17. Проблема нормы и патологии в психологии личности



Скачать 31.45 Kb.
Дата01.06.2016
Размер31.45 Kb.
17. Проблема нормы и патологии в психологии личности

Приспособление людей к окружающей природной и социальной среде сугубо индивидуально. Большинство людей справляется с этой задачей. Но некоторые индивиды, слишком «хрупкие» или плохо подготовленные к жизни, не могут адекватно воспринимать и решать возникающие проблемы. У них отмечается аномальное развитие и неадаптивное поведение.

На всех этапах общественного развития люди пытались выявить причины такого «не вкладывающегося в определенные рамки» поведения. Так, на протяжении древности, средних веков и позднее психическое нездоровье (безумие) считалось следствием одержимости бесом, присутствием «злого духа», которых следовало изгонять с помощью заклинаний и жестокого обращения.

До недавнего времени именно психиатрия занималась изучением и описанием психических особенностей людей, поведение которых не укладывалось в общепринятые рамки нормального. Именно врачи-психиатры дали подобные описания крайних вариантов нормы, слабо выраженных (пограничных с нормой) болезненных изменений психики человека, а также ярко выраженных психических болезней.

Рассмотрение проблемы соотнесения особенностей «психологической нормы» и «психической патологии», довольно широко представленной в современных научных и практико-ориентированных публикациях, свидетельствует о том, что она пока еще далека от решения в виду своей сложности. Ее решение осложняет и недостаточная изученность сущности психики человека и принципов ее организации, наличие большого спектра теоретико-методологических подходов к пониманию личности человека, содержания и границ «нормального» и «патологического, аномального» в психике и т.д.

В настоящее время в психологии все ещё не существует единого представления о норме. Одним из ведущих источников заимствований в психологии является понятийный аппарат медицины, в частности, психиатрии. В психиатрии понятие «нормы» традиционно существует в виде дихотомии «норма – патология».



Впервые вопрос о норме возник в тех областях психиатрии и психологии, которые имели дело с так называемыми пограничными явлениями, такими как психопатии. Усилению интереса к проблеме нормы и патологии способствовал психоанализ З. Фрейда, включивший «психопатологии обыденной жизни». В 1908 году вышла статья Ганнушкина «Постановка вопроса о границах душевного здоровья», в которой он указал, что установить пограничную линию между нормальными и патологическими явлениями практически невозможно, потому что между здоровьем и болезнью существует множественные многообразные ступени.

Можно сказать, что личностная норма - это некий условный культурно-исторический стандарт допустимого, индивидуального своеобразия человека, предполагающий определенную форму бытия, стиль жизни, меру самореализации, рассматриваемый как желательный, приемлемый и типичный для той или иной культуры.

Под нормой в настоящее время понимают принятые в данном обществе на определенном этапе его развития правила и требования по отношению к различным параметрам проявлений психической активности человека. Данное понятие субъективно, оно зависит исключительно от тех критериев, которые приняты у представителей данной культуры в определенную историческую эпоху. То, что вчера считалось ненормальным, завтра, возможно, будет казаться нормальным, а то, что нам представляется неприемлемым, иногда очень хорошо вписывается в жизнь других народов (например, гомосексуализм раньше считался болезнью, а теперь это норма; раньше страсть к азартным играм считалась здоровьем, теперь это болезнь).

Необходимо также различать критерии, которыми пользуются другие люди, определяя поведение раздражающего или вызывающего у них недоумение человека как «ненормальное», от тех критериев, которыми при этом пользуется сам этот человек, характеризуя, например, свое состояние, когда он не способен преодолеть собственное расстройство или даже просто сообщить о нем.

В современной науке выделяют несколько подходов (критериев) к пониманию «нормы»:

Статистический критерий:

Самым распространенным для многих психологов и психиатров является понимание нормы как чего-то среднего, установившегося, не выделяющегося из массы, как наиболее приспособленного, адаптированного к окружающей среде. Как правило, чем реже встречается та или иная форма поведения, тем больше вероятность, что ее будут воспринимать как аномальную. Быть нормальным значит быть, как все, соответствовать усредненному стандарту (среднестатистическому нормативу) оценки возможностей человека.



  • Пример: МКБ10 – оценка умственной отсталости по IQ.

  • 71–84 – умственная отсталость близкая к норме

  • 85–114 – НОРМА

  • 115–124 – интеллект выше нормы

  • 125–134 – высокий интеллект

  • 135 и выше – гений

Статистический критерий сочетается с качественно-количественной оценкой поведения по степени его выраженности и степени угрозы для жизни. Например, употребление алкоголя признается нормальным явлением в разумных границах, но отклоняющимся (девиантным) при злоупотреблениях. С другой стороны, поведение, представляющее прямую опасность для жизни самого человека или окружающих, независимо от его частоты, а порой и степени выраженности, однозначно оценивается как отклоняющееся (суицид, преступление)

Статистические нормативы относительны, так как культурно обусловлены. Такой подход вызывает давнюю критику, в том числе и со стороны психологов. Они справедливо указывают, что отождествление нормальности с часто встречающимся резко снижает представление о человеческом развитии, низводя его до уровня приспособления к расхожим шаблонам поведения.



Французский психиатр К. Кюльер говорил, что «в тот самый день, когда больше не будет полунормальных людей, цивилизованный мир погибнет, погибнет не от избытка мудрости, а от избытка посредственности».

Действительно, статистически «нормальное» общество не будет развиваться и в итоге погибнет. Следовательно, необходимы вариации норматива для развития общества.



Адаптационный подход

Последователи этого подхода рассматривают норму и патологию в связи с понятием «адаптация». При этом адаптация понимается, во-первых, как динамическое равновесие между организмом и средой, а во-вторых, как динамическое равновесие между психическими процессами и деятельностью человека.

Быть нормальным значит быть приспособленным, адаптированным. Этот подход наиболее близок к целостному взгляду на человека, живущего в изменяющихся условиях.

Для нормы характерным признаком является наличие жизненной цели; наличие устойчивых структурных черт личности в процессе её развития и тех черт, которые изменяются в процессе её развития.

В целом норма и патология – это всегда процесс, в ходе которого личность достигает или не достигает своего функционального оптимума (оптимума психического функционирования). То есть, норма – процесс достижения личностью функционального оптимума и динамического равновесия в реализации целей самосохранения, развития и самореализации.

Но способность к адаптации не исчерпывает всего понятия нормы. Личность способна к преадаптации, к созданию новых форм. А развитию культуры способствуют механизмы непредсказуемости, неопределённости. И как отмечал Асмолов А.Г., надо понимать, что в любых системах всегда действует двойной механизм – конфликта и неадаптивности. Конфликт приводит к определённости, стабильности (в данном случае мы сталкиваемся с феноменами конформизма, социальной адаптации), а неадаптивность – к развитию.Культурой двигают, как правило, шуты, диссиденты, Дон Кихоты. Их поведение всегда неадаптивно. Каждая личность несёт уникальный запас одарённости и неадаптивности. И во всех культурах включались адаптивные механизмы селекции одарённых людей.

Клинический (психопатологический) критерий

Довольно распространенным среди исследователей стало принятие негативных критериев нормы. Согласно этому подходу норма понимается, прежде всего, как отсутствие каких-либо выраженных патологических симптомов. Если у человека этих симптомов не обнаруживается, значит, он нормален, значит, он здоров. Здоровье определяется через нездоровье, норма – через аномалию.

Не вызывает сомнений однобокость этого подхода.

Культурный критерий

О норме и патологии можно судить лишь на основании соотношения особенностей культуры определенных социальных групп, к которым принадлежат исследуемые. То, что вполне нормально для одной социальной группы, для другой будет выглядеть как патология. Нормальное-то, что соответствует представлениям данной культуры о норме.

Однако, как считают отдельные исследователи, при таком подходе, по крайней мере, два обстоятельства делают невозможным однозначное определение нормального и патологического поведения: множественность социальных отношений, «социумов», к которым принадлежит любой индивид, и неоднородность предъявляемых каждым таким социумом требований. Поэтому поведение индивида регулируется не единым набором норм, а множеством требований, хотя и связанных между собой, но не совпадающих и подчас не согласуемых друг с другом (требования семьи, рабочего коллектива, социальной среды и т.д.). К тому же, существуют универсальные психические расстройства, например, старческое слабоумие, которые не зависят ни от культуры, ни от ранга.

Описательный критерий (индивидуально-психологический)

Оценка нормы самой по себе, не в отношении патологии, при отсутствии дихотомии «норма-патология». Этот прямо противоположный подход описывает критерии психического здоровья и пытается выделить то позитивное, что несет в себе нормальная личность. Широко ставится вопрос о здоровье личности как о некотором особом достоянии, полноте, а не об одном отсутствии тех или иных ущербов и недугов. Требования к человеку не ограничиваются его способностью выполнять социальные предписания, но предполагают также самопознание и самобытие личности.

Данный подход тесно связан с гуманистическими теориями личности. Норма – это человек самоусовершенствующийся, самоактуализирующийся, способный принимать решения и делать выбор, нести личную ответственность за собственное поведение.

А. Маслоу предлагает следующие характеристики самоактуализирующихся личностей:


  • эффективное восприятие реальности, устойчивость к тому, что воспринимается;

  • принятие себя, других, природы; отсутствие стыда, вины, тревоги;

  • непосредственность, простота, естественность;

  • центрированность на цели;

  • независимость и наличие потребности в уединении от суеты;

  • автономия, т.е. независимость от культуры и окружения; наличие ответственности за свою судьбу;

  • спокойное отношение к социальным поощрениям;

  • свежесть восприятия, открытость новым впечатлениям, умение радоваться жизни;

  • вершинные переживания, состояния подъема и экстаза;

  • глубокие межличностные отношения;

  • разграничение целей и средств;

  • философское чувство юмора;

  • сопротивление окультуриванию.

Роджерс говорил о создании условий, при которых можно наблюдать процесс самоактуализации: открытость опыту, вера в свой организм, внутренний локус, желание существовать в процессе. Специфическая потребность человека- потребность к самоактуализации - врожденное стремление человека к максимально полной реализации в своей жизни всех заложенных в его природе потенциальных возможностей и способностей.

Воззрения Франкла по поводу нормальной личности. Позиция здоровой личности ориентирована на духовное бытие. Осознание своей ответственности за осмысленность собственного существования. Реализуя самостоятельно найденные смыслы в своей жизни, нормальная личность становится активным участником формирования собственной судьбы. Также осознание своей обусловленности биологическими, психологическими и социальными факторами. Позиция разумного компромисса при столкновении с собственной судьбой (отталкиваясь от собственных ограничений): естественно заданное природное и социальное бытие человека и его свободное, ответственное и духовное поведение.

Говоря о норме, невозможно не коснуться идей Э. Фромма, который в очень многих работах затрагивал проблемы психической нормы и патологии. К психической норме он аттрибутировал продуктивность личности, не отчуждаемость от общества, связь через эмоции с внешним миром, познание объективной реальности своим интеллектом, ощущение собственной неповторимости и связи с ближними.


  • Психически нормальный человек не признает иррациональных авторитетов, но охотно подчиняется рациональным по совести и по разуму. Он постоянно возрождается и смотрит на жизнь как на величайшее из дарованных благ.

  • Не существует индивида вне социальных связей. Человек не может отрицать или отвергать общество, связь должна быть еще и эмоциональной.

  • Познание реальности своим интеллектом. Фромм считает психически нормальным только тех, у кого есть познавательная активность.

  • Подчинение авторитетам. В социуме абсолютно отказаться от подчинения едва ли возможно. Речь идет о некоем общественном договоре. Но подчинение должно быть дифференцированным. Слепая вера в иррациональные авторитеты выпадает из поля психической нормы. Религия в этом смысле особый вопрос, но верить магам и чудотворцам….

  • «Человек постоянно возрождается» - по мере онтогенеза в опр. периоды мы переживаем кризисы, т.к. старые вещи себя отживают, появляются новые новообразования психики, и без них мы бы не могли двигаться дальше. В опр. Фромма психическая норма – это не стабильное состояние, а предполагает развитие.

Э. Фромм – другое определение психической нормы – это способность осознать, что находишься в ситуации выбора и сделать этот выбор. Речь идет о выборе в высшем экзистенциальном смысле. Т.е. способность глубокого рефлексивного анализа ситуации. Сделать выбор – волевая регуляция. Псих. нормальный человек – активен, строит свою жизнь осознанно и целенаправленно.



Таким образом, в настоящее время однозначных показателей патологического поведения и четких границ нормы не существует, и нет абсолютных критериев. Чаще всего это динамические параметры. Психически ненормальным (аномальным) считается поведение, которое идет вразрез с ценностями, привычками или мнениями большинства людей в обществе. Оно будет казаться тем неприемлемее, чем больше опасности представляет для самого человека или окружающих.

Выдающийся отечественный исследователь пограничных состояний П.Б. Ганнушкин не раз подчеркивал относительность границ нормы: «В таком, с одной стороны, хрупком и тонком, а с другой – в таком сложном аппарате, каким является человеческая психика, можно у каждого найти те или иные, подчас довольно диффузные конституционально-психологические черты»; «гармонические натуры по большей части есть плод воображения».
Каталог: olderfiles
olderfiles -> Сборник адресован социальным педагогам, специалистам по социальной работе, студентам педагогических специальностей
olderfiles -> Конспект лекций по курсу «Организационное поведение»
olderfiles -> Выполнила Верченова Евгения(8
olderfiles -> Уроки русского языка в 5 классе по учебному комплексу В. В. Бабайцевой для классов и школ с углублённым изучением русского языка книга для учителя
olderfiles -> Книга открытое сознание открытое общество
olderfiles -> Языковое бытие человека и этноса: когнитивный и психолингвистический
olderfiles -> Д. Мак-Фарленд Поведение животных. Психобиология, этология и эволюция
olderfiles -> Скромность в общении означает сдержанность в оценках, уважение вкусов, привязанностей других людей. Антиподами скромности являются высокомерие, развязность, позерство. Точность
olderfiles -> Учебно-методический комплекс курса «Педагогика»
olderfiles -> Адаптация иностранного опыта в условиях глобализации высшего образования


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница