16 Вопросы психолингвистики (50) 2021



Скачать 401,48 Kb.
Pdf просмотр
страница1/15
Дата13.06.2022
Размер401,48 Kb.
#185962
ТипСтатья
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
Связанные:
pismennaya-rech-v-otechestvennoy-psiholingvistike


Вопросы психолингвистики 4 (50) Памяти А.А. Залевской
УДК 81.37





Научная статья
ББК 81
DOI 10.30982/2077-5911-2021-50-4-116-135
ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ
В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛИНГВИСТИКЕ
1
Ощепкова Екатерина Сергеевна
Институт языкознания Российской Академии наук, Москва, Россия
Аннотация
В статье рассматривается такой актуальный, но малоизученный в отечественной психолингвистике аспект порождения речи, как письменная речь и ее развитие у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Анализируя основные работы отечественной психолингвистики, автор вычленяет основные этапы и аспекты речевого онтогенеза, делая акцент на развитии письменной речи детей. В частности, предлагается анализировать письменную речь, различая три аспекта письмо как графический навык орфография и пунктуация как правила кодирования звуковой информации особенности построения письменного монологического высказывания. Обобщая труды по психофизиологии, нейропсихологии и психолингвистике, автор предлагает комплексную модель построения письменного высказывания в сравнении с принятой в отечественной психолингвистике моделью построения устного высказывания.
Ключевые слова:
письмо, письменная речь, онтогенез, связная монологическая речь, порождение речи
Введение
Письмо и письменная речь как важные аспекты языка и речевой деятельности исследуются достаточно давно, однако по-прежнему остаются в фокусе научного интереса, главным образом, психологии и педагогики. Комплексная психолингвистическая модель письменной речи отсутствует, хотя уже сложились предпосылки для ее создания. Представляется, что необходимо выработать комплексный психолингвистический подход к письму и письменной речи, поскольку последняя включает в себя целый ряд Исследование выполнено при поддержке гранта РНФ № 21-18-00581

Вопросы психолингвистики 4 (50) 2021 117
Ощепкова Е.С.
Письменная речь в отечественной психолингвистике особенностей, отличающих ее от устной речевой деятельности, а порождение письменного речевого высказывания имеет свою особую специфику. Необходимость комплексной модели имеет также практическую значимость, поскольку, несмотря на критическую важность письма и письменной речи для формирования других высших психических функций [Выготский 1935], а также регуляции эмоций и поведения [Graham, Harris, MacArthur, Santangelo
2017], проблема дислексии и дисграфии становится все более выраженной как во всем мире, таки в России [Величенкова, Ахутина, Русецкая, Гусарова В зарубежной психологии модель письма разрабатывается в рамках когнитивного направления [McCutchen 2006], однако сточки зрения отечественной психолингвистики, в ней отсутствуют важнейшие этапы и аспекты. В частности, не рассматриваются этапы целеполагания, замысла, отсутствует этап внутренней речи и т.п. Поэтому представляется необходимым ввести в широкий научный оборот психолингвистическую модель письменной речи на методологической основе теории речевой деятельности.

Скачать 401,48 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница