Вопросы психолингвистики 4 (50) Памяти А.А. Залевской
УДК 81.37 Научная статьяББК 81DOI 10.30982/2077-5911-2021-50-4-116-135ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛИНГВИСТИКЕ1Ощепкова Екатерина СергеевнаИнститут языкознания Российской Академии наук, Москва, Россия
АннотацияВ
статье рассматривается такой актуальный, но малоизученный в
отечественной психолингвистике аспект порождения речи, как письменная речь и ее развитие у
детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Анализируя основные работы отечественной психолингвистики, автор вычленяет основные этапы и аспекты речевого онтогенеза, делая акцент на развитии письменной речи детей. В
частности, предлагается анализировать письменную речь, различая три аспекта письмо как графический навык орфография и пунктуация как правила кодирования звуковой информации особенности построения письменного монологического высказывания. Обобщая труды по психофизиологии, нейропсихологии и психолингвистике, автор предлагает комплексную модель построения письменного высказывания в
сравнении с принятой в отечественной психолингвистике моделью построения устного высказывания.
Ключевые слова:письмо, письменная речь, онтогенез, связная монологическая речь, порождение речи
ВведениеПисьмо и письменная речь как важные аспекты языка и речевой деятельности исследуются достаточно давно, однако по-прежнему остаются в фокусе научного интереса, главным образом, психологии и педагогики. Комплексная психолингвистическая модель письменной речи отсутствует, хотя уже сложились предпосылки для ее создания. Представляется, что необходимо выработать комплексный психолингвистический подход к письму и письменной речи, поскольку последняя включает в
себя целый ряд Исследование выполнено при поддержке гранта РНФ № 21-18-00581
Вопросы психолингвистики 4 (50) 2021 117
Ощепкова Е.С.Письменная речь в отечественной психолингвистике особенностей, отличающих ее от устной речевой деятельности, а порождение письменного речевого высказывания имеет свою особую специфику. Необходимость комплексной модели имеет также практическую значимость, поскольку, несмотря на критическую важность письма и письменной речи для формирования других высших психических функций [Выготский 1935], а также регуляции эмоций и поведения [Graham, Harris, MacArthur, Santangelo
2017], проблема дислексии и дисграфии становится все более выраженной как во всем мире, таки в России [Величенкова, Ахутина, Русецкая, Гусарова В
зарубежной психологии модель письма разрабатывается в рамках когнитивного направления [McCutchen 2006], однако сточки зрения отечественной психолингвистики, в
ней отсутствуют важнейшие этапы и аспекты. В частности, не рассматриваются этапы целеполагания, замысла, отсутствует этап внутренней речи и т.п. Поэтому представляется необходимым ввести в
широкий научный оборот психолингвистическую модель письменной речи на методологической основе теории речевой деятельности.