14. Структура личности и различные подходы к её изучению. Личность



Скачать 164.21 Kb.
Дата17.04.2016
Размер164.21 Kb.
14. Структура личности и различные подходы к её изучению.
Личность(от лат. persona — маска актера; роль, положение; лицо, личность). В общественных науках личность рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения.

Можно выделить три иерархических уровня в функционировании личности: 1)ядро личности - совокупность мотивационных структур, которые задают направление «движения» личности. Ядро личности может быть описано с формальной (структурной), функциональной и содержательной точек зрения. 2) Периферия личности – определяет конкретный способ реализации мотивационного ядра. Периферию личности составляют личностные смыслы, черты, системы конструктов, социальные роли, в которые включен субъект, его личная история. На этом уровне обсуждения возможно проведение типологии личности. 3) Уровень индивидных предпосылок существования личности, которые по существу безличны. Индивидные предпосылки (например, пол, возраст, строение и свойства нервной системы, характер нейро-гуморальной регуляции и др.) сами по себе не информативны по отношению к личности, но определяют особенности взаимодействия личности с миром и с собой.

Уровни функционирования личности носят соподчиненный характер. Более высокие уровни формируются на основе нижележащих, но по мере развития все в большей степени управляют их функционированием. Оптимальный путь развития личности видится в наиболее полном раскрытии личностного ядра и проявлении во всех формах осуществляемой человеком активности, когда периферический и индивидный уровни функционируют в гармонии (конгруэнтно) с определяющим сущность личности ядром и обеспечивают достижение внутреннего тождества человека с самим собой.

Представления о структуре личности различны в разных психологических направлениях. В современной психологии насчитываются десятки теорий личности, рассмотрим наиболее известные из них



У. Джемс – создатель одной из первых теорий личности.Личность по Джемсу – это вместилище блоков. Осознание своего личного существования, по имеет2 стороны: Я как «познаваемое» - «эмпирическое Я», или «личность», и Я как «познающее», называемое «чистым Я». Эмпирическое Я имеет следующую структуру: 1) физическая личность (собственная телесная организация, одежда, дом, семья, состояние и т. п.); 2) социальная личность (признание в нас личности со стороны др. людей: у человека столько социальных личностей, во сколько социальных групп он психологически включен); 3) духовная личность (единство всех духовных свойств и состояний личности: мышления, эмоций, желаний и т. п., ядром которого является чувство активности Я). Телесная, социальная и духовная личности образуют естественную личность.

В психодинамической теории З. Фрейда основной мотивационной доминантой жизни личности является стремление максимизировать удовлетворение врожденных влечений и одновременно минимизировать наказание (внешнее и внутреннее) за это удовлетворение. В структуре личности Фрейд выделяет 3 составляющий – Оно, Эго и Супер-Эго. Оно является вместилищем влечений, это ядерная и онтогенетически наиболее ранняя структура личности. Оно существует согласно принципу удовольствия и не принимает в расчет интересы окружающих людей. По мере вступления в социальные отношения развивается следующая ядерная структура личности — Эго. Функция Эго заключается в том, чтобы обеспечить человеку возможность удовлетворения своих влечений во внешнем мире. Становление Эго связано с сознанием. Эго функционирует по принципу реальности, т.е. старается примирить необузданность влечений с реальными условиями (и, главное, ограничениями) их удовлетворения. Дальнейшее развитие личности предполагает возникновение структуры Super-Ego. Существование Суперэго воплощает психосоциальный конфликт. Суперэго — это вместилище социальных правил, норм и запретов (табу). Фрейд описал три функции Суперэго: совесть, самонаблюдение и формирование идеалов.

Основная функция Эго заключается в интеграции Оно и Сверх-Я для обеспечения необходимой связи с внешним миром. Однако Эго обладает еще одной важной функцией, реализующей механизм психологической защиты.

В теории К.-Г. Юнга выделяются следующие личностные структуры: эго, личное бессознательное, коллективное бессознательное. Эго – центр сферы сознания. Включает в себя мысли, чувства, воспоминания, ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность, постоянство и воспринимаем себя людьми. Личное бессознательноевключает конфликты и воспоминания, которые когда–то осознавались, но теперь подавлены или забыты. Оно содержит в себе комплексы или скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств и воспоминаний, вынесенных индивидом из его прошлого личного опыта или из родового, наследственного. Коллективное бессознательное – хранилище латентных следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Это совокупность универсальных личностных проблем, которые могут возникать перед человеком в разные времена. Коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов – архетипов. Архетипы – врожденные идеи, формы (изначально пустые) или воспоминания, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом (предрасполагающие факторы). Врожденные здесь тенденции эмоционально, когнитивно и поведенчески реагировать на конкретные ситуации.



Архетипы: Я – представление о себе, поверхностное Я; Персона–публичное лицо, множество проигрываемых социальных ролей. Она для других и скрывает истинную сущность; Тень – темная, дурная и животная сторона личности, неуправляемое телесное желание, но это и источник жизненной силы, спонтанности и творческого начала в человеке. Функция Эго направить в нужное русло энергию тени. Анима и анимус - человек существо по своей природе бисексуальное. Феминный архетип в мужчине - анима, маскулинный в женщине - анимус. Эти архетипы являются не только причиной наличия у человека психологических характеристик противоположного пола, но и влияют на понимание между мужчинами и женщинами. Самость – сердцевина личности, вокруг которой объединены остальные. Это переживание индивидуации, уникальности себя, своего поступка, мысли и одновременно – переживание единства с человечеством. Архетип находится на границе личного и коллективного бессознательного. Это безличный архетип, символ равновесия. Самость упорядочивает остальные свойства. Здесь возможно единство сознания и бессознательного, они не противоречат, а дополняют друг друга.

Индивидуация – приближение к пониманию себя, развитие личности, путь к коллективному бессознательному, к единству с человечеством. Это выявление собственных сущностных свойств. Конечная цель – полная реализация Я, становление единого, неповторимого и целостного индивида. Конечное выражение индивидуации – сознательная реализация человеком своей уникальной психической реальности, полное развитие и выражение всех элементов личности. Итог индивидуации – самореализация.

Э.Берн являлся сторонником теории личности Фрейда, на основные положения которой он опирался в своем структурном анализе. Ключевым понятием в трансакционном анализе является представление о различных состояниях Я, которые наблюдаются в поведении каждого человека. Термин "состояние Я" обозначает различные состояния сознания и образцы поведения, которые этому состоянию соответствуют, как они видятся в непосредственном наблюдении. Состояние ЯРодителя содержит установки и поведение, перенятые извне, в первую очередь, от родителей. Внешне они часто выражаются в предубеждениях, критическом и заботливом поведении по отношению к другим. Внутренне они переживаются как старые родительские назидания, которые продолжают влиять на нашего внутреннего Ребенка.Состояние ЯВзрослого не зависит от возраста личности. Оно ориентировано на восприятие текущей реальности и на получение объективной информации. Оно является организованным, хорошо приспособленным, находчивым и действует, изучая реальность, оценивая свои возможности и спокойно рассчитывая.Состояние Я Ребенка содержит все побуждения, которые возникают у ребенка естественным образом. Оно также содержит запись ранних детских переживаний, реакций и позиций в отношении себя и других. Оно выражается как "старое" (архаичное) поведение детства". Это состояние содержит черты, свойственные ребенку: импульсивность, обаяние, доверчивость, эгоизм, агрессивность, боязливость, подлость, веру в волшебство, упрямство, бесконтрольность, снисходительность к себе, отсутствие внутреннего цензора, страсть к наслаждениям, неспособность принять ответственность за свою жизнь и т.д.Личность по Берну представляется чем-то вроде трехликого Януса, каждый раз поворачиваясь к действительности одним из своих трех лиц, причем в случае диалога с другим человеком одно из трех лиц первого обращается конкретно к одному из трех лиц второго человека.

Основной мотивационной доминантой жизни личности как в концепции Дж. Келли является стремление максимально приспособиться к требованиям социального мира и минимизировать вероятность конфликта с ним.Келли предполагал, что человек пытается предсказывать и контролировать события своей жизни за счет создания все более адекватной психической модели внешнего мира, и таким образом адаптируется к нему. Единицами объяснения мира и одновременно структурными элементами личности являются конструкты — абстракции, сделанные человеком на основеличного опыта. Разные люди пользуются разными конструктами при описании одних и тех же объектов. Содержание конструктов определяет, что человек ожидает от различных сфер жизни. Личность в концепции Келли характеризуется и содержанием, и структурой конструктов. Любой конструкт соотносит воспринимаемое явление с какой-либо потребностью личности, и поэтому по используемым человеком конструктам можно определить, что для него важно в окружающем мире и в самом себе. Важным в концепции Келли является понятие центральной роли. Центральная роль (центральная структура) представляет собой конструкт, выражающий основополагающий взгляд человека на жизнь. Обычно центральная роль формируется в раннем детстве на доречевом уровне, и поэтому данный базовый конструкт с трудом поддается коррекции.

По мнению А. Бандуры, человек — это продукт научения. Ядро личности в понимании Бандуры имеет когнитивный характер. Основную роль в нем играют процессы восприятия, оценки и саморегуляции поведения. Саморегуляция поведения включает действие трех факторов: самонаблюдения, процесса вынесения суждений и активной реакции на себя Самонаблюдение представляет собой постоянный внутренний мониторинг жизненных ситуаций и наших реакций на них.

В отличие от классического бихевиоризма, в теории Бандуры значение «движущих сил» приобретают не только внешние воздействия, но и представления человека о самом себе. Периферию личности в модели Бандуры составляют конкретная реализация принципареципрокного (взаимного) детерминизма, процесс выборочной активации и отключения внутреннего контроля, отражающих уровень самоэффективности личности.

Важнейшей личностной характеристикой Бандура считает «самоэффективность», это главная детерминанта выбора человеком той или иной деятельности.

Деятельностный подход рассматривает личность как «открытую систему», он не предполагает оценочной интерпретации природы человека. Согласно этому подходу основанием формирования и изменения личности является деятельность. Так как любая деятельность детерминирована своим мотивом, основная тенденция ядра личности совпадает с иерархической структурой соподчиненных мотивов ее деятельностей. В рамках этого подхода можно сказать, что личность есть иерархия мотивов. Личность, по А.Н. Леонтьеву, является поздним продуктом общественно-исторического и онтогенетического развития человека. Главный тезис: личностью не рождаются, личностью становятся. Леонтьев предлагает считать в качестве отправной точки формирования личности конкретный момент в развитии психики ребенка. Это момент, в который мы можем эмпирически зафиксировать, что два мотива - социальный и биологический — стали обнаруживать иерархическую зависимость (феномен горькой конфеты). Леонтьев утверждает, что за первым «рождением» личности в дошкольном возрасте следует второе, которое происходит в подростковом возрасте — человекстановится способным к осознанию личной иерархии мотивов. Личность представляет собой системное интегральное качество «системы Человек — Общество».

Для гуманистической психологии К. Роджерса тенденция ядра личности заключается в том, чтобы актуализировать потенциальные возможности человека. Роджерс воздерживался от перечисления конкретных свойств ядра личности, настаивая на уникальности каждой личности. Важно лишь воспитывать то, что заложено в естественном проекте развития человека, и тогда личность достигнет полной актуализации. Тенденция самоактуализации дана человеку от природы. Для того чтобы Я-концепция (то, как человек видит свой потенциал) была адекватной и продуктивной, необходимо удовлетворение двух особых потребностей личности — потребности в позитивном безусловном внимании и потребности в самопринятии. Человек, который принимает себя полностью, не ориентируясь на внешние запреты, называется К. Роджерсом «полноценно функционирующей личностью».

В концепцииА. Маслоутенденция ядра личности, заключающаяся в возможно более полном раскрытии внутреннего потенциала человека, разворачиваетсяна двух ступенях. Первая ступень — это актуализация физиологического стремления к жизни, присущая человеку как живому организму, а вторая ступень — собственно самоактуализация. Иерархическая уровневая модельпотребностей включает в себя потребности дефицита (низшие потребности) и потребности роста (высшие потребности). Потребности роста относятся к стремлению обогатить существование, расширить жизненный опыт. Так же как и для К. Роджерса, для Маслоу воплощение ядерных тенденций личности — это не результат, а особое качество процесса жизни.

Г. Оллпортв качестве тенденций ядра личности утверждает стремление функционировать таким образом, чтобы выжить физически и в то же время выразить свою самость.Оллпорт предложил концепцию уровневого строения личности и выделил три типа диспозиций, определяющих личность. Кардинальные диспозиции являются реально действующими у немногих людей, которые живут главной идеей своей жизни. Центральные диспозиции (близкие к периферическим в нашем понимании) — это конкретные черты личности. Вторичные диспозиции — это менее важные и устойчивые свойства личности, которые могут меняться в зависимости от условий жизни (возникающих ситуаций, силы воздействия окружающих и т.д.). Самость — это ядро личности, некоторый индивидуальный и трудно поддающийся описанию потенциал, для обозначения которого Оллпорт ввел специальныйтермин проприум. В проприум входят только те аспекты жизненного опыта человека, которые он сам считает важными. Функциями проприума являются ощущение тела, расширение самости, самоидентичность, самоуважение, рациональное управление самим собой, создание образа себя и проприативное стремление. Проприативное стремление подразумевает активность и ориентацию на будущее.

Г. Оллпорт называет жизнь человека, который ориентируетсятолько на потребности биологического выживания, оппортунистическим существованием. В противоположность этому проприотивное функционирование характеризует зрелую личность.



Понятие Я-концепция родилось в 1950-е гг. в русле феноменологической, гуманистической психологии, представители которой (Маслоу, Роджер) стремились к рассмотрению целостного человеческого Я как фундаментального фактора поведения и развития личности. Я-концепция- эторазвивающаяся система представлений человека о самом себе, включающая: осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и пр. свойств; самооценку; субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов.


Роберт Бернс в книге «Что такое Я-концепция» рассматривает Я-концепцию как «динамическую совокупность установок личности в отношении себя».

Составляющие Я-концепции:

1. «Образ Я» (Я-реальное) — когнитивная составляющая (представления индивида о себе).

2. Самооценка — оценочная составляющая (отношение к собственным знаемым качествам; принятие или отвержение себя).

3. Потенциальная поведенческая реакция, т.е. те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.

Можно сказать, что самооценка – это «степень адекватности образа Я». Данная оценка представления о себе или каких-то черт образа Я носит аффективный характер и может быть принимающей или осуждающей. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности. Независимо от того, лежат ли в основе самооценки собственные суждения индивида о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно заданные стандарты, всегда носит субъективный характер.



Основные функции Я-концепции:

1) обеспечение внутренней согласованности знаний субъекта о себе (интеграция знаний о самом себе). Согласовывает имеющуюся Я-концепцию с новыми знаниями о себе. Забота о том, чтобы всякое новое представление не противоречило уже имеющимся (инстинкт самосохранения Я-концепции от разрушения.Близка к теории когнитивного диссонанса; использует защитные механизмы)

2) интерпретация личного опыта. Участие Я-концепции в образовании личностных смыслов – средство индивидуального субъективного пристрастного осмысления событий и ситуаций в целом (мужчина уступает место - женщина может оценить как знак вежливости, либо как обидный намек на возраст, либо как желание познакомиться).

3) предвосхищение дальнейших событий (и тем самым влияние на их исход). Представления о себе и своих возможностей могут предвосхищать наступление тех или иных событий (того, что должно произойти), исходя из того или иного видения себя (напр., уверенности или неуверенности в своих силах).

У человека существует несколько образов Я, которые актуализируются, а иногда и подменяют друг друга в ситуации общения. Субъект имеет «Я-идеальное» и «Я-реальное». В структуре «Я-идеального» содержаться представления индивида о том, каким он должен быть в идеале. «Я-реальное» отражает представление человека о себе на текущий момент. В зависимости от того, как соотносятся «Я-реальное» и Я-идеальное» человека, характеризуется адекватность его представлений о себе, которая выражается в самооценке. Самооценкой является оценка человеком себя, своих качеств и своего места среди других людей.

Р. Бернс выделяет два значимых момента для понимания самооценки:

1. Сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, т.е. с представлением о том, каким человек хотел бы быть. На формирование самооценки существенное влияние оказывают реальные достижения личности в самых разнообразных видах деятельности. (По Джеймсу — отношение реальных достижений индивида к его притязаниям.) И здесь, чем значительнее успехи личности в том или ином виде деятельности, тем выше будет и ее самооценка.

2. Отраженная самооценка — интериоризация внешних социальных реакций на индивида. Человек склонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие.

Виды самооценки:

1) адекватная (представление личности о себе соответствует представлению об этой личности других людей);

2) неадекватная (представление личности о себе резко расходится с тем, каким его видят другие):

а) завышенная (человек склонен себя переоценивать, у человека возникает идеализированное представление о своей личности, своей ценности для окружающих, он не желает признавать собственных ошибок, лени, недостатка знаний, неправильного поведения, часто становится жестким, агрессивным)

б) заниженная (ведет к неуверенности в себе, робости, застенчивости, невозможности реализовывать свои задатки и способности).

Уровень притязаний

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности. Уровень притязаний — это стремления индивида к цели такой сложности, которой по его мнению соответствуют его способностям. Термин введён Куртом Левиным.

Люди, обладающие реалистичным уровнем притязаний, отличаются уверенностью в своих силах, настойчивостью в достижении цели, большей продуктивностью, критичностью в оценке достигнутого. Неадекватность самооценки может привести к крайне нереалистичным (завышенным или заниженным) притязаниям. В поведении это проявляется в выборе слишком трудных или слишком лёгких целей, в повышенной тревожности, неуверенности в своих силах, тенденции избегать ситуации соревнования, некритичности в оценке достигнутого, ошибочности прогноза.
Наиболее популярным критерием для классификации методов изучения личности в психологии является критерий интервентности- вмешательства. По этому признаку методы психологии разделяют на наблюдение и эксперимент. Наблюдение характеризуется как максимально неинтервентный метод психологического познания, в то время как в ходе эксперимента осуществляется активное вмешательство в течение психической жизни испытуемого.

Научное наблюдение — это целенаправленная и преднамеренная фиксация проявлений поведения и суждений. Чрезвычайно важными для научного наблюдения являются требования объективности (возможность повторения и контроля) и однозначности кодов информации. Наблюдение подразделяют на открытое (когда испытуемый знает, что за ним наблюдают) и скрытое (когда испытуемый не знает, что за ним наблюдают); включенное (исследователь осуществляет деятельность вместе с испытуемым) и стороннее; естественное и лабораторное; периодическое и одиночное. Метод наблюдения наряду с методом беседы активно практиковался в подходе К. Роджерса к изучению личности.

Эксперимент — научный метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется влияние независимых переменных на зависимую. Эксперимент может быть естественным, полевым или лабораторным; констатирующим (выявляющим уже сложившиеся структуры) или формирующим (предполагающим целенаправленное воздействие на испытуемого в целях формирования у него определенных качеств). Метод ассоциативного эксперимента был предложен К.-Г.Юнгом.Испытуемый должен был отвечать на определенный набор слов-стимулов как можно быстрее любым пришедшим ему в голову словом. Регистровался тип возникающих ассоциаций, частота однотипных ассоциаций, величина латентных периодов (время между словом-стимулом и ответом испытуемого), поведенческие и физиологические реакции и др. По характеру этих делались выводы о скрытых влечениях и «аффективных комплексах» испытуемого, его установках и т. п.

Частным случаем эксперимента является тест — стандартизованное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психологический процесс или особенности личности. Существенной характеристикой метода тестов является наличие «норм», с которыми производится сличение полученных показателей. Выделяется особый тип проективных тестов. Метод теста использовался при изучении личности Оллпортом. Он исходил из того, что определенные черты существуют в личности каждого человека, разница только в уровне их развития, степени автономности и месте в структуре. Ориентируясь на это положение, Оллпорт разработал свои многофакторные опросники, при помощи которых исследуются особенности развития черт личности конкретного человека. Наибольшую известность приобрел опросник Миннесотского университета (ММРI).



Моделирование также является своеобразным экспериментальным методом в психологии. Модель представляет собой овеществленное психологическое понятие. При этом в модели абстрагируются теоретически значимые параметры реальности и игнорируются другие. В некоторых направлениях модель выполняет функцию установления отношений между понятиями, отражающими части психологической реальности (например, модель личности в теории 3.Фрейда).

Наблюдение и эксперимент неразрывны в реальной научной практике Наблюдение инициирует эксперимент и предшествует ему. В то же время наблюдение включено в качестве составной части в процедуру эксперимента. Промежуточное положение в классификации занимает ряд методов, в различной степени совмещающих в себе аспекты эксперимента и метода наблюдения. Сюда можно отнести психотехнические методы, метод беседы и психотерапевтические методы. Тестовые задания технические методы и метод беседы при этом тяготеют к методам наблюдения, а психотерапевтические — к методу эксперимента.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница