанавливающая). Человеку всегда нужно определенным образом вступить в разговор ( окликнуть, поприветствовать, напомнить о себе) и выйти из разговора (попрощаться, поблагодарить).

5.Поэтическая функция. Эта функция присуща художественной речи, однако и в обычном общении мы иногда говорим витиевато и оригинально.

Язык существует в нескольких формах. В национальном языке выделяют диалекты, просторечие, жаргоны и литературный язык. Территориальные диалекты представляют интерес с исторической точки зрения и с точки зрения формирования литературного языка.

Просторечие – одна из форм национального русского языка, которая имеет набор языковых форм, нарушающих нормы литературного языка. Например, шОфер, полОжить, с повидлой, без пальта. Жаргон – речь социальных и профессиональных групп людей, объединенных общностью занятий, интересов, социального положения. Существуют жаргоны музыкантов, студентов, спортсменов. Высшей формой национального русского языка является литературный язык. Литературный язык имеет две формы – устную и письменную.

Общественная (социальная) функция языка проявляется в различных обществах и коллективах в конкретные исторические моменты. Так, в различных сферах (бытовой сфере, сфере производства, образования, общественно-политической деятельности, сфере художественного общения) рассматривают разновидности литературного языка с его стилями и разговорной речью, диалектами, просторечием, социальными и профессиональными жаргонами. Язык-это общественное явление: он возникает и развивается в человеческом обществе и прекращает свое существование, если престает существовать народ, который на нем говорит. Хотя, впоследствии они могут оставаться в нашей жизни (латынь). Язык сопровождает человека во всех делах, вне зависимости от его желания, присутствует в мыслях. Владеть языком, пользоваться речью человеку кажется естественным и само собой разумеющимся. Как - бы не были многообразны человеческие языки, все они достаточно просты для того, чтобы двух - трехлетний ребенок мог им овладеть. Человек, с рождения наделен особой способностью - выучить хотя бы один национальный язык. Швейцарский лингвист Ф. де Соссюр (1857-1913) писал: « Он (язык) есть социальный элемент речевой деятельности».1

Важнейшая функция языка - быть средством общения ( коммуникативная функция)- реализуется благодаря тому, что язык представляет собой особую систему знаков, по средствам которых осуществляется языковое общение между людьми. Знак - это средство передачи информации, материальный объект, которому при определенных условиях соответствует некое значение. Любой знак имеет двустороннюю сущность. Он материален (т.е. имеет выражение- означающее,) и нематериален (т.е. имеет смысл означаемое).

О двухсторонней сущности языка выдающийся французский лингвист Эмиль Бенвенист (1902-1976) писал: «Язык - особая символическая система, организованная в двух планах… Язык - физическое явление:…он требует …голосового аппарата при …производстве и слухового аппарата для восприятия. В этом материальном виде он поддается наблюдению, описанию и регистрации... Язык – нематериальная структура, передача означаемых, которые замещают явления окружающего мира или знание о них «напоминанием».1

В передаче информации участвует не менее двух лиц. Основной процесс разговора человек исполняет разные роли. Отправитель передает адресату материальные объекты (знаки), которые тот может увидеть, услышать. Знак состоит из двух частей. Первую часть называют формой знака, вторую – содержанием (смыслом) знака. Самые частые знаки -которые мы используем – слова. Устная и письменная форма языковых знаков являются основными для естественных языков.

Содержание слов чрезвычайно разнообразно. Говоря «люблю», человек выражает чувство, говоря «забор», называет предмет. А можно назвать ситуацию (бег, бегу, пробежал) или свойство ( красивый, красота); есть слова, указывающие на связи и отношения (и, или, под, внутри). Любой смысл может быть выражен с помощью слов и это делает слово самым главным знаком, а естественный язык – основным средством общения.

Язык, представляет собой систему. Система – ( от греческого systema – целое, составленное из частей; соединение) объединение элементов, находящихся в отношениях и связях, образующих целостность, единство. Она состоит:

- из множества элементов;

- элементы находятся в связи друг с другом;

- элементы образуют единство, одно целое.

Язык как систему представим в таблице:



Язык

Система

Средство

знаковая

естественная

самобытная

общения

мышления

сохранения и передачи традиций народа

состоит из единиц и уровней







коммуника-тивная

когнитивная

аккумулятивная

Существенными признаками языка как системы являются звуковой состав, строение слова, их значения, правила сочетания звуков.

Язык состоит из единиц:

- звук;

- морфема (приставка, корень, суффикс, окончание);



- слово;

- фразеологическая единица (устойчивое словосочетание );

- свободное словосочетание;

- предложение (простое, сложное );

- текст.

Единицы языка связаны друг с другом. Однородные единицы (звуки, морфемы, слова ) объединяются и образуют уровни языка.



Единицы языка

Уровни

Разделы

Звуки, фонемы

Фонетический

Фонетика

Морфемы

Морфемный

Морфемика

Слова

Лексический

Лексикология

Формы и классы слов

Морфологический

Морфология

Предложение

Синтаксический

Синтаксис

Швейцарский лингвист Ф. де Соссюр (1857-1913) писал: « Язык-это система знаков,

в которой единственно существенным является соединение смысла и акустического образа».1

Языковые знаки могут состоять из одной единицы (слово, фразеологизм) или их сочетании (предложение). Языковой знак указывает на предмет, качество, действие, событие.

Языковой знак, как и любой другой знак, имеет форму (означающее) и содержание (означаемое). Самостоятельный языковой знак - слово. Морфема самостоятельно не действует в языке. Она проявляет себя только в слове и считается минимальным, несамостоятельным языковым знаком. Предложение, высказывание, текст - составные знаки.2

Языковой знак является двусторонним. Означающим языкового знака выступает его звуковая сторона, означаемым – значение.

Языковой знак – имеет свойство асимметричности, т.е. линейность означающего и нелинейность означаемого. Например в слове бежать – элементы материальной сторон (буквы и звуки) расположены во времени или пространстве определенным образом. А значение слова бежать, означающее: действие, поступательность, передвижение в плоскости, передвижение по земной коре - не линейны и могут меняться местами.

Языковые знаки, как и другие, выступают в роли объектов, замещающих, представляющих другие объекты. Слово создает представление о соответствующем предмете или явлении, поэтому оно служит знаком этого представления. Так, словом дерево именуется не только конкретное дерево, но и все деревья.

Языковой знак не только обозначает предметы и явления, но и формирует у человека представление о характере, свойствах обозначаемого.

В языковых знаках отношения между знаками не однозначны. Один и тот же знак может обозначать абсолютно разные объекты – это омонимия. Например, лук – это и огородное растение, и оружие одновременно. Есть и противоположный случай, когда несколько знаков соотнесены с одним понятием, называемым синонимия: алфавит и азбука, точный и верный, пользоваться и употреблять.

Языковые знаки связаны отношениями подобия. Например, в звукоподражательных словах (ономатопеях) типа мяу-мяу, тик-так, чик-чирик их форма похожа на означаемое – звук, удвоенные формы (белый-белый, ходишь-ходишь) выражают значение интенсивности признака.

Все перечисленные свойства языковых знаков - двусторонность, заместительный характер, системность, воспроизводимость – означают, что язык - это знаковая (семиотическая) система. 3

«Люди окружили себя множеством разнообразных знаковых систем: деньги, марки, игральные карты, дорожные знаки, форменная одежда, жесты, этикетное поведение и др. Существует специальная наука, изучающая системы знаков – «семиотика (от греч. semeion – знак, признак). Язык – это одна из наиважнейших знаковых систем и - наиболее сложная по своему строению и при этом универсальная (не связанная с передачей значений только одного типа или только в одной сфере коммуникации) динамическая знаковая система, включающая не только знаки, но и средства создания новых знаков».1

У всех знаков есть особенность. Все что угодно может стать знаком, но только в ситуации общения. Любая передача информации происходит с помощью знаков. Обычно для этого используется естественный язык, но иногда он вытесняется и другими знаками.

Коммуникация осуществляется только в связи с тремя намерениями. Они заключаются, в получении информации, сообщении информации и передаче ее. Все предложения естественного языка бывают только этих трех типов и предполагают появление действия или жеста. «Любое предложение естественного языка - родного, иностранного, или языка жестов, или чего угодно может быть истолковано в этих трех модах», т.е. способах.

В области невербальных коммуникаций языком жестов и тела занимается современная семиотика, наука о знаках, связанная с различными способами общения и речью. Семиотика, специальная лингвистическая отрасль науки, внутри которой разделяют обозначающее и означающее. Означающее – это то, с помощью чего передается информация и смысл, например, звуки речи, гласные, согласные слова языка, предложения или просто знаки, которые, могут служить означающим тем, что означает. А означаемое – это то послание, которое передается с помощью этих средств. Одно без другого не существует.2

Наука невербальная семиотика состоит из отдельных взаимосвязанных дисциплин:

-паралингвистика (наука о звуковых кодах);

-кинесика (наука о жестах и жестовых движениях);

-окулесика(наука о языке глаз);

-гаптика (наука о языке касаний);

-гастика( наука о коммуникативных функциях угощения) и др.

Паралингвистика и кинесика являются основными.



Паралингвистика (греч. pará — «около») — раздел языкознания, изучающий невербальные (неязыковые) средства, передающие совместно с вербальными смысловую информацию в составе речевого сообщения, а также совокупность таких средств. Паралингвистические средства не входят в систему языка и не являются речевыми единицами, однако в той или иной степени представлены в каждой речевой единице, сопровождая речь.

Различают три вида паралингвистических средств:

-фонационные — темп, тембр, громкость речи, заполнители пауз (к примеру, э-э, м-м), мелодика речи, диалектные, социальные особенности артикуляции звуков;

-кинетические — жесты, поза, мимика говорящего;

-графические — особенности почерка, графические дополнения к буквам, заменители букв.3

В современной науке социальные нормы телодвижений выделяют в особый язык — кинесику. Кинесика (др. греч. κίνησις — движение) — совокупность телодвижений (жестов, мимики), применяемых в процессе человеческого общения (за исключением движений речевого аппарата).1

Значение общения определяется не только мерой понимания слов собеседника, но и умением правильно оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда, то есть понять язык общения, что позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу. Иллюстрацией тесного взаимодействия звуковой речи и паралингвистических средств является речь актеров в немом кино. Отсутствие словесного высказывания в форме звука ярко показывает роль жестов и мимики.

В процессе непосредственного общения могут быть опущены отдельные части высказывания. Если сравнивать две фразы «Дай мне ту книгу, в красном переплете, на третьей полке справа» и «Дай мне ту книгу» (в сопровождении указательного жеста), то сопоставление этих фраз может идти в плане выявления экономии языка, так как сам указательный жест не несет какой-либо. Во второй фразе жестовое указание получает однозначное содержание.

Например, предложение «Смотри!» может сопровождаться лишь одним указательным жестом. И только сама ситуация может пояснить: « Обрати внимание на это явление, «Вмешайся в эту ситуацию», «Не поступай подобным образом».

Процесс вербальной коммуникации происходит всегда в конкретной ситуации, к конкретным лицам с особенностями их голоса, мимики, жестикуляцией.

Общение без языка затруднительно, и создан язык был для того, чтобы помочь взаимодействию людей. Язык стал инструментом человеческого общения и служит людям для обмена информацией. Язык является самым главным инструментом общения .В отсутствие языка люди придумывают нечто, что могло бы его заменить, н о это обычно оказывается временной и не вполне полноценной заменой языка.

«Неязыковые коммуникативные системы человека являются подчиненными, вторичными системами, но, несмотря на самое разнообразное происхождение, они по своей функции лишь примыкают к языку, используются языком и декодируются с помощью языка, … что дает основание не считать указанные системы самостоятельными, видеть в них структурно организованную систему, а не вспомогательные средства, используемые звуковым языком….Все паралингвистические средства могут быть объединены только по своей функции, т.е. по функции участия в формировании информации речевого высказывания, а не по своему материальному статусу».2

Все неязыковые факторы играют вспомогательную роль в общении, язык же – главную, для него существует возможность использовать для сообщения только собственные средства.

Лингвисты, изучая язык, в «Тезисах Пражского кружка» (1967г.) поставили, задачу «…систематически изучать жесты, сопровождающие и дополняющие устные проявления говорящего при его непосредственном общении со слушателем, жесты, имеющие значение для проблем лингвистических союзов».3



Глава 2. Жесты.

Ученые считают, что при общении невербальные средства преобладают; их используется 65%, а вербальных 35%. Жесты возникли раньше звуковой речи, а изучать их стали только с 60-х годов ХХ века.

«Первым орудием человека была рука (иные орудия – палка, мотыга и т.п. развивались как добавление к руке). Одновременно рука могла иногда выступать в качестве орудий сообщений (жест)».1 Все виды жестов и мимики человека первоначально были биологическим явлением (например, движение руки как оборонительная мера).

Ч. Дарвин писал: « Способность членов одного и того же племени сообщаться между собой при помощи языка имела первостепенную важность в развитии человека; выразительные…движения лица и тела…содействуют силе языка…Выразительное движение…имело…естественное и независимое происхождение».2

«Для людей, имеющих звуковой язык жесты выступают как нечто вторичное: такова жестикуляция шаманов, межплеменное общение населения с разными языками, а также для женщин некоторых племен на низкой степени развития в период запрета использования звукового языка».3

Самый распространенный вид человеческого общения – жестикуляция – осуществляется с помощью рук. В древнем мире вытянутой руке придавали значение божественной силы и власти. На римских, финикийских и ливийских гробницах, на ирландских крестах и на мексиканских памятниках часто встречается изображение руки. Две поднятые руки в египетских иероглифах имели значение мольбы, а открытая ладонь предстоящую задачу. Рука («manus») часто служила амулетом у римлян, а также в мусульманском мире.



Каталог: files -> referat
referat -> Реферат на тему: Исследование формирования самосознания в подростковом возрасте Ученицы 9 класса
referat -> Реферат Преимущества и недостатки различных стилей руководства. Психологические типы руководителей. Эффективный психологический портрет
referat -> Организационное лидерство: понятие и сущность
referat -> Диплом по психологии Стратегии поведения подростков в конфликтах с родителями
referat -> Формирование детской речи. Что такое детская речь и зачем её изучать
referat -> Дипломная работа «Исследование явления высокотемпературной сверхпроводимости»
referat -> «Война миров»
referat -> Реферат Психологические проявления лжи в общение людей ученица 9 класса «Б» Меркулова Анастасия
referat -> Программа дпо «Преподаватель высшей школы»
referat -> Сочинение по литературе соседствует с его творческой работой по истории, изобилующей грубейшими грамматическими ошибками


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница