2. Место дисциплины в структуре ооп бакалавриата 2



Скачать 326.06 Kb.
Дата24.02.2016
Размер326.06 Kb.
СОДЕРЖАНИЕ

1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине «Концепции современного естествознания», соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы бакалавриата 2

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата 2

1.Рассмотреть библейское повествование о творении и устройстве мира в соотнесении с научными изысканиями, в чем они согласуются и в чем противоречат друг другу. 4

2.Более подробно изучить научные теории и исследования, помогающие рационально осмыслить христианские знания о мире, прежде остававшиеся предметом веры. 4

3.Ознакомиться с важнейшими апологетическими и научными произведениями. 4

4.Выучить наиболее важные естественнонаучные термины. 4

3. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем и на самостоятельную работу обучающихся 4

3.1 Объём дисциплины по видам учебных занятий 4

4. Содержание дисциплины, структурированное по темам с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий 5

4.1. Разделы дисциплины и трудоемкость по видам учебных занятий 5

4.2. Содержание дисциплины, структурированное по темам 7

5. Перечень учебно–методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине 11

6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине 11

6.1. Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине 11

6.2. Типовые контрольные задания или иные материалы 12

6.2.1. Зачет 12

6.2.2. Наименование оценочного средства 14

6.3. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций 14

7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины 15

9. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины 16

10. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем 17

11. Описание материально–технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине 17

12. Иные сведения и (или) материалы 18




1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине «Концепции современного естествознания», соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы бакалавриата


В результате освоения ООП бакалавриата обучающийся должен овладеть следующими результатами обучения по дисциплине:

Коды компетенции

Результаты освоения ООП Содержание компетенций

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине

ОПК–2

способность использовать базовые знания в области теологии при решении профессиональных задач

Знать: Научные теории и концепции в сфере естественных наук. Суть наиболее существенных научных открытий, теорий и концепций

Уметь: Критически анализировать научные теории и концепции

Владеть: теоретическими знаниями в области современных естестестенных наук – ядерной и квантовой физики, биофизики, геологии, биологии, астрономии, математики и астрофизики, а также метологическими теориями в области истории философии и философии науки


ПК–7

способность использовать теологические знания в решении задач социально–практической деятельности, связанных с объектами профессиональной деятельности

Знать: специфику научно–исследовательской деятельности в области естественных наук.
Уметь: использовать теологические знания в решении задач

социально–практической деятельности, связанных с объектами

профессиональной деятельности. Уметь соотнести содержание научных теорий с православным представлением об устройстве и творении мира и человека. опровергнуть противоречащие библейскому откровению теории на основании Священного Предании и особенно других научных исследований.
Владеть: навыками научного исследования. Категориально–понятийным аппаратом естественных наук, знать наиболее важные термины

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата


Данная дисциплина относится к вариативной части ООП бакалавриата.

Дисциплина изучается на IV курсе в 8 семестре.

Целью дисциплины «Концепции современного естествознания» является подготовить студентов к диалогу с представителями научного сообщества через изучение в соотнесении между собой естественнонаучного и христианского мировоззрений. Современная наука все более и более пытается стать на место религии, привести нашу цивилизацию к человекобожию, а не к Богочеловечеству. Несмотря на это многие научные открытия были полезны христианству, дав рациональное обоснование тому, что прежде чудом. То есть дав возможность постигать разумом и делать предметом знаний то, что прежде было предметом веры. Некоторые научные теории вполне соотносятся с библейским повествованием. Учитывая конечность и ограниченность тварного мира, можно прийти к выводу, что постигая устройство и законы Вселенной, наука неизбежно придет к их Создателю. Таким образом, наука может быть полезна богословию. Что же полезного может дать естественным наукам богословие? Наука оперирует фактами и рассматривает окружающий мир лишь как объект исследования. При этом такая лежащая в основе христианства категория, как «личность», остается за пределами науки. Лишь недавние открытия в области квантовой механики совершили революции в научном сообществе, поставив перед фактом, что участие личности кардинальным образом влияет на протекающие во Вселенной процессы, что теперь не позволяет рассматривать человека лишь винтиком в огромной машине мироздания. Таким образом, в настоящее время ученые–естествоиспытатели вынуждены вести диалог с христианством, постепенно все более раскрывая участие во Вселенной Творца и человека.

В этом контексте трудно переоценить роль естественнонаучной апологетики не только в деле построения моделей соотнесения библейского Откровения о Сотворении мира и человека с современными научными данными, но и в общем развитии диалога богословия и естествознания. Фактически, стержневой идеей естественнонаучной апологетики является то, что традиционно именуется телеологическим доказательством бытия Божия. Основной задачей православной естественнонаучной апологетики является приведение человека через рассмотрение видимого мироздания (его гармонии, целесообразности, красоты) к его Первопричине – Богу. Истоками и основанием естественнонаучной апологетики являются известные слова апостола Павла: «Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны» (Рим. 1:19¬20).

Задачи дисциплины «Концепции современного естествознания»:

Ознакомиться с существующими теориями и открытиями различных областей естественных наук.


  1. Рассмотреть библейское повествование о творении и устройстве мира в соотнесении с научными изысканиями, в чем они согласуются и в чем противоречат друг другу.

  2. Более подробно изучить научные теории и исследования, помогающие рационально осмыслить христианские знания о мире, прежде остававшиеся предметом веры.

  3. Ознакомиться с важнейшими апологетическими и научными произведениями.

  4. Выучить наиболее важные естественнонаучные термины.


Требования к уровню освоения содержания курса:

В результате освоения данного курса студент обязан:

– знать суть наиболее существенных научных открытий, теорий и концепций;

– владеть категориально–понятийным аппаратом естественных наук, знать наиболее важные термины;

– уметь соотнести содержание научных теорий с православным представлением об устройстве и творении мира и человека;

– уметь опровергнуть противоречащие библейскому откровению теории на основании Священного Предании и особенно других научных исследований.


3. Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем и на самостоятельную работу обучающихся


Общая трудоемкость дисциплины «Концепции современного естествознания» составляет 2 зачетные единицы, 72 академических часа.

3.1 Объём дисциплины по видам учебных занятий


Объем дисциплины

Всего часов

для очной формы обучения

для заочной (очно–заочной) формы обучения

Общая трудоемкость дисциплины

72

72

Контактная работа обучающихся с преподавателем (всего)

36

6

Аудиторная работа:

36

6

в том числе:







лекции

12

6

семинары, практические занятия

24




практикумы







лабораторные работы







Внеаудиторная работа:







В том числе, индивидуальная работа обучающихся с преподавателем:







курсовое проектирование







групповая, индивидуальная консультация и иные виды учебной деятельности, предусматривающие групповую или индивидуальную работу обучающихся с преподавателем)







творческая работа (эссе)







Самостоятельная работа обучающихся

36

66

Вид промежуточной аттестации обучающегося

Зачет

Зачет

4. Содержание дисциплины, структурированное по темам с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

4.1. Разделы дисциплины и трудоемкость по видам учебных занятий


для очной формы обучения


п/п


Раздел
дисциплины


Общая трудоёмкость (часах)

Виды учебных занятий, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость



Формы текущего контроля успеваемости

аудиторные
учебные занятия


самостоятельная работа обучающихся

всего

лекции

семинары,

практические занятия



История и методология науки

8

1

3

4

Контрольная работа



Современное естествознание (космология и геология) и Шестоднев.

14

2

5

7

Контрольная работа



Современное естествознание (биология) и происхождение жизни.

12

2

4

6

Контрольная работа



Эволюционные построения современного естествознания.

12

2

4

6

Контрольная работа



Современное естествознание (физика и химия). Математика.

14

2

5

7

Контрольная работа



Человек в науке. Мировоззрение и естествознание.

12

3

3

6

Контрольная работа

для заочной формы обучения


п/п


Раздел
дисциплины


Общая трудоёмкость (часах)

Виды учебных занятий, включая самостоятельную работу обучающихся и трудоемкость



Формы текущего контроля успеваемости

аудиторные
учебные занятия


самостоятельная работа обучающихся

всего

лекции

семинары,

практические занятия



История и методология науки

8

1

0

6






Современное естествознание (космология и геология) и Шестоднев.

14

1

0

13






Современное естествознание (биология) и происхождение жизни.

12

1

0

11






Эволюционные построения современного естествознания.

12

1

0

11






Современное естествознание (физика и химия). Математика.

14

1

0

13






Человек в науке. Мировоззрение и естествознание.

12

1

0

11





4.2. Содержание дисциплины, структурированное по темам


п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание

1

История и методология науки.




Темы лекционных занятий

1.1.

История науки.

Наука в Древней Греции: Милетская школа, пифагорейцы, Гераклит, элеаты, ионическая школа. Атомизм Демокрита. Естествознание Платона и Аристотеля. Архимед. Александрийская научная школа. Античная физика и математика. Средневековые естественно научные взгляды. Фома Аквинский. Николай Кузанский. Средневековые университеты. Магия и наука. «Мученики науки»: Дж. Бруно и Г.Галилей. Римская церковь и наука. Николай Коперник и Иоганн Кеплер. Наука после Реформации: Ф.Бэкон, Рене Декарт, И.Ньютон, Г.Лейбниц. Околонаучный мир: Парацельс, Бёме, Сведенборг. Взрыв развития науки в XIX веке. Основные направления развития науки в XIX веке. Спиритизм и наука – деятельность Д.И. Менделеева. Основные научные открытия в ХХ веке: Физика элементарных частиц, Теория относительности, Квантовая механика, Генетика, Кибернетика.

1.2.

История методологии науки. Современная методология естествознания.

Методология науки. Теория «Двух книг». Эксперимент, гипотеза и теория.

Темы семинарских занятий

1.1.

Проблемы и пределы науки. Научный прогресс и развитие человека.

Теорема Гёделя. Научный прогресс и развитие человечества.

2

Современное естествознание (космология и геология) и Шестоднев.




Темы лекционных занятий

2.1.

Толкования Шестоднева в истории богословия и науки.

Толкования Шестоднева в истории богословия. Толкования Шестоднева с целью соотнесения с научными открытия. Основные проблемы согласования Шестоднева и науки. Представление о днях творения.

2.2.

Космологические гипотезы: история и современность. Астрофизика.

Космологические гипотезы: Большой взрыв, Пульсирующая вселенная, «инфляционная теория». Реликтовое излучение, черные дыры, квазары, кометы. Эволюция звезд. Космологические концепции Хокинга.

2.3.

Шестоднев и современная наука. Развитие Земли.

Структура и эволюция Солнечной системы. Возраст Вселенной, Солнечной системы и Земли. Происхождение и структура Земли. Происхождение атмосферы и воды. Проблема температуры. Проблемы геохронологии и радиоизотопное датирование. Движение континентов и образование гор. Вулканическая деятельность. Геология о потопе.

Темы семинарских занятий

2.1.

Построение «теории всего». Современная космология.

Построение «теории всего». Модель стационарной Вселенной. Модель расширяющейся Вселенной. Черные дыры.

2.2

Современная космогония. Проблема начала: диалог богословия и естествознания. Будущее Вселенной и судьба человечества.

Обзор теорий строения Вселенной. Хронология Большого взрыва. Проблема начала: диалог богословия и естествознания. Будущее Вселенной и судьба человечества.

3

Современное естествознание (биология) и происхождение жизни.




Темы лекционных занятий

3.1.

Основы биологии. Генетика.

Происхождение жизни на земле: начальный биогеоценоз. Живое–неживое. Растение и животные. Клетка. Одноклеточные и многоклеточные. Аминокислоты. Белки. ДНК и РНК. Открытия генетики.

3.2.

Происхождение жизни и современная наука.

Ископаемые останки и живой мир древности.

Темы семинарских занятий

3.1.

Зарождение и развитие жизни

Зарождение жизни. Мутации: проблема перехода от одноклеточных организмов к многоклеточным. Проблема перехода от рыб к земноводным. Проблема перехода от земноводных к пресмыкающимся. Проблема перехода от пресмыкающихся к птицам. Проблема перехода от пресмыкающихся к млекопитающим. Антропо – и этногенез.

Происхождение человека в свете эволюционной парадигмы. Предполагаемые предки человека разумного (протоантропы, архантропы, палеоантропы, неоантропы) и проблема определения критериев человечности. Вопрос о прародине человечества и хронологические рамки антропогенеза.



3.2.

Проблемы биоэтики

Этические аспекты технологии, купирующих репродуктивную функцию человека. Статус эмбриона. Проблемы искусственного планирования деторождения.

Морально–этические проблемы новых репродуктивных технологий (искусственное ИКО, ЭКО, суррогатное материнство). Пренатальная диагностика, прогнозирование пола и состояние здоровья неродившегося ребенка.

Генная инженерия, медицинская генетика и этика. Международный проект «Геном человека».

Евгеника: история и современные этические проблемы. Этические проблемы клонирования.



Этические проблемы трансплантологии. Проблемы использования фетальных (абортивных) органов и тканей.

4

Эволюционные построения современного естествознания.




Темы лекционных занятий

4.1.

Дарвинизм. Его эволюция, происхождение и критика.

История становления эволюционной теории Дарвина. Дальнейшая эволюция Дарвинизма. Методология эволюционизма. Научная критика теории эволюции. Наука и свидетельство библии о творении живых существ.

4.2.

Неокреационизм.

Неокреационизм. Попытки соединить эволюцию и креационизм.

4.3.

Антропология.

Происхождение человека и точки зрения антропологии. Критика антропологических моделей. Разум и интеллект, душа и дух. Человек – животное.

Темы семинарских занятий

4.1.

Концепции самоорганизации материи. Эволюция и ее богословское осмысление.

Системы и структуры. Системы с обратной связью. Понятие хаоса. Возможность возникновения структур из хаоса. Предмет, задачи и методы синергетики. Креационизм и эволюционизм в христианстве.

4.2.

Недарвиновский теории эволюции и богословская позиция

Синтетическая теория эволюции. «Творческая эволюция» А. Бергсона, Номогенез Л.С. Берга и интуиции блаж. Августина. Критика современной неодарвинистской мировоззренческой парадигмы. Пунктуализм и современные недарвиновские концепции эволюции. Неокреационизм. Христианский телеологизм: множественность подходов к богословскому осмыслению эволюции.

5

Современное естествознание (физика и химия). Математика.




Темы лекционных занятий

5.1.

Математика и основные законы физики.

Краткая история математики. Методология математика. Проблема математической бесконечности. Классическая механика. Квантовая механика и теория относительности. Термодинамика и статистическая физика. Электричество и магнетизм. Тайны света. Физика элементарных частиц.

5.2.

Основы химии

Периодическая система элементов Д.И. Менделеева. Межатомное взаимодействие и теория химической связи. Органическая химия.

Темы семинарских занятий

5.1.

Пространство и время в современном представлении. Святоотеческое богословское осмысление феномена времени и пространства.

Абсолютное пространство и абсолютное время. Взгляды Ньютона и Лейбница. Специальная теория относительности. Пространство Минковского. Общая теория относительности: единство пространства, времени, материи и энергии. Святоотеческое богословское осмысление времени и пространства.

5.2.

Структура материи на уровне микромира. Основные законы микромира.

Уровни организации неживой материи. Устройство материи согласно «стандартной модели». Калибровочные поля. Суперсимметрия.

6

Человек в науке. Мировоззрение и естествознание.




Темы лекционных занятий

6.1.

Антропный принцип. Научная картина мира.

Человек как субъект научного следования. Научная картина мира. Мировоззрение, религия и естествознание. Антропный принцип.

6.2.

Наука и человек. Вопросы нравственности.

Человек как «объект» научного исследования. Наука и нравственность. Нравственные ценности и естественнонаучные исследования.

Темы семинарских занятий

6.1.

Человек: физиология, здоровье, трудоспособность, творчество

Антропогенез как сложный нелинейный эволюционный процесс. Схема эволюции приматов. Человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность. Тренировка и сохранение работоспособности. Здоровье как ответственность. Здоровье и экология: влияние экологических факторов, измененных техногенными воздействиями на состояние здоровья людей. Феномен творчества. Развитие творческих способностей в онтогенезе человека. Генотипическая обусловленность интеллекта и эмоциональности. Биоэтика. Проблема ответственности ученых и этика ответственности. Проблемы биоэтики, невозможность решения этих проблем только на основе естествознания. Пути решения этических вопросов современного естествознания с позиции Русской Православной Церкви.

6.2.

Христианская антропология

Христианский телеологизм в антропологии: множественность подходов к богословскому осмыслению эволюции человека. Попытки выявления фундаментальных естественнонаучных закономерностей этногенеза (Л.Н. Гумилев, Н.В. Тимофеев– Рессовский, А.Л. Чижевский) Критическое и богословское осмысление указанных парадигм, теорий и концепций.

5. Перечень учебно–методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине


Темы для самостоятельного изучения:

1. Теория относительности А. Эйнштейна.

2. Теория суперструн.

3. НЛО и уфология.

4. Научные факты в пользу молодого возраста земли.

5. Опыты создания жизни из неживой материи.

6. Критика теории по эволюции по книге иером. Серафима (Роуза) «Православный взгляд на эволюцию».

7. Митохондриальная Ева.

8. Примеры наследования рецепиентом склонностей донора после пересадки органов.
Учебно–методические работы по данной дисциплине:

6. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

6.1. Паспорт фонда оценочных средств по дисциплине




№ п/п

Контролируемые разделы дисциплины



Код контролируемой компетенции

наименование оценочного средства



История и методология науки. Современное естествознание (космология и геология) и Шестоднев. Современное естествознание (биология) и происхождение жизни. Эволюционные построения современного естествознания. Современное естествознание (физика и химия). Математика. Человек в науке. Мировоззрение и естествознание.

ОПК–2

ПК–7


Контрольная работа, зачет



6.2. Типовые контрольные задания или иные материалы

6.2.1. Зачет


а) типовые вопросы:

1. Естественнонаучная апологетика: предмет, методы, задачи.

2. История естественнонаучной апологетики.

3. Предмет, задачи и методы современного естествознания.

4. Соотношение науки, религии и философии.

5. Знания о природе и человеке в античном мире.

6. Наука и научные знания в средние века.

7. Христианские корни естествознания.

8. Научная революция XVI–XVII вв.

9. Механистическая картина мира и ее основные положения.

10. Становление современной физической картины мира: теория относительности, квантовая механика.

11. Современные представления о пространстве–времени и их богословское осмысление.

12.Основные положения и проблемы неравновесной термодинамики. Модель «Большого взрыва» и расширяющейся Вселенной.

13. Антропный принцип и его богословское осмысление.

14. Происхождение и структурные уровни материи.

15. Критический анализ теорий инопланетного происхождения человека.

16. Концепции геологического развития земли. Вопрос о соотнесении с библейскими днями творения.

17. Геологические датировки.

18. Проблема сущности жизни. Живая и неживая природа. Иерархичность жизни.

19. Теории возникновения жизни на земле: концепции панспермии, абиогенеза: критический обзор.

20. Дарвинизм. Синтетическая теория эволюции.

21. Недарвиновские концепции эволюции. Номогенез. Пунктуализм.

22. Креационизм. Христианский телеологизм: множественность подходов к богословскому осмыслению эволюции и вопрос о качественном состоянии мира до грехопадения человека.

23. Предполагаемые предки человека разумного (протоантропы, архантропы, палеоантропы, неоантропы) и проблема определения критериев человечности.

24. Креационизм и христианский телеологизм в антропологии: множественность подходов к богословскому осмыслению тайны сотворения человека.

25. Попытки выявления фундаментальных естественнонаучных закономерностей этногенеза и их богословская оценка.

26. Биоэтическая проблематика в контексте богословия личности и христианской антропологии.

27. Личность ученого и этика науки: секулярный подход к проблеме и позиция Церкви.

28. Генная инженерия, медицинская генетика и этика. Международный проект «Геном человека».

29. Этология, социобиология и психобиология. Богословская оценка фактов, гипотез и концепций данных дисциплин.

30. Биосфера Земли. Основные проблемы экологии. Концепция устойчивого развития и христианский взгляд на причины экологического кризиса, возможные пути его разрешения.

31. Концепция ноосферы и ее основные положения. Современное естествознание и энергетический, экологический, информационный кризис. Христианское осмысление феномена научно–технического прогресса.

б) критерии оценивания компетенций:

По итогам изучения дисциплины студенты должны:

– знать основные достижения научного прогресса и развития богословской апологетической мысли, а также ориентироваться в процессе диалога между наукой и религией;

– уметь анализировать основные этапы развития науки; определять место и роль богословских знаний в научной картине мира;

– владеть навыками применения полученных знаний к различным областям социально–гуманитарного и теологического знания.

в) описание шкалы оценивания:

Для оценивания знаний студентов предлагается руководствоваться следующими критериями:

Оценка «отлично»

Студент свободно владеет материалом, прекрасно ориентируется в богословских и научных понятиях и терминах, знает основные труды ведущих ученых и богословов, четко и ясно формулирует свою мысль, может проследить развитие богословского и научного процесса в целом и отдельных его этапов.

Оценка «хорошо»

Студент хорошо владеет материалом, хорошо ориентируется в богословских и научных понятиях и терминах, знает основные труды ведущих ученых и богословов, четко и ясно формулирует свою мысль, может проследить развитие богословского и научного процесса в целом, но затрудняется в характеристике отдельных его этапов.

Оценка «удовлетворительно»

Студент удовлетворительно владеет материалом, с ошибками ориентируется в богословских и научных понятиях и терминах, знает не все основные труды ведущих ученых и богословов, не совсем четко и ясно формулирует свою мысль, затрудняется в характеристике как развития богословского и научного процесса в целом, так и отдельных его этапов.

Оценка «неудовлетворительно»

Студент не знает материала, с серьёзными ошибками ориентируется в богословских и научных понятиях и терминах, не знает основных трудов ведущих ученых и богословов, не может четко и ясно сформулировать свою мысль, не может дать характеристику как развития богословского и научного процесса в целом, так и отдельных его этапов.

6.2.2. Наименование оценочного средства


Контрольная работа

а) типовые вопросы:

1. Каково отношение отцов Церкви к вопросу о длительности дней творения?

2. Можно ли понимать текст Библии буквально, когда речь идет о научных взглядах на природу?

3. Есть ли точки соприкосновения у современной физики и христианской апологетики?

4. Насколько принципиален вопрос о возрасте вселенной и Земли?

5. Можно ли согласовать положения «шестоднева» и современной науки?

6. Как христианство относится к вопросу о возникновении жизни и эволюции видов?

7. В чем причины нерелигиозности многих современных ученых–биологов?

8. Может ли эволюционист быть православным христианином?

9. Можно ли согласовать положения «шестоднева» и современной биологии?

10. Почему позиция атеизма о несовместимости науки и религии несостоятельна?

б) критерии оценивания компетенций (результатов):

За каждый правильный ответ – 2 балла. Всего – 10 баллов.

в) описание шкалы оценивания:

10 – 9 баллов – отлично;

8 – 7 баллов – хорошо;

6 – 5 баллов – удовлетворительно;

4 – 0 баллов – неудовлетворительно

6.3. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций


Оценка «отлично»

Студент свободно владеет материалом, прекрасно ориентируется в богословских и научных понятиях и терминах, знает основные труды ведущих ученых и богословов, четко и ясно формулирует свою мысль, может проследить развитие богословского и научного процесса в целом и отдельных его этапов.

Оценка «хорошо»

Студент хорошо владеет материалом, хорошо ориентируется в богословских и научных понятиях и терминах, знает основные труды ведущих ученых и богословов, четко и ясно формулирует свою мысль, может проследить развитие богословского и научного процесса в целом, но затрудняется в характеристике отдельных его этапов.

Оценка «удовлетворительно»

Студент удовлетворительно владеет материалом, с ошибками ориентируется в богословских и научных понятиях и терминах, знает не все основные труды ведущих ученых и богословов, не совсем четко и ясно формулирует свою мысль, затрудняется в характеристике как развития богословского и научного процесса в целом, так и отдельных его этапов.

Оценка «неудовлетворительно»

Студент не знает материала, с серьёзными ошибками ориентируется в богословских и научных понятиях и терминах, не знает основных трудов ведущих ученых и богословов, не может четко и ясно сформулировать свою мысль, не может дать характеристику как развития богословского и научного процесса в целом, так и отдельных его этапов.


7. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины


а) основная учебная литература:

  1. Мумриков О., свящ. Концепции современного естествознания: христианско–апологетический аспект: Учебное пособие для духовных учебных заведений [Текст]. – М.: МДА, 2013. – 682с.

  2. Осипов А.И. Путь разума в поисках истины [Текст]. – СПб.: Сатис, 2007. – 352 с.

  3. Кирьянов Д., свящ. Дополнительность и проблемы современного диалога науки и богословия. [Электрон. ресурс]/ Портал «Богослов». – Электрон. дан. – URL: http://www.bogoslov.ru/text/255941.html, 18.05.15.

  4. Мумриков О., свящ. Естественнонаучная апологетика как целостная дисциплина: общий обзор. // Богословский вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология [Текст]. – М.: ПСТГУ, 2009. – 66с.

  5. Садохин А.П. Концепции современного естествознания: курс лекций [Текст]. – М.: Омега–Л, 2006. – 348с.

б) дополнительная учебная литература:

Барбур И. Религия и наука: история и современность [Текст]. – М.: Библейско–Богословский институт св. ап. Андрея, 2001. – 386с.



  1. Копейкин К., прот. О чем молчит Вселенная? [Электрон. ресурс]/ Церковь Успения Богородицы г. Клин. – Электрон. дан. – URL: http://klin–demianovo.ru/http:/klin–demianovo.ru/analitika/82330/o–chem–molchit–vselennaya/, 12.01.15.

  2. Копейкин К., прот. Богословие творения и проблема интерпретации теоретической физики // Богословие творения / Ред. А.Бодров и М.Толстолуженко [Текст]. – М.: Изд–во ББИ, 2013. – 195с.

  3. Мумриков О., свящ. Христианское осмысление научно–технического прогресса преподавателем естественных дисциплин на уроках в православной школе [Текст]. – Обнинск: РПЦ МП, Калужская епархия,2006. – 74с.

  4. Нестерук А. Логос и космос: Богословие, наука и православное предание // Пер. с англ. (Серия «Богословие и наука») [Текст]. – М.: Библейско–богословский институт св. ап. Андрея, 2006. – 352с.

  5. Полкинхорн Дж. Вера глазами физика: богословские заметки мыслителя «снизу–вверх» [Текст]. – М.: Библейско–богословский институт св. апостола Андрея, 2001. – 99с.

  6. Серафим (Роуз), иером. Приношение православного американца. – М.: Русский Паломник, 2011. – 704 с.

  7. Ляшевский Стефан, прот. Библия и Наука: О сотворении мира. – М.: Изд– во имя свт. Игнатия Кавказского, 1997. – 192 с.

  8. Барбур И. Религия и наука: история и современность. – М.: Библейско– Богословский институт св. ап. Андрея, 2001. – 430 с.

  9. Горелов А.А. Концепции современного естествознания. – М.: Высшее образование, 2006. – 335 с.

  10. Назаров В.И. Эволюция не по Дарвину: смена эволюционной модели. – М.: КомКнига, 2005. – 520 с.

  11. Нестерук А. Логос и космос: Богословие, наука и православное предание // Пер. с англ. (Серия «Богословие и наука»). – М.: Библейско–богословский институт св. ап. Андрея, 2006. – 443 с.

8. Перечень ресурсов информационно–телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

1. www.bogoslov.ru – Научный богословский портал «Богослов»

3. www.antropogenez.ru – Научный портал «Антропогенез», занимающийся вопросами антропологии и эволюции человека

4. www.elementy.ru – Популярный сайт о фундаментальной науке

5. www.nkj.ru – Журнал «Наука и жизнь»

6. www.naukatv.ru – Телеканал «Наука 2.0»


9. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


Методические рекомендации для студентов

При подготовке к семинарским занятиям следует внимательно отнестись к предложенным для обсуждения вопросам, составить предварительный план ответа и подготовиться к возможным вопросам и замечаниям. Желательно активно использовать возможность интернет–ресурсов, но нельзя просто «выдергивать» информацию. Необходимо пользоваться солидными сайтами, где на источники и работы имеется библиографическое описание (указаны авторство и выходные данные). Только в этом случае информация, почерпнутая из интернета, имеет научное значение. Реферат должен соответствовать заявленной теме. Темы распределяются по выбору студента. Студент может предложить свою тему, не выходящую за рамки учебного курса. Обязательно выполнение одного реферата. Реферат подается только в печатном виде, объем от 15 до 20 страниц. Используются 14 шрифт, полуторный интервал. Реферат должен содержать введение, главы, параграфы, заключение и список использованных источников и литературы. В реферате должно быть использовано не менее трех наименований источников и литературы. Обязательны постраничные ссылки. Студент вправе избрать и осветить тот аспект в предложенной теме реферата, который он посчитает нужным. Допускается расширение и локализация темы реферата. Допускаются ссылки на интернет и прочие электронные ресурсы при условии, что это научные тексты.



Рекомендации по подготовке и оформлению реферата к семинарскому занятию

Правила оформления письменных работ Кузбасской Православной Духовной семинарии http://seminaria.info/metodicheskie–materialy–i–rekomendacii, 18.05.2015 г.

10. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем


В рамках изучения дисциплины «Концепции современного естествознания» могут использоваться следующие информационные технологии:

  1. Демонстрация учебных видеофильмов. Данная инновация необходима в силу того, что сменяемость видов лекционных занятий способствует наилучшему усвоению материла курса.

  2. Консультирование студентов в режиме онлайн с использованием программного обеспечения Skype и mail agent. Данная инновация позволяет более эффективно осуществлять контроль самостоятельно работы студентов.

  3. Проверка работ студентов по электронной почте. Данная инновация требует меньше трудозатрат, поскольку студентам нет необходимости перепечатывать один и тот же материал (рефераты, доклады) несколько раз после исправлений преподавателя.

  4. Использование слайд–презентаций при проведении практических занятий.

11. Описание материально–технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине


Компьютер мультимедиа с прикладным программным обеспечением: проектор, колонки, программа для просмотра видео файлов, программа для просмотра слайд–презентаций, наличие интернет–подключения.

12. Иные сведения и (или) материалы




Составитель диакон Павел Терентьев


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница