2. Логика и язык



Скачать 49.36 Kb.
Дата25.04.2016
Размер49.36 Kb.
Тема 1. Предмет и Значение логики

Логическая форма мысли. Понятие формально-логического закона. Правильные и неправильные умозаключения. Установление неправильности рассуждений методом нахождения контрпримеров. Формальная логика как наука.


Основные этапы формирования логической науки. Символическая логика. Логика традиционная и современная.
Теоретическое и практическое значение логики для журналистов. Основные методологические принципы формальной логики: непротиворечия, тождества, исключенного третьего, достаточного основания.
Тема 2. Логика и язык.

Языки естественные и искусственные. Язык как знаковая система. Понятие знака. Виды знаков: знаки-индексы, знаки-образы, знаки символы. Основные характеристики знаков: смысл и значение. Семиотика. Основные разделы семиотики: синтаксис (синтактика), семантика, прагматика.


Учение логики об именах. Понятие имени. Смыл и значение имени. Виды имен: действительные и мнимые, единичные и общие, описательные и неописательные. Основные методологические принципы употребления имен: предметности, однозначности, взаимозаменимости. Парадоксы именования. Способы преодоления парадоксов.
Семантические категории выражеий языка. Предлжения. выражающие суждения.
Предложения, выражающие вопросы. Предложения, выражающие нормы. Логические термины. Дескриптивные термины: единичные имена. общие имена, знаки свойств и отношений, знаки признаков, знаки предметных функций.
Тема 3. Суждение.

Суждение и предложение. Простые суждения. Атрибутивные суждения. Количественные и качественные характеристики атрибутивных суждений. Суждения об отношениях, их количественные и качественные характеристики. Ассерторические и модальные суждения. Сложные суждения. Соединительные суждения: Коньюктивные, последовательно коньюктивнывные, одновременно конъюнктивные. Разделительные суждения: Лизъюнктивные и строго-дизъюнктивные. Условные суждения. Понятия необходимого и достаточного условий. Виды отношений между суждениями по логическим формам. Понятия закона логики и логического следования. Отношения между категорическими суждениями и суждениями об отношениях. Отрициние простых и сложных

суждений.
Тема 4. Логическая характеристика вопросов

Вопрос как мысль особого типа. Понятие предпосылки вопроса. Вопросно-ответные

ситуации в деятельности журналиста. Уловки, основанные на особенностях предпосылок вопросов. Простые и сложные вопросы. Открытые 11 закрытые вопросы. Логически корректные вопросы. Логически некорректные вопросы: бессмысленные, недоопределенные, провокационные, тавтологичные (логически и фактически). виды ответов. Правильные ответы. Сильные и слабые ответы. Полные и неполные ответы. Неправильные ответы: нерелевантные и тавтологичные (логически и фактически).

Прагматическая характеристика

Прагматически неправильные вопросы. неправильные ответы. Избыточные ответы.
Тема 5. Логические и методологические основы аргументации и критики

Способы обоснования утверждений. Аргументация и логическое доказательство. Критика и Опровержение. Состав аргументации и критики: тезис, аргументы, допущения, форма. Способы аргументации и критики Прямая и косвенная аргументация. Разделительная аргументации и аргументация от противного. Критика аргументации и тезиса. Критика путем приведения к абсурду.

Стратегия и тактика аргументации и критики. Основные стратегии аргументации и критики.

Основные тактические приемы аргументации и критики. Уловки, применяемые в процессе применения тактических приемов аргументации и критики. Способы противодействия уловкам.

Правила аргументации и критики. Требования к тезису. Требования к аргументам и форме.

Ошибки, возникающие при нарушении правил аргументации и критики. Уловки, связанные с нарушением правил аргументации и критики. Способы противодействия уловкам.


Тема б Дедуктивные умозаключения

Умозаключение. Состав и виды умозаключений. Условно-категорические и разделительно-

категорические умозаключения. Дилемма.

Выводы из категорических суждений. Непосредственные умозаключения. Выводы по логическому квадрату, превращение и категорических суждений обращение и об предикату и субьекту.

Категорическнй силлогизм. Состав категорического силлогизма. Общие правила. Графический способ исследования силлогизмов. Энитема Силлогизмов
Тема 7. Индуктивные умозаключения

Обобщающая нндукция: нестатистнческая и статистическая, полная и неполная, научная и популярная.

Методы установления причинных связей между явлениями: единственного сходства,

единственного различия, соединенный метод сходства и различия, сопутствующих изменений и остатков.

Умозаключения по аналогии. Структура и виды умозаключений по аналогии. Строгая и нестрогая аналогия. Функции аналогии в познании
Тема 8. Понятие

Понятие как мысль особого вида. Логическа форма понятия. Способы выражения понятой в естественном языке. Понятие и смысл имени.

Содержание и объем понятия. Основное и полное содержание понятия. Основной и полный

объем понятия. Содержание понятия и смысл имени. Закон обратного отношения между

содержаниями и объемами понятий.

Виды объектов мысли и виды понятий. Виды отношений между понятиями по содержаниям и объемам. Обобщение и ограничение понятий.


Тема 9. Определение и деление

Определение и приемы, сходные определением : Остенсивное определение, описание.

характеристика, сравнение, разъяснение посредством примеров. Номинальные и реальные определения. Явные и неявные определения. Определения через род и видовое отличие: генетические, атрибутивно-реляционные и операциональные. Контекстуальные определения и определения через отношение к противоположному. Логико-методологические требования, предъявляемые к определениям. Ошибки в определениях.

Деление. Виды деления: таксономическое и мереологическое, одлноступенчатое и многоступенчатое. Правила таксономического и мереологического делений. Ошибки в делениях.

Классификация как логико-гносеологическая процедура. Структура и виды классификаций.
Тема 10. Формы развития знания: проблема, гипотеза и теория.

Понятие проблемы. Место и роль проблемы в научном познании. Виды проблем: неразвитые (предпроблемы) и развитые. Проблема как процесс развития знания. Основные этапы развития проблемы.

Гипотеза как тип знания. Роль гипотез в естествознании и науках об обществе. Логико­методологическиt:: условия состоятельности научных гипотез.

Гипотеза как процесс развития знания. Основные этапы развития гипотезы. Способы

обоснования и опровержения гипотез.

Теория как система знаний. Состав теорий. Теоретические и эмпирические термины.

Основные функции теорий в научном познании. Теория как процесс развития знания. Роль логики в развитии и обосновании теорий.
ЛИТЕРАТУРА

Один из учебников: Ивлев Ю.В. Логика. М., Проспект. Любой год издания

Ивлев Ю. В. Логика для юристов. М., 2010.

В качестве дополнительной литературы рекомендуется:



Ивлев Ю. В. Логика. Сборник упражнений. М. Учебное. Любой год издания. Ивлев Ю.В. Теория Jи практика аргументации. М., 2009. Учебник
Каталог: olderfiles
olderfiles -> Сборник адресован социальным педагогам, специалистам по социальной работе, студентам педагогических специальностей
olderfiles -> Конспект лекций по курсу «Организационное поведение»
olderfiles -> Выполнила Верченова Евгения(8
olderfiles -> Уроки русского языка в 5 классе по учебному комплексу В. В. Бабайцевой для классов и школ с углублённым изучением русского языка книга для учителя
olderfiles -> Книга открытое сознание открытое общество
olderfiles -> Языковое бытие человека и этноса: когнитивный и психолингвистический
olderfiles -> Д. Мак-Фарленд Поведение животных. Психобиология, этология и эволюция
olderfiles -> Скромность в общении означает сдержанность в оценках, уважение вкусов, привязанностей других людей. Антиподами скромности являются высокомерие, развязность, позерство. Точность
olderfiles -> Учебно-методический комплекс курса «Педагогика»
olderfiles -> Адаптация иностранного опыта в условиях глобализации высшего образования


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница